Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональное сотрудничество в области охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов

Поиск

 

Несмотря на то, что в настоящее время вопросы охраны окружающей среды выдвигаются на первый план среди глобальных приоритетов международного сообщества и многие из них рассматриваются на уровне ООН, как это было рассмотрено в предыдущем параграфе данной дипломной работы, не стоит забывать и о значительном вкладе в сохранение благоприятных условий окружающей среды, который вносят региональные организации, ведь именно они являются наиболее подходящим форумом для обсуждения и решения актуальных экологических проблем на региональном уровне. Еще в 1972 году мировым сообществом региональное сотрудничество было признано одним из основополагающих способов защиты окружающей среды. И не смотря на то, что основной упор ООН, в рамках регионального сотрудничества, делает на защиту окружающей среды путем предотвращения вооруженных конфликтов, именно такой формат остается наиболее действенным в современных реалиях, как это будет показано в дальнейшем на примере Африканского союза.

На данный момент основными союзами в рамках регионального сотрудничества стран в области охраны окружающей среды, являются следующие объединения:

. Содружество Независимых Государств (СНГ).

Существенной составной частью сотрудничества в рамках СНГ является взаимодействие в экологической сфере, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государства-участники ведут активную совместную деятельность по предупреждению и противодействию природным и техногенным катастрофам.

. Совет Европы.

В рамках Совета Европы приняты конвенции и документы, направленные на охрану и бережное отношение к окружающей среде в Европе, сохранение и улучшение среды обитания и деятельности человека, разработку концепций комплексного обустройства и планирования развития территорий, создание сети охраняемых заповедников. Совет Европы последовательно занимается вопросами доступа к информации о состоянии окружающей среды.

. Европейский союз (ЕС).

В ст. 130r-t Единого европейского акта 1986 г. были определены цели и задачи, принципы и направления политики Сообщества в области окружающей среды.

Деятельность ЕС в области охраны окружающей среды основывается на программах действий. Новая, ныне действующая 7-я программа была принята в Брюсселе 20 ноября 2013 года. Эта программа рассчитана на период до 2020 года и содержит девять основных направлений развития, тремя основными из которых являются:

·   Защита природы и укрепление экологической устойчивости;

·   Повышение устойчивого, эффективного использования ресурсов для постепенного снижения выбросов углекислого газа;

·   Эффективное устранение угроз здоровью, связанных с окружающей средой.

. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

Данное соглашение было заключено между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой и вступило в силу 1 января 1994 г.

Охрана окружающей среды относится к той области, в которой страны - члены НАФТА осуществляют активное сотрудничество. В 1994 г. в соответствии с Североамериканским соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды была создана Комиссия по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды. Основными задачами ее деятельности являются усиление регионального сотрудничества, снижение возможных конфликтов и способствование эффективному исполнению законодательства в этой сфере. Комиссия содействует сотрудничеству и участию общественности в ускорении процессов сохранения, защиты и улучшения состояния окружающей среды в Северной Америке.

. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

АСЕАН был создан на основе Декларации от 8 августа 1967 г. Деятельность АСЕАН в сфере охраны окружающей среды является все более последовательной по мере того, как экологические проблемы этого одного из самых богатых биологическим разнообразием регионов становятся более сложными и неизбежно интегрируются в социально-экономическое развитие.

. Африканский союз (АС).

АС был учрежден на историческом саммите глав государств и правительств стран - членов Организации африканского единства в 2001 г. в результате усиления процессов региональной интеграции. С созданием АС были заложены основы для большинства будущих начинаний, в том числе в сфере охраны окружающей среды.

Одной из причин создания АС во многом стало огромное количество войн в Африке связанных с постоянной борьбой за территории богатые природными ресурсами, с последующим их разграблением и нанесением непоправимого ущерба окружающей среде. Дальнейшее осознание необходимости совместного противостояния подобным ситуациям и привело к появлению крепкого локального объединения стран.

