Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переосмысление религиозного отношения к жизни.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы их сын после окончания семинарии поступил в духовную академию, в 1853 году Добролюбов меняет свою судьбу и самовольно поступает в Педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания[43]. Наступает переломный момент в жизни Добролюбова, который круто меняет его жизнь. Сын священника становится разночинцем. Уже в эти годы дала трещину его прежняя, и без того надломленная, религиозность. Сначала в 1854 году умирает его горячо любимая мать, потеря которой вводит Добролюбова в тоску и отчаяние. Родные долго скрывали эту весть от Добролюбова, который получил известие о тяжкой болезни Зинаиды Васильевны уже после ее смерти. В письме к отцу от 17 марта он писал: «Но я смиряюсь, я надеюсь, я верую, Господи!.. Помоги моему неверию, подкрепи меня, сохрани мне, моим милым добрую нашу хранительницу! Я могу только молиться, я могу обращаться только к Господу Богу с моей глубокой горестью». Последней надеждой для Добролюбова являлся бог, которому со всей душой он молил о выздоровлении матери, которого так и не случилось. Следом за ней умирает и отец. Позже, в своем дневнике Добролюбов оставляет запись: «Меня постигло страшное несчастье - смерть отца и матери,- но оно убедило меня окончательно в правоте моего дела, в не существовании тех призраков, которые состроило себе воображение и которое навязывают нам насильно вопреки здравому смыслу. Оно ожесточило меня против той таинственной силы, которую у нас смеют называть благою и милосердною, не обращая внимания на зло, рассеянное в мире, на жестокие удары которые направляются этой силой на самих же ее хвалителей!..»[44]. Эти события обрушили на изначально воодушевленно настроенного студента мощный груз ответственности: семеро младших братьев и сестер остались сиротами и теперь все семейство в руках еще самого не окрепшего Н.А. Добролюбова. В первые минуты он до того растерялся, что был готов бросить институт и определиться на службу уездным учителем. Лишь возможность пристроить детей по рукам родственников и мысль, что уездным учителем поднять семью не получится, отвернули его от этого гибельного шага. Вот так, в один день Добролюбов, только что вступивший в совершеннолетие, стал взрослым. Потеря родителей так сильно потрясла ум и нравственный мир юного Добролюбова, что все его убеждения, в духе которых он был воспитан, окончательно сломались и перешли в стадию переработки всего его миросозерцания. Пораженный злом, несправедливостью и страданиями жизни, он теряет веру из-за невозможности примириться с тем фактом, что у такого наполненного несправедливостью и болью мира есть всевышний Творец.
С воспоминаньями, в самозабвении, («В церкви». 1 апреля 1857 год)
Под воздействием личных трагедий, которые застали врасплох студента Добролюбова, произошла смена восприятия религии: от когда-то сдерживающей его самодовольные и грешные порывы, до протеста против веры в бога. Протест этот выражался и в письмах к знакомым, и в стихотворениях и вообще во всем дальнейшем его творчестве. Этот перелом сам Добролюбов позже назвал «подвигом переделывания» себя. Об этом свидетельствуют и записи в его дневнике, и личная переписка. Так, прекрасным примером может послужить его письмо, написанное в 1856 году, бывшему семинарскому товарищу В.В. Лаврскому, религиозность которого оттолкнула от него Добролюбова. В нем автор в ироническом тоне, издеваясь над благонадежным подданным самодержавия спрашивает бывшего друга, не проникся ли тот «насквозь священным девизом православия, самодержавия и народности», и не «напитал ли душу свою вдоволь благоговейными размышлениями о том, от отца или от сына исходит дух святой, на опресноках или на квасном хлебе надо служить обедню, в холодной или теплой воде крестить детей и тому подобными душеспасительными и важными для блага мира соображениями». На этот вопрос отвечает сам автор письма: «Ваша голова издавна заперта наглухо для пагубных убеждений и Вас не совратит с Вашего пути ни Штраус, ни Бруно Бауэр, ни сам Фейербах, не говоря уже о каком-нибудь Герцене или Белинском.»[45] Это письмо свидетельствует, что за годы обучения в институте молодой Добролюбов утвердился на позициях материализма и атеизма, и это утверждение происходило с настойчивым стремлением к активной политической деятельности в интересах своей родины, к пропаганде и защите революционно-демократической идее против самодержавия и крепостничества.
Несмотря на невзгоды, в Петербурге перед молодым Добролюбовым открыты двери в новую жизнь, больше возможностей переосмыслить накопленные годами знания и идеи. Действительно, в столице была возможность приобрести запрещенную цензурой литературу, которая редко доходила до глубинок страны. Благодаря нажитым умениям выделять особенное и важное в каждом произведении, он с легкостью начинает впитывать и правильно обрабатывать уже совершенно новую литературу: это Прудон, Герцен, Штраус, Фохт, Моллешот. Он так же читал в оригинале произведения Фейербаха, посвященные критике идеализма и ортодоксальных христианских учений. Не без трудностей он становится одним из лучших студентов института, где, помимо обычных учебных занятий, под руководством известного филолога-слависта И. И. Срезневского продолжает усиленно заниматься фольклором и одновременно поистине стремительно движется в общем развитии мировоззрения. В институте Добролюбов полностью отошел от канонов богословия, идеалистических учений церкви и веры в бога, окончательно пришел к материализму и атеизму.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.158 (0.009 с.) |