Общая характеристика сравнительного подхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика сравнительного подхода.



Сравнительный подход основан на принципе замещения – покупатель не купит объект, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке аналогичного объекта, обладающего такой же полезностью. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной компании, зафиксированная рынком.

Теоретические основы данного метода исходят из следующего:

1. Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия;

2. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен;

3. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, у других аналогичных предприятий при такой же цене должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами: прибыль, дивиденды, выход, продажа, собственный капитал.

Преимущества сравнительного подхода:

1. Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.

2. Оценка основана на ретроинформации и, следовательно, отражает фактические результаты хозяйственной деятельности.

3. Цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке, а, следовательно, является реальным отражением спроса и предложения.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков: игнорирует перспективы развития предприятия в будущем; получение информации от предприятий-аналогов является довольно сложным процессом, оценщик должен вносить сложные корректировки, поправки, требующие серьезного обоснования в итоговую величину и промежуточные расчеты.

Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, доступности финансовой информации и наличия служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:

Ø метод рынка капитала (компании-аналога);

Ø метод сделок;

Ø метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала – основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Исходят из того, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Этот метод основывается на финансовом анализе оцениваемой и сопоставимых компаний.

При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости:

Ø тождество производимой продукции;

Ø тождество объема и качества производимой продукции;

Ø идентичность изучаемых периодов;

Ø тождество стадий развития предприятий (например, стадии роста или упадка) и размеров производственной мощности;

Ø сопоставимость стратегии развития предприятий;

Ø равная степень учета климатических и территориальных различий и особенностей;

Ø сопоставимость финансовых характеристик предприятий.

Метод сделок или метод продаж – ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

Суть метода отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продаж бизнеса в той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-то показателем. Этот метод в основном используется для оценки малых предприятий и носит вспомогательный характер. В результате обобщения были разработаны довольно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

Опыт западных оценочных фирм свидетельствует:

Ø рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются соответственно за 0,7 и 0,5 от годовой выручки;

Ø рестораны и туристические агентства - соответственно 0,25-0,5 и 0,04-0,1 от валовой выручки;

Ø заправочные станции – 1,2-2,0 от месячной выручки; предприятия розничной торговли – 0,75-1,5 от суммы: ;

Ø машиностроительные предприятия – 1,5-2,5 от суммы: .

Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получаем ее стоимость.

Пример. Необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 950 тыс. грн. Известно, что недавно была продана аналогичная компания за 8000 тыс. грн., чистая прибыль которой за аналогичный период составила 800 тыс. грн.

1. Определим по компании-аналогу мультипликатор

2. Определим стоимость оцениваемой компании

Несмотря на видимую простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, т.к. предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогом. Оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.

Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом аналогичен методу капитализации доходов. И в том и другом случае оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода компании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании.

Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных.

Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения.

Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:

I этап. Сбор необходимой информации.

II этап. Составление списка аналогичных предприятий.

III этап. Финансовый анализ.

IV этап. Расчёт оценочных мультипликаторов.

V этап. Выбор величины мультипликатора.

VI этап. Определение итоговой величины стоимости.

VII этап. Внесение итоговых корректировок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.011 с.)