Тема «Психологическая готовность к школе». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Психологическая готовность к школе».



Сборник тренингов и

 семинаров – практикумов с родителями.

Методическая разработка.

Автор – составитель:

Педагог – психолог

Сайфутдинова Татьяна

Александровна

Губкинский 2013 г

Содержание

1.Психологическая готовность к школе……………………………………….2

2.По дороге в школу…………………………………………………………….7

3.Почему учиться трудно или что такое адаптация к школе?.........................10

4.Тренинг «Бумеранг родительского гнева»…………………………………..14

5.Детско – родительский тренинг «Связующая нить»………………………..18

6.Тренинг «Мир детский и мир взрослый»…………………………………….20

7.Секреты здоровья детей раннего возраста……………………………….......22

8.Игрушки детей раннего возраста……………………………………………..26

9.В царстве упрямства и капризов……………………………………………...30

10. Игра в жизни ребёнка………………………………………………………..32

Приложения.

Тема «Психологическая готовность к школе».

Задачи: познакомить родителей с содержанием психологической готовности; повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов ребёнка.

Материалы: книга, мяч.

Приветствие.

Родителям нужно назвать своё имя и продолжить фразу «Моё настроение похоже на…»

Упражнение «Цветок».

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распуститься, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который погрызёт корни. Тогда болеет весь цветок.

Ведущий: То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает в школу. Ошибочное мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок, тем успешен он будет в школе. Часто упускается из виду развития самих психических процессов, необходимых дляосуществление учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развития мелкой моторики руки, мотивация. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение) цветок всё равно распуститься (ребёнок быстро научиться читать и писать, решать задачи). Но состояния цветка зависит ещё и от качества листьев, через которое тоже идёт питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве – это кризис семи лет, когда у ребёнка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться с дезадаптацией.

Мини – лекция «Психологическая готовность к школе».

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений и навыков ребёнка, что само по себе тоже важно. Самое главное при переходе на новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.

1.Прежде всего – это желание учиться – это мотивационная готовность, которая включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое…Можно задать ребёнку вопросы:

- Хочешь ли ты идти в школу?

Что в школе самое интересное?

Сформированности представлений о пространстве и времени, о животном, растительном мире, об общественных явлениях.

Побеседуйте с ребёнком, знает ли он, что такое «слева», «справа», «внизу», «вверху». Разбирается ли он в отличии «вчера», от «сегодня» и «завтра». Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, умеет ли он выделять главные части, делать умозаключения.

Кроме этого, ребёнку поступающему в школу, необходимо знать:

 - своё фамилию, имя, отчество;

- свой возраст (желательно дату рождения);

- свой домашний адрес;

- город, где живёт, достопримечательности, страну;

- фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

- времена года, последовательность месяцев.

Упражнение «Взрослые и дети».

Ведущий вызывает 3 – 6 участника, создаёт команды по 3 человека в каждой. Каждой команде даёт книгу. Каждая команда берётся одной рукой за угол книги. Ведущий кладёт мячи на книгу и просит участников донести мяч до стула (доски и т.п.), преодолевая препятствия (стулья, расставленные в хаотичном порядке).

Вопросы к игрокам: легко ли им было выполнить задание? Что мешало и почему? Был ли в команде человек, который взял ответственность за всех? Как группа описывает ощущения?

Вывод: была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребёнка к школе. Каждого «ребёнка» - им был мяч – вели к цели (подготавливали к школе) взрослые: родители, воспитатели, учителя. На пути ребёнка встречались препятствия (моральные и физические), которые он должен был преодолеть с помощью взрослого. Успех сопутствовал той группе, которая сумела наладить взаимодействия и выработать единую стратегию.

5.Практические рекомендации:

«Как развивать будущих первоклассников».

Определенные знания и умения будущему школьнику, конечно нужны. Но еще важнее развить то, что поможет ему, учится: мышление, речь, внимание, восприятие, память, познавательный интерес. Это – фундамент, который можно и нужно закладывать с рождения.

