Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Противодействие применению оружия наносящего вред окружающей среде представляет собой многоаспектную и многовекторную деятельность, которую могут осуществлять различные субъекты международного права только во взаимодействии друг с другом. Ее эффективность во многом предопределяется действенностью международных механизмов в сфере предотвращения разработки, хранения и оборота биологических агентов и токсинов, предусмотренных различными конвенциями, основными из которых являются Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожения 1971 года и Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1992 года. Содержание борьбы с экологическим оружием выходит за пределы деятельности отмеченных международных механизмов и включает в себя иные важные элементы. С учетом транснационального характера международного применения данного вида оружия, успешно противодействовать ему можно только в рамках консолидированных усилий государств, межгосударственных объединений и международных организаций. Немаловажную роль здесь могут играть и различные неправительственные организации, значение которых в конце XX - начале XXI вв. существенно возросло. Для международного права наибольшее значение имеет выделение основных направлений и форм взаимодействия различных субъектов международного права в рамках борьбы с рассматриваемым видом вооружения. Одним из основных направлений международного сотрудничества является предотвращение распространения биологически опасных агентов, токсинов и химических элементов, а также средств их доставки и технологий разработки, которое состоит в пассивном отказе от обладания агентами, токсинами и химическими элементами и в активном противодействии попыткам различных преступных организаций и лиц получить доступ к опасным биологическим агентам, токсинам и химическим элементам. Данное направление, как уже было сказано, является одним из важнейших элементов противодействия применению оружия направленного на причинение вреда окружающей среде. Это связано в первую очередь с тем, что разработка и тиражирование опасных биологических агентов, токсинов и химических элементов требуют больших интеллектуальных инвестиций, специального наукоемкого оборудования и наличия исходных материалов. Очевидно, что сокращение или ликвидация доступа хотя бы к одному из трех элементов технологии производства такого оружия существенно снижает возможности террористических организаций в обладании оружием наносящим вред окружающей среде и здоровью человека, а также его применении в террористическом акте. Вся деятельность по противодействию распространению биологических агентов, токсинов и химических элементов, а также технологий их разработки базируется на пяти аспектах: 1) запрет на хранение и обладание биологическим и экологическим оружием; 2) запрет на разработку био- и экооружия; 3) запрет передачи технологий разработки в другие страны; 4) контроль над экспортом продукции двойного назначения; 5) предотвращение незаконной деятельности по распространению био- и экоопасных агентов и сред. Принципы и международно-правовые нормы по нераспространению биологически опасных агентов, токсинов и химических элементов, а также технологий их разработки включены в Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г. (далее - КБТО) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. (далее - КХО). Соблюдение странами-участницами положений Конвенций играет большую роль в предотвращении эко- и биотерроризма, поскольку создает существенные препятствия на пути захвата биологически и экологически опасных компонентов, а запрет на передачу третьим странам и международным организациям биологически и экологически опасных веществ исключает их доступ к технологиям и материалам по производству оружия способного причинить вред окружающей среде, а следовательно, к проведению актов эко- и биотерроризма. К примеру, КБТО предписывает ее участникам ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом биологические агенты и токсины, которые, в силу своих характеристик, могут быть использованы как боевые средства, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтах. Статья 3 данной Конвенции устанавливает обязанность государств не передавать кому бы то ни было ни прямо, ни косвенно указанные выше биологические агенты и токсины и средства для их боевого применения. Что касается технологий разработки биологического оружия, то КБТО не говорит о запрете их передачи кому-либо, однако устанавливает запрет на оказание в любой форме помощи государству, группе государств или международным организациям в производстве или приобретении каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки, указанных в ст. 1 Конвенции. Исходя из положений КБТО, как одна из форм оказания помощи здесь предполагается и передача соответствующих технологий, подпадающая, таким образом, под запрет. Однако более целесообразно включить данный запрет в текст КБТО, а не использовать его «по умолчанию». Данное положение могло бы помочь мировому сообществу предотвратить вероятность распространения технологий, позволяющих искусственно синтезировать или воспроизводить реагенты, способные стать в конечном итоге материалом для создания оружия способного нанести существенный вред окружающей среде. Определяющим фактором внесения подобного запрета может служить развитость системы глобальных коммуникаций и общего доступа к информации, когда при необходимости страны, создавая коалиции, могут обмениваться необходимой информацией для наращивания эко- и биооружия, способного стать ключевым фактором при развязывании военного конфликта. Таким образом, в данном случае присутствует