Тема: Понятие стандартизация, цели, общая характеристика, основные задачи развития стандартизации, принципы стандартизации. Функции стандартизации в условиях рыночных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Понятие стандартизация, цели, общая характеристика, основные задачи развития стандартизации, принципы стандартизации. Функции стандартизации в условиях рыночных отношений



РАЗДЕЛ 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Основные задачи развития стандартизации.

1 Задача. Понять роль и значение стандартизации в систематическом улучшении каче-ства продукции (комплексная стандартизация качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, которые определяют качество, надежность и долговечность готовых изделий)

Цели решения этой задачи: понять показатели и требования в стандартах на уровень стандартов и образцов продукции зарубежных стран (ведущих) и приблизить организацию стандартизации в РФ к международным правилам.

2 Задача. Широкое развитие унификации, агрегатирования, симплификация, типизации, классификации и взаимозаменяемости, оптимизация.

3 задача. Заключается в необходимости значительного повышения научного уровня техники и измерений. Она охватывает систему единства мер и измерений, образцовые высокоточные системы измерений (эталоны, калибры), высокоточные средства для проведения экспериментов в научно-исследовательских работах.

Принципы стандартизации

1. Целесообразность разработки стандартов определяется путем анализа его необходимости в экономическом, техническом и социальном аспектах.

2. Стандартизация должна обеспечивать безопасность объекта для жизнедеятельности человека и окружающей среды.

3. Стандарты не должны быть барьером в торговле, для этого необходимо учитывать международные стандарты и национальные стандарты других стран.

4. Разработка стандарта должна быть основана на взаимосогласии заинтересованных сторон.

5. Стандарты должны быть актуальными (своевременными), чтобы не тормозить научно-технический прогресс в стране.

6. Стандарты, применяемые в определенной области стандартизации не должны дублировать друг друга.

Тема: Государственная система стандартизации РФ

Правовые основы стандартизации

1. Ступень.

Это техническое законодательство. В него входят совокупность всех законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановление, приказы федеральных органов). Применяется для гос. регулирования качества продукции, технического законодательства, применяется во всем мире и является главенствующим.

2. Ступень.

Государственные стандарты, обеспечивающие в технико-экономической информации определенного уровня.

Нормативные документы (ГСРФ, межгосударственные стандарты- ГОСТ, гос. стандарты бывшего советского союза, правила, нормы и рекомендации по стандартизации).

Технический регламент. Гос. и международные стандарты содержащие обязательные правила и требования по стандартизации, метрологии и сертификации.

3. Ступень.

Нормативные документы, относящиеся к определенной отрасли народного хозяйства (отраслевой стандарт). ОСТ, а также в сфере деятельности к ним относятся стандарты научных и инженерных обществ СТО.

4. Ступень.

Нормативные документы в рамках определенной организации (предприятия). Стандарты предприятий СТП и технические условия ТУ. Они могут выступать в роли технических и нормативных документах, в которых дается ссылка в договорах на продукцию.

 

Нормативные документы

Все нормы требований и правила характеристики, касающиеся объектов стандартизации, оформляются в виде нормативных документов.

1. Стандарт.

2. Документ технических условий (это стандарт технических требований) устанавливает технические требования к продукции, услугам и к самому процессу.

3. Регламент – нормативный документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Существует нормативность регламента. Технический регламент, который существует на производстве.

4. Свод правил – это нормативный документ для предметов проектирования монтажа оборудования и конструкций.

 

Виды стандартов

Стандарт - это нормативный документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правило, характеристики, касающиеся различных видом деятельности или их результатов.

1. Основополагающий – общий стандарт (нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения в определенной области), на основе его разрабатываются все остальные стандарты.

2. Стандарт на услуги.

3. Стандарт на продукцию.

4. Терминологический стандарт.

5. Стандарт на совместимость.

6. Стандарт на методы испытаний.

Правовые основы стандартизации обеспечиваются законом «О стандартизации». Этот закон действует во взаимосвязи с другими законодательными актами, такими как: «Обеспечение единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» и «О защите прав потребителей».

Правовые основы, устанавливаемые законом «о стандартизации» являются обязательными для всех государственных органов управления, для предприятий, предпринимателей, общественных объединений и т.д.

