Техническое обслуживание колес с шинами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое обслуживание колес с шинами



 

Около половины шин преждевременно выводят из строя вследствие нарушения правил эксплуатации и технического обслуживания.

Объем работ по техническому обслуживанию колесного движителя приведен в таблице 12.18.

Эксплуатационные дефекты шин (неравномерный износ, разрушения, повреждения и т.п.), которые преждевременно выводят их из строя, чаще всего возникают вследствие несоблюдения установленных норм и низкого контроля за давление воздуха в шинах. Повышенное против нормы давление воздуха в шине вызывает неравномерный и повышенный износ протектора покрышки (средних беговых дорожек); вызывает перенапряжение нитей корда, вследствие чего наступает разрыв каркаса. Повышение давления воздуха в шинах на 10-20% снижает их пробег на 5-10 %.

Значительное влияние на пробег шины оказывает пониженное против нормы давление воздуха в ней. Крайне вредна даже кратковременная эксплуатация шин с пониженным внутренним давлением. У протектора при этом интенсивно изнашиваются крайние беговые дорожки, повреждается каркас покрышки. Кроме того, пониженное давление воздуха в шинах вызывает перерасход топлива при движении по твердой опорной поверхности. В связи с этим, ежедневно при контрольном осмотре автомобиля перед выходом из парка необходимо по манометру контролировать и при необходимости доводить до нормы давление воздуха в шинах.

 

Таблица 12.18

Техническое обслуживание колесного движителя

Вид ТО Работы, выполняемые по ТО Технические требования
КО перед выходом Проверить давление воздуха в шинах 4,5 кгс/см2 (0,43 МПа).
КО в пути Проверить нагрев ступиц Осмотреть шины Не должен вызывать ожог  
ЕТО Проверить состояние колес  

Периодическое ТО-1

Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления колес  
Проверить при необходимости отрегулировать подшипники ступиц колес Осевой люфт колеса не допускается
Периодическое ТО-2 Смазать подшипники ступиц колес 0,85 кг Литол-24 (Лита). Заложить смазку при снятой ступице

 

При ЕТО визуально осматривают и определяют износ протектора и другие неисправности.

В соответствии с ГОСТ 25478-82 минимально допустимое значение остаточной высоты рисунка протектора для шин грузовых автомобилей должно быть не менее 1 мм. Высота рисунка протектора проверяется не по центру беговой дорожки, а по зоне предельного износа.

Рис. 12.77. Порядок затяжки гаек крепления колеса.

 

При ТО-1(2) проверить затяжку гаек крепления колес к ступицам. При необходимости произвести затяжку гаек равномерно, по схеме, приведенной на рисунке 6, в два-три приема, начиная с верхней гайки.

 

 

Рис. 12.78. Передний мост:

1 - кран запора воздуха; 2 - цапфа; 3 - контргайка; 4 - замковые шайбы; 5- ведущий фланец; 6 - гайка подшипников; 7 - ступица с тормозным барабаном; 8 - кольцо; 9 - щиток тормозного механизма;10 - корпус поворотного кулака; 11, 39 - гайка; 12 - пресс-маслёнка; 13 - шкворень; 14 - болт; 15 - верхняя накладка поворотного кулака; 16 - регулировочный рычаг; 17 - картер; 18 - шаровая опора поворотного кулака; 19 - внутренняя полуось шарнира; 20 - вкладыш внутреннего кулака шарнира; 21 - диск шарнира; 22 - пружина манжеты; 23 - манжета; 24 - уплотнительное кольцо; 25 - распорное кольцо; 26 - крышка блока уплотнения; 27 - прокладка; 28 - обойма блока уплотнений; 29 - регулировочные прокладки; 30 - нижняя накладка кулака; 31, 34, 35 - подшипники; 32 - манжета; 33 - болт; 36 - прокладка ведущего фланца; 37 – стопорная шайба; 38 - втулка разжимная; 40 - наружная полуось шарнира.

При ТО-1(2) требуется проверить и при необходимости отрегулировать предварительный натяг подшипников ступиц колес.

Проверку предварительного натяга подшипников проводить: для заднего и промежуточного мостов - при вытянутой полуоси; для переднего ведущего моста - при снятом фланце кулака шарнира полуоси.

