Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы применимости международного экологического права во время вооруженных конфликтов

Поиск

 

Вопрос проблемы применимости международного экологического права во время вооруженных конфликтов изучался многими известными учеными из областей международного публичного, международного экологического и международного гуманитарного права. Основной вопрос, который ставился ими в работах по данной тематике, сводился к тому, насколько остаются применимыми нормы международного экологического права во время вооруженного конфликта. В связи с этим, а также характером вооруженных конфликтов, необходимо изначально учитывать два факторы:

Во-первых, важно отметить различие между международными экологическими нормами, которые применяются к международным конфликтам и теми, что относятся к внутренним. К примеру, государство испытывающее внутренний вооруженный конфликт остается связанным нормами международного экологического права. Если же оно не соблюдает эти обязательства возникает вопрос - можно ли оправдать такие действия состоянием крайней необходимости? Кроме того, под вопросом остается исполнение своих обязательств и не государственными организациями, так как они связаны соответствующими нормами международного гуманитарного права, но, в целом, международное экологическое право на них не распространяется.

Несмотря на то, что применение международных экологических норм может быть выгодным по отношению к воюющим сторонам в рамках одного государства, остается неясным вопрос, можно ли применять данные нормы к таким конфликтам или же они могут быть применены только в рамках международных конфликтов.

Во-вторых, может существовать разница при применении международного права во время вооруженного конфликта между двумя воюющими сторонами и, к примеру, между воюющей и нейтральной стороной. М. Ботэ исследовал данное различие еще в начале 1990-х годов, отметив, что эффект международного экологического права значительно разнится в зависимости от того - нанесен ли экологический ущерб, причиненный воюющей стороной, по отношению к другой воюющей стороне или же к нейтральной. Он утверждал, что отношения между воюющим и нейтральным государствами, в отношении окружающей среды нейтрального государства, регулируется стандартными нормами мирного времени, в то время как в отношениях между воюющими сторонами международное экологическое право не применяется, оставляя защиту окружающей среды нормам права вооруженных конфликтов.

Таким образом, руководствуясь данными факторами, можно прийти к выводу, что основным вопросом при рассмотрении данной проблемы является применимость многосторонних природоохранных соглашений и международного обычного права, применительно к окружающей среде, в период вооруженных конфликтов.

Что касается вопроса применимости многосторонних природоохранных соглашений во время вооруженных конфликтов, то тут был разработан ряд методик для установления того, когда и в какой степени данные соглашения могут применяться. К ним относятся: теория классификации, теория намерения, метод применимости, зависящий от природы и характера международного природоохранного соглашения, а также принцип «скользящей шкалы».

Теория классификации является одним из преобладающих подходов при определении применимости законов мирного времени к воюющим сторонам. Данный подход определяет, что природоохранные нормы права могут относиться к различным категориям, а тип категории, в свою очередь, определяет, должен ли закон по-прежнему применяться во время вооруженного конфликта или нет.

В 2000 году С. Вонеки проанализировала методики определения применимости общего международного права во время вооруженных конфликтов. Она обнаружила, что преобладающим подходом была система классификации, состоящая из пяти доминирующих категорий договоров, которые, по крайней мере в некоторой степени, продолжают применяться в период вооруженных конфликтов: (I) договоров прямо обуславливающих их действие в военное время; (II) договоров, действие которых совместимо с военным временем; (III) договоров, которые создают международный режим или статус; (IV) договоров по правам человека; (V) императивные нормы и общие обязательства.

В свою очередь, капитаны ВМС США Джон П. Куинн, Ричард Т. Эванс и капитан-лейтенант Майкл Дж. Бюк подошли к вопросу проблемы применимости международного экологического права во время вооруженного конфликта с точки зрения вооруженных сил в попытке прояснить, какими же требованиями им необходимо руководствоваться в данном случае. Исходя из диапазона типов и мер ведения войны, которые могут потребоваться в какой-то конкретной ситуации, они подчеркивают трудность нахождения баланса между защитой окружающей среды и успешным выполнением поставленных перед ними задач.

Они полагают, что эта сложность и стала возможностью широкого распространения военных справочников с инструкциями, в которых описывается какие, а главное в какой степени, международные природоохранные соглашения применяются во время боевых действий. Данные пособия несут в себе огромную пользу для всего человечества, так как намного легче предотвратить нанесение серьезного урона окружающей среде, нежели стараться восстановить ее.

В ближайшей перспективе становится более вероятным участие все большого количества стран в военных операциях, в отличии от крупномасштабных военных действий, в результате чего такие пособия, скорее всего, получат более значительное распространение. Кроме того, если военные будут следовать мерам по охране окружающей среды во время своих учений, то тогда и значительно возрастут шансы на их использование в реальном бою.

