Выводы. Независимо от процессуальной важности составляемого юридического документа и предполагаемой его перспективы, следует помнить, что он может повлиять на репутацию составившего его специалиста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы. Независимо от процессуальной важности составляемого юридического документа и предполагаемой его перспективы, следует помнить, что он может повлиять на репутацию составившего его специалиста.



                              3.5. Проблемы красноречия юриста

Тема ораторского искусства – одна из сложнейших в становлении юриста.

В небольшой лекции можно лишь привлечь ваше внимание к этой проблеме и ознакомить вас с основными литературными источниками в надежде разбудить в вас желание на самостоятельное образование.

Чаще всего красноречие относят к числу врожденных способностей, однако бесспорно, что можно эти способности развить в себе, совершенствовать их, оттачивать, шлифовать – было бы желание заниматься этим. При этом на помощь могут придти рекомендации и советы начинающем оратору, основанные на обобщении опыта многих.

           Любая публичная речь должна преследовать определенную цель, решать ту или иную задачи. Без цели красноречие превращается в краснобайство.

           Юрист –  часто выступает как судебный оратор – свою задачу он видит в том, чтобы доказать выдвигаемый тезис, объяснить и убедить в обоснованности, объективности, истинности своих суждений, которыми он при этом пользуется, могут быть самыми разнообразными – от строго логического анализа доказательств до эмоционального внушающего воздействия. Предпочтение тем или иным приемам основывается с учетом, как предмета спора, так и характера судебной аудитории. При этом им выделяются профессиональные участники процесса (судьи, представители сторон), присяжные, общественные обвинители и защитники, случайная публика.

           Выступление юриста  на публику раздражает профессиональную часть аудитории и нередко влечет для него отрицательные последствия, не компенсируемые, как правило, иными побочными эффектами. Ориентация же только на профессионалов делает речь малодоступной для неподготовленной части аудитории, сухой, казенно – скучной. Сетования по поводу деградации ораторского искусства советского периода были обоснованными: судебный оратор вынужден был ориентироваться на слушателя – профессионала, от которого зависели климат совещательной комнаты и принимаемые решения, политический оратор запуганный возможными «непредсказуемыми последствиями» устного слова читал речь по тексту.

           Формирование демократических общественных отношений сняло пресс - страха с общественного оратора. Ораторская импровизация постепенно становится нормой. Качественно меняется и речь оратора с расширением гласности правосудия, с возрождением суда присяжных. Павда есть и отрицательные, в этом отношении плоды судебной реформы: рождение единоличного правосудия по уголовным и гражданским делам не способствует расцвету красноречия.

           Требования к выступлениям профессионального судебного оратора (защитника, обвинителя, представителя потерпевшего, истца, ответчика) можно разделить на две группы: общие принципы и технические приемы.

           К принципам судебной речи следует отнести:  законность, нравственность, безупречность, чувство меры и такта, умеренность, объективность.

           Принцип законности предполагает не только соблюдение предписаний закона, но демонстрацию уважения к закону. Необходимо всегда помнить что закон – главное оружие адвоката. Произвольное толкование закона, продиктованное индивидуальными интересами, а тем более сознательное извращение закона может иногда способствовать достижению цели, но ненадолго. Профессионал не может ориентироваться на ущербно житейское «закон, что дышло». Такая ориентация мстит. Правовой цинизм судебного оратора неприемлем для достижения праведной цели – он способен лишь увеличить мерзости нашей жизни.

           Нравственность – важная составная часть норм поведения, в том числе и в сфере процессуальных отношений. Закон не должен противоречить нормам нравственности, но он и не исчерпывает их. Нормы нравственности дополняют закон и являются одним из важнейших критериев правильного поведения. Гуманизм, справедливость, соблюдение уважения к человеческому достоинству лиц, с которыми приходится сталкиваться в ходе процесса, ясное осознание грани, отделяющей добро от зла – все это требования из области морали, обязательные для профессионального судебного оратора, показатель уровня его культуры.

           Объективность и умеренность оратора вызывает чувство уважения и симпатии к нему со стороны аудитории, способствует убедительности речи.