Регулировка предварительного натяга подшипников ступиц колес производится при наличии люфта в подшипниках или при тугой затяжке подшипников. Для регулировки необходимо поднять колесо домкратом. Осевой люфт или затяжку подшипников ступиц колес проверить покачиванием колеса в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса, а также вращением от руки. При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заеданий, и не имеет осевого люфта и качки. Если колесо вращается туго и тугое вращение не является следствием заедания тормозных колодок или при покачивании колеса чувствуется зазор, необходимо отрегулировать затяжку подшипников в ступицы. Для регулировки подшипников ступиц необходимо закрыть шинные краны 1 (рисунок 12.78) всех колес. Поднять домкратом регулируемое колесо. Снять защитный кожух трубки подвода воздуха, идущей от шинного крана к вентилю камеры, и отсоединить трубку от вентиля камеры. Снять фланец 5 полуоси (полуось) вместе с трубкой подвода воздуха. Вращая колесо рукой, проверить, нет ли заеданий и задевания тормозного барабана за накладки тормозных колодок. Отогнуть стопорную шайбу 37 контргайки 3, отвернуть контргайку 3 и снять замочную шайбу 4. Затем, затянуть регулировочную гайку 6 крепления подшипников до начала торможения ступицы (во время затягивания гайки проворачивать колесо для правильного и равномерного распределения роликов по периметру обоймы подшипников), затем отпустить ее приблизительно на 1/6 оборота Колесо при этом должно свободно вращаться без ощутимого осевого люфта. Установить замочную шайбу 4 так, чтобы стопорный штифта регулировочной гайки 6 совпал с ближайшим отверстием в замочной шайбе. Если отверстия не совпадут, то отвернуть гайку 6 до совпадения ближайшего отверстия со штифтом. Установить стопорную шайбу 37 и завернуть до отказа контргайку 3. Отогнуть стопорную шайбу 37 на грань контргайки 3. Установить фланец 5 полуоси (полуось). Подсоединить трубку подвода воздуха к вентилю камеры. Установить защитный кожух трубки подвода воздуха, идущей от шинного крана к вентилю камеры. Проделать вышеописанные операции для всех остальных колес автомобиля. Открыть шинные краны всех колес, пустить двигатель и довести давление воздуха в шинах до нормы. Кратковременным пробегом, без резких торможений проверить качество регулировки. В случае чрезмерного нагрева ступицы (проверять на ощупь) повторить регулировку.

Запасное колесо установлено за кабиной в держателе (рисунок 12.78), имеющем механизм опускания и подъема колеса с гидравлическим приводом.

Для подъема и опускания запасного колеса и кабины применяется один общий насос, установленный на правом крыле кабины. Положение ручек для подъема или опускания запасного колеса указано на табличке, расположенной на насосе.

Для подъема запасного колеса нужно закрепить его на откидном кронштейне гайками 26, качая рукоятку насоса при положении верхней рукоятки насоса «стрелка вверх», а нижней рукоятки в положении «колесо», поднять колесо и закрепить откидной кронштейн к стойке гайками 20.

Для опускания запасного колеса необходимо предварительно отвернуть гайку 20 крепления откидного кронштейна 4 к стойке, установить верхнюю рукоятку насоса в положение «стрелка вниз», а нижнюю рукоятку в положение «колесо», опустить колесо на откидном кронштейне и снять его, отвернув гайки 26.

 

Рис. 12.78. Держатель запасного колеса:

1 – стойка; 2 – пластина с болтами; 3 – стойка откидная; 4 – гидроцилиндр; 5 – правый лонжерон рамы; 12 – стяжка; 13 – кронштейн стяжки; 20, 26 – гайки.

 

Техническое обслуживание системы регулирования давления воздуха в шинах заключается в устранении утечки воздуха через соединения подтягиванием или заменой отдельного элемента соединения. Если кран управления давлением, краны запора воздуха и соединения пневмопроводов при проверке оказались герметичными, следовательно, утечка происходит через манжеты головок подвода воздуха. При большой утечке манжеты должны быть заменены. Надо помнить, что надежность манжет в работе прежде всего зависит от наличия и состояния смазочного материала на трущихся поверхностях.

Герметичность шин нужно проверять после их охлаждения до температуры окружающей среды. Места сильной утечки определяются на слух, места слабой утечки - с помощью мыльной эмульсии. Необходимо обращать внимание на герметичность соединений пневмопроводов.

При значительных повреждениях системы регулировки давления воздуха в шинах, когда компрессор не компенсирует падения давления воздуха в шинах, краны запора воздуха нужно закрыть, а кран управления поставить в среднее положение.

Нельзя переводить рукоятку крана управления давлением в положение "Накачка" при закрытых кранах запора воздуха.