В конечном итоге, Джон П. Куинн, Ричард Т. Эванс и Майкл Дж. Бюк считают, что такие пособия могут сами по себе помочь ускорить эволюцию соответствующих законов. Однако, одной из основных проблем более широкого распространения данных военных руководств является принцип «скользящей шкалы» при военном вмешательстве, поскольку следование международным экологическим нормам подразумевает сдерживание, а подчас и запрет, использования многих «эффективных», с военной точки зрения, средств ведения войны. Несмотря на это, всегда сохраняются определенные международные экологические нормы, которые не только не теряют своей силы, а подчас обладают и военной значимостью. В данном случае «скользящая шкала» сохраняет обратную зависимость между этими двумя понятиями, в результате чего применимость международных природоохранных норм уменьшается в зависимости от военной необходимости.

Рассматривая вопрос по существу, можно отметить, что в соответствии с принципом «скользящей шкалы» международное экологическое право продолжает применяться до тех пор, пока оно не становится несовместимым с правом вооруженных конфликтов. Данный подход хоть и не дает конкретных объяснений или критериев того, какие нормы права ограничивают войска во время различных типов и фаз военных действий, но все же отражает собой взаимосвязь международных природоохранных норм и права вооруженных конфликтов с практической точки зрения.

При более тщательном рассмотрении данной проблемы становится очевидным, что экологические нормы и средства ведения войны находятся на разных чашах весов вооруженного конфликта и несоблюдение баланса в данном случае приводит, либо к недостаточной эффективности ведения войны, что как мы понимаем невыгодно военным, либо несоблюдению природоохранных соглашений, что в последствии приводит к нанесению значительного урона окружающей среде. Именно эта проблема, с точки зрения военных, и стала главной причиной сложности в применении международного экологического права в период вооруженных конфликтов, так как во время любой военной операции во главу угла ставится достижение необходимых результатов в максимально сжатые сроки, а никак не забота об окружающей среды. Именно несоблюдение баланса и приводит к трагическим последствиям для всего человечества, как это было не раз на протяжении прошлого и начале этого столетий.

Примером несоблюдения такого баланса может считаться инцидент с применением химического оружия во время гражданской войны в Сирии, уже упоминавшийся в данной работе. И хоть мировое сообщество так и не пришло к однозначному выводу о стороне применившей его - многими экспертами поддерживается позиция о применении химического оружия как последнего шага в попытке перехвата инициативы в вооруженном конфликте, так как «законные» средства ведения боя за прошедшие до этого два года так и не дали ни одной из сторон явного преимущества. И несмотря на то, кто использовал данное оружие, фактом остается нанесением им значительного вредя экологии Сирии, а также жизням и здоровью людей.

В настоящее время в вооруженных силах разных стран начинают приниматься руководящие принципы позволяющие устанавливать требования, которые должны соблюдаться на различных стадиях вооруженного конфликта, от учебных маневров до развернутых военных операций, ярким примером чего может служить вооруженные силы США. Аналогичная ситуация происходит и в военно-политическом блоке НАТО, где была выпущена инструкции по охране окружающей среды во время военных операций под их руководством.

Отдельно стоит отметить ситуацию по экологической безопасности в вооруженных силах Российской Федерации. В России, к сожалению, на данный момент не приняты конкретные уставы и инструкцию по ведению экологически безопасного вооруженного конфликта. Не смотря на создание экологических служб в различных военных округах нашей страны, военных заботит не столько международная охрана окружающей среды, сколько не причинение вреда на внутригосударственном уровне.

Джон П. Куинн, Ричард Т. Эванс и Майкл Дж. Бюк закономерно предположили, что эти и подобные усилия во всем мире будет стимулировать правовое развитие в данной области. Однако, в данном случае мы сталкиваемся с другой проблемой, которая выражается в отсутствии обязательности применения права.

Таким образом, в большей степени первопричиной данной деимперативности указанных норм является не столько их несовершенство с точки зрения правовой наполненности и содержания, сколько невозможность их применения в реальных условиях вооруженного конфликта. Тому виной является стремительность развития и преобладание милитаристических целей и задач, поставленных перед участниками вооруженного конфликта, над «мирными», в данном случае направленными на защиту окружающей среды.

