Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зона научно-технических занятийСтр 1 из 10Следующая ⇒
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - АО "ЦНИИПРОМЗДАНИЙ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 декабря 2019 г. N 792/пр и введен в действие с 11 июня 2020 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Введение Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований с* Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". ___________________ * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий и помещений организаций дополнительного образования детей, обеспечивающей современный уровень образования и воспитания, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.
Свод правил разработан авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (руководитель темы - канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, ответственный исполнитель - А.Ю.Солодова).
1 Область применения 1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к сети, размещению, составу элементов земельного участка зданий организаций дополнительного образования детей; зданиям, помещениям организаций дополнительного образования детей, встроенным и встроенно-пристроенным в жилые и общественные здания; функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и помещений организаций дополнительного образования детей любых организационно-правовых форм и форм собственности.
2 Нормативные ссылки В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ Р 50571.28-2006 Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений
ГОСТ Р 51631-2008 Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость
ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности
ГОСТ Р 55555-2013 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением
ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2 Платформы подъемные с наклонным перемещением
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (сизменением N 1)
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1)
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)
СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"
СП 29.13330.2011 "СНиП 2.03.13-88 Полы" (с изменением N 1)
СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий" (сизменением N 1)
СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (сизменением N 1)
СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" (с изменением N 1)
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменением N 1)
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" (с изменениями N 1, N 2)
СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование" (с изменением N 1)
СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей" (сизменением N 1)
СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования
СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)
СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (сизменением N 1)
СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (с изменениями N 1, N 2)
СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с изменениями N 1, N 2)
СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (с изменением N 1)
СП 256.1325800.2016 "Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 309.1325800.2017 Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования
СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования
СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования
СП 383.1325800.2018 Комплексы физкультурно-оздоровительные. Правила проектирования
СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества
СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 Изменения и дополнения N 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях
СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения, сокращения 3.1 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по СП 251.1325800, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вход в здание с уровня земли (здесь): Высота крыльца (разница отметок уровня пожарного проезда и площадки перед входом) не превышает 1,5 м.
3.1.2
3.1.3 единовременная вместимость здания ОДО: Общее число единовременно находящихся в здании обучающихся и посетителей.
3.1.4 посетители (здесь): Посетители, из числа населения, группы зрелищных помещений и других автономных блоков.
3.1.5 зона (подзона) участка: Часть территории, предназначенная для работы по определенному профилю, направлению, форме, видам работы.
3.1.6 лаборатория (здесь): Подразделение ОДО для какого-либо вида технического творчества обучающихся; либо специально приспособленное для проведения научно-исследовательской и образовательной деятельности; группа специально оборудованных помещений и сооружений для какого-либо вида технического творчества обучающихся.
3.1.7 объединение (здесь): Общее число обучающихся по одной программе дополнительного образования, структурный элемент ОДО; объединение может состоять из одной или нескольких групп, разбитых по возрасту или уровню навыков обучающихся.
3.1.8 направленность программы дополнительного образования: Образовательные программы дополнительного образования, объединенные по признаку общности основного процесса деятельности (профилю); по каждой реализуемой направленности в ОДО может функционировать одно или несколько объединений.
3.1.9 пропускная способность здания ОДО: Общее списочное число обучающихся по программам дополнительного образования.
3.1.10 рекреация (здесь): Помещение для ожидания занятий и отдыха между занятиями.
3.1.11 сменность: Число академических занятий в одном помещении ОДО в течение дня.
3.1.12 функционально-планировочная группа (блок) помещений: Помещения, объединенные одним направлением деятельности (содержанием или формой работы).
Сокращения
АПС - автоматическая пожарная сигнализация;
ДОО - дошкольная образовательная организация;
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;
КПД - коэффициент полезного действия;
МГН - маломобильная группа населения;
ОДО - организация дополнительного образования;
ОО - общеобразовательная организация;
ОУ - осветительная установка;
ТСО - технические средства обучения.
4 Общие положения. Типология организаций дополнительного образования 4.1 Здания (помещения) ОДО проектируют для осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с [1 ], [7 ].
