Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Становление органов власти Российского государства.
ОТВЕТЫ:
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ: Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций, кроме того влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры. Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве». В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях. В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приемов. Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях, родиной коих она и является. Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека. В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека. Первые книги были рукописными. Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют. Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы. Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – “Повестью временных лет” – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. “Повесть временных (т.е. прошедших) лет” охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.). События из истории Древней Руси были записаны и переданы нам монахом Нестором. Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – “Слово о законе и благодати” первого киевского митрополита Илариона. Жанры древнерусской литературы: 1. Летопись (“Повесть временных лет”, автор монах Нестор). 2. Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор). 3. Слово (“Слово о законе и благодати”, митрополит Иларион).
2. СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: С объединением земель старая, дворцовая система управления уже не соответствовала масштабам страны. Со временем отдельные отрасли дворцового хозяйства, призванные ранее обслуживать потребности князя, приобретут государственный характер, встанут на службу централизации страны. Главными помощниками князя были его бояре, составлявшие Боярскую думу. Чаще всего Дума выступала как совещательный орган. Но сами же бояре исполняли думские решения, если на то была княжеская воля. С объединением страны деятельность Боярской думы стала более сложной. Правом участия в заседаниях Думы обладали не все бояре, а те из них, кого московский князь жаловал боярством. В Думе отныне состояли потомки некогда удельных и великих князей, ставших подданными Москвы. В таком виде Дума объединяла аристократическую и политическую элиту дворянства и даже претендовала на роль «соправительствующего» органа при монархе. Вся территория делилась на уезды. Их границы совпадали с границами прежних удельных княжеств. В них великий князь посылал своих управителей – воевод-наместников. Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу. Воеводы не получали от государства платы за свою работу, оставляя себе определённую часть налогов. Такой порядок содержания должностных лиц за счёт местного населения назывался кормлением. Регулировать взаимные отношения членов государева двора должно было местничество. Местничество долгое время регламентировало отношения внутри аристократии, было средством давления на нее великого князя, с одной стороны, и средством защиты аристократии от произвола государя, которому приходилось считаться с родовитостью своих подданных – с другой стороны. В удельную эпоху князь обыкновенно «приказывал» тем или иным боярам ведать отдельными делами. При Иване III объем таких дел неизмеримо вырос и ими приходилось заниматься не от случая к случаю, а постоянно. Уже нельзя было обойтись без знающих людей, осведомленных в тонкостях дела – приказных, к которым относились дьяки и подчиненные им подьячие. В итоге сформировалась потребность в создании постоянно действующих центральных исполнительных органов управления – приказов. Первые приказы появились при Иване III и Василии III.
БИЛЕТ № 15
|