Как бы это странно не звучало, но применение данных международно-экологических норм приведет к искажению сформированной веками сущности вооруженного конфликта. Это будет всего лишь спектакль, где роль каждого из участников будет строго определена, а значит предсказуема. Кроме того, под угрозой окажется и само, пусть и далеко немирное, но разрешение конфликта. Ведь скрываясь за ширмой охраны окружающей среды, используя свое положение, каждый из участников вооруженного конфликта окажется в ловушке, станет заложником эколого-правовых норм. С одной стороны, это хорошо: зная об этом, никто не захочет конфликтовать, но с другой стороны, - никто и не захочет этим воспользоваться, чтобы разрешить свои проблемы. Ведь взаимное непонимание переходит из плоскости переговоров в плоскость конфликтной ситуации только тогда, когда заканчиваются мирные способы разрешения спора.

Во избежание этого нужно все же уделить внимание доконфликтным способам разрешения спора, а если таковое уже невозможно, то усилить и добиться привлечения к ответственности участника конфликта за уже совершенное деяние против окружающей среды, что достигается путем скрупулезного правореализационного внедрения эколого-правовых норм в соответствующие отношения. Представляется возможным, в значительной мере усилить конфликтную и постконфликтную активность межправительственных организаций для целей достижения и выполнения карательной функции экологических норм.

Все этим меры в совокупности должны дать общественно полезный результат, который послужит назидательно-показательным примером ответственности за преступления и (или) деликты против мировой окружающей природный среды.

 


 

Заключение

Несмотря на всю многогранность и дискуссионность избранной темы данного дипломного исследования, можно сделать вывод, что поставленная цель работы достигнута, а намеченные задачи - решены. Безусловно, исходя из критической оценки сегодняшнего состояния механизма международно-правовой охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов, в настоящее время он прибывает в стадии стагнации и требует актуализации как в правовом, так и социальном плане с переосмыслением роли и значимости окружающей природной среды для человечества.

Ни для кого не секрет, что природа, ее сохранение и защита всегда стояли и стоят на втором месте после человека, его прав и свобод. В то же время, в этой расстановке приоритетов кроется подмена понятий об их значимости. Ведь повсеместно заявляя о необходимости защиты и охраны прав, свобод и интересов человека и видя аналогичную протекцию природы лишь в признании и обеспечении права человека на нее, мы теряем ту сущностно-содержательную составляющую, которую она в себе несет и выражается в ее превосходстве над человеком. Вместе с тем, в этом кроется другая проблема - переоценка силы природы. Значительно преувеличивая возможности окружающей природной среды в саморегуляции и саморегенерации, человек забывает о том, что она может «залечить» только те раны, которые нанесены созданными и подконтрольными ей субъектами и явлениями. Таким образом, полностью выпадает из поля ее возможностей все то, что стало плодом интеллектуального труда человека, в частности химическое, биологическое и экологическое оружие. В этой ситуации, природа, как безмолвная жертва, стойко переносит все удары, прямо или косвенно наносимые человеком, но и в то же время, обладая хорошей гибкостью и адаптацией к определенным сложившимся условиям, отвечает на подобную агрессию и безразличие человека к ней, влияя на его психо-эмоциональное состояние и физическое здоровье.

Возвращаясь к оценке существующего механизма международно-правовой охраны окружающей среды, в первую очередь следует отметить формализм, излишнюю обобщенность и универсальность формулировок нормативно-правовой базы указанной сферы. Разумеется, подобное свойственно и иным международным актам аналогичного уровня, но, как правило, это устраняется путем их активного применения и правового культивирования, чего в случае с эколого-правовыми нормами не происходит. Указанные нормы, лишаясь, по сути, одной из ключевых своих стадий - реализации с применением соответствующих санкций, становятся «обезглавленными» и носят лишь диспозитивный, а значит необязательный, характер.

В этой связи необходимо усилить правореализационную работу по применению эколого-правовых норм международными межправительственными организациями как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта.

Однако ввиду объективной сложности охраны окружающей среды именно в период вооруженного конфликта, помимо усиления, совершенствования административно-организационного центра и нормативно-правовой базы надо уделить внимание непосредственно деликту в плане его санкционного ужесточения (карательности, если угодно) в отношении участника конфликта, совершившего международное экологическое преступление, уже после его окончания. Это особенно справедливо по отношению к тому факту, что даже МУС в настоящий момент не обладает достаточными рычагами для приведения всех своих решений, особенно по самым резонансным делам, во исполнение. Это показывает необходимость для мирового сообщества и дальше продолжать развивать нормативную базу по ограничению использования вооружения способного нанести вред экологии.

