Тема: . Личность. Свобода и ответствкнность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: . Личность. Свобода и ответствкнность.



ЛЕКЦИЯ № 13

Тема:. Личность. Свобода и ответствкнность.

План:

Основные характеристики человека

Личность как социальная проекция человека. Исторические типы личности.

Взаимосвязь свободы и ответственности

Основные характеристики человека

Окончательно и однозначно определить человека нельзя: слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и ни под одно определение полностью не подходит, ни одним определением целиком не охватывается.

       Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание:

       - несводимость

       - не предопределенность

       - незаменимость

       - неповторимость

       - невыразимость

       Эти «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, исключительном месте человека среди других предметов окружающего мира.

Несводимость.

       Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет по психике волком, среди обезьян – обезьян. В отличие от живущего, несводим он ни к климату, ни к пище – может жить почти везде, в любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

       Можно говорить об абсолютной несводимости человека. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с делом. Ни в одной вещи, которые он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше любого своего дела.

       Если он отождествил себя со своей профессией – он уже не человек в полном смысле слова. Его можно называть через дефис: человек-токарь……

       Олдос Хаксли – роман «Прекрасный новый мир» (антиутопия) – в будущем людей будут выращивать в пробирках запрограммированных людей.

       Человек – это существо, которое постоянно переступает самое себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало, что бы он ни получил, ему всегда не хватает, он никогда до конца не осуществится. Человек всегда пытается стать кем-то – ученым, художником. И только став кем-то по настоящему, постигнув все тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком.

       В.Г. Распутин «Уроки французского» - «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».

       Если учитель только учитель – это плохой учитель. Человек должен быть выше своей профессии, должен быть просто человеком.

       А быть просто человеком очень трудно.

       Все стремиться к исключительности, все чувствуют себя такими многогранными, что быть простым человеком может только гений.

       Б. Пастернак – самые обыкновенные люди – это люди гениальные. Необыкновенны только люди посредственные – они все время оригинальничают, но это как раз и выдает их посредственность.

       Сущностью человека является ничто.

       Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими – они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природной форме и всегда делают одно и то же.

       Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние.

       Он такое ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет человеку быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой.

       Его ничто – признак его универсальности, возможность свободы.

       Для обозначенной сути человека нет другого слова, кроме ничто, т.к. все положительные определения ограничивают эту суть.

       3 типа отождествления человека мешают пониманию человеческой природы:

       - отождествление себя с общим положением, с профессией, социальной ролью;

       - отождествление себя со своими потребностями, часто искусственно и излишни;

- отождествление себя с самими собой, со своим психологическим образом.

Человек часто отождествляет себя с тем, что имеет. Да и другие судят о нем на том же основании. Чем больше у тебя вещей, тем более вырастаешь в глазах своих и чужих.

Не предопределенность.

       Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливает его поведение.

       Пересечение всех зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которое невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра.

       Жизнь зависит от случайностей (например, не пошли на урок….).

       Некоторые считают – всё зависит от судьбы, а не от случайностей.

       Другие считают – судьба – это мы сами, наш характер, наша личность. Ничто, никакие события строго и однозначно не определяют нашу жизнь, если мы действительно живем, а не летаем по воле ветра.

       Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны, ни от чего зависеть внутренние.

       Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, т.к. решила так жить, то я – главная причина моего образа жизни, а не внешнего обстоятельства.

В философии существует понятие «собранного» человека. Собранный человек – это тот, кто не имеет хвостов.

Тот, кто все хвосты подобрал под себя и на них нельзя наступить, нельзя сделать ему больно.

Хвосты – богатство, высокий пост, глупость. У мудрого человека таких хвостов нет.

Собранности трудно добиться еще и потому, что человеческая душа всегда «распылена» - часть своей души человек оставляет работе, часть – дому, часть – друзьям.

В каждой из них он всегда частичен, ограничен и односторонен. А все удается и все получается только у собранного у «полного», а не частичного человека. Надо всегда полностью присутствовать везде и во всем.

Нельзя работать наполовину, так же как нельзя полюбить на 50%.

Только полностью присутствующему здесь и теперь человеку открывается красота мира, любовь и собственная судьба.

«Бхагавадгита» - «Кто не собран, не может правильно мыслить, у него нет творческой силы. У кого нет творческой силы – нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью»?

       Когда я просто человек, в стихии человечности – я свободен.

       Я свободен не от чего-то, не тогда, когда могу что-либо не делать, а когда я не могу не делать, я не могу.

       Я выполню