Возвышение Римской кафедры. Богословские и исторические основания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возвышение Римской кафедры. Богословские и исторические основания.



Возвышение Римской кафедры. Богословские и исторические основания.

Вселенская церковь с первых же времен своего существования разделялась на две части: Восточную и Западную. Между этими частями сначала было полное единение, а весь христианский мир был объединен единством веры. С течением времени, отчасти вследствие дальности расстояния между обоими частями Вселенской церкви; отчасти вследствие племенных особенностей народов, вошедших в состав восточной и западной частей уже с ранних пор начинают замечаться некоторые расхождения, например, во II веке - спор о праздновавши Пасхи, в XII веке - о перекрещивании еретиков и т.д.

В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимской кафедре.

В послеапостольское время первое место заняла Римская кафедра. Рим был центром древнего мира и древней Церкви, поскольку это была столица империи. В столицу вели пути из разных концов государства, здесь осуществлялся обмен информациями и церковного характера. Римская кафедра осуществляла таким образом важную роль в соборной жизни Церкви. В силу своего центрального положения в империи она выполняла особую роль в контактах между Церквами. С Римской кафедрой сносились и согласовывались другие Поместные Церкви. Все это делалось по молчаливому согласию. Но не было и не могло быть никаких определений о благодатных преимуществах Римской Церкви перед прочими Церквами.

Город Рим пользовался у христиан особым уважением и как место проповеди и мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла.

С Римским епископом советовались, с его мнением считались, но в Церкви не было принципа безусловного повиновения  Риму. Не могло быть также в Церкви правила о том, что Римского епископа нельзя судить и наказывать, если он этого заслужит.

Не могло быть и речи о безусловном, слепом послушании Церкви Риму, особенно в вопросах веры.

Однако искушение, связанное с преимуществами Римской кафедры, было очень велико. Некоторые папы не сумели удержаться в должных границах и стали смотреть на свою Поместную Церковь, как на Церковь привилегированную, учительницу других Церквей, а на себя - как на единоличных повелителей всей Церкви Христовой, монархов, ни от кого не зависящих и никому не подсудных.

Сперва возникла речь о господстве Римской Церкви над прочими Поместными Церквами, потом - о единоличном господстве Римских епископов над всеми епископами и всеми Церквами.

       Богословское основание для возвышения Римских епископом, а следовательно, и Римской кафедры основывается на словах Иисуса Христа «… ты – Пер, и на сем камне Я создам церковь Мою… Я дам тебе ключи Царства Небесного». Поскольку Римская Церковь считает ап. Петра своим первым епископом, следовательно они считают, что община, которую он возглавил стала первоверховной.

 

 

Первый крестовый поход (1096—1099)

Второй крестовый поход (1147—1149)

Третий крестовый поход (1189—1192)

Четвёртый крестовый поход (1202—1204)

 

 

Католическая мариология.

К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-католической церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.

Догмат о непорочном зачатии провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объявление особой буллой (без Собора). Смысл этого догмата таков: Римско-католическая Церковь признает, что Дева Мария была зачата праведными родителями Своими, Иоакимом и Анной, естественным образом, то есть зачатие не было безмужним, как зачатие Иисуса Христа в день Благовещения. Однако, по папскому учению, Дева Мария уже в самом зачатии была освобождена от причастности первородному греху в силу будущих заслуг Иисуса Христа.

Католическая Церковь исходит при этом из того, что первородный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом Ее зачатии, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения.

По сути, католиками отрицается единство природы человеческого рода: если Дева Мария – особенна, то можно ли говорить о ее тождественности человеческому роду, и тем самым подвергается сомнению само спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества.

По римско-католическому учению, изъятие Девы Марии от последствий первородного греха произошло в силу будущих крестных заслуг Спасителя. Но такое толкование (спасение в счет будущих заслуг) проникнуто духом юридизма. И непонятно, почему эта возможность спасения (еще до пришествия Христа в мир) не могла быть распространена на других людей.

Нельзя ссылаться в подтверждение католического учения на то, что Православная Церковь тоже отмечает зачатие Девы Марии праведной Анной особой службой (9 декабря). Православные отмечают такой же службой и зачатие Иоанна Предтечи праведной Елизаветой (23 сентября), но отнюдь никто не делает выводы, что и это зачатие было «непорочным» в смысле непричастности Иоанна Предтечи первородному греху.

В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй догмат – о воскресении и телесном вознесении Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоякую трактовку: она может относиться к переходу Богородицы в загробную жизнь как через смерть, так и помимо нее.

Новый догмат явился логическим выводом из догмата о непорочном зачатии, ибо если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, безусловно, даны и дары сверхъестественные – праведность и бессмертие. Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти.

