Мини – лекция «роль игрушки в жизни детей». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мини – лекция «роль игрушки в жизни детей».



Игрушка для ребёнка – инструмент познания. Манипулируя игрушками, дети познают мир, мыслят, развиваются. И от того что именно будет предложено в этих самых манипуляций, зависит и в каком направлении будет развиваться его мышление.

Дети интересуются со всем другими сторонами игрушки, им не интересно знать оеёсамоценности. Совершенно неважно какая перед ними кукла или машинка – коллекционная или серийная из обычного магазина, их значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать.

Ребёнок в процессе развития воссоздаёт и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. Основные типы игрушек для раннего возраста:

1.Пирамидки

Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. У такой пирамидки края колец скошенные, так, что сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), эта игрушка на ощупь гладкая.

 

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

Вкладыши

Вкладыши - это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни. К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.

Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5 и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Выбирая плоскостной вкладыш или коробку для форм для детей более старшего возраста, следует выбирать такие, в которых само действие по вкладыванию предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

Транспортные игрушки.

Транспортные игрушки - это игрушки, отображающие различные виды транспорта. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции и пр.), железнодорожный, авиа - или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки - тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы. Хорошая машинка или поезд обогащает сюжетную игру за счет возможности перемещения персонажей и предметов, помогает малышу освоить различные социальные роли, реализовать познавательные интересы.

 

В возрасте от одного года до трех лет ребенок впервые знакомится с разными видами и типами транспорта, их названием и функциональным назначением. Соответственно, транспортная игрушка для этого возраста должна обладать узнаваемым обликом и иметь хорошие динамические свойства – быть устойчивой, легко и ровно передвигаться. В этом случае игрушечный транспорт будет отражать действия самого ребенка и сможет служить материалом для экспериментирования.

 

Для детей от 1,5 лет первым игрушечным транспортом станет «игрушка-каталка». Причем вначале лучше купить каталку на палочке - яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С ее помощью он научится связывать движения предметов с собственными действиями. Кроме улучшения координации, такая игрушка способствует развитию познавательной активности ребенка - ведь так интересно понять, каким образом, откуда вдруг возникает движение игрушки. Позднее, когда малыш хорошо освоит пространство перед собой, ему можно предложить каталку на веревочке.

 

Одновременно можно начать знакомить малыша с различными видами транспорта. Для этого понадобятся:

 

 - небольшой паровозик с крупными деталями (особенно хороши для этого возраста паровозики с дополнительными функциями конструктора или пирамидки);

 

    - легковой или грузовой игрушечный автомобиль - он должен быть достаточно крупным, чтобы малыш мог катать в нем любимых персонажей (хорошо также, если у него будут открываться дверки или багажник и будет пружинный механизм – это позволит в полной мере реализоваться исследовательской активности малыша);

 

 - кораблик или лодочка пригодится для игр в ванной (при выборе следует обратить внимание, чтобы они хорошо держались и не заваливались на воде)

 

 - небольшой легкий самолет, удобный для руки ребенка, должен вмещать в свою кабину маленькую матрешку или любого другого персонажа.

Мозаики.

Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Как выбирать.

Мозаики для малышей около 1 года обычно не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка – их можно просто соединять между собой, создавая, таким образом, доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т.д. Однако важно отметить, что такому маленькому ребенку интересно не столько построение изображения, сколько изучение принципа соединения деталей, рассматривание формы и цветов фишек, а также цветовое соотношение, получающееся при создании чего-то целого. Этот вид мозаик может прослужить долго, вплоть до 4-5 лет. Необходимо будет только позаботится о том, чтобы количество деталей росло вместе с малышом.

 

Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши пособия, в которых ножки (штырьки) имеются на поле, а не на фишках. Обычно такие мозаики тоже делаются крупных размеров, благодаря чему их удобно держать в руках и нет опасности, что малыш может нечаянно проглотить деталь. Часто этот вид мозаики можно встретить в варианте с вертикальным полем, достигающем метрового размера. Для малышей этот вариант замечателен тем, что не ограничивает его движений. Кроме того, иногда такие поля уже раскрашены, т.е. имеют какое-то изображение (например, бабочку), что позволяет малышу, соотнося цвета фишек и выступов на поле, создавать такие сложные рисунки, а ведь это так здорово – чувствовать себя создателем!

 

Детям от двух лет можно предложить штырьковую мозаику. Лучше, если детали будут не меньше 1 см в окружности, - такие мозаики способствуют развитию мелкой моторики рук. Малышам нравится просто втыкать фишки, по-разному располагая их на поле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.006 с.)