Кроме того, в целях снижения уровня диспозитивности и одновременного увеличения степени императивного воздействия экологических правовых норм на нарушителей, а также повышения эффективности их применения представляется необходимым и возможным создать определенную международную систему (назовем ее «International Ecologycal Police», сокращенно «IEP»), которая будет заниматься расследованием экологических преступлений и правонарушений как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов и военных действий. В состав IEP, образованную центральным офисом и территориальными органами в соответствующих государствах, войдут оперативно-следственные, экспертно-криминалистические и иные подразделения, специализирующиеся исключительно на раскрытии и расследовании указанных правонарушений и преступлений. Такая «избирательность» в расследовании определенной категории дел позволит сосредоточиться исключительно на расследовании экологических деяний и правонарушений. Непосредственным рассмотрением экологических дел должен будет заняться постоянно действующий Международный экологический суд (International Ecologycal Court, IEC), а исполнением его постановлений, носящих обязательный и безоговорочный характер - состоящая при нем Служба исполнения судебных решений (Service for the Execution court decisions, SE). Важно отметить, что все указанные органы должны быть полностью независимы от существующих в настоящее время межправительственных организаций и государств. Вместе с тем, их финансирование будет осуществляться странами в равных долях; вся деятельность (в том числе, хозяйственно-экономическая) будет полностью открыта и доступна для наблюдателей любого государства; кадровое обеспечение будет осуществляться аттестационно-экзаменационными комиссиями, создаваемыми при соответствующих органах.

Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов и превентивную работу, выражающуюся в стремлении разрешить возникшие политико-экономические противоречия до момента кульминационного взрыва и зарождения вооруженного конфликта как такового.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, №15, ст. 1691.

2. Пакт Лиги арабских государств. Заключен в г. Каире 22 марта 1945 года // Международное право. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 2000. С. 158 - 161.

3. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Одобрена резолюцией №2826 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1971 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/ bacweap.shtml.

.   «Стокгольмская декларация». Принята на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в г. Стокгольме 16 июня 1972 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declarathenv.shtml.

.   Резолюция 27-й сессии ООН №A/RES/2997 (XXVII) «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Принята 15 декабря 1972 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp? m=A/RES/2997 (XXVII).

.   «Всемирная хартия природы». Принята 28 октября 1982 года Резолюцией 37/7 на 48-ом пленарном заседании 37-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. - М.: БЕК, 1996. С. 132 - 135.

.   Резолюция 43-й сессии ООН №A/RES/43/53 «Охрана глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества». Принята 6 декабря 1988 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp? m=A/RES/43/53.

.   Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Заключена в г. Нью-Йорке 09 мая 1992 года // Собрание законодательства РФ. 11 ноября 1996 г. №46. Ст. 5204.

.   Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml.

10. Резолюция 47-й сессии ООН №A/RES/47/37 «Охрана окружающей среды в периоды вооруженных конфликтов». Принята 25 ноября 1992 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp? m=A/RES/ 47/37.

11. Резолюция 47-й сессии ООН №A/RES/47/191 «Организационные механизмы по осуществлению решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию». Принята 22 декабря 1992 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp? m=A/RES/47/191.

.   Копенгагенская декларация о социальном развитии. Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития, Копенгаген, 6-12 марта 1995 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/copdecl.shtml

.   Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 года // Собрание законодательства РФ. 13 октября 2003 г. №41. Ст. 3947.

.   Резолюция 57-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН №A/RES/57/337 «Предотвращение вооруженных конфликтов». Принята 18 июля 2003 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ods. asp? m=A/RES/57/337.

.   Резолюция Совета безопасности ООН №S/RES/1593. Принята Советом Безопасности на его 5158-м заседании 31 марта 2005 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp? m=S/RES/1593 (2005).

.   Резолюция Совета безопасности ООН №S/RES/1820. Принята Советом Безопасности на его 5916-м заседании 19 июня 2008 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp? m=S/RES/1820 (2008).

17. Recommendation Of The Organisation for Economic Co-Operation and Development Council On Guiding Principles Concerning International Economic Aspects Of Environmental Policies. Document №C(72) 128 Adopted on 26 May 1972 // Источник опубликования: http://acts.oecd.org/Instruments/ShowInstrument View.aspx? InstrumentID=4&Lang=en&Book=False.

.   Council Regulation (EC) No 1334/2000 of 22 June 2000 setting up a Community regime for the control of exports of dual-use items and technology, Official Journal of the European Communities L 159/1 30.06.2000 // Official Journal of the European Union L 159 on 30.06.2000 - pages 1-215

.   Constitutive Act Of The African Union. Adopted By The Thirty-Sixth Ordinary Session Of The Assembly Of Heads Of State And Government
11 July, 2000 - Lome, Togo // Источник опубликования: http://www.au.int/en/sites/default/files/ Constitutive_Act_en_0.htm.