В соответствии с Учредительным актом институциональный механизм АС включает три органа, которым поручено заниматься вопросами охраны окружающей среды: Исполнительный совет координирует деятельность и определяет политику в областях, представляющих интерес для всех государств-членов, включая такие области, как охрана окружающей среды, гуманитарная деятельность, преодоление последствий стихийных бедствий и оказание чрезвычайной помощи; Технический комитет по промышленности, науке и технике, энергетике, природным ресурсам и окружающей среде, при этом в состав специализированных технических комитетов входят министры или другие высокопоставленные должностные лица, отвечающие за сектора, относящиеся к сфере деятельности таких комитетов; Комиссия в качестве административного органа Союза выполняет ряд обязанностей и в данной области.

Начатый по инициативе глав ряда африканских государств процесс подготовки всеобъемлющей программы развития для континента завершился принятием на 37-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств, состоявшейся в Лусаке в июле 2001 г., Новой африканской инициативы. Эта Инициатива, которая была впоследствии скорректирована на состоявшемся в Абудже в октябре 2001 г. совещании с участием руководителей 10 африканских государств, сейчас известна миру как «Новое партнерство в интересах развития Африки» (НЕПАД). В целях обеспечения согласованного и полного осуществления НЕПАД была создана система руководящих органов, объединяющая Комитет по осуществлению в составе глав государств, Руководящий комитет и Секретариат.

В рамках деятельности НЕПАД рассматриваются вопросы окружающей среды, охватывающие ряд ключевых областей. Инициатива предусматривает восемь приоритетных направлений деятельности, среди которых борьба с опустыниванием, сохранение водно-болотных угодий, борьба с инвазивными чужеродными видами, рациональное использование ресурсов прибрежных районов, глобальное потепление, трансграничные природоохранные зоны, экологическое руководство и финансирование. Она охватывает также сквозные вопросы, такие как нищета и окружающая среда, охрана здоровья и окружающая среда и т.д.

Особую поддержку АС и НЕПАД в области охраны окружающей среды оказывает ЮНЕП. В последние годы Африка стала для ЮНЕП одним из наиболее приоритетных регионов. Так, ЮНЕП поддерживает усилия по охране прибрежной и морской среды, которая относится к числу основных аспектов инициативы в области окружающей среды в рамках НЕПАД, путем помощи в осуществлении как Абиджанской конвенции о сотрудничестве в области охраны и развития морской и прибрежной среды региона Западной и Центральной Африки 1981 г., так и Найробийской конвенции о защите, рациональном использовании и освоении морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 г.

Практическим примером успешного взаимодействия стран на региональном уровне может служить прекращения в 2003 году гражданских войн в Либерии средствами АС и НЕПАД при поддержке ЮНЕП. В данном случае совместными усилиями стран конкретного региона удалось сначала заметно снизить урон наносимый окружающей среде во время вооруженного конфликта, за счет пресечения разграбления и продажи полезных ископаемых, лесов и нанесения непоправимого ущерба местной экосистеме, а затем и вовсе прекратить конфликт с последующим восстановлением экономики и экологии страны. И хотя до сих пор не удается восстановить все отрицательные последствия прошедших за 14 лет там войн - работы в этом направлении ведутся совместными усилиями стран, что уже приносит плоды развития экономики региона и восстановления местной окружающей среды.

Данный пример является отличным доказательством того, что именно региональное сотрудничество стран в вопросах охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов может принести наибольшую пользу, так как именно на региональном уровне наиболее остро чувствуются причины разногласий и известны возможные последствия конфликтов. Именно здесь каждая из сторон наиболее остро понимает важность мирного и довоенного способа разрешения разногласий, а в случае уже наступившего конфликта - возможные их последствия для окружающей среды и населения.

Резюмируя все вышесказанное в данной главе, остается отметить лишь тот факт, что как бы не старалось мировое сообщество решить все имеющиеся на данный момент проблемы в деле защиты окружающей среды, будь то межнациональный или региональный уровни, тем не менее данные проблемы сохраняют свои первостепенные позиции в перечне задач мирового сообщества на XXI век. Многие нерешенные на данный момент вопросы связаны с защитой окружающей среды конкретно в период вооруженных конфликтов, о чем и будет поднят вопрос в следующей главе.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.169 (0.007 с.)