Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия

Поиск

 

Противодействие применению оружия наносящего вред окружающей среде представляет собой многоаспектную и многовекторную деятельность, которую могут осуществлять различные субъекты международного права только во взаимодействии друг с другом. Ее эффективность во многом предопределяется действенностью международных механизмов в сфере предотвращения разработки, хранения и оборота биологических агентов и токсинов, предусмотренных различными конвенциями, основными из которых являются Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожения 1971 года и Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1992 года.

Содержание борьбы с экологическим оружием выходит за пределы деятельности отмеченных международных механизмов и включает в себя иные важные элементы. С учетом транснационального характера международного применения данного вида оружия, успешно противодействовать ему можно только в рамках консолидированных усилий государств, межгосударственных объединений и международных организаций. Немаловажную роль здесь могут играть и различные неправительственные организации, значение которых в конце XX - начале XXI вв. существенно возросло.

Для международного права наибольшее значение имеет выделение основных направлений и форм взаимодействия различных субъектов международного права в рамках борьбы с рассматриваемым видом вооружения. Одним из основных направлений международного сотрудничества является предотвращение распространения биологически опасных агентов, токсинов и химических элементов, а также средств их доставки и технологий разработки, которое состоит в пассивном отказе от обладания агентами, токсинами и химическими элементами и в активном противодействии попыткам различных преступных организаций и лиц получить доступ к опасным биологическим агентам, токсинам и химическим элементам.

Данное направление, как уже было сказано, является одним из важнейших элементов противодействия применению оружия направленного на причинение вреда окружающей среде. Это связано в первую очередь с тем, что разработка и тиражирование опасных биологических агентов, токсинов и химических элементов требуют больших интеллектуальных инвестиций, специального наукоемкого оборудования и наличия исходных материалов. Очевидно, что сокращение или ликвидация доступа хотя бы к одному из трех элементов технологии производства такого оружия существенно снижает возможности террористических организаций в обладании оружием наносящим вред окружающей среде и здоровью человека, а также его применении в террористическом акте.

Вся деятельность по противодействию распространению биологических агентов, токсинов и химических элементов, а также технологий их разработки базируется на пяти аспектах: 1) запрет на хранение и обладание биологическим и экологическим оружием; 2) запрет на разработку био- и экооружия; 3) запрет передачи технологий разработки в другие страны; 4) контроль над экспортом продукции двойного назначения; 5) предотвращение незаконной деятельности по распространению био- и экоопасных агентов и сред.

Принципы и международно-правовые нормы по нераспространению биологически опасных агентов, токсинов и химических элементов, а также технологий их разработки включены в Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г. (далее - КБТО) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. (далее - КХО). Соблюдение странами-участницами положений Конвенций играет большую роль в предотвращении эко- и биотерроризма, поскольку создает существенные препятствия на пути захвата биологически и экологически опасных компонентов, а запрет на передачу третьим странам и международным организациям биологически и экологически опасных веществ исключает их доступ к технологиям и материалам по производству оружия способного причинить вред окружающей среде, а следовательно, к проведению актов эко- и биотерроризма.

К примеру, КБТО предписывает ее участникам ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом биологические агенты и токсины, которые, в силу своих характеристик, могут быть использованы как боевые средства, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтах. Статья 3 данной Конвенции устанавливает обязанность государств не передавать кому бы то ни было ни прямо, ни косвенно указанные выше биологические агенты и токсины и средства для их боевого применения. Что касается технологий разработки биологического оружия, то КБТО не говорит о запрете их передачи кому-либо, однако устанавливает запрет на оказание в любой форме помощи государству, группе государств или международным организациям в производстве или приобретении каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки, указанных в ст. 1 Конвенции. Исходя из положений КБТО, как одна из форм оказания помощи здесь предполагается и передача соответствующих технологий, подпадающая, таким образом, под запрет. Однако более целесообразно включить данный запрет в текст КБТО, а не использовать его «по умолчанию».

Данное положение могло бы помочь мировому сообществу предотвратить вероятность распространения технологий, позволяющих искусственно синтезировать или воспроизводить реагенты, способные стать в конечном итоге материалом для создания оружия способного нанести существенный вред окружающей среде. Определяющим фактором внесения подобного запрета может служить развитость системы глобальных коммуникаций и общего доступа к информации, когда при необходимости страны, создавая коалиции, могут обмениваться необходимой информацией для наращивания эко- и биооружия, способного стать ключевым фактором при развязывании военного конфликта. Таким образом, в данном случае присутствует явная недоработанность по направлению принципа «предосторожности», которая в дальнейшем может привести к созданию опасных ситуаций для всего человечества.