4.2 Проектирование зданий ОДО осуществляется с учетом возможности реализации следующих дополнительных общеобразовательных программ:
- общеразвивающих (научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной (по видам искусств), историко-культурной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и иных направленностей);
- предпрофессиональных (спорт, искусство).
4.3 Организации дополнительного образования детей предусматриваются следующих видов:
- многопрофильные: ОДО, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей по нескольким направленностям;
- однопрофильные: ОДО, реализующие дополнительные общеобразовательные программы одной направленности.
4.4 В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172 здания ОДО могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), в том числе размещаться в помещениях организаций образования, спорта, культуры.
4.5 Функциональная структура зданий ОДО, состав и площадь элементов земельного участка и основных функциональных помещений ОДО устанавливается заданием на проектирование в зависимости от:
1) условий реализации дополнительных общеобразовательных программ:
- видов реализуемых программ обучения,
- численности объединений и наполняемости групп (определяется в соответствии с [8 ] и по согласованию с муниципальными и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования),
- режима занятий обучающихся (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172);
2) наличия дополнительных функций:
- проведения массовых мероприятий для обучающихся (олимпиады, конкурсы, разноуровневые соревнования в системе дополнительного и общего образования, развлекательных мероприятий, в том числе с присутствием родителей и законных представителей),
- функционирования детских общественных объединения и организаций,
- массовых мероприятий для взрослого населения района,
- возможности использования помещений ОДО населением района для досуга.
4.6 Учебные помещения проектируют исходя из следующих условий:
- направленность реализуемой в помещении дополнительной общеобразовательной программы;
- уровень специализации по направленности;
- количество единовременно занимающихся;
- возраст и возрастной состав обучающихся (одновозрастной, разновозрастной, совместные занятия обучающихся с родителями);
- форма занятий (очная: индивидуально, в группе, всем составом объединения; заочная: дистанционно в режиме реального времени, самостоятельные занятия индивидуально и в группах);
- дополнительная общеобразовательная программа и длительность (срок) обучения по ней.
4.7 В зданиях ОДО следующие помещения допускается проектировать с возможностью использования населением:
- группа массовой и зрелищной работы (концерты, праздники, досуг);
- библиотечно-информационный центр (клубы по интересам, общественные чтения, библиотека);
- спортивные помещения (игры, соревнования);
- помещения учебно-воспитательной работы (кружки для взрослых в вечернее время и выходные).
В зависимости от планируемого режима использования указанных помещений взрослым населением:
- группа помещений выделяется в обособленный блок с отдельным входом (при использовании свободных помещений во время функционирования ОДО для обучающихся);
- отдельные входы не предусматриваются (при использовании помещений вечером и в выходные дни).
4.8 В здания ОДО допускается встраивать ДОО при условии их функционального выделения в отдельный блок с устройством отдельного входа в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 и пунктом 5.2.2 СП 4.13130.2009.
4.9 Типы зданий ОДО по единовременной вместимости характеризуются двумя показателями - числом обучающихся в учебной части и числом мест в зрительном зале.
4.10 При расчете мощности организации учитывается только общее количество обучающихся, занимающихся в объединениях ОДО (без учета вместимости зрительного зала).
4.11 Требования к организации сети организаций дополнительного образования
4.11.1 Сеть организаций дополнительного образования проектируется в зависимости от численности населения населенного пункта, уровня территориальной доступности и с учетом местных условий.
4.11.2 Номенклатура типов ОДО для детей приведена в приложении А.
4.11.3 Перечень направленностей объединений ОДО представлен в приложении Б.
4.11.4 Территориальное расположение разных типов ОДО следует предусматривать по уровню территориальной доступности возрастному контингенту ОДО, степени распространенности, сложности и уникальности различных видов реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
4.11.5 Уровни территориальной доступности различных типов ОДО приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
5 Требования к размещению и функциональному составу земельного участка 5.1 Выбор земельного участка территории ОДО и его размещение на территории населенного пункта осуществляют в соответствии с направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, вместимостью организации, в удобной и безопасной связи с жилой застройкой и остановками общественного пассажирского транспорта.
