Об утверждении положения о психологической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об утверждении положения о психологической



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

(нормативно-правовые документы)

 

 

Методические рекомендации

для практических занятий и самостоятельной работы

студентов-психологов (специальность 020400)

 

Курган, 2014

 

 

 Кафедра:                                     «Прикладная психология»

 

Дисциплина:                           «Организация психологической службы в системе образования»

(специальность 020400)

 

 Составила:                                                            доцент Мальцева Л.В.

 

 

Утверждены на заседании кафедры                  «»                 200 г.

 

 

Рекомендованы редакционно-издательским советом университета

                                                       

                                                                              «»                 200 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................

1. О переподготовке практических психологов для учебно-воспитательных учреждений............................................................................

2. О введении должности психолога в учреждениях народного образования..........................................................................................................

3. Об утверждении положения о психологической службе в системе народного образования........................................................................................

3.1. Должностная инструкция.............................................................................

3.2.   Психологическая карта................................................................................

3.3. Центр психологической службы народного образования.........................

4. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации.............................................................................................................

4.1. Статус практического психолога службы практической психологии образования...........................................................................................................

5. Тарифно-квалификационные характеристики...............................................

5.1. Изменения и дополнения к Приказу Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию..............................................................................

 6. Инструктивное письмо Минобразования России..........................................

7. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов.................

8.Методические рекомендации по психодого-педагогическому сопровождению обучающихся.............................................................................

9. Проект Положения о Координационном совете службы практической психологии Министерства образования Российской Федерации.....................

10. Должностные инструкции педагогов-психологов........................................

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая служба в нашей стране находится в процессе становления. Актуальность проблемы обеспечения правовой базы деятельности педагогов-психологов обусловили необходимость создания данных методических рекомендаций, которые представляют собой перечень нормативно-правовых и отчетных материалов, регламентирующих деятельность психолога образования.

Документы, содержащиеся в сборнике, призваны помочь студентам-психологам проследить динамику развития психологической службы в нашей стране, а также эффективно организовать свою будущую профессиональную деятельность.

 

О ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию №391 от 18 октября 1988 г.

В соответствии с решением коллегии Гособразования СССР от 29 июля 1988 г. № 6/3, в дополнение к приказу Гособразования СССР от 12 июля 1988 г. № 195 приказываю:

1. Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, министерствам народного образования Белорусской, Грузинской, Литовской союзных республик. Государственному комитету Эстонской ССР по народному образованию. Главному управлению подведомственных учебных заведений, Главному учебно-методическому управлению высшего образования, Главному планово-экономическому управлению Гособразования СССР:

1.1. Открыть специальные факультеты по переподготовке кадров по направлению "Практическая психология в системе народного образования": в ноябре 1988 г. в Московском, Ленинградском, Ростовском, Тартуском, Тбилисском, Харьковском государственных университетах. Московском им.В.И.Ленина, Ленинградском, Минском, Пермском, Таллиннском и Ярославском педагогических институтах; с 1 сентября 1989 г. в Вильнюсском государственном педагогическом институте.

1.2. Установить план приема на специальные факультеты по 50 человек на дневной форме со сроком обучения 9 месяцев.

1.3. Комплектование специальных факультетов  проводитьпо направлениям местных органов народного образования.

1.4. Обеспечить специальные факультеты подведомственных вузовматериальной базой, профессорско-преподавательскими кадрами, а иногородних слушателей - местами в общежитии.

1.5. Представить в Главное планово-экономическое управление образования СССР до 1 января 1989 г. сведения о выполнении плана приема в 1988 г. и предложения к плану приема слушателей специальных факультетов подведомственных вузов на 1989 г.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное экономическое управление и главного психолога т.Асмолова.

Первый заместитель председателя В.ШАДРИКОВ

 

О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1989 г. № 16

Государственный комитет СССР по народному образованию осуществляет ряд практических мер, направленных на обеспечение кадрами психологов учебно-воспитательных учреждений народного образования. В ряде университетов и педагогических институтов открываются специальные факультеты переподготовки учителей по направлению "Психология" ("Практическая психология в системе народного образования") со сроком обучения 9 месяцев.