 С фантазией

 Как же развивать эти самые познавательные функции? Ничего сложного тут нет! Играйте с малышом, разговаривайте, рассказывайте сказки, обсуждайте все, что видите вокруг себя. К сожалению, у работающих мам времени на это немного. И дети часами остаются наедине с любимыми мультяшками, которые разговаривают междометиями. При поступлении в школу таких «теледеток» сразу отличишь по недоразвитой речи. В дальнейшем они испытывают трудности на уроках чтения, русского языка, плохо понимают условия задач. Но не огорчайтесь, очень занятые мамы и папы, выход есть! Вот несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или по дороге в магазин.

Удивительное – рядом.

Попробуйте найти вокруг себя что – нибудь необычное: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок? Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.

Найди отличие. Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур»!, а ворона – «карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире.

Смотри в оба.

Считаем ворон. Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете «один – два – три – четыре –пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»

Цвет и форма.

По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель – О…Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность.

Вилами на воде.

Мелкую моторику для письма развивают, рисуя мелом на асфальте, палочкой на песке и даже на воде, а так же прямо в воздухе. В двух последних случаях может родиться интересная игра. Малыш нарисует в воздухе букву или один предмет, а вы отгадайте, что это. Потом поменяйтесь ролями. Так между делом, ребенок тренирует зрительное восприятие.

Где были и что делали?

Вернувшись, попросите детей рассказать домашним о том, что интересного видели, кого встретили…

6.Рефлексия: Предлагаю вам выразить свое отношение к занятию и пожелание на следующее занятие…

7.Прощание: «Я желаю тебе…»

 Уважаемые родители! Я предлагаю вам попрощаться и высказать пожелания друг другу.

Тема «По дороге в школу».

Семинар – практикум

Задачи: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

 

Материалы: стулья по количеству участников, шарфы (6 штук).

Рефлексия. Прощание.

Семинар – практикум.

Задачи:

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Материалы: мяч, лист с заранее нарисованными фигурами.

3. Игра-ассоциация «Школа это…»

Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. (Упражнение выполняется по кругу, родители передают мяч друг другу).

После упражнения делается анализируются предъявляемые ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения и адаптации к школе.

Рефлексия. Прощание.

 

Упражнение «Знакомство».

Дети и родители сидят в кругу. Родители и дети рассказывают друг о друге по очереди. Каждый родитель представляет своего ребёнка и говорит, что он любит, какой у него характер. Дети подтверждают или опровергают слова родителей. В свою очередь, дети рассказывают о своих родителей, которые подтверждают или опровергают слова детей.

Вывод: в суете дней мы даже не замечаем что дети уже выросли и многое о нас знают и замечают наши изменения. Некоторые с удивлением заметили, как изменились интересы у его ребёнка, у некоторых вызвало замешательство, так как обнаружилось, что они совсем не знают свою дочь или сына.

Упражнение «Узелок».

Каждый участник прячет одну руку за спину. Перед партнёрами находиться шнурок (верёвочка).

Инструкция: «У каждого из вас сейчас может работать одна рука. Вам вдвоём нужно завязать узелок на верёвочке».

Ведущий в ходе выполнения упражнения наблюдает за стилем общения между родителями и детьми и реакциями родителе на ошибку ребёнка, а также реакция детей на порицания и замечания со стороны родителя.

Обсуждение:

- Удалось ли вам выполнить задание?

- Какие чувства вы испытывали? Почему?

- Что для вас было трудным? Лёгким?

- Какие выводы вы для себя сделали?

Упражнение «Машины».

Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребёнок). Ребёнок в роли «машины», а родитель в роли «мойщика» машины. У мойщика глаза закрыты или завязаны. В течении 5 минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

Обсуждение:

- Какие чувства испытывали при выполнения задания?

- Что для вас было неожиданностью?

- В какой роли больше понравилось быть? Почему?

Комментарии ведущего: как часто в отношениях между родителями и детьми не хватает поглаживаний, которые выражаются как в физическом прикосновении, так и вербальном (ласковые слова). Подумайте, как изменяться ваши отношения, если такие поглаживания будут частыми.

Упражнение «Один карандаш».

Родитель и ребёнок сидят рядом. Перед ними альбомный лист и один карандаш.

Инструкция: «нарисуйте вдвоём картинку, на которой обязательно должен быть дом и дерево. Рисовать надо вдвоём держась за один карандаш. Придумайте для рисунка названия и напишите также одним карандашом».

Обсуждение:

- Удалось ли прийти к общему мнению между родителем и ребёнком? Как?

- Кто в паре больше предлагал, а кто рисовал?