Закон «О стандартизации» регламентирует:

1 Организацию работ по стандартизации в РФ

2 Международное сотрудничество в области стандартизации

3 Виды и применение нормативных документов о стандартизации

4 Информационное обеспечение работ по стандартизации (издание и реализация нормативных документов)

5 Порядок проведения государственного контроля и надзора по стандартизации за соблюдением требований стандартов

6 Финансирование работ по стандартизации

7 Ответственность за нарушение положений закона по стандартизации

8 Экономическое стимулирование применения государственных стандартов

Стандартизация как практическая деятельность направлена на достижение следующих целей (цели стандартизации):

– безопасность продукции и услуг для жизни и здоровья людей их имущества

и для окружающей среды

– техническую и информационную совместимость

– обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности страны

– безопасность хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (природные или техногенные катастрофы)

– экономия всех видов ресурсов

– обеспечение единства измерений.

Следует подчеркнуть, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она должна отвечать изменениям происходящих во всех сферах жизни общества в первую очередь в технике и экономике. Стандартизация стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы новые нормы, требования, правила, способствовали успешному развитию сферам производства и услуг.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований

Государственных стандартов

В соответствии с Законом «О стандартизации» осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. К таким требованиям относится - требование по обеспечению безопасности для жизни людей их имущества, для окружающей среды, а также другие требования указанные в законах.

По содержанию контроль и надзор идентичны, различие заключается в полномочиях субъектов, которые осуществляют надзор или контроль.

В случае выявления нарушений обязательных требований государственных стандартов составляется акт проверки, который является основанием для выдачи предписаний и внесения постановления о наложении штрафа. В случае не выполнения субъектами хозяйственной деятельности полученных предписаний государственные инспекторы направляют необходимые материалы в суд в установленном порядке.

Генеральная ассамблея

Совет ИСО

Исполнительное бюро

Центральный секретариат

Технические комитеты

Подкомитеты

Рабочие группы

Генеральная ассамблея – собрание должностных лиц и делегатов, назначенных национальными комитетами каждой страны входящей в ИСО. Каждый комитет имеет право представителей не более 3-х делегатов.

 

Совет ИСО- руководители, которой в перерывах между сессиями генеральной ассамблеи. Совету ИСО подчиняются 7 комитетов.

СТАКО - комитет по изучению научных принципов стандартизации. Обязан оказывать методическую информационную помощь совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов, проводит изучение основополагающих принципов стандартизации.

 

ПЛАКО - техническое бюро, подготавливает предложения по планированию работы ИСО по организации и координации технических сторон работы.

 

КАСКО - комитет по оценке соответствия, занимающийся вопросами подтверждения соответствия продукции и услуг, процессов системы качества, требующей стандартов, изучающая практику этой деятельности и анализирует информацию.

 

ИНФКО - комитет по научно-технической информации, занимающийся информационным обеспечением работ по стандартизации.

 

ДЕВКО - комитет по оказанию помощи развивающимся странам, изучает вопросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

 

КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей, изучая вопросы обеспечения интересов потребителя и возможность содействия этому через стандартизацию. Обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов.

 

РЕМКО – комитет по стандартным образцам. Координатор ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями.

 

Технические комитеты (ТК) - подразделяются на общетехнические и комитеты. ТК организуют подкомитеты и рабочие группы. В практике ИСО основной упор при разработке стандартов на продукцию дается на установление единых методов и испытаний продукции, требований к маркировке.

Региональная организация по стандартизации занимается внедрением принятых в ИСО стандартов, наблюдением за выполнением, постановлением по стандартизации, руководством административно территориальных органов.

 


Тема: Технический контроль

Технический контроль – это система контроля качества продукции, совокупность методов и средств контроля на всех стадиях производственного процесса, соблюдение и проверка технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления и так же производственных условий и факторов, объясняющих и обеспечивающих требуемое качество.

Объекты технического контроля:

1. Материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны.

2. Продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства.

3. Технологические процессы.

4. (Объекты) орудия труда.

5. Условия труда работников.

 

Цели технического контроля.

1. Обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско-технической документации.

2. Способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств.

3. Предоставление исходных данных контроля и материалов проверки, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий повышенного качества продукции и сокращению издержек.

 

Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Часть возлагается на рабочих, выполняющих соответствующие операции, затем проверка ведется бригадиром, мастером ОТК. В зависимости от конкретных задач стоящих перед ТК различают его виды:

- профилактический, предупреждает появление брака в процессе производства продукции.

- приемочный, осуществляет выявление и изоляцию брака.

- комплексный контроль, предупреждает появление, осуществляет выявление брака.

- специальный, решает специфические задачи – инспекционный контроль эксплуатации продукции.

 

Методы тех. контроля:

1. Контроль наладки оборудования.

2. Статистический метод контроля.

3. Выборочный или сплошной.

4. Анализ тех. процесса и работы оборудования.

5. Анализ качества продукции.

 

В зависимости от особенностей контролируемых параметров:

- контроль геометрических форм и размеров,

- контроль внешнего вида продукции, контроль документации,

- контроль физикомеханичсеких, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов.

- контроль внутреннего брака продукции,

- контроль технических средств материалов.

 

В зависимости от стадии до производства:

- предварительный,

- промежуточный,

- окончательный

 

По месту выполнения:

- стационарный,

- скользящие контрольные операции, выполняемые на рабочем месте.

 

В зависимости от объекта контроля:

- исходящих материалов,

- покупаемых комплектованных изделий к оборудованию,

- продукция на различных стадиях производства,

- средств производства,

- технологических процессов,

- документации методов качества контроля.

РАЗДЕЛ. СЕРТИФИКАЦИЯ

Тема: Основные понятия сертификации.

Сертификация в переводе с латыни «сделано верно». Для того чтобы убедится в том, что продукт «сделан верно» надо знать каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого соответствия служит сертификация качества.

Испытание – техническая операция заключается в определенном одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам.

Оценка соответствия – систематическая проверка степени соответствия заданным требованиям.

Контроль - оценка соответствия путем измерения конкретных характеристик товара.

Третья сторона – Лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика (1-я сторона), ни от покупателя (2-я сторона).

Проверка соответствия – подтверждение соответствия продукции (процесса, услуги) установленными требованиями посредством изучения доказательств.

Надзор за соответствием – повторная оценка, с целью убедится в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать устным требованиям.

Обеспечение соответствия  - процедура, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствует данным требованиям.

Сертификация – процедура, по средствам которой, третья сторона дает письменную гарантию в том, что продукция (процесс, услуга) соответствует заданным требованиям.

Заявление поставщика – о соответствии, т.е. его письменная гарантия о том, что продукция соответствует заданным требованиям. Заявление, которое может быть напечатана в каталоге, накладной, руководстве по эксплуатации или другое сообщение, относящееся к продукции.

Аккредитация – официальное признание права испытательной лаборатории, осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

Сертификат соответствия – это документ выданный по правилам системы сертификации для подтверждения (сертифицированный) соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Установленные требования записаны в

- закон о сертификации продукции и услуг.

- закон о защите прав потребителя.

Закон соответствия – зарегистрированный в установленном законом порядке, который по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной продукции установленным требованиям.

 

  Основные цели и принципы сертификации.

Цели сертификации:

- содействие потребителю в компетентном выборе продукции (услуги)

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)

- контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья человека.

- подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем или исполнителем.

- создание условий для деятельности организации и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве международной торговле.

 

Принципы сертификации

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами

- законодательная основа сертификации, продукции, услуги (деятельность сертификации в РФ основана законах о сертификации продукции, услуги, Закон о защите прав потребителя)

- открытость системы сертификации (в работах по сертификации участвуют различные предприятия, учреждения, органы)

- гармонизация правил, рекомендаций по сертификации с международными правилами и требованиями.

- открытость и закрытость информации.

­

Общие требования к испытательным лабораториям:

- обладание статусом юридического лица.

- включение в организационную структуру системы обеспечения качества позволяющего выполнить функции на соответствующем уровне.

- готовность продемонстрировать умение проводить испытания, оценивающему ее компетентность органу.

- исключение возможности оказать на сотрудников давления с целью влияния на результаты испытания.

