Понятие о психологическом исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психологическом исследовании



Психологические исследования изучают взаимоотношения в малых группах. Проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящается специальный симпозиум. Значительный сдвиг в изучении проблем личных взаимоотношений произошел в большой степени благодаря тому, что исследователи психологии освоили и активно начали применять экспериментальные методы, которые позволяют не только описывать, но и измерять различные параметры взаимоотношений. Эти методы можно применять не только для психологического исследования. Их может использовать каждый педагог, изучая личные взаимоотношения между детьми.

Социально-психологические исследования малых (контактных) групп почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрии, которая по процедуре представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы (коллектива) для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях.

Задачи психологического исследования могут диктоваться новыми условиями воспитания и обучения, связанными с потребностями определенного этапа развития общества. На основе общих проблем и анализа опубликованных исследований в соответствующей области детской психологии определяются задачи конкретного исследования, его объект и предмет.

Объект исследования - это тот детский контингент, который будет изучаться.

Психологическое исследование - деятельность, основанная общественной необходимостью решения определенных психологических проблем.

Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного психологического исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед детской психологией.

Исследования психологии Н. Н. Поддьяковой (1977-1985 г.) показывают, что дети выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. При решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Новейшие физиологические и психологические исследования показывают, что сенсорные процессы носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочно-исследовательскими действиями. Это не простое «фотографирование», а активный процесс, в котором, особенно на ранних ступенях, важную роль играют движения глаз, руки, обследующие предмет, делающие как бы снятие слепка, копии, моделирование объекта. Характер же этих действий, как показали исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко и др., не остается постоянным на протяжении детского возраста.

Для психологической характеристики объекта исследования необходимо определить возраст испытуемых, их пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада или дети, воспитывающиеся дома), состояние здоровья и т. д. Для психологической характеристики предмета исследования нужно установить, что именно изучается. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста, то здесь предмет исследования - психологические особенности формирования взаимоотношений.

После того как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, формулирует гипотезу.

Гипотеза - это предположение, возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме.

Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между этими явлениями, с одной стороны, и теми или иными условиями жизни детей - с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования. Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие законы развития психики ребенка и, в определенной мере, педагогический опыт.

Все это обеспечивает правдоподобность исследованию. Другое важное качество правильной гипотезы - доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность.

В ходе психологического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы.

В конкретных психологических исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов - методика изучения тех или иных сторон развития психики. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследования является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом психологического исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Прежде всего необходимо четко сформулировать цель наблюдения, которая вытекает из задач исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.006 с.)