Выбор методик и последовательность действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор методик и последовательность действий



На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и техническийарсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.

Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнения. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Этапы психологического исследования человека можно рассматривать в двух основных аспектах:

- От начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня (филогенез психики).

- От рождения ребенка до зрелости (онтогенез психики).

Этапы становления теоретических и практических значений психологии очень велико. Достаточно, на старте развития личности, допустить хотя бы небольшую ошибку, и психическое развитие личности отклонится от заданного развития.

Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок. Основные три этапа психологического исследования и кратко рассмотрим их содержание:

1) Подготовительный.

2) Основной.

3) Заключительный.

Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему.

I. Подготовительный этап:

- Постановка проблемы.

- Выдвижение гипотезы.

- Планирование исследования

.- Выбор методов и методик психологического исследования.

II. Основной этап:

- Сбор данных.

III. Заключительный этап:

- Обработка данных, интерпретация результатов.

- Выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема. Это, скорее, общий принцип алгоритмизации исследовательских действий. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать. Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией. Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам: знакомство с публикациями на данную тему и обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере. Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора. Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования.

Заключение

 

В развитии этапов психологии появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются публикации, представляющий психологический интерес исследования: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков.

Значение психологических исследований заключается в тестовых показателях. Необходимо владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик.

Главное содержание психологического исследования составляет детальный психологический анализ. Для анализа отобраны материалы, в которых наиболее отчетливо проявляются особенности для консультативной и психокоррекционной работы.

Исследования психологии, несмотря ни на что, продолжает развиваться и позволяют более основательно вникнуть и максимально содействовать в развитии личности, структурах теоретических сведений логического мышления и практической деятельности психологи, применяя абстрактно-обобщенные понятия и методики.

Разработка психологических исследований чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Необходимость психологических исследований является важнейшим компонентом науки. Исходными позициями для психологического исследования являются положения отечественных психологов о том, что психика развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности.

 

 

Библиографический список

1.  Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. - ООО Апрель, Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 304 с.

2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. -72 с.

3. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М., 2002. - 106 с.

4. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

5. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с.

6. Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. «Нагляд. материал для обследования детей» -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 1999. - 384с.

8. Семенака СИ. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ,2003. - 80 с.

9. Смирнова Е. О., В. М. Холмогорова. Конфликтные дети - М.: Эксмо, 2010. - 110 с.

10. Речедвигательный тренинг: коррекционноразвивающие занятия для детей дошкольного возраста / Т. П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 93 с.

11. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384 с.

 

Практическое задание:

Составить консультацию для педагогов и родителей (в форме памятки, буклета, практикоориентированного характера) по проблеме снижения тревожности у детей дошкольного возраста.

Тревожность - сильное душевное волнение, беспокойство, смятение, ожидание опасности, чего-либо неизвестного.

Тревожность возникает как следствие неудовлетворенной потребности у демонстративной личности во внимании к себе. В свою очередь, тревожность усиливает трудности в общении, дополнительно затрудняя удовлетворение этой потребности. Таким образом, возникает порочный круг, делающий описанное сочетание психологических особенностей очень устойчивым.

Тревожному человеку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать содержательную деятельность.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.008 с.)