При современных высоких скоростях движения автомобилей большое значение приобретает балансирование колес, которое является органической частью технологического процесса ТО автомобилей. Особенно неблагоприятен дисбаланс для управляемых колес, так как возникающие нагрузки не только вызывают износ деталей ходовой части, но и могут нарушить устойчивость движения. В случае необходимости балансировку колес в сборе производят на специальных стендах.

При возникновении неравномерного износа шин необходимо переставлять колеса. При этом другие шины будут также изнашиваться неравномерно. В тех случаях, когда все шины изнашиваются равномерно, в перестановке нет необходимости. Каждая шина притирается к своему месту, и в этом случае ее износ будет минимальным.

К основным причинам неисправностей шин относятся: отклонение величины внутреннего давления воздуха в шине от нормального, перегрузка шин, нарушение правил вождения автомобиля, неисправности автомобиля, неправильный подбор шин для конкретных условий эксплуатации, нарушение правил ТО шин.

На срок службы шин влияют неправильные углы установки передних колес, повышенный люфт в рулевом управлении, повреждения рулевых тяг, прогиб или перекос мостов, течь масла, выступающие детали кабин, кузова. Отрицательный развал передних колес, прогиб балок мостов вызывают ступенчатый износ внутренних дорожек протектора шин. Повышенное схождение управляемых колес приводит к износу наружной части протектора. Кромки истертых дорожек в этом случае острые. Такой же износ, но только внутренних дорожек, будет наблюдаться при отрицательном угле схождения колес. Причиной волнистого неравномерного износа протектора могут стать изношенные или ослабленные подшипники передних колес, поврежденные поворотные кулаки, погнутые рулевые тяги, неотрегулированное рулевое управление. Перекос мостов вызывает интенсивное истирание протектора. Причины местного пятнистого износа шин - дисбаланс колес, затяжное торможение с заблокированными колесами.

На долговечности шин сказываются и механические их повреждения, сопутствующие чаще всего неаккуратной езде. К механическим повреждениям относятся потертости, порезы, пробои покрышек о бордюрный камень, выступающие острые кромки горных пород, битых камней, кирпича и даже о выступающие поврежденные детали ходовой части и оперения кабины.

На практике автомобили, а, следовательно, и шины часто перегружают. Это приводит к снижению долговечности шин вследствие повреждения каркаса практически таким же образом, как и при эксплуатации шин с пониженным давлением воздуха. Кроме того, на боковинах покрышки со временем появляются характерные прямые или извилистые довольно крупные разрывы. В зоне же боковой дорожки перегруженная шина хуже противостоит пробоям от наезда на дорожные препятствия и другим механическим повреждениям.

На долговечность шин влияет и скорость движения автомобиля. Езда на высоких скоростях приводит к быстрому истиранию протектора, выкрошиванию резины, повышает температуру шины.

Разборка и сборка колеса

Основные правила сборки и разборки колеса с шиной:

категорически запрещается производить демонтаж колеса в накаченном состоянии. Воздух из камеры должен быть выпущен полностью;

выполнять монтаж и демонтаж колес с шинами монтажными лопатками из комплекта водительского инструмента, нельзя использовать кувалды, ломы и другие тяжелые предметы, способные деформировать детали колес;

запрещается использовать бортовые и замочные кольца от других типов колес и устанавливать на обод дополнительные бортовые кольца

нельзя применять ободья, бортовые и замочные кольца с повреждениями (трещины, вмятины, забоины);

на посадочных поверхностях и в замочной канавке обода не должно быть ржавчины, наклепов, задиров;

скручивание (винт) замочного кольца не должно превышать 15 мм;

при накачке и выпуске воздуха из шины нельзя изменять положение бортового и замочного колец; нельзя ударять по кольцам;

нельзя приступать к накачке шин, не убедившись, что замочное кольцо заняло рабочее положение в канавке обода и бортовое кольцо свободно заходит на предназначенную для него посадочную полку на замочном кольце;

накачивать шину в специальном ограждении; при выполнении этой операции в дорожных условиях нельзя допускать присутствия людей вблизи колеса напротив его замочной части;

осмотреть и удалить из покрышки посторонние предметы, грязь, песок и др. Тщательно протереть влажной тряпкой внутреннюю поверхность и посадочные места;

нельзя использовать покрышки, на посадочных местах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу.

перед разборкой пометить на покрышке и ободе места установки балансировочных грузов, при сборке метки совместить, грузы установить на прежнее место.

перед укладкой камеры в покрышку поверхность камеры, внутреннюю полость покрышки и ободную ленту припудрить тальком.

