Понятие о психологическом исследовании. Республики Хакасия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психологическом исследовании. Республики Хакасия



Республики Хакасия

«Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:

Теория и практика психологической работы с детьми дошкольного возраста

 

для студентов заочного отделения

Тема:

1. Понятие о психологическом исследовании. Этапы психологического исследования.

 

 

Практическое задание:

Составить консультацию для педагогов и родителей (в форме памятки, буклета, практикоориентированного характера) по проблеме снижения тревожности у детей дошкольного возраста.

 

 

Выполнил: Свиридов Л.Л.

Специальность:44.02.01«Дошкольное образование»


Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...............1

1.1.  Понятие о психологическом исследовании………………………………………..2

1.2. Этапы психологического исследования.……………………………………………4

Заключение………………………………………………………………………...............7

Библиографический список………………………………………………………………8

Практическое задание:

- Составить консультацию для педагогов и родителей (в форме памятки, буклета, практикоориентированного характера) по проблеме снижения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….9


Введение

Понятие о психологическом исследовании

Исследования психологии являются интериоризованными внешними реакциями, направленные на исследование мышления, понимания психики. Развитие психологической науки, привело к тому, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания сознания в психологии не существует. Поэтому появилась необходимость сформировать задачи психологии, которые могут поставить перед собой цель в становлении объективной и экспериментальной науки, имея объективный метод исследования своего основного предмета.

Исследования психического развития детей в психологии связано с основными методологическими принципами. В предмет психологической науки входит исследование содержания психики, прежде изучение психических (познавательных) процессов, а также структуры и динамики развития личности. Понимание структуры сознания и когнитивных процессов состоит в том, что в основе психики лежат в элементах сознания целостных фигур психики. Развитие общества предъявляет новые требования к психологической науке,

Этапы психологического исследования

Психоаналитические исследования развития психики оказали существенное влияние на формирование детской психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны этапы становления. Этапы развития исследования психологии неразрывно связано с запросами педагогической практики, широким развертыванием детского общественного воспитания. К основным исследованиям психологии относится установление роли деятельности в развитии психики ребенка, изучение проблемы соотношения обучения и развития, исследование развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы личности ребенка, анализ содержания, динамики и структуры детских групп и коллективов, их влияния на развитие личности.  на основе которого будет разрабатываться система обучения и воспитания. Исследования психологии включает  разработку психологических предпосылок трудового воспитания с учетом возрастных особенностей, условий формирования всесторонне развитой личности.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе рассматривается проблема, теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике.

На подготовительном этапе изучаются преимущественно-структурно-динамические аспекты психологических взаимоотношений, вскрывается статусная структура группы (коллектива), определяется ряд индивидуальных групповых социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики параметров. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики межличностных отношений - важные диагностические показатели общего состояния внутригрупповых процессов.

Посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.

Этап сбора данных

Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта: пространственных, временных, энергетических, информационных, интеграционных, в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов.

Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления.

На этом этапе в результате проведенных диагностических процедур планируются и осуществляются «терапевтические» действия педагогов и воспитателей, улучшающие, стабилизирующие межличностные взаимоотношения.

Заключительный этап

На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты. Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. На самом деле серией социометрических опросов социально-психологическое исследование может завершаться на определенном временном этапе такой же серией. В этом случае данные заключительного этапа могут диагностировать изменения, которые произошли под влиянием управляющих воздействий. Однако выбор целей и средств таких воздействии нельзя прямо выводить из социометрических показателей. Они должны быть выбраны в результате сопоставления данных первого и второго этапов социальнопсихологического исследования.

Заключение

 

В развитии этапов психологии появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются публикации, представляющий психологический интерес исследования: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков.

Значение психологических исследований заключается в тестовых показателях. Необходимо владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик.

Главное содержание психологического исследования составляет детальный психологический анализ. Для анализа отобраны материалы, в которых наиболее отчетливо проявляются особенности для консультативной и психокоррекционной работы.

Исследования психологии, несмотря ни на что, продолжает развиваться и позволяют более основательно вникнуть и максимально содействовать в развитии личности, структурах теоретических сведений логического мышления и практической деятельности психологи, применяя абстрактно-обобщенные понятия и методики.