Педагогические работники учреждений народного образования, прошедшие переподготовку и получившие квалификационное свидетельство, должны будут активно использовать полученные знания по психологии. Это позволит эффективнее выявлять творческий потенциал учащихся, преподавателей и воспитателей, а также возникающие в педагогическом процессе трудности и способствовать улучшению качества учебно-воспитательного процесса.

Государственный комитет СССР по народному образованию разрешает органам народного образования при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство специальных факультетов переподготовки учителей по направлению "Психология", или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование, вводить в штаты дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должности психологов. Учителям, преподавателям и воспитателям, выполняющим помимо основной работы, работу по совместительству в качестве психологов, оплата труда производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. № 1111 (приказы Гособразования СССР от 3 октября 1988 г. № 362 и от 7 апреля 1989 г. №328).

Изменения в штаты учебно-воспитательных учреждений вносить в установленном порядке в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования.                                  

По согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС при установлении;

должностных окладов и продолжительности отпуска психологам применять;

постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПСот 15 сентября 1987 г. №558/26-34.

Председатель Г. ЯГОДИН

СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ Государственного Комитета по народному образованию №616

От 19 октября 1990

Приложение №1

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения.

1. Школьная психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью школы в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет его способности, причины возможных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной личности.

2. Психологическая служба представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев:  

1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (под учебно-воспитательным учреждением имеются в виду детский сад, школа, ПТУ, техникум, детский дом, школа-интернат);

2) психологический кабинет РУНО (ГУНО, облУНО и пр.);

3) центр психологической службы народного образования.

3. В решении всех проблем работники службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

4. Детский практический психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом учебно-воспитательного учреждения и родителями. Важнейшим условием эффективности работы психологической службы является правильное понимание психологом и педагогом (учителем, воспитателем, мастером) существаих профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы службы.

5. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с медицинской, дефектологической и другими видами служб, органами опеки и попечительства, специалистами в других областях, представителями общественности, оказывающими учебно-воспитательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.

6. Деятельность психологической службы направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но, прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия психолога в коррекции выявленных отклонений.

7. Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и  специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную переподготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломомилисвидетельством соответствующего высшего учебного заведения.

8. Руководство деятельностью практического детского психолога осуществляется по профессиональной линии.

II. Содержание работы психологической службы народного образования.

В соответствии с основными целями психологической службы народного образования содержание ее работы определяется:

1. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию.

2. Важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, а в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей.

3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Работа психологической службы осуществляетсяпо следующим основным направлениям.

Психодиагностическая работа

Это направление определяется ориентацией психологической службынауглубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работаможет проводиться с отдельными детьми и группами детей.

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

1. Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

2. Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

3. Проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.

4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения; бродяжничества, воровства, алкоголя и токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и т. п.

Должностная инструкция

Должность работника психологической службы народного образования

Шифр

Фамилия, имя.....................................................................................

Дата рождения....................

Сведения осемье.................

Класс (группа, курс)

Для предотвращения утечки психологической информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае данный лист хранится отдельно. В психологической карте указывается только ее шифр, ключ к которому хранится у психолога.

Затем - таблица "Сводные данные о работе с ребенком (подростком)", в которой содержатся сведения об основных этапах психологической работы с ребенком и которая заполняется постоянно на протяжении всеговремени пребывания ребенка в данной школе (интернате, детском саду, детском доме, ПТУ и др.) Вот как она примерно может быть оформлена:

Отдел индивидуальной помощи

Группа первичного приема осуществляет диспетчерский прием лиц, обратившихся в Центр с индивидуальным запросом, с целью:

а) дифференциации случаев с психологической проблематикой от случаев, требующих медицинской, юридической, социальной и т. п. помощи;

б) определения подразделения Центра, которое в дальнейшем будет курировагь каждый конкретный случай. Отдельно осуществляется прием подростков и юношей, обратившихся в Центр по собственной инициативе.