Для облегчения монтажа и полной посадки бортов на обод рекомендуется борта смочить мыльным раствором. Недопустимо использовать для этих целей смазки, масла и другие нефтепродукты.

Разборку колеса (рис. 9) надо проводить следующим образом:

1. Положить колесо с шиной на ровную горизонтальную площадку замочной частью вверх, предварительно выпустив воздух, и утопить вентиль в полость покрышки. Нанести на бортовое и замочное кольца метки взаимного их расположения и метки расположения балансировочных грузиков. Снять балансировочные грузики.

2. Снять борт шины с посадочной полки обода, для чего необходимо:

вставить изогнутый конец длинной монтажной лопатки между бортовым и замочным кольцами, используя демонтажный паз на бортовом кольце (рисунок 12.79, а);

отжимать бортовое кольцо вниз до тех пор, пока не представится возможным ввести рядом в образовавшийся зазор изогнутый конец второй монтажной лопатки (рисунок 12.79, б);

последовательно передвигаясь по окружности обода, вставить изогнутые концы обеих лопаток между бортовым и замочным кольцами и, постепенно осаживая борт покрышки, снять его с посадочной полки обода.

3. Снять замочное кольцо, для чего следует:

вставить плоский конец монтажной лопатки в вырез на конце замочного кольца и, отжать его из замочной канавки обода (рисунок 12.79, в);

изогнутым концом второй лопатки снизу поднять замочное кольцо (рисунок 12.79, г);

выжимая монтажными лопатками замочное кольцо по окружности, вывести его из зацепления с ободом.

4. Снять бортовое кольцо.

5. Снять борт покрышки с обода, для чего нужно:

встать на шину с противоположной от вентиля стороны и осадить покрышку до монтажного ручья обода;

с противоположной стороны завести плоский конец одной лопатки и изогнутый конец другой (рисунок 12.79, д);

переместить часть борта шины через посадочную полку обода вверх (рисунок 12.79, е);

удерживая одной лопаткой борт над закраиной обода, освободить другую лопатку с плоским концом и последовательно, вводя на всю ширину борта покрышки плоский конец, ее справа и слева от оставшейся лопатки, полностью вывести борт шины из обода.

 

Рис. 9. Схема монтажа и демонтажа колес с шинами

 

6. Перевернуть колесо замочной частью вниз и приемами, описанными в п. 2, снять борт шины с другой посадочной полки обода.

7. Извлечь обод из шины, для чего надо:

поставить колесо с шиной в вертикальное положение, если вентиль не утоплен в полость шины - утопить;

находясь около колеса со стороны, противоположной замочной части обода, взявшись за диск, сместить обод на себя без перекоса так, чтобы борт шины внизу попал в монтажный ручей (рисунок 12.79, ж);

потянуть верхнюю часть обода на себя и, соблюдая меры предосторожности, вынуть обод из шины.

Сборку колеса следует осуществлять в следующем порядке.

1. Вложить камеру внутрь покрышки, предварительно посыпав ее тальком, наполнить воздухом, чтобы она приняла естественную форму, не прилегая при этом плотно к покрышке.

Вложить в полость покрышки ободную ленту, выведя вентиль камеры через отверстие наружу.

Для облегчения сборки и полной посадки покрышки на посадочную поверхность обода борта покрышки смочить мыльным раствором. Запрещается в качестве смазочного материала посадочных поверхностей бортов покрышки и обода применять минеральные масла (солидолы, Литол-24 и т.п.).

2. Положить обод замочной частью вверх и надеть бортовое кольцо закраиной вниз.

3. Наложить шину на обод наклонно так, чтобы вентиль находился в нижнем положении напротив вентильного отверстия обода (рисунок 12.79, з). Ввести вентиль. Приподнять шину и, направляя нижний борт в монтажный ручей обода, надвинуть ее на борт. Под собственным весом шина наденется на обод; надо следить при этом, чтобы вентиль шины занял центральное положение относительно вентильного отверстия обода без перекосов.

4. Начиная со стороны, противоположной вентилю, завести верхний борт шины в монтажный ручей, для чего требуется:

плоский конец монтажной лопатки вставить в замочную канавку обода;

загнутый конец другой лопатки положить торцом на борт шины под первую лопатку (рисунок 12.79, и);

прилагая усилие к свободному концу лопатки с плоским концом и, придерживая другую, последовательно передвигаясь по окружности обода, осадить борт шины до монтажного ручья обода.