явная недоработанность по направлению принципа «предосторожности», которая в дальнейшем может привести к созданию опасных ситуаций для всего человечества. Принимая во внимание недостаточную эффективность международных механизмов предотвращения и противодействия незаконному распространению оружия массового поражения, ряд государств в 2003 г. выступили с «Инициативой по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения» (ИБОР). В указанном документе государства-участники приняли на себя обязательство принимать эффективные меры к недопущению передачи или транспортировки оружия массового уничтожения, средств его доставки и соответствующих материалов в государства или из них или негосударственным субъектам или от них, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения и которые по этой причине являются объектом воспретительной деятельности. К числу последних отнесены такие государства и негосударственные субъекты, которые пытаются разработать или приобрести био- и экооружие и средства его доставки, а также субъекты, которые любым образом передают оружие массового уничтожения, средства его доставки или соответствующие материалы. Для эффективного исполнения принятых обязательств государства-участники согласились применять строгие меры нераспространения. Они включают, в частности, обязанность: а) не осуществлять перевозку и не содействовать в перевозке любых таких грузов в государства и из них или негосударственным субъектам, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения, и не разрешать делать это любому лицу под своей юрисдикцией; б) по своей инициативе или по просьбе другого государства подниматься на борт и подвергать обыску любое судно под его флагом, находящееся в собственных внутренних водах или территориальном море или за пределами собственного территориального моря и принадлежащее любому другому государству, которое в разумной степени вызывает подозрения в том, что оно перевозит такие грузы в государства или из них или негосударственным субъектам или от них, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения, и конфисковывать выявленные грузы такого рода; в) серьезно рассматривать вопрос о даче согласия, в соответствующих обстоятельствах, на то, чтобы представители других государств поднимались на борт и проводили обыск судов под их флагом, и на конфискацию грузов, связанных с оружием массового уничтожения, которые могут быть обнаружены представителями таких государств; г) требовать, чтобы следующие через их воздушное пространство воздушные суда, которые в разумной степени вызывают подозрения в том, что они перевозят такие грузы в государства или из них или негосударственным субъектам или от них, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения, совершали посадку для осмотра и конфискации выявленных грузов такого рода; д) отказывать любому воздушному судну, которое в разумной степени вызывает подозрения в том, что оно перевозит такие грузы, в праве транзита через свое воздушное пространство до совершения таких полетов. Таким образом, ИБОР и КХО являются достаточно мощным международно-правовым механизмом борьбы с незаконным распространением оружия. Однако данные Инициативы подвергаются резкой критике со стороны ряда ученых и государств из-за неопределенности в вопросе соответствия закрепленных ими оснований задержания воздушных и морских судов международному праву. В целом можно заключить, что в настоящее время система обязательного международного контроля над нераспространением биологического и экологического оружия и средств его доставки имеет весьма ограниченный характер, что в значительной степени снижает эффективность ее функционирования. Сколько-нибудь удовлетворительное состояние этой системы (в рамках контроля над экспортом технологий двойного назначения) наблюдается только в региональных организациях, в частности, Европейского союза. Тем не менее, проблема применения экологического и биологического оружия вполне подвластна управлению, особенно учитывая то количество политическим мер и инструментов, которые существуют в данный момент. Главной проблемой при разрешении данного вопроса является изменение мышления людей относительно данного вопроса. Опираясь на практику прошлых лет, можно однозначно утверждать, что большее использование «прежнего подхода» к биологическому и экологическому разоружению не даст нужного результата. Мировому сообществу необходимо признать недостаточность КБТО и КХО в рамках решения проблемы применения экологического и биологического оружия и, как альтернативу, создать более действенный инструмент по решению данного вопроса. Всем необходимо осознать, что в данной борьбе необходим полностью новый вид мышления, охватывающий куда больше, чем просто проблемы отдельных стран и мировой терроризм, включая нечто большее, чем просто озабоченность вопросом смертельных патогенов, реагентов и химических веществ и невозможности полноценного решения проблемы контроля товаров и технологий двойного назначения. Вместе с тем, представляется возможным создать при ЮНЕП орган наблюдения и контроля за деятельностью предприятий, использующих в производственном процессе товары и технологии двойного назначения, который обеспечит закрепление за каждым подобным предприятием международного куратора-наблюдателя, уполномоченного на проведение как плановых, так и внеплановых выездных, а также камеральных проверок единолично, либо в составе комиссии, а равно с правом требования предоставления отчета о деятельности предприятия, связанной с потенциальной возможностью создания биологического, химического и (или) экологического оружия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.90 (0.007 с.) |