В функции данного подразделения входят также статистический учет и обработка получаемой первичной информации и катамнестических данных.

Консультативный сектор ведет индивидуальное консультирование родителей, педагогов, детей, подростков и юношей.

При консультативном Центре работают телефон доверия для подростков и юношей и группа консультирования по переписке.

Сектор психологического развития и коррекции осуществляет психологическую помощь в разных формах активного психологического обучения (групповая и индивидуальная психотерапия, социально-психологический тренинг, коррекция развития отдельных психологических функций и процессов, профессиональный тренинг учителей, арттерапия, тренинг сензитивности и др.).

 

Библиотека

Библиотека обслуживает работников Центра и низовых практических звеньев, курируемых Центром. Может иметь фонд видеозаписей.

Административно-управленческий аппарат

Некоторые вопросы организации и развития Центра

На первом этапе организации Центра предполагается создание всех его подразделений (кроме стационара) не в полном объеме, но с перспективой последующего кадрового наполнения и расширения материального обеспечения.

Проблемы материального обеспечения Центра в каждом случае решаются в зависимости от конкретных условий: Центр может существовать на бюджетной, хозрасчетной и комбинированной основе, возможен также постепенный переход от бюджетного финансирования к полному хозрасчету и самофинансированию. Центр должен располагаться в отдельном здании, отвечающем требованиям, которые накладывают на него определенные выше функции. Он должен быть оснащен всем необходимым оборудованием, аппаратурой, методическим материалом и другими материально-техническими средствами.

Внешние связи Центра

В целях эффективного обеспечения деятельности Центра он должен иметь разветвленную систему внешних связей, в том числе и юридически оформленных. В эту систему входят:

вышестоящие организации (Госкомитет по народному образованию, Министерство здравоохранения);

научные учреждения и соответствующие кафедры вузов психологического, медицинского, педагогического, социологического профилей, по отношению к которым Центр выступает в качестве заказчика тем научных и методических исследований и разработок;

учреждения народного образования (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, ГУНО, РУНО и т. п.), медицинские учреждения, органы внутренних дел (инспекции по делам несовершеннолетних, спецшколы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, спецПТУ и др.) — как возможные заказчики, с одной стороны, и учреждения, куда могут направляться дети, подростки и юноши по рекомендации Центра,— с другой;

консультации по вопросам семьи и брака, центры по профориентации молодежи, суицидальные центры для подростков и юношей, наркологические диспансеры, психиатрические клиники — для осуществления консультаций и взаимной помощи в решении сложных случаев, носящих пограничный характер.

Кадровое обеспечение

Деятельность Центра, а также низовых звеньев психологической службы осуществляется в основном специалистами, имеющими высшее психологическое образование и квалификацию практического психолога. В настоящее время профессионалы такой квалификации в высших учебных заведениях страны не готовятся. Поэтому в том случае, если решение о создании Центра будет принято, должны быть осуществлены мероприятия и по подготовке соответствующих кадров. На первых этапах к работе Центра могут быть привлечены специалисты с высшим психологическим образованием с переквалификацией на рабочих местах.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проект решения коллегии Министерства образования РФ №7/1 от 29-30 марта 1995 г.

I. Общие положения

1. Служба практической психологии образования (далее - Служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений.

2. Структурные звенья Службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.). Основными учреждениями Службы являются центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы службы практической психологии образования. Центры психологической службы всех уровней включаются в перечень учреждений образования Российской Федерации,

3. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим Положением, положениями и уставами соответствующих звеньев Службы.

4. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность Службы.

II. Основные задачи и содержание работы Службы

1. Задачами Службы практической психологии образования являются:

- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

- обеспечение индивидуального подхода к каждомуребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

- профилактика и преодолениеотклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

- научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

- прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т п.;

- практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах. Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.

2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем Службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления - теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы психологической Службы образования.

2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышение квалификации, создание учебных пособий и др.

2.3. Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых - работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др.

2.4. Развитие прикладного и практического направлений Службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу и формирующего природу психологической Службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы детскими практическими психологами.

3. Основные виды деятельности Службы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.

