Глава 2. Методы и приемы использования рекламных текстов на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Методы и приемы использования рекламных текстов на уроках русского языка



Современные рекламные тексты являются хорошим примером актуального современного текста, они могут показать, что характерно для построения предложений в настоящее время, и возможно, они даже будут прогнозировать будущее развитие синтаксиса в русском языке.

Использование рекламных текстов на уроках русского языка для формирования и развития навыка синтаксического разбора, определение второстепенных и главных членов предложения — цель методической части нашей работы.

Гипотеза: синтаксис современных рекламных текстов характеризуется наличием простых предложений, двусоставных, неосложненных, безличных, с наличием небольшого количества второстепенных членов.

Содержание данной гипотезы будет проверятся на уроках русского языка при анализе рекламных текстов в сравнении с текстами школьных учебников, этот сопоставительный метод позволяет реализовать компетентный подход в обучении.

Благодаря сравнительному методу создается условие реализации требований ФГОС к предполагаемым результатам, которые должны достичь обучающиеся в процессе школьного курса русского языка.

2.1. Объем и содержание синтаксиса в школьном преподавании по ФГОС

Синтаксис — раздел лингвистики, в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание.

Раздел «Синтаксис» является последним в школьном курсе русского языка. Но многое становится известно обучающимся уже в начальной школе, а также постепенно в средних классах.

 

В лингвистике синтаксические единицы рассматриваются с разных точек зрения: с точки зрения структуры, семантики, с точки зрения использования в языке, внутренних закономерностей формирования высказывания, использования синтаксических единиц в тексте. В школе единицы синтаксиса изучаются в первую очередь с точки зрения структуры.

 

Изучение синтаксиса в школе преследует следующие цели:

· дать обучающимся представление о словосочетании и предложении как основных единицах синтаксиса;

· дать представление о видах синтаксической связи слов в словосочетании и частей сложного предложения;

· дать представление о членах предложения и средствах их выражения;

· о главных членах предложения (грамматической основе) и второстепенных членах предложения;

· научить характеризовать предложения;

· показать связь синтаксиса с пунктуацией;

· научить правильно употреблять синтаксические конструкции в создаваемых текстах разной стилистической и функциональной направленности (в собственной устной и письменной речи)

 

Школьный курс русского делится на две части:

1. Предварительный этап (пропедевтический) – 5-7 класс. На этом этапе обучающиеся знакомятся с синтаксисом, как наукой, её связью с пунктуацией, правилами постановок знаков препинания.

2. Второй этап – систематический  – 8-9 класс. В этот период изучаются следующие единицы: словосочетание и предложение, двусоставные и односоставные предложения, полные и неполные, с однородными, с обращениями, вводными словами, междометиями.

 

Самые распространённые программы в общеобразовательных школах это УМК по учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Также популярны учебники М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капиноса, В. В. Львова. Программы, построенные по этим УМК в целом похожи, по ФГОС они имеют одинаковое количество часов. Из всех часов с 5 по 11 классы, тема синтаксиса и пунктуации занимает всего около 27 % от школьного курса.

Знание синтаксиса поможет изучить законы организации связной речи, способы соединения слов для выражения своих мыслей. Это основополагающие умения, которые в дальнейшем помогут современному обучающемуся в постижении других наук, в установке связей коммуникаций. Очевидно, что изучение синтаксиса в школе очень важно, но то количество часов, которое мы имеем – недостаточно. Этот факт также обуславливает актуальность выбранной нами темы.

 

2.2 Обзор учебных планов по содержанию синтаксиса в школьном обучении

 

Нами были рассмотрены самые распространенные школьные УМК по русскому языку

1. по учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

2. по учебникам М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капиноса, В. В. Львова.

Данные учебные серии самые общеупотребительные среди общеобразовательных школ, также используются учебники русского языка авторства Б.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой, но они нацелены на углубленное изучение, и используются чаще только в профильных лицеях и гимназиях.

В целом, по содержанию тех или иных тем учебники Т.А. Ладыженской и комплекс учебников М.М. Разумовской  совпадают. Различаются расположение некоторых тем в программе, и естественно, самим внутренним составляющим, состоящим из формулировок теории и практических заданий.

Рассмотрим подробнее содержание синтаксиса в школьных программах. В 5 классе из общих 153 часов всего около 30 часов приходится на тему «Синтаксис» в совокупности с темами «Пунктуация. Культура речи».  В 6-7 классах подробно обращаются к морфологии, и синтаксис затрагивается только на уроках-повторения в начале и в конце года.

На 8 класс приходится самый большой объем изучения тем синтаксиса, это около 90 часов из общих 105. Это и понятно, 5-7 классы закладывают базу для изучения синтаксиса. Знание морфологии необходимо, так как в основе большинства синтаксических категорий лежат морфологические признаки, усвоение необходимых знаний также тесно связано с лексической работой и изучением пунктуации.

Восьмиклассники обращаются к следующим темам: словосочетание, двусоставные и односоставные предложения, предложения с однородными членами, обращениями и вводными конструкциями, с обособленными членами, прямая и косвенная речь.

В 9 классе синтаксису отводиться около 75 часов из общих 102, девятиклассники знакомятся со сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями, их видами.

 10 и 11 классы в основном нацелены на повторение и подготовку к ЕГЭ, преподавание русского языка сокращается до одного часа в неделю, поэтому на повторение тем синтаксиса и пунктуации отводится 6 часов в каждом классе.  

При завершении курса «Синтаксис» учащиеся должны уметь [13, с. 2]:

· находить в предложении грамматическую основу, в словосочетаниях

главное и зависимое слова;

· составлять словосочетания и целесообразно употреблять их в собственной речи;

· различать в тексте простые и сложные предложения;

· определять типы тех и других; определять способы грамматических основ;

· находить вводные слова, словосочетания и предложения, обособленные второстепенные члены предложения;

· разбирать синтаксически любые типы предложения; составлять простые и сложные предложения всех изученных типов и уместно употреблять их в собственной речи в соответствии со стилем и типом создаваемого текста;

· синтаксически обосновывать пунктуацию конкретного текста, а в отдельных случаях – и орфографию (согласование, управление падежной формой);

· синтаксически обоснованно совершенствовать текст;

· оценивать собственный и чужой текст с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора синтаксических средств языка.

Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на употребление в собственной речи.

На уроках русского языка можно использовать следующие методы для изучения синтаксиса:

· Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель  сообщает готовую информацию разными способами, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию;

· Школьная лекция – устное изложение учебного предмета;

· Слово учителя – любые устные высказывания учителя на уроке;

· Беседа – метод двустороннего словесного обсуждения изученного материала;

· Лингвистический эксперимент – метод, который поможет раскрыть языковое чутье обучающегося;

· Метод проблемного изложения состоит в том, что учитель в ходе изучении нового материала создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

 

На этапе закрепления знаний и выработки умений и навыков самым эффективным методом работы является упражнения.

На этапе контроля можно использовать все возможные методы контроля: опрос, самостоятельные и контрольные работы, тесты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.007 с.)