.   North Atlantic Treaty Organization, Standardization Agreement-Joint NATO Doctrine for Environmental Protection During NATO-led Military Activities, Ed 5, February 2008 // Источник опубликования: http://nsa.nato.int/nsa/ zPublic/stanags/ 7141E % 20EP % 20ED5% 20EC.pdf.

.   Decision №1386/2013/EU of the European Parliament and of the Council of 20 November 2013 on a General Union Environment Action Programme to 2020 «Living Well, Within the Limits of our Planet» // Official Journal of the European Union L 354 on 28.12.2013 - pages 171-200

22. Бюллетень Генерального секретаря ООН №ST/SGB/1999/13 от 6 августа 1999 года «О соблюдении силами ООН норм международного гуманитарного права» // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp? m=ST/SGB/1999/13.

.   Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21. shtml.

.   Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Опубликован под №А/42/427 4 августа 1987 года // Источник опубликования: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf.

.   Доклад Миссии Организации Объединенных Наций по расследованию сообщений о применении химического оружия в Сирийской Арабской Республике, касающийся предположительного применения химического оружия в районе Гуты в Дамаске 21 августа 2013 года №А/67/997-S/2013/553 от 16.09.2013 г. // Источник опубликования: http://www.un.org/ru/documents/ods. asp? m=A/67/997.

.   Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: МККК, 2011 // Источник опубликования: http://www.icrc.org/rus/resources/documents/ publication/eric-david-principles.htm

.   Зубаков В. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. - Зеленый мир, №9, 1996 г.

.   Измалков В.И. Техногенная и экологическая безопасность и управление рисками / Измалков В.И., Измалков А.В. - СПб.: НИЦЭБ РАН, 1998.

.   Копылов М.Н. Природозащитные аспекты деятельности МККК // Международное право - International Law. 2006. №2.

.   Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.

.   Международное экологическое право: учебник / Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012.

.   Обычное международное гуманитарное право / МККК, 2006. Т. I.

.   Разоружение и безопасность: 2004-2005: новые подходы к международной безопасности / Под ред. А.Г. Арбатова; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. М.: Наука, 2007.

.   Терроризм: Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями / Ответственный редактор Трунов. И.Л. - М., 2005.

.   Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС и их преодоление: Двадцатилетний опыт. Доклад экспертной группы «Экология» чернобыльского форума Международное агентство по атомной энергии Вена, 2008 // Источник опубликования: http://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/ PDF/Pub1239r_web.pdf

36. Africa Environment Outlook 2: Our Environment Our Wealth. Unite Nations - UNEP, Earthprint, 2006.

37. Boelart-Suominen, Sonja Ann Jozef. International environmental law and naval war: The effect of marine safety and pollution conventions during international armed conflict. Newport Paper No. 15. Naval War College, Newport, RI, 1997.

38. Bothe, Michael. «The Protection of the Environment in Times of Armed Conflict». - German Yearbook of International Law, №34, 1991.

.   Gasser, Hans-Peter. «For better protection of the natural environment in armed conflict: A proposal for action». - American Journal of International Law, №89, 1995.

.   Protecting the Environment During Armed Conflict. An Inventory and Analysis of International Law. United Nations Environment Programme/ Elizabeth Mrema, Carl E. Bruch, Jordan Diamond - UNEP, Earthprint, 2009.

.   Quinn, John P., Evans, Richard T. and Boock, Michael J. «U.S. Navy development of operational-environmental doctrine». In J.E. Austin and C.E. Bruch (Eds.), The environmental consequences of war: Legal, economic, and scientific perspectives. Cambridge University Press, Cambridge, 2000.

.   Sumudu A. Atapattu. Emerging Principles of International Environmental Law. Ardsley: Transnational Publishers. 2006.

43. UNEP Training Manual on International Environmental Law / Earthprint, 2006.

.   United Nations Peacekeeping Operations. Principles and Guidelines 2008. Review date: January 2010 // Источник опубликования: http://pbpu.unlb.org/pbps /library /capstone_doctrine_eng.pdf.

.   United States of America Air Force handbook 10-222, Volume 4, 2012 // Источник опубликования: http://www.wbdg.org/ccb/AF/AFH/afh10_222_v4.pdf.

46. Vöneky, Silja. «A new shield for the environment: Peacetime treaties as legal restraints of wartime damage». Receil, Vol. 9, 2000.

47. Vöneky, Silja. «Peacetime environmental law as a basis of state responsibility for environmental damage caused by war». In J.E. Austin and C.E. Bruch (Eds.), The environmental consequences of war: Legal, economic, and scientific perspectives. Cambridge University Press, Cambridge, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.189.253 (0.012 с.)