5.2 Площадь земельного участка ОДО принимается по заданию на проектирование с учетом площади застройки здания ОДО, размещения всех элементов земельного участка, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ и досуга обучающихся, а также дорожек, проездов, озеленения.
5.3 Территорию ОДО, программой обучения в которой предусмотрено проведение основных занятий на земельном участке (экологической, туристической, технической, технического спорта), рекомендуется размещать вблизи зон рекреационного назначения.
5.4 Допускается располагать отдельные зоны территории ОДО на автономных земельных участках, находящихся в пешеходной доступности от здания ОДО - до 500 м, использовать существующие спортивные и иные сооружения, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам в части требований к территории и сооружениям ОДО.
5.5 При размещении территории ОДО в сложившейся застройке, вблизи магистральных улиц, вход в здание (при отсутствии огороженной территории), вход на земельный участок рекомендуется устраивать на удалении от проезжей части или отделять проезжую часть от тротуара элементами (ограждениями, густой зеленой изгородью и т.д.), препятствующими переходу проезжей части в зону размещения входа.
5.6 Окна аудиторий для музыкальных занятий, производственных мастерских и других помещений, образовательный процесс в которых сопровождается шумом, следует ориентировать в сторону, свободную от застройки, или с учетом расстояний до зданий (территорий), обеспечивающих нормируемый уровень шума в помещениях зданий и на территории.
5.7 При основных входах в ОДО всех типов следует предусматривать место для велосипедов, самокатов, детских колясок.
5.8 Пешеходные дорожки на территории ОДО следует проектировать в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172, СП 59.13330, СП 140.13330.
5.9 Въезды на земельный участок, подъезды к зданию и пожарные проезды вокруг здания ОДО размещают и оборудуют по СП 251.1325800.2016 (пункт 6.4.4), СП 4.13330*. ________________ * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 4.13130.2013, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
5.10 Места стоянки личного транспорта сотрудников и посетителей предусматривают согласно СП 42.13330 или региональным (местным) нормативам градостроительного проектирования и проектируют в соответствии с СП 113.13330. Для родителей, привозящих детей в ДОО, допускается устройство мест посадки-высадки по СП 251.1325800.2016 (пункт 6.4.2).
5.11 Ограждение земельного участка территории ОДО предусматривают по заданию на проектирование в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172 -14 (пункт 2.4) и требованиями органов местного самоуправления.
5.12 Санитарно-гигиенические требования к территории ОДО, в том числе к озеленению приведены в СанПиН 2.4.4.3172.
5.13 Состав и площадь функциональных зон земельного участка ОДО принимают по заданию на проектирование. Предусматривают следующие основные функциональные подзоны: массовых мероприятий, игр и развлечений, отдыха, хозяйственную. Для реализации соответствующих дополнительных общеобразовательных программ предусматривают научно-техническую, физкультурно-спортивную, биологическую (учебно-опытную) и другие подзоны.
5.14 Элементы одной функциональной подзоны рекомендуется группировать и размещать совместно.
5.15 Рекомендуемый состав функциональных зон для разных направленностей на участке ОДО приведен в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Зона массовых мероприятий
5.16.1 При главном входе в здание следует предусматривать площадку с твердым покрытием (асфальтом, тротуарной плиткой и др.), из расчета 0,3 м на одно место в здании, для проведения массовых мероприятий, экстренной эвакуации. Для инвалидов на кресле-коляске предусматривают площадь не менее 1,2 м .
5.16.2 Дополнительно на участке ОДО могут устраиваться: танцевальная выставочная площадки, открытая летняя эстрада, площадка для торжественных построений и др. Указанные площадки проектируют в непосредственной связи с подъездами и подходами к зданию ОДО.
5.16.3 Подзону торжественных построений проектируют, состоящей из трех частей (для участников построений, ведущих, почетных гостей и зрителей), с хорошей визуальной и акустической взаимосвязи.
Подзона игр и развлечений
5.17.1 Подзону игр и развлечений проектируют с удобным доступом со стороны центрального входа; в условиях сложившейся застройки при дефиците площади земельного участка подзону допускается объединять с зоной массовых мероприятий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.495 с.) |