Принимая во внимание недостаточную эффективность международных механизмов предотвращения и противодействия незаконному распространению оружия массового поражения, ряд государств в 2003 г. выступили с «Инициативой по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения» (ИБОР). В указанном документе государства-участники приняли на себя обязательство принимать эффективные меры к недопущению передачи или транспортировки оружия массового уничтожения, средств его доставки и соответствующих материалов в государства или из них или негосударственным субъектам или от них, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения и которые по этой причине являются объектом воспретительной деятельности. К числу последних отнесены такие государства и негосударственные субъекты, которые пытаются разработать или приобрести био- и экооружие и средства его доставки, а также субъекты, которые любым образом передают оружие массового уничтожения, средства его доставки или соответствующие материалы.

Для эффективного исполнения принятых обязательств государства-участники согласились применять строгие меры нераспространения. Они включают, в частности, обязанность: а) не осуществлять перевозку и не содействовать в перевозке любых таких грузов в государства и из них или негосударственным субъектам, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения, и не разрешать делать это любому лицу под своей юрисдикцией; б) по своей инициативе или по просьбе другого государства подниматься на борт и подвергать обыску любое судно под его флагом, находящееся в собственных внутренних водах или территориальном море или за пределами собственного территориального моря и принадлежащее любому другому государству, которое в разумной степени вызывает подозрения в том, что оно перевозит такие грузы в государства или из них или негосударственным субъектам или от них, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения, и конфисковывать выявленные грузы такого рода; в) серьезно рассматривать вопрос о даче согласия, в соответствующих обстоятельствах, на то, чтобы представители других государств поднимались на борт и проводили обыск судов под их флагом, и на конфискацию грузов, связанных с оружием массового уничтожения, которые могут быть обнаружены представителями таких государств; г) требовать, чтобы следующие через их воздушное пространство воздушные суда, которые в разумной степени вызывают подозрения в том, что они перевозят такие грузы в государства или из них или негосударственным субъектам или от них, в отношении которых существуют опасения с точки зрения распространения, совершали посадку для осмотра и конфискации выявленных грузов такого рода; д) отказывать любому воздушному судну, которое в разумной степени вызывает подозрения в том, что оно перевозит такие грузы, в праве транзита через свое воздушное пространство до совершения таких полетов.

Таким образом, ИБОР и КХО являются достаточно мощным международно-правовым механизмом борьбы с незаконным распространением оружия. Однако данные Инициативы подвергаются резкой критике со стороны ряда ученых и государств из-за неопределенности в вопросе соответствия закрепленных ими оснований задержания воздушных и морских судов международному праву.

В целом можно заключить, что в настоящее время система обязательного международного контроля над нераспространением биологического и экологического оружия и средств его доставки имеет весьма ограниченный характер, что в значительной степени снижает эффективность ее функционирования. Сколько-нибудь удовлетворительное состояние этой системы (в рамках контроля над экспортом технологий двойного назначения) наблюдается только в региональных организациях, в частности, Европейского союза.

Тем не менее, проблема применения экологического и биологического оружия вполне подвластна управлению, особенно учитывая то количество политическим мер и инструментов, которые существуют в данный момент. Главной проблемой при разрешении данного вопроса является изменение мышления людей относительно данного вопроса. Опираясь на практику прошлых лет, можно однозначно утверждать, что большее использование «прежнего подхода» к биологическому и экологическому разоружению не даст нужного результата. Мировому сообществу необходимо признать недостаточность КБТО и КХО в рамках решения проблемы применения экологического и биологического оружия и, как альтернативу, создать более действенный инструмент по решению данного вопроса. Всем необходимо осознать, что в данной борьбе необходим полностью новый вид мышления, охватывающий куда больше, чем просто проблемы отдельных стран и мировой терроризм, включая нечто большее, чем просто озабоченность вопросом смертельных патогенов, реагентов и химических веществ и невозможности полноценного решения проблемы контроля товаров и технологий двойного назначения. Вместе с тем, представляется возможным создать при ЮНЕП орган наблюдения и контроля за деятельностью предприятий, использующих в производственном процессе товары и технологии двойного назначения, который обеспечит закрепление за каждым подобным предприятием международного куратора-наблюдателя, уполномоченного на проведение как плановых, так и внеплановых выездных, а также камеральных проверок единолично, либо в составе комиссии, а равно с правом требования предоставления отчета о деятельности предприятия, связанной с потенциальной возможностью создания биологического, химического и (или) экологического оружия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.011 с.)