- осведомленность каждого сотрудника о своих правах и обязанностях.

- действие правил безопасности и мер, обеспечивающих соблюдения секретности информации, и защиту прав собственности.

- соответствие образования профессиональной подготовки технических знаний и опыта сотрудников лаборатории, возложенным на них заданий и обязанностей.

- обеспеченность оборудования или доступ к оборудованию, необходимому для проведения испытаний надлежащим образом.

- использование стандартных методов испытаний и процедур.

- наличие, надлежащим образом оборудованного помещения для испытаний защищенного от влияния окружающей среды на результаты испытаний.

- обеспечение мер предосторожности, предотвращающих отрицательное влияние на результат испытаний при хранении, транспортировке, подготовке образцов к процедуре испытания.

- представление результатов испытаний при оформлении отчета об испытаниях в форме ясной и понятной для заказчика.

- готовность к выполнению различных дополнительных требований, если они имеют место при ее аттестации.

 

Порядок проведения аккредитации.

- сбор информации.

- назначение одного эксперта или группы их для проведения аттестации лабораторий.

- аттестация (оценка) испытательной лаборатории на месте.

- анализ данных, собранных в результате аттестации.

- принятие решения об аккредитации.

Тема: Кодирование продукции

 

Код предприятия- изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. Код товара составляет изготовитель (5 цифр). Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN. Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателей. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуют в различных специализированных и справочных изданиях.

 

Кодирование товаров влияет на:

1. Упорядочение и ускорение сбора информации и формирования товаров.

2. Учета поступающих товаров.

3. Ускорение отгрузки товаров.

4. Контроль товаров при их складировании.

1. Оформление финансовых и бухгалтерских бумаг.

2. Наиболее распространенные штрих коды 13-ти и 8-ми разрядные.

 

 

Коды стран.

код страна код страна код страна
93 Австралия 539 Ирландия 383 Словения
90-91 Австрия 569 Исландия 00-09 США и Канада
779 Аргентина 84 Испания 869 Турция

54

Бельгия и Люксембург

80-83 Италия 64 Финляндия
529 Кипр 30-37 Франция
380 Болгария 690 Китай 859 Чехия
789 Бразилия 850 Куба 780 Чили
50 Великобритания 750 Мексика 73 Швеция
599 Венгрия 87 Нидерланды 76 Швейцария
759 Венесуэла 94 Новая Зеландия 860 Югославия
400-440 Германия 70 Норвегия 880 Южная Корея
489 Гонконг 590 Польша 45-49 Япония
520 Греция 560 Португалия    
57 Дания 460-469 Россия    
729 Израиль 888 Сингапур    

Функции.

I. Исполнители, продавцы:

1. Реализовывать продукцию.

2. Обеспечить соответствие реализуемой продукции требованиям сертификации:

- обязаны реализовывать продукцию и исполнять услуги только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом.

- маркировать продукцию знаком соответствия сертификации.

- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупатель, заказчик)

- обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностным лицом органа по сертификации.

 

II. Органы по сертификации:

1. Сертифицирует продукцию или услуги, выдает сертификат и лицензию на применение знака соответствия.

2. Проводит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

3. Приостанавливает либо отменяет действие выданного им сертификацию.

4. Предоставляет заявителю необходимую информацию.

5. несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия за правильность выполнения правил сертификации.

 

III. Аккредитованные испытательные лаборатории

1. Осуществляет испытание конкретной продукции.

2. Выдают протоколы испытаний для цели сертификации.

Обязанности:

1. несет ответственность за соответствие проводимых или сертифицированных испытаний, требований научной документации.

2. ответственность за достоверность и объективность результатов.

 

IV. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в РФ это госстандарт).

1. Обеспечивает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них.

2. Приводит гос. регистрацию систем сертификации и знаков соответствия действующих в РФ.

3. Опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаков соответствия и предоставляет ее в установленном порядке в международном органе по сертификации.

4. Предоставляет в установленном порядке РФ в международных органах по вопросам о сертификации

 

Эксперт.

Главный участник работ по сертификации (лицо аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации). От его знаний, умений и опыта компетентности зависит объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификации.

 

Участники добровольной сертификации продукции.

Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации.

1. Осуществляют сертификацию продукции, выдают сертификат.

2. На условиях договора с заявлением предоставляет им право применения знака соответствия.

3. Приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты и определяет участников системы добровольной сертификации.

 

Порядок проведения сертификации продукции.

1. Подача заявки на сертификацию подается в соответствующий орган по сертификации. Заявителем может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представивший продукцию на сертификацию, признающий правило систем сертификации и обязывающийся оплатить расходы на ее проведение.

2. Рассмотрение и принятие решений по заявке в отделе по сертификации (заявка рассматривается не дольше 15 дней, после чего решение сообщается заявителю). В решении указываются:

- основные условия сертификации,

- перечень необходимых документов,

- перечень аккредитованных испытательных лабораторий.

3. Отбор – идентификация образцов и их испытание в исследовательских лабораториях.

4. Проверка производства, если предусмотрено схемой.

5. Анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата. Сертификат будет действителен только в случае наличия регистрационного номера, обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат о пожарной безопасности.

6. Производится выдача сертификата и лицензия на применение знака соответствия.

7. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

Цель.

Подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. В неплановые проверки могут проводится в случае постановления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей от торговых организаций, а так же от надзорных органов, результаты инспекционной комиссии оформляются по результатам контроля. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия.

 

Схемы сертификации.

1. Что называют схемой сертификации.

2. Что используют в качестве способов доказательства качества продукции.

3. Что заключает в себя 1-ый способ доказательств.

 4. Что заключает 2-ой способ доказательств.

5. Что заключает 3-ий способ доказательств.

6. Что заключает 4-ый способ доказательств.

7. Какие схемы используют при сертификации серийно-выпускаемой продукции.

8. Какие схемы используют при сертификации выпущенной партии или еденичного изделия.

 


Общие положения по сертификации.

1. Сертификацию проводят органы по сертификации (ГОСТ, органы службы по сертификации).

2. Номенклатура товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт РФ в соответствии с законодательной базой.

3. При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и исполняются различные методы испытания.

4. Схемы, применимые при обязательной сертификации, определяются госстандартами РФ или другими гос. органами по сертификации в пределах их компетенции. Схемы должны быть указаны в документе, установившем порядок проведения сертификации однородной продукции при выборе схемы сертификации используют те которые обеспечивают доказательность сертификации. Схемы при добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

 

Требования к нормативным документам.

1. В нормативных документах на соответствие которых проводится сертификация, должны быть установлены и указаны характеристики или показатели продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям.

2. Положения нормативных документов должны быть сформированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Содержание и изложение этих введений должно позволять различным лабораториям получать сопоставимые результаты. После проведения лабораторных испытаний должна быть указана последовательность их проведения соответствующая последовательности указанной в нормативных документах.

3. Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить однозначную идентификацию продукции, а так же соблюдать указания об условиях применения, месте и способе назначения и знак соответствия. Маркировка продукции должна осуществляться на русском языке.

 

Отбор, идентификация образцов и проведения испытаний.

1. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология, изготовления которых должна быть такими же как у продукции поставленной потребителю. Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранение устанавливается в соответствии с нормативными документами по сертификации.

2. Отбор образцов для испытания осуществляет как правило испытательная лаборатория. Образцы прошедшие испытание подлежат хранению в течении срока годности продукции или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавливается в правилах сертификации однородной продукции. Ответственность за правило выбора образцов и хранения в упаковке и др. процедуры, влияющие достоверность испытаний ведет испытательная лаборатория.

3. Испытания для сертификации проводятся в аккредитованных (ИЛ) испытательных лабораториях, которые предусмотрены в нормативных документах по сертификации данной продукции.

4. Протокол испытаний предоставляется заявителю и в орган по сертификации.

5. Заявитель представляет в орган по сертификации, указанные в решении ИП документы после проверки представленных документов принимается решение о выдаче или отказе сертификации.

 

Оценка производства.

1. Оценка производства проводится в зависимости от схемы сертификации.

2. Сведения о проведенном анализе состояния производства сертификации системы качества приводятся в сертификате на продукцию.

