Социально-психологические механизмы общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические механизмы общения



Общение порождает несколько социально-психологичес­ких механизмов, возникающих в результате взаимовлияния людей друг на друга и оказывающих воздействие на характер и глубину их коммуникативного поведения.

Заражение — бессознательная форма включения лич­ности в определенные психические состояния. Индуктор (человек, несущий эмоциональный заряд) — является источ­ником заражения. При этом психический фон заражения в первую очередь определяется количеством людей и степенью эмоционального накала индуктора. Механизм заражения на­правлен на усиление групповой сплоченности или его могут использовать как средство компенсации недостаточной орга­низационной сплоченности группы. Примеры действия зара­жения можно найти в глубинах человеческой истории — ри­туальные танцы, пляски членов первобытной общины, массо­вые психозы, захватывающие большие социальные группы людей в различные исторические эпохи. В качестве примера заражения можно также привести спортивный азарт и религи­озный экстаз.

Внушение — процесс активного одностороннего и пер­сонифицированного воздействия одного индивида на Другого (группу людей), осуществляемого посредством речевого сообщения и направленного на формирование общего психического состояния и установки к действию. Внуше­ние адресовано не к разуму личности, а к ее готовности полу­чить «распоряжение» к действию. Высокая степень податливо­сти внушению свойственна для людей неуверенных в себе, не обладающих достаточно развитой способностью к логическому мышлению. В свою очередь источник информации должен обладать авторитетом, вызывающим доверие и исключающим сопротивление внушающему воздействию.

Убеждениеспособ сознательного и организованного воздействия на психику человека. Убедить — превратить со­общаемую индивиду или группе лиц информацию в их систе­му установок или принципов. Убеждение основано на системе логических доказательств и предполагает критическое отно­шение к этой информации того, кто ее воспринимает. Кроме того, содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности; убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого; оно должно быть последовательным, логичным, максимально до­казательным; убеждения должны содержать как обобщенные положения, так и конкретные факты, примеры; при убеждении часто бывает необходимым анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает (А.Г. Ковалев).

Подражание — это социально-психологический меха­низм общения, суть которого состоит в воспроизводстве од­ним человеком поступков, качеств, манер другого. Подра­жание сопровождается определенной эмоциональной и рацио­нальной окрашенностью. Образец подражания должен быть значим для того, кто ему подражает, вызывать восхищение и Уважение. Подражающий как правило менее опытен своего об­разца, обладает слабой волей и не способен на к длительному напряжению сознания. Однако подражая, человек не слепо ко­пирует и абсолютно повторяет образец, осуществляет «творче­ское» воспроизведение того или иного примера. По мнению психологов подражание выступает как средство приобщения индивида к системе групповых норм и ценностей, особенно на ранних этапах становления личности.

Модаспецифическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, которая воз­никает преимущественно стихийно под влиянием домини­рующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений. С одной стороны, мода, подобно обыча­ям и нравам, как образец поведения, обладает высокой степе­нью устойчивости и силой санкционирующего воздействия на поведение, вкусы и систему ценностей различных социальных групп. С другой, это достаточно динамичный феномен, кото­рый не закрепляется сколько-нибудь надолго в качестве атри­бута официальной структуры социальной организации. С од­ной стороны, мода выполняет роль средства социально-психо­логической защиты от стрессогенных факторов социальной жизнедеятельности людей, а с другой, является мощным сти­мулом психической активности, инициативы, перемен в чело­веческой жизни. Наконец, мода позволяет людям легко и быс­тро выделяться среди других людей, компенсируя тем самым потребности в самовыражении и во внимании со стороны ок­ружающих.

ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ

Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны:

Я и ДРУГОЙ        Мы, если многое связывает

                            Я, ОН — если связей мало

Я и ДРУГОЙ    СВОИ — если улучшаем друг друга и хотим стать ближе 

                             ЧУЖИЕ — если делаем друг друга хуже и хотим отдалиться

МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ОН ЧУЖОЙ, МЫ ЧУЖИЕ - образуют четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познакомиться с ним поближе» или просто «Он мне симпатичен», это значит, вы выбрали отношения «ОН СВОЙ».

Обычно динамика развития отношений:

ОН СВОЙМЫ СВОИМЫ ЧУЖИЕОН ЧУЖОЙ.

ОН СВОЙ (человек нравится вам, вы рады видеться с ним чаще) — вы вдруг обнаруживаете, что уже не можете быть врозь. МЫ СВОИ, но часто, чем крепче связи, тем более зависимыми друг от друга вы себя чувствуете, обнаруживаются взаимные недостатки, начинается борьба за влияние — возвышение себя или принижение партнера: и если ваши Я окажутся сильнее, чем МЫ, то Я победят, а в отношениях наступит стадия — МЫ ЧУЖИЕ. Вас, по-прежнему, связывает очень многое, но одному — тесно, другому — обидно, поэтому невольно оба пытаются отдалиться, иногда совсем разорвать отношения — ОН ЧУЖОЙ. Таким образом, прошел цикл: рост—расцвет—увядание.

