Восприятие и понимание в процессе общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие и понимание в процессе общения



Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен амери­канским психологом Дж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие "социальным", он обра­тил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические ме­ханизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от инди­видуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость, или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньшей. Такой же деформации подвергаются и образы людей (экспе­римент П.Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представля­ли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в вос­приятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впер­вые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психоло­гических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

Психологические механизмы восприятия:

1. незнакомых людей.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят про­цесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого че­ловека строится на базе тех или иных типовых схем.

Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое, упрощенное представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоя­тельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают опреде­ленные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стерео­типы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. На­пример, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности францу­зов или о загадочной славянской душе.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, далеко не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, спосо­бен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические чер­ты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто "воспри­нять" другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор после­дующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэто­му наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют от­нести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются доста­точно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным" схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обу­словлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.005 с.)