3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенкана протяжении периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.

3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

III. Структура Службы

Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев Службы.

1. Структура Службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских, районных управлений и департаментов образования, руководителями учебно-воспитательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня - районных, областных, городских и региональных центров (см. схему 1).

2. Административная линия:

2.1. Центральным органом управления психологической службы является отдел Службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответствующих государственных учреждений руководят работой Службы на региональном уровне (субъектов федерации), краевом, областном, городском и т.д.

Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий и координацию работы.

2.2. Отдел Службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:

- формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования;

- формирует федеральный бюджет и определяет порядок финансирования психологической службы системы образования;

- выступает с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования работы службы;

- разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные документы;

- определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;

- разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;

- разрабатывает информационное научно-методическое обеспечение подготовки кадров для психологической службы;

- разрабатывает и утверждаетквалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;

- организует и контролирует систему подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования;

- организует подготовку учебников, учебных пособий, справочников т.д. для психологов, работающих в системе образования, студентов соответствующих специальностей;

- осуществляет координацию международных связей Российской психологической службы с ближним и дальним зарубежьем;

- распределяет поступающие в Министерство образования России дополнительные денежные средства на развитие психологической службы из госбюджета, от фондов, спонсоров и частных лиц, контролирует эффективность использования в регионах.

2.3.  При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы региональных центров Службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методической помощи.

Научно-методический совет выполняет следующие функции:

- систематически заслушивает доклады о положении дел и существующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам;

- выступает инициатором проведения общероссийских конференций, семинаров по обмену опытом работы Службы, тенденций и перспектив ее развития, подготовке кадров, научно-методического обеспечения;

- участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы образования;

- участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие Службы, и контроле за их использованием.

В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы, и в качестве приглашенных - представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Министерство образования России, Российской академии образования, Российской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министерства науки, высшей школы и технической политики, Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел, Министерства социальной защиты населения России, Министерства культуры России, Российского общества психологов, различных психологических ассоциаций, а также представителей общественных и религиозных организаций.

2.4. Отделы Службы практической психологии образования органов управления образованием на уровне субъектов федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышеперечисленным соответствующего отдела Министерства образования России, формируя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере Службы практической психологии образования, выпуская необходимые нормативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства образования России. Кроме того, региональные отделы системы образования по представлению соответствующих центров Службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование и детских практических психологов, работающих в различных звеньях Службы.

2.5. Отделы Службы практической психологии областных, городских и районных управлений и департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управленияи по представлению соответствующих центров психологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.

2.6. При отделах Службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются научно-методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информативно-координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации.

2.7. Директора образовательных учреждений под руководством соответствующих отделов Службы осуществляют административное управление деятельностью психологической службы конкретного учреждения, ее финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными документами Службы.

3. Профессиональная линия:

3.1. Региональный центр Службы практической психологии образования - головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта федерации (регионе). Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев Службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и отдельным подразделениям Службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образования материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений Службы.

Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При Центре создаются психолого-педагогические стационары и полустационары различного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т.п. в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др.

Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органов здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при Центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля - для детей с невротическими расстройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распределители. Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работников Службы и др.

В Центре работают детские практические психологи высшей квалификации, а также специалисты, имеющие квалификацию "психолог-организатор психологической службы образования", "психолог-методист". Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационары должны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектологами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и т.п.).

3.2. Городской (областной) центр Службы практической психологии образования несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев Службы. Осуществляет психодиагностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологических и социально-психологических тренингов и других видов групповой психологической работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев Службы, готовить для соответствующего отдела материалы поих аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др.

При Центре может действовать Ассоциация детских практических психологов.

Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам на хозрасчетной основе.

Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья Службы необходимыми диагностическими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетеней по обмену опытом и др.

Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих квалификацию «психолог-организатор психологической службы образования", "психолог-методист».

3.3. Районный центр Службы практической психологии образования ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. Консультирует по  различным психолого-педагогическим вопросам администра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.069 с.)