Рефлексия.

Вопросы родителям:

1.Что нового в поведении ребёнка вы заметили?

2.Что показалось вам важным и полезным в такой работе?

3.Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

Вопросы детям:

Что вам больше всего понравилось?

Общий вопрос:

- Что бы вы пожелали друг другу и себе?

 

Знакомство.

В руках у ведущего клубок шерсти: «у меня в руках волшебный клубок. Почему «волшебный», потому что тот участник, у кого он оказывается в руках, представляется, приветствует всех присутствующих». Ведущий показывает образец приветствия, а затем передаёт клубок дальше. Таким образом, клубок должен обойти всех участников.

Упражение «Билль о правах».

Часто родителям кажется, что дети их не слушаются и не соблюдают те правила и требования, которые они просят. Так ли это на самом деле? Давайте проверим.

Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав (15 – 20 минут). После того как каждая группа закончила подготовку такого списка «родители» и «дети» начинают поочерёдно предъявлять эти права друг другу, причём каждое права должно быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое – то право или настаивать на его изменение. На обсуждении каждого пункта отводиться 3-5 минут.

Комментарии ведущего: мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же как взрослые, но это заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не толь то, что мы говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведём себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем нравоучения.

 

Рефлексия.

Вопросы родителям:

1.Что нового в поведении себя и ребёнка вы узнали?

2.Что показалось вам важным и полезным в такой работе?

3.Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

Прощание.

 

Тема: «Секреты здоровья детей раннего возраста!»

Онанизм.

Рассмотрим причины его возникновения. Привычка чаще всего проявляется у девочек, которые не играют в куклы и выбирают общение с мальчиками. И также у мальчиков с ярко выраженными мальчишескими чертами поведения. Часто онанизм встречается у ребенка, с неукротимым темпераментом и повышенной потребностью в разрядке накопившегося психического напряжения.
К онанизму может привести излишняя строгость, многочисленные запреты и физические наказания, которые способствует приливу крови к генитальной области и действует раздражающим образом.

Недостаток ласки, ранний выход матери на работу, передача ребенка родственникам и няням. Такие дети скрывают свои чувства и переживания. Они живут в своем воображаемом и закрытом мире, в котором восполняют нехватку тепла и любви со стороны родителей.

Причиной может быть насильное кормление. Встречается у детей с невропатией, со сниженным весом. Удовольствия от пищи дети не испытывают, а процесс еды часто сопровождается с тошнотой и рвотой. А область рта рефлекторно связана с генитальной.

Клинической предпосылкой онанизма, как и всех патологических привычек, является повышенный уровень возбудимости, проявление невропатии. Еще проявлением невропатии является затрудненное засыпание, беспокойный и прерывистый сон. Потливость, чрезмерное укутывание, диатез с зудом, трение тесной одежды.

.

Рекомендации.

Не ругать и не стыдить ребенка при всех. Ближе узнать его, уделять ему больше внимания и терпеливо разобраться в причинах онанизма. Нельзя физически наказывать ребенка, проверять каждый шаг, не доверять его словам, подвергать унизительным допросам и осмотрам.

Больше искренности и доверительности в отношениях, двигательной активности – подвижные и спортивные игры, прогулки перед сном. Благоприятно воздействие водных процедур – купание, душ, обтирание.

Если попытки данной привычки все же есть, нужно обратиться к гинекологу или урологу (в зависимости от пола) или обратиться за консультацией к невропатологу.

Сосание большого пальца.

Сюда же относится сосание соски до 3-4 лет.

Сосание большого пальца восполняет нереализованный инстинкт сосания и уменьшает беспокойство, успокаивает, убаюкивает, смягчает тяжесть одиночества, приглушает физическую боль. Начинает появляться у ребенка около 6 месяцев. Чаще бывает у детей с флегматичным темпераментом.

Беспокойство проявляется и у плода, если мать волнуется, устает или болеет при беременности. На снимках видно, как плод в этом случае сосет палец.

Причиной является нежелание матери иметь ребенка. Это неблагоприятно отражается как на самой беременности, и на грудном вскармливании.

Вследствие отсутствия грудного вскармливания, раннего перехода к бутылке с соской с широким отверстием, в результате чего ребенок слишком быстро поглощает пищу и не успевает насосаться настолько, насколько ему хочется.