Известны три координаты значимого отношения: МЫОН, СВОЙЧУЖОЙ, ВЫТЫ, их можно назвать и иначе: «близость — отдаленность», «симпатия — антипатия», «уважение — неуважение» или «дистанция», «позиция».

МЫ С ВАМИ СВОИ — тот тип отношений, который необходим для гарантии их прочности. Оба открыты влияниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям друг друга, не требуя «стать таким, как я хочу». Здесь возникает удивительное — отношения не стареют, не увядают. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияние, а если и возникают разногласия, то МЫ оказываются сильнее личных Я. Именно поэтому в отношениях с самыми значимыми людьми часто не возникает отчуждения. Вместо перехода на стадию МЫ ЧУЖИЕ, отношения продолжают расти в направлении МЫ С ВАМИ, СВОИ. Перспективы взаимоотношений существенно зависят от исходной установки на ВЫ или ТЫ, т. е. готовности видеть в партнере достоинства (ВЫ) или несовершенства (ТЫ).

Я и ДРУГОЙ       ВЫ — если он влияет на меня сильнее, чем я на него

                             ТЫ — если я влияю на него сильнее, чем он на меня

 

Когда человек чувствует угрозу отвержения, то могут возникать следующие типы поведения-общения: 1) заискивать, чтобы другой человек не сердился; 2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным; 3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы; 4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет.

Заискивающий миротворец пытается угодить, никогда ни о чем не споря, соглашается с любой критикой в свой адрес (а внутри он ощущает себя ничтожеством, не представляющим ценности — «Я без тебя ничто», «Я беспомощен»).

Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он — диктатор, хозяин, который без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо», всем видом он показывает «Я здесь главный», но глубоко внутри он чувствует «Я одинок и несчастлив».

Расчетливый «компьютер» очень рассудителен, не выражает никаких чувств, он кажется спокойным, холодным, собранным, живет под лозунгом: «Говорите правильные вещи, скрывайте свои чувства. Не реагируйте на окружающее».

Отстраненный человек, что бы ни делал, что бы ни говорил — не связан с тем, что говорит или делает собеседник. Отстраняется от неприятных и трудных жизненных ситуаций, старается ничего не замечать, не слышать, не реагировать, а внутри он чувствует «Никто обо мне не заботится, здесь мне нет места», одиночество и полную бессмысленность своего существования.

Любая из этих моделей общения, реагирования способствует поддержанию заниженной самооценки, ощущения собственного ничтожества. Но есть и эффективный способ реагирования — «уравновешенный, гибкий»: этот вариант общения гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе, интонации, честному и открытому выражению своих чувств и мыслей. Уравновешенное обращение основано на подлинности переживаемых демонстрируемых чувств. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при котором человек, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.

Чтобы стать уравновешенным, гибким человеком, требуются сила воли, смелость, новые убеждения и новые знания. Здесь невозможно притворяться. От стиля общения зависит то, как вы реализуете планы и разрешаете конфликты. Иной стиль приведет к другому результату.

«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

В напряженной ситуации, когда человек испытывает сильные чувства, не нравящиеся ему, появляются сложности с их выражением. Самый простой способ решить эту проблему — осознать свои чувства и назвать их партнеру. Именно этот способ самовыражения и называется «Я-высказывания».

Обычным, к сожалению, способом поведения в конфликтной ситуации является соскальзывание в одну из непродуктивных позиций: либо высказывание прямых негативных оценок (позиция «обвинитель»), либо жалобы и рыдания (позиция «жертвы»), либо попытки отстраненно-рационально проинтерпретировать поведение собеседника (позиция «компьютера»). Все эти реакции совершенно неконструктивны — конфликтная ситуация сохраняется, у вас остается ощущение собственного бессилия.

Чтобы освоить технику «Я-высказывания», важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с вами прямо сейчас, в настоящий момент времени.Выделяют три различных типа осознавания:

1. осознавание мыслей — это размышления, анализ, интерпретация, мнения, суждения и все то, чем набита наша голова;

2. чувственное осознавание — это фиксация любой информации, поступающей извне через органы чувств — обоняние, осязание, зрение, слух, вкус;

3. телесное осознавание — это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущим от наших мышц, сухожилий, внутренних органов.

«Я-высказывание» включает в себя не только называние чувств, но и указание на те условия и причины, которые вызвали их. 

Схема «Я-высказывания», таким образом, такова:

1. описание ситуации, вызвавшей напряжение (Когда я вижу, что ты... Когда это происходит... Когда я сталкиваюсь с тем, что...);

2. точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую... Я не знаю как реагировать... У меня возникла проблема...);

3. называние причин этого чувства. Важно понимать, что «Я-высказывания» конструктивно изменяют не только ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего собеседника к ней. Человек всегда чувствует, что его обвиняют, независимо от того, делается ли это с позиции обвинителя, с позиции жертвы или компьютера.

В то же время ваше искреннее свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнер... как минимум просто теряется от неожиданности.

Итак, «Я-высказывания» — это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряжённых ситуациях; конструктивная альтернатива «Ты-высказываний», которые традиционно применяются для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого; способ обозначения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной ответственности за ее решение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.015 с.)