5. Установить бортовое кольцо.

6. Установить замочное кольцо, используя плоский конец монтажной лопатки (рисунок 12.79, к). Кронштейн на ободе должен находиться в разрезе замочного кольца. Совместить метки бортового и замочного колец.

7. Накачать шину предварительно до давления не более 50 кПа
(0,5 кгс/см2). Убедиться, что замочное кольцо по всей окружности прилегло к замочной части обода, а бортовое кольцо заняло рабочее положение на посадочной полке замочного кольца (полностью обхватило и примкнуло к нему).

8. Поставить балансировочные грузики по меткам и довести давление в шине до номинального. В отличие от колес с коническими полками посадка бортов покрышки на тороидальные полки обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления воздуха в шине происходит не постепенно, а мгновенно, поэтому следует проявлять особую осторожность и соблюдать рекомендации, изложенные в начале раздела.

Вопросы для контроля и самопроверки

1. Назначение и состав трансмиссии автомобиля КамАЗ-5350.

2. Назначение, ТХ, устройство сцеплений моделей 14, 17, 19.

3. Назначение, ТХ, устройство коробок передач моделей 154, 161.

4. Назначение, ТХ, устройство раздаточной коробки.

5. Назначение, ТХ, устройство главной передачи.

6. Назначение, ТХ, устройство межколёсного дифференциала.

7. Назначение, ТХ, устройство карданной передачи КамАЗ-5350.

8. Назначение и состав приводов управления агрегатами трансмиссии автомобиля КамАЗ-5350.

9. Назначение, ТХ, устройство привода управления сцепления.

10. Назначение, ТХ, устройство механизма переключения передач коробки передач.

11. Назначение, ТХ, устройство привода управления переключения передач раздаточной коробки.

12. Назначение, ТХ, устройство привода управления отбора мощности в раздаточной коробке.

13. Назначение, ТХ, устройство привода управления блокировкой межосевого дифференциала.

14. Назначение, ТХ, устройство привода управления блокировкой межколесного дифференциала.

15. Назначение и состав ходовой части автомобиля КамАЗ-5350.

16. Назначение, ТХ, устройство передней и задней подвески автомобиля КамАЗ-5350.

17. Назначение, ТХ, устройство рамы автомобиля КамАЗ-5350.

18. Назначение, ТХ, устройство колес автомобиля КамАЗ-5350.

19. Назначение, ТХ, устройство централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах автомобиля КамАЗ-5350.

20. Назначение, устройство пневмооборудования автомобиля КамАЗ-5350.

21. Назначение, ТХ, устройство лебедки автомобиля КамАЗ-5350.

22. Операции технического обслуживания сцепления автомобиля КамАЗ-5350.

23. Операции технического обслуживания коробки передач автомобиля КамАЗ-5350.

24. Операции технического обслуживания раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-5350.

25. Операции технического обслуживания редуктора ведущего моста автомобиля КамАЗ-5350.

26. Регулировки сцепления.

27. Регулировки коробки передач.

28. Регулировки раздаточной коробки.

29. Регулировки механизмов ведущих мостов.

30. Назначение и состав трансмиссии автогрейдера ДЗ-122.

31. Назначение и состав трансмиссии тягача МЗКТ.

32. Назначение, основные ТХ, состав трансмиссии бронетранспортера БТР-80.

33. Устройство коробки передач БТР-80.

34. Устройство раздаточной коробки БТР-80.

35. Устройство карданной передачи БТР-80.

36. Устройство ведущего моста БТР-80.

37. Назначение и состав ходовой части автогрейдера ДЗ-122.

38. Состав основной рамы и ходового оборудования автогрейдера ДЗ-122.

39. Назначение и состав ходовой части тягача МЗКТ.

40. Состав рамы, подвески, поворотного устройства, ступиц и колеса тягача МЗКТ.

41. Назначение, основные ТХ, состав ходовой части бронетранспортера БТР-80.

42. Состав подвески и колесного движителя бронетранспортера БТР-80.

43. Операции технического обслуживания рамы и тягово-сцепного устройства автомобиля КамАЗ-5350.

44. Операции технического обслуживания ведущих мостов автомобиля КамАЗ-5350.

45. Операции технического обслуживания подвески автомобиля КамАЗ-5350.

46. Операции технического обслуживания колесного движителя автомобиля КамАЗ-5350.

47. Порядок подъема и опускания запасного колеса.

48. Порядок разборки колеса.

49. Порядок сборки колеса.

 


ГЛАВА 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.104 с.)