Согласно догмату о непорочном зачатии, Божия Матерь под виной первородного греха не находилась и не несла ответственности за него.

В расплывчатой формулировке догмата о телесном вознесении Божией Матери вопрос о смерти обойден. Если Божия Матерь, как говорят одни католические богословы, не умерла, то возникает противоречие со всем учением Древней неразделенной Церкви, которая этот факт утверждает. Поэтому современные католические мыслители предпочитают говорить, что Божия Матерь сначала умерла, а потом была воскрешена и вознесена. Но если признать, что Божия Матерь все же умерла, хотя Она и не была под виной первородного греха, то значит смерть Ее была добровольной: Она не обязана была умереть, но Она вкусила смерть добровольно, как добровольно вкусил смерть и Сын Божий. Но если она была добровольной, то, значит, она была и искупительной! Католики так и говорят, именуя Божию Матерь Соискупительницей. Это один из официальных титулов, который сейчас часто употребляется в католической литургике.

В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй догмат – о воскресении и телесном вознесении Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоякую трактовку: она может относиться к переходу Богородицы в загробную жизнь как через смерть, так и помимо нее.

Новый догмат явился логическим выводом из догмата о непорочном зачатии, ибо если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, безусловно, даны и дары сверхъестественные – праведность и бессмертие. Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти.

Согласно догмату о непорочном зачатии, Божия Матерь под виной первородного греха не находилась и не несла ответственности за него.

В расплывчатой формулировке догмата о телесном вознесении Божией Матери вопрос о смерти обойден. Если Божия Матерь, как говорят одни католические богословы, не умерла, то возникает противоречие со всем учением Древней неразделенной Церкви, которая этот факт утверждает. Поэтому современные католические мыслители предпочитают говорить, что Божия Матерь сначала умерла, а потом была воскрешена и вознесена. Но если признать, что Божия Матерь все же умерла, хотя Она и не была под виной первородного греха, то значит смерть Ее была добровольной: Она не обязана была умереть, но Она вкусила смерть добровольно, как добровольно вкусил смерть и Сын Божий. Но если она была добровольной, то, значит, она была и искупительной! Католики так и говорят, именуя Божию Матерь Соискупительницей. Это один из официальных титулов, который сейчас часто употребляется в католической литургике.

 

 

Возвышение Римской кафедры. Богословские и исторические основания.

Вселенская церковь с первых же времен своего существования разделялась на две части: Восточную и Западную. Между этими частями сначала было полное единение, а весь христианский мир был объединен единством веры. С течением времени, отчасти вследствие дальности расстояния между обоими частями Вселенской церкви; отчасти вследствие племенных особенностей народов, вошедших в состав восточной и западной частей уже с ранних пор начинают замечаться некоторые расхождения, например, во II веке - спор о праздновавши Пасхи, в XII веке - о перекрещивании еретиков и т.д.

В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимской кафедре.

В послеапостольское время первое место заняла Римская кафедра. Рим был центром древнего мира и древней Церкви, поскольку это была столица империи. В столицу вели пути из разных концов государства, здесь осуществлялся обмен информациями и церковного характера. Римская кафедра осуществляла таким образом важную роль в соборной жизни Церкви. В силу своего центрального положения в империи она выполняла особую роль в контактах между Церквами. С Римской кафедрой сносились и согласовывались другие Поместные Церкви. Все это делалось по молчаливому согласию. Но не было и не могло быть никаких определений о благодатных преимуществах Римской Церкви перед прочими Церквами.

Город Рим пользовался у христиан особым уважением и как место проповеди и мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла.

С Римским епископом советовались, с его мнением считались, но в Церкви не было принципа безусловного повиновения  Риму. Не могло быть также в Церкви правила о том, что Римского епископа нельзя судить и наказывать, если он этого заслужит.

Не могло быть и речи о безусловном, слепом послушании Церкви Риму, особенно в вопросах веры.

Однако искушение, связанное с преимуществами Римской кафедры, было очень велико. Некоторые папы не сумели удержаться в должных границах и стали смотреть на свою Поместную Церковь, как на Церковь привилегированную, учительницу других Церквей, а на себя - как на единоличных повелителей всей Церкви Христовой, монархов, ни от кого не зависящих и никому не подсудных.

Сперва возникла речь о господстве Римской Церкви над прочими Поместными Церквами, потом - о единоличном господстве Римских епископов над всеми епископами и всеми Церквами.

       Богословское основание для возвышения Римских епископом, а следовательно, и Римской кафедры основывается на словах Иисуса Христа «… ты – Пер, и на сем камне Я создам церковь Мою… Я дам тебе ключи Царства Небесного». Поскольку Римская Церковь считает ап. Петра своим первым епископом, следовательно они считают, что община, которую он возглавил стала первоверховной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.015 с.)