Разработка психологических исследований чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Необходимость психологических исследований является важнейшим компонентом науки. Исходными позициями для психологического исследования являются положения отечественных психологов о том, что психика развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности.

 

 

Библиографический список

1.  Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. - ООО Апрель, Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 304 с.

2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. -72 с.

3. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М., 2002. - 106 с.

4. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

5. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с.

6. Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. «Нагляд. материал для обследования детей» -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 1999. - 384с.

8. Семенака СИ. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ,2003. - 80 с.

9. Смирнова Е. О., В. М. Холмогорова. Конфликтные дети - М.: Эксмо, 2010. - 110 с.

10. Речедвигательный тренинг: коррекционноразвивающие занятия для детей дошкольного возраста / Т. П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 93 с.

11. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384 с.

 

Практическое задание:

Составить консультацию для педагогов и родителей (в форме памятки, буклета, практикоориентированного характера) по проблеме снижения тревожности у детей дошкольного возраста.

Тревожность - сильное душевное волнение, беспокойство, смятение, ожидание опасности, чего-либо неизвестного.

Тревожность возникает как следствие неудовлетворенной потребности у демонстративной личности во внимании к себе. В свою очередь, тревожность усиливает трудности в общении, дополнительно затрудняя удовлетворение этой потребности. Таким образом, возникает порочный круг, делающий описанное сочетание психологических особенностей очень устойчивым.

Тревожному человеку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать содержательную деятельность.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Штриховая линия

 Однако более характерная особенность рисунка ребенка может быть - штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги.

Высокая степень аккуратности штрихово  й линии говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность. О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания.

В рисунках иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).

Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен. В рисунках (в основном при изображении ног) если имеются эскизные линии: сначала приблизительно в одном и том же направлении проводится несколько линий со слабым нажимом, потом одна из них, показавшаяся автору наиболее удачной, наводится жирной линией. Этот признак характерен для ситуативно-обусловленного повышения уровня тревоги, т. е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у детей сензитивного типа. Таким образом, можно наблюдать обострение состояния тревоги у ребенка, склонного к подобным реакциям.

Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге. Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках». Из признаков тревоги могут быть также следы стертых и исправленных линий.

Негативные высказывания

О тревожности и сниженной самооценке говорят также многочисленные негативные самооценочные высказывания до начала рисования и в его процессе. Мальчик неоднократно может сообщать, что не умеет рисовать, что у него ничего не выйдет, что получается плохо, криво, «не похоже» и т. п.

Республики Хакасия

«Черногорский механико-технологический техникум»

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:

Теория и практика психологической работы с детьми дошкольного возраста

 

для студентов заочного отделения

Тема:

1. Понятие о психологическом исследовании. Этапы психологического исследования.

 

 

Практическое задание:

Составить консультацию для педагогов и родителей (в форме памятки, буклета, практикоориентированного характера) по проблеме снижения тревожности у детей дошкольного возраста.

 

 

Выполнил: Свиридов Л.Л.

Специальность:44.02.01«Дошкольное образование»


Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...............1

1.1.  Понятие о психологическом исследовании………………………………………..2

1.2. Этапы психологического исследования.……………………………………………4

Заключение………………………………………………………………………...............7

Библиографический список………………………………………………………………8

Практическое задание:

- Составить консультацию для педагогов и родителей (в форме памятки, буклета, практикоориентированного характера) по проблеме снижения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….9


Введение

Понятие о психологическом исследовании

Исследования психологии являются интериоризованными внешними реакциями, направленные на исследование мышления, понимания психики. Развитие психологической науки, привело к тому, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания сознания в психологии не существует. Поэтому появилась необходимость сформировать задачи психологии, которые могут поставить перед собой цель в становлении объективной и экспериментальной науки, имея объективный метод исследования своего основного предмета.

Исследования психического развития детей в психологии связано с основными методологическими принципами. В предмет психологической науки входит исследование содержания психики, прежде изучение психических (познавательных) процессов, а также структуры и динамики развития личности. Понимание структуры сознания и когнитивных процессов состоит в том, что в основе психики лежат в элементах сознания целостных фигур психики. Развитие общества предъявляет новые требования к психологической науке,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.05 с.)