Недостаток материнской ласки, теплого обращения, передача малыша на воспитание родственникам и няне, в круглосуточное ДОУ.

Рекомендации.

Нельзя наказывать и стыдить за такую привязанность. Говорить об этом, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями. Отбирать любимый предмет, который сосет ребенок.

Наилучшей тактикой предупреждения и устранения этой привычки является не борьба, а установление доверительного контакта с ребенком, своевременное успокоение и снятие беспокойства.

Наполните жизнь ребенка новыми впечатлениями, помогите ему найти настоящего друга.

Разумно пользуйтесь соской, покачивайте кроватку, убаюкивайте, пойте колыбельную. Подумайте об отсутствии лишних ограничений и чрезмерной активности детей. Регулярно пополняйте багаж совместных положительных впечатлений и эмоций.

Рекомендации.

Нельзя интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития. Запрещать и наказывать его за эту патологическую привычку. Говорить ребенку о грызение ногтей, тем самым фиксируя словами в сознании эту привычку.

Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволяйте ребенку свободно и адекватно выражать свою агрессию и накопившийся гнев. Учитесь понимать, что происходит с ребенком, переключайте и отвлекайте его внимание в момент грызения ногтей.

Уменьшите чрезмерные требования к ребенку. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который приблизительно равен периоду ее протекания.

Рекомендации.

Важно выяснить, снятся ли ребенку кошмары, боится ли он темноты и может ли оставаться один в комнате. Не фиксировать внимание на привычке.

Доверительное, эмоциональное и теплое общение родителей с ребенком. Пополнить материальную среду. Можно перед сном заняться с ребенком спокойным интересным делом. Например, почитать книгу, принять расслабляющую ванну, послушать классическую музыку.
Итак, патологические привычки являются признаком нервности и достаточно трудно поддаются коррекции. Взрослые могут и должны помочь детям преодолеть их притяжение.


6.. Обратная связь.

Прощание

 

Обратная связь.

Прощание «Я желаю..»

 

 

Тема "Игра в жизни ребенка".

Обратная связь.

Прощание

 

 

Семинар – практикум.

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.

Материалы: мяч,

1.Приветствие: игра – ассоциация «Кризис - это…»

Ведущий бросает родителям мяч с просьбой продолжить предложение: «Кризис – это…».

Комментарий: прослушав все ответы родителей, ведущий делает вывод, что чаще всего слово «кризис» ассоциируют с чем – то негативным, требующим внимания и терпения.

 

Обратная связь.

8. Прощание «Я тебе желаю…»

 

 

Сборник тренингов и

 семинаров – практикумов с родителями.

Методическая разработка.

Автор – составитель:

Педагог – психолог

Сайфутдинова Татьяна

Александровна

Губкинский 2013 г

Содержание

1.Психологическая готовность к школе……………………………………….2

2.По дороге в школу…………………………………………………………….7

3.Почему учиться трудно или что такое адаптация к школе?.........................10

4.Тренинг «Бумеранг родительского гнева»…………………………………..14

5.Детско – родительский тренинг «Связующая нить»………………………..18

6.Тренинг «Мир детский и мир взрослый»…………………………………….20

7.Секреты здоровья детей раннего возраста……………………………….......22

8.Игрушки детей раннего возраста……………………………………………..26

9.В царстве упрямства и капризов……………………………………………...30

10. Игра в жизни ребёнка………………………………………………………..32

Приложения.

Тема «Психологическая готовность к школе».

Задачи: познакомить родителей с содержанием психологической готовности; повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов ребёнка.

Материалы: книга, мяч.

Приветствие.

Родителям нужно назвать своё имя и продолжить фразу «Моё настроение похоже на…»

Упражнение «Цветок».

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распуститься, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который погрызёт корни. Тогда болеет весь цветок.

Ведущий: То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает в школу. Ошибочное мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок, тем успешен он будет в школе. Часто упускается из виду развития самих психических процессов, необходимых дляосуществление учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развития мелкой моторики руки, мотивация. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение) цветок всё равно распуститься (ребёнок быстро научиться читать и писать, решать задачи). Но состояния цветка зависит ещё и от качества листьев, через которое тоже идёт питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве – это кризис семи лет, когда у ребёнка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться с дезадаптацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.132 с.)