Культура Древней Руси: зодчество, изобразительное искусство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Древней Руси: зодчество, изобразительное искусство.



Судебник Ивана III.

ОТВЕТЫ:

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ:
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева. Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Ещё одним уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.  Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

2. СУДЕБНИК ИВАНА III:
Во времена правления Ивана III Русь постепенно начала переход от старой политической системы к новой - феодализму. Чтобы урегулировать возникающие отношения между землевладельцами (феодалами) и крестьянами, необходимо было создать соответствующие правовые нормы. По сути, Судебник 1497 г. служил исключительно для того, чтобы закрепить права феодалов над крестьянами и урегулировать процесс наказаний за свершенные деяния. Именно поэтому Судебник до сих пор считается настоящим памятником феодализма. В XV в. Русь заканчивала процесс объединения земель и создания единого государства. Чтобы удержать страну вместе, была создана новая система отношений, приняты новые нормы права и созданы новые законы. Смена политического строя требовала совершенно новой системы управления, которая должна была опираться на законодательство. Однако все правовые документы, которые существовали на тот момент, были либо устаревшими, либо непонятными и зачастую недоступными. В правовой сфере царил хаос, что сильно затрудняло процесс судопроизводства. Чтобы упростить процесс управления государством, был создан Cудебник, который должен был стать единым государственным сводом законов. Чтобы создать единый свод, необходимо было объединить все нормативно-правовые документы, существовавшие до этого. Это было сделано, и в основу Cудебника легли:
* «Русская Правда»;
* судебные грамоты (содержали сведения о судопроизводстве в разных княжествах, а также местные нормы права);
* уставные грамоты (регулировали местное самоуправление и представляли собой свод актов от органов верховной власти);
* описания судебных процессов и решений по частным случаям.

В документе были даны определения преступлениям, выявлены их основные виды и приведены меры наказаний за те или иные правонарушения. В отличие от всех предыдущих документов преступление в Судебнике Ивана III определялось не как деяние против человека и его воли, а как деяние против государства и государственного строя. В Cудебнике 1497 г. впервые закреплялось право феодала на владение крестьянином (закрепощение крестьян), а также процесс выхода крестьян из-под власти хозяина в Юрьев день. По сути, крепостное право как правовое явление пошло именно от Cудебника Ивана III. Помимо этого, в документе содержались сведения о частной собственности, процессе ее продажи и сдачи внаем. Хотя Cудебник не давал четкой систематизации и был направлен на закрепление феодализма, он все же имел огромное значение для дальнейшего становления Руси как самостоятельного единого государства с централизованным управлением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.006 с.)