 

 


РАЗДЕЛ. МЕТРОЛОГИЯ

 

 

Метрология – область знаний и вид деятельности, связанный с измерением.

Объект метрологии – средства измерения, эталоны и методики выполнения измерений, физические величины.

Область метрологии – все точные науки, методы измерения качества и т.д.

 

Задачи метрологии:

1. Учет продукции народного хозяйства, исчисляющиеся по длине, весу, массе, расходу энергии и мощности.

2. Измерения, проводимые для контроля и регулирования технического процесса и нормального функционирования оборудования.

3. Измерение физических величин, технических параметров, свойств и состава и т.д.

 

 

Метрология подразделяется:

1. Теоретическая метрология занимается вопросами фундаментальных исследований, созданием систем измерения и новых методов измерений.

2. Прикладная (практическая) занимается вопросами практического применения в различных сфера деятельности, результатов теоретических исследований в области метрологии.

3. Законодательная метрология включает в себя нормы и правила, направленные на единство измерений. Которые возводятся в ранг правовых положений, носят обязательный характер для использования и применения и контролируется ГОСТами.

 

Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единых величинах, а погрешности измерений не входят в установленные рамки.

Условия обеспечения единства измерений:

1. Представление результатов измерений в узаконенных единицах, которые были бы одними и теми же везде где проводятся аналогичные измерения в одной области.

2. Погрешности измерений не превышают установленных пределов.

 

Средства измерения – техническое средство или их комплекс испытанное при измерениях и имеющее нормальные метрологические характеристики.

Классификация:

1. По конструктивному исполнению

6. По метрологическому назначению (однозначные многозначные, наборы мер).

 

Измерением называют – совокупность операции выполняемых с помощью технического средства, хранящего единиц величин и позволяющего сопоставлять с него измеряемую величину, полученные значения величины и есть результат измерений.

Одна из главных задач метрологии может быть решена при соблюдении двух условий, которые можно назвать основополагающими.

- Выражение результатов измерений в единых узаконенных единицах;

- Установление допустимых ошибок результатов измерений и пределов, на которые они не должны выходить при заданной вероятности.

Погрешностью – называют отклонение значения измеряемой величины.

Обобщает все эти положения современные определения понятия – единство измерений – состояние измерений, при котором результаты выражены в указанных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.


Виды измерений:

I. По способу получения информации измерения (измеряют) разделяют на:

1). Прямые измерения – непосредственные сравнения физической величины с ее мерой (сравнение искомой величины).

2). Косвенные измерения – отличаются от прямых тем, что искомое значение величин устанавливают по результатам прямых измерений таких величин, которые связаны с искомой определенной зависимостью. Так если измерять силу тока амперметром, а напряжение вольтметром, то по известной функциональной взаимосвязи всех трех названных величин можно рассчитать мощность электрической цепи.

3). Совокупные измерения – сопряжены с решением системы уравнения составляющих по результатам одновременных измерений нескольких однородных величин. Решение системы уравнения дает возможность вычислить искомую величину.

4). Совместные измерения – измерения двух и более неоднородных физических величин для определения зависимости между.

 

Совокупные и совместные измерения применяются в измерениях различных параметров и характеристик в области электротехники.

 

II. По характеру измерения измеряемой величины в процессе, измерения бывают статические, динамические.

1). Статические связаны с определением характеристик случайных процессов, звуковых сигналов, уровня шумов и т.д.

Статические измерения – имеют место когда измеряемая величина постоянна практически всегда.

2). Динамические измерения – связаны с такими величинами, которые в процессе бывают те или иные измерения.

 

Статические и динамические измерения в идеальном виде на практике редки.

 

 

РАЗДЕЛ 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Тема: Понятие стандартизация, цели, общая характеристика, основные задачи развития стандартизации, принципы стандартизации. Функции стандартизации в условиях рыночных отношений

Государственный стандарт был принят в 1993 г. «Государственная система стандартизации РФ» (ГСС РФ). Положение закона обязательны к выполнению всеми государственными организациями, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности и общественными объединениями.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку правил, норм, требований, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а так же право на безопасный труд.

Стандартизация бывает по уровню:

1. Международная. Если в принятии стандарта принимают участие соответствующие органы любой страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.191 с.)