Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Методы и приемы использования рекламных текстов на уроках русского языка
Современные рекламные тексты являются хорошим примером актуального современного текста, они могут показать, что характерно для построения предложений в настоящее время, и возможно, они даже будут прогнозировать будущее развитие синтаксиса в русском языке. Использование рекламных текстов на уроках русского языка для формирования и развития навыка синтаксического разбора, определение второстепенных и главных членов предложения — цель методической части нашей работы. Гипотеза: синтаксис современных рекламных текстов характеризуется наличием простых предложений, двусоставных, неосложненных, безличных, с наличием небольшого количества второстепенных членов. Содержание данной гипотезы будет проверятся на уроках русского языка при анализе рекламных текстов в сравнении с текстами школьных учебников, этот сопоставительный метод позволяет реализовать компетентный подход в обучении. Благодаря сравнительному методу создается условие реализации требований ФГОС к предполагаемым результатам, которые должны достичь обучающиеся в процессе школьного курса русского языка. 2.1. Объем и содержание синтаксиса в школьном преподавании по ФГОС Синтаксис — раздел лингвистики, в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание. Раздел «Синтаксис» является последним в школьном курсе русского языка. Но многое становится известно обучающимся уже в начальной школе, а также постепенно в средних классах.
В лингвистике синтаксические единицы рассматриваются с разных точек зрения: с точки зрения структуры, семантики, с точки зрения использования в языке, внутренних закономерностей формирования высказывания, использования синтаксических единиц в тексте. В школе единицы синтаксиса изучаются в первую очередь с точки зрения структуры.
Изучение синтаксиса в школе преследует следующие цели: · дать обучающимся представление о словосочетании и предложении как основных единицах синтаксиса; · дать представление о видах синтаксической связи слов в словосочетании и частей сложного предложения; · дать представление о членах предложения и средствах их выражения; · о главных членах предложения (грамматической основе) и второстепенных членах предложения;
· научить характеризовать предложения; · показать связь синтаксиса с пунктуацией; · научить правильно употреблять синтаксические конструкции в создаваемых текстах разной стилистической и функциональной направленности (в собственной устной и письменной речи)
Школьный курс русского делится на две части: 1. Предварительный этап (пропедевтический) – 5-7 класс. На этом этапе обучающиеся знакомятся с синтаксисом, как наукой, её связью с пунктуацией, правилами постановок знаков препинания. 2. Второй этап – систематический – 8-9 класс. В этот период изучаются следующие единицы: словосочетание и предложение, двусоставные и односоставные предложения, полные и неполные, с однородными, с обращениями, вводными словами, междометиями.
Самые распространённые программы в общеобразовательных школах это УМК по учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Также популярны учебники М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капиноса, В. В. Львова. Программы, построенные по этим УМК в целом похожи, по ФГОС они имеют одинаковое количество часов. Из всех часов с 5 по 11 классы, тема синтаксиса и пунктуации занимает всего около 27 % от школьного курса. Знание синтаксиса поможет изучить законы организации связной речи, способы соединения слов для выражения своих мыслей. Это основополагающие умения, которые в дальнейшем помогут современному обучающемуся в постижении других наук, в установке связей коммуникаций. Очевидно, что изучение синтаксиса в школе очень важно, но то количество часов, которое мы имеем – недостаточно. Этот факт также обуславливает актуальность выбранной нами темы.
2.2 Обзор учебных планов по содержанию синтаксиса в школьном обучении
Нами были рассмотрены самые распространенные школьные УМК по русскому языку 1. по учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 2. по учебникам М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капиноса, В. В. Львова. Данные учебные серии самые общеупотребительные среди общеобразовательных школ, также используются учебники русского языка авторства Б.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой, но они нацелены на углубленное изучение, и используются чаще только в профильных лицеях и гимназиях.
В целом, по содержанию тех или иных тем учебники Т.А. Ладыженской и комплекс учебников М.М. Разумовской совпадают. Различаются расположение некоторых тем в программе, и естественно, самим внутренним составляющим, состоящим из формулировок теории и практических заданий. Рассмотрим подробнее содержание синтаксиса в школьных программах. В 5 классе из общих 153 часов всего около 30 часов приходится на тему «Синтаксис» в совокупности с темами «Пунктуация. Культура речи». В 6-7 классах подробно обращаются к морфологии, и синтаксис затрагивается только на уроках-повторения в начале и в конце года. На 8 класс приходится самый большой объем изучения тем синтаксиса, это около 90 часов из общих 105. Это и понятно, 5-7 классы закладывают базу для изучения синтаксиса. Знание морфологии необходимо, так как в основе большинства синтаксических категорий лежат морфологические признаки, усвоение необходимых знаний также тесно связано с лексической работой и изучением пунктуации. Восьмиклассники обращаются к следующим темам: словосочетание, двусоставные и односоставные предложения, предложения с однородными членами, обращениями и вводными конструкциями, с обособленными членами, прямая и косвенная речь. В 9 классе синтаксису отводиться около 75 часов из общих 102, девятиклассники знакомятся со сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями, их видами. 10 и 11 классы в основном нацелены на повторение и подготовку к ЕГЭ, преподавание русского языка сокращается до одного часа в неделю, поэтому на повторение тем синтаксиса и пунктуации отводится 6 часов в каждом классе. При завершении курса «Синтаксис» учащиеся должны уметь [13, с. 2]: · находить в предложении грамматическую основу, в словосочетаниях главное и зависимое слова; · составлять словосочетания и целесообразно употреблять их в собственной речи; · различать в тексте простые и сложные предложения; · определять типы тех и других; определять способы грамматических основ; · находить вводные слова, словосочетания и предложения, обособленные второстепенные члены предложения; · разбирать синтаксически любые типы предложения; составлять простые и сложные предложения всех изученных типов и уместно употреблять их в собственной речи в соответствии со стилем и типом создаваемого текста; · синтаксически обосновывать пунктуацию конкретного текста, а в отдельных случаях – и орфографию (согласование, управление падежной формой); · синтаксически обоснованно совершенствовать текст; · оценивать собственный и чужой текст с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора синтаксических средств языка. Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на употребление в собственной речи. На уроках русского языка можно использовать следующие методы для изучения синтаксиса: · Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными способами, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию; · Школьная лекция – устное изложение учебного предмета; · Слово учителя – любые устные высказывания учителя на уроке; · Беседа – метод двустороннего словесного обсуждения изученного материала; · Лингвистический эксперимент – метод, который поможет раскрыть языковое чутье обучающегося; · Метод проблемного изложения состоит в том, что учитель в ходе изучении нового материала создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
На этапе закрепления знаний и выработки умений и навыков самым эффективным методом работы является упражнения. На этапе контроля можно использовать все возможные методы контроля: опрос, самостоятельные и контрольные работы, тесты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.007 с.) |