Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I.6. Ритуальные запреты троицко-русального периодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О традиционном составе этих запретов уже приходилось упоминать: это действия, связанные с прядением, тканьем, шитьем, завязыванием узлов, запреты на полевые работы, побелку печи и ряд других, хорошо известных в святочном цикле, в поминальном комплексе (на «деды») и в иные периоды календаря. Характерно, что мотивировка запретов троицко-русального периода устойчиво связывается с представлениями о пребывании на земле русалок: «Нельзя на Русальной неделе ни белить, ни шить, чтобы русалки не навредили» [ПА, Стодоличи]; «Ў сух и четверг на Рус а льном тыжни нич о го р о бить не м о жна — иначе будешь встречаться с русалками» [ПА, Выступовичи]; «На Русальны тыждень не купаются в реках, не садят в землю картошки, не копают, не окучивают, не ходят в огород, — бо там буде русалка» [ПА, Кочище]; «На Рус а лны тыждень не ш ы ем, не м а жем на дворе, шоб русалкам очей не забрызгать глиною» [ПА, Червона Волока]; «У кого в род у рус а лка е, (те) не пр а лы и не ш ы лы, и не стир а лы, не м а залы на Рус а лку (т. е. в воскресенье на Русальной неделе) бо, ка (=кажуть), заш ы еш русалцы очы» [ПА, Чудель]; «На Рус а льны тыждень к а жуть, не треба шыть, бо рус а лку уш ы еш» [ПА, Тхорин]. Известны связанные с этим поверьем шутливые приговоры: «Не шый, бо русалку заш ы еш — буде пищ а ть тоби ц и лый рик» или: «Не маст ы хату (печь), бо русалку замажеш — буде пищать тоби рик» [ПА, Рясное]. Хотелось бы попутно обратить внимание на то, что большая часть быличек, описывающих встречи с русалкой, неявным образом отражает мотив нарушения запрета на какие-либо виды работ (рубка деревьев, полевые работы и пр.), характерные для Русальной недели, в наказание за что и встречается или вредит русалка: «Ехал мужик перед Троицей по дрова <!>. Села русалка гола (к нему на телегу) и сидит на дровах. Вун привез ее во двор, посадил у хате — вона засмеялась, потом у комин да й пошла-а!» [ПА, Тонеж]; «Возвращался на Сухий четверг один с поля, а к нему на борону русалка села, приехала домой, села на грубку…» [ПА, Челхов]. Из других форм запретов фиксировались также следующие: нельзя спать в дневное время, топить печь на Троицу до тех пор, пока не сходят на кладбище, купаться в реке, аукаться и перекликаться в лесу, толочь зерно в ступе, иначе русалки будут «толкти тебе». С последним из этих запретов связаны, по-видимому, формулы угроз, что русалка истолчет в ступе. Ряд запретов недвусмысленно обнаруживает представления о русалках как о душах умерших родственниц, т. е. является типично поминальными. Например, запрет убирать на ночь остатки троицкого ужина: «Русалкы — це мертви души. От Трийцы на другый день, в понедилок прыходять русалкы. Кожный лышае на столи вечерю — то, шо сами йилы, то и лышають» [ПМ-Г, Свитязь]; «На Рус а лнум тыждни не м о жна ў в е чери л о жак муть, не м о жна кус расчесывать ў вечери. Л о жачки треба узобрать со стола да прикрыть… а пам у еш як р а но ўст а неш. То уже, ўр о ди, д е ўка пом у е л о жки цы што — рус а ўка ск а же: „Мо я ўже б у де (та девка)!“» [ПА, Замошье]. Русалкам приписывается также формула угрозы «забрать с собой» в наказание за нарушение запрета сеять муку прямо в дежу: «Хто над дежею муку с е е, то той наш б у де!» [ПА, Дяковичи]. Можно предположить, что этот запрет связан с опасением навредить незримо присутствующим душам умерших. Ср., например, следующее сообщение: «У кого вел и кая д е ўка пом е рла, т а я м а ти береж ы цца: ў суботу (Троицкой недели) п и лу не р о блять… шоб п и лу не бул о ў х а ти (т. е. стараются не поднимать пыли)» [ПА, Радчицк]. Известны некоторые словесные формулы угроз и припевки, приписываемые русалкам, в которых очевидно формулируются некоторые запреты, выполнение которых русалки и контролируют. Например: «Не трый н у жка об н у жку, и не сий мук и на д и жку, и не держы лоп а ты ў х а ты, бо б у де в а жко кон а ты» [ПА, Озерск]; «Не мый нижку об нижку и не сий муку на дижку, бо великий грих!» [ПМ-Г, Сварицевичи]; «Ето т а я, шчо ў суб о ту пл а тье кач а ла, ў нед е лю да с о нца п е сни п е ла, а на стол е хлеб месила…» [ПА, Убортская Рудня]; «Не клад и те хлиб на д и жку, бо не б у де сп о ру» [ПА, Нобель]. Характерно, что большая часть запретов распространяется только на тех, у кого умершие дети считались русалками: «У кого хто повмераў — дивчата незамужни — то святкують (т. е. не должны работать)» [ПМ-Г, Ветлы]. Особенно строго соблюдали запреты в четверг троицкой недели (на «Трийцю мерлых») или в понедельник Русальной недели. В мотивировках этих запретов наряду с русалками часто фигурировали прямо души умерших: «На Русальници… стирать не можно, белить не можно. Кажуть: м е ртвым в о чы заш ы еш, зам а жэш» [ПА, Чудель]. Соответственно, в этот период практиковался и ряд действий, характерных для поминальных обрядов, например, таких, как обычай насыпать золу или песок на пол с целью определения, приходили ли умершие: «Пад Ив а нов день хад и ли па домам рус а ўки. Так (люди) зал ы нас ы пят на пр о бы — чы б ы ли: „Сляд о чки е, был а русаўка?“» (спрашивают друг друга утром) [ПА, Картушино]; «Русалак видели на Тра е цкой няд е ле… ани б е гали в х а ту. Пасып а ють на Тра е цких св я тках пол пяс о чкам — на р а нак сляд ы д е тские (остаются)» [ПА, Жихово]. Таким образом, материал полесских поверий последовательно связывает представления о русалках с душами умерших женщин, девушек или детей, которые появлялись на земле в троицко-русальный период с «того света» и уходили обратно в «м о гилки» в понедельник после Русальной недели. С этими сезонными переходами связана и терминология календарных дат: «Навська Троица», «Тр и йця м е рлых» (= четверг Русальной недели), «Рус а лка» (= воскресенье или понедельник после Русальной недели), «Р о зыгры» или «Пр о воды» — день ухода русалок «на свои места». Большая часть поверий о русалках, обереги против них, ряд обычаев поминального характера, запреты троицкого цикла, — все подтверждает правильность многократно формулированного в специальной литературе вывода о трактовке русалок как «навий». Кроме известных вариантов названий русалки, отмеченных Д. К. Зелениным, — «навка», «мавка», «лоскотуха», «казытка», «купалка», следует еще упомянуть термин, характерный для украинской Карпатской традиции: «На Русальной недили появляются „ мертвушки “ — души умерших девчат» [Kolberg 1962/29, s. 200; 1970/54, s. 281].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.007 с.) |