           К логико – техническим ораторским приемам относятся обычно логические законы, нарушение которых подрывает доверие к оратору (непротиворечивость, законы тождества, достаточного основания и пр.), а также внешние эффекты, привлекающие внимание «зачаровывающие, привлекающие». Это жесты, паузы, логические ударения,  акцентирующие повторения, эмоционально – логические отступления и проч., что создает впечатление, воздействует не только на разум, но и чувства. Способствует запоминанию. Формирует убеждение.

           Все эти приемы многократно описаны в литературе о риторике, включая и изыскания известных юристов.

                                                                         ЛЕКЦИЯ 5 

                          Виды научно-исследовательских работ студентов

           Понятие «научно – исследовательских работ студентов» включает 2 элемента:

1) обучение элементам исследовательского труда, привитие навыков этого труда;

2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей, является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки юристов с высшим образованием «бакалавров».

           Целями научной работы студентов являются – переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

           Прежде чем приступить к исследованию определенного юридического вопроса студенту следует определить предмет исследования и задачи.

           Основные задачи исследовательской работы:

           - развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

           - привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

           - повышение качества усвоения правовых дисциплин;

           - выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

           Итак, научно-исследовательская деятельность студентов является одной из важнейших форм учебного процесса, это творческая деятельность и направлена на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения.

Исследовательской работой все студенты занимаются в период обучения в ВУЗе: написание рефератов, курсовых, ВКР не возможно без проведения самых простых исследований, Именно, самостоятельное выполнение указанных работ, а не предоставление работ, списанных с Интернета, либо выполненных студентом не лично, а по заказу не развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

После того как определен предмет деятельности (исследовании), определены вопросы: что делать, как изучать, возникает прежде всего вопрос как это сделать, какие приемы следует использовать при изучении данного вопроса, т.е. какие методы (способы) необходимо применить для отыскания истины, каковы границы их использования, т.е. какую методологию применить – для определения структуры, логической организации, методов, принципов и средств,  применимых для получения  истинных,  отражающих   объективную сторону  исследуемого вопроса или вида юридической деятельности.

Кроме того, нужно усвоить, что исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными фактами. В этой связи можно выделить три основных стадии прохождения исследовательской работы в учебном процессе:

Подготовительная стадия. На данной стадии происходит постановка целевого назначения исследования, формируются его задачи, составляется методика проведения процесса исследования, выбирается учебная и методическая литература, планируются результаты изучения того или иного объекта.

После того как определен предмет деятельности (исследовании), определены вопросы: что делать, как изучать, возникает прежде всего вопрос как это сделать, какие приемы следует использовать при изучении данного вопроса, т.е. какие методы (способы) необходимо применить для отыскания истины, каковы границы их использования, т.е. какую методологию применить – для определения структуры, логической организации, методов, принципов и средств применимы для получения истинных, отражающих объективную сторону исследуемого вопроса или вида юридической деятельности.

Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Структура методологии:

1. Характеристика деятельности:

-особенности;

-принципы;

-условия;

-нормы деятельности.

2. Логическая структура деятельности:

-субъект;

-объект;

-предмет;

-формы;

-средства;

-методы;

-результат деятельности.

3. Временная структура деятельности:

-фазы;

-стадии;

-этапы деятельности.

Основная стадия. Она связана с проведением исследования. Происходит практическая реализация программы исследования, ищется необходимая информация, обрабатывается и фильтруется, фиксируется, анализируются.

Заключительная стадия. На этом этапе происходит подведение итогов проведенного исследования, а именно: делаются выводы по предмету и объекту исследования, оценивается значимость исследования, анализируются результаты. Кроме того, подводятся итоги эффективности и целесообразности применения в исследовании и самой исследовательской программы, делаются выводы по оптимизации и улучшению того или иного направления, процесса исследования.

К исследовательским работам студентов можно отнести:

-подготовка к семинарам;

-подготовка к микрозачету - 3 час., тестам -3 час., зачету 10 час., экзамену -20 час, коллоквиумам – 5 час.;

-реферат, контрольная работа – 10 -20 час.;

- курсовая работа -20-30 час.;

-Выпускная Квалификационная Работа (ВКР);

-ознакомительная практика;

-производственная практика;

-преддипломная практика.   

Так, Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Высшего Образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция квалификация (степень) «бакалавр» предусмотрена профессиональная компетенция, которая формирует у студентов способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК -13).

                                          5.1 ДОКЛАД ИЛИ ВЫСТУПЛЕНИЕ

В ходе обучения вам также неоднократно приходится выступать. Это:

Доклад или письменное выступление на семинаре, круглом столе – специфическая учебная работа студента, которая предполагает предварительную подготовку с использованием литературы (не менее трех источников).

           Публичное выступление должно соответствовать следующим требованиям:

- воспроизведение подготовленного выступления без опоры на письменный текст;

-временной регламент – 7-10 мин.;;

-соответствие нормам  литературного языка;

-умение делать вывод из всего сказанного и отвечать на вопросы.

Для того, чтобы достичь максимального успеха при выступлении, выполните упражнение для подготовки доклада, предлагаемое знаменитым педагогом и психологом, а также ответьте на вопросы для самоконтроля, составление П. Солером, в докладе цифровые данные.

«Вам предстоит выступать с докладом на семинаре. Отдайте себе отчет, нуждаетесь ли вы в том, чтобы иметь полный текст? План? Может вообще обойтись без бумажки?

Если вы ощущаете, если не можете без текста, поступите следующим образом.. Прежде, чем написать, изобразите на бумаге ход Ваших мыслей (но не последовательность их изложения) в виде схемы: «Мы знаем… следовательно…» и т.д. Только тогда этот логический «скелет» будет начерчен, разверните эту связь мыслей в последовательность высказываний. Перечитайте текст несколько раз. Все ли смысловые связи сохранились в тексте? Если нет, может быть, они и не нужны, потому что слушатели восстановят их сами? Выделите в тексте высказывания, которые отражают главный ход ваших мыслей и подчеркните их красным карандашом. Перечитайте подчеркнутое. Есть ли логическая связь? Теперь подчеркните синим карандашом то, что непосредственно обосновывает вашу основную мысль (не больше 2-3 «синих высказываний на одно красное). Пересчитайте все подчеркнутое (синим и красным вместе). Есть ли логическая связь? Запишите «красные» или «синие» высказывания на отдельный лист, подчеркнув красные (любым цветом). Припишите в плане те три-четыре вводных высказывания, которыми вы начнете выступление («Вопрос,  анализируемый в докладе, почти не разработан. «Потому…» и т.д.),  и те  фразы - три-четыре,  которыми закончите свой доклад. На том же листе выпишите упоминаемые в докладе цифровые данные, имена, географические названия, вообще то, что трудно для запоминания. А теперь оставьте текст дома и спокойно идите на доклад только с этим листом!

           Если Вы можете с самого начала обойтись конспектом, составьте предварительно такую же смысловую схему и так же выделите ход мыслей. Только результатом этой работы будет не конспект, а план (плюс вводные и заключительные слова и трудные для запоминания данные).

           Ход мыслей:

           Если вам с самого начала достаточно плана, вы в этом упражнении не нуждаетесь. В заключение два совета:

           А) если вам предстоит осветить несколько самостоятельных вопросов, обязательно выпишите в конспект (план) «формулы перехода» типа: «Не менее важным нам представляется напомнить о …»;

           Б) все – таки текст (конспект) не оставляйте дома, пусть он лежит где-то рядом. Он Вам не понадобится, но так будет спокойнее:

             Вопросы для самоконтроля

В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется ораторам для контроля ставить перед собой следующие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует эта тема или может ли она стать интересной для меня?

2.Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я получить нужные данные?

3.Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4.Если я хочу убедить, убежден ли я искренне сам?

5.Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Рекомендации для докладчика

1.Докладчик должен точно излагать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

2.Последствия каждого высказывания должны быть обдумананы.

3. Каждое высказывание должно быть целесообразным: его создание исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.

4.Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено.

5.Сообщение должно быть уместным.

6.Выступление должно содержать новую информацию.

Все доклады на семинарах подвергаются оппонированию (анализу содержания речи докладчика). Оппоненты оценивают доклады определяя:

-функциональный стиль доклада – книжный (научный или научно – публистический) или разговорный);

-степень владения материалом;

-соответствие нормам литературного языка, указывая на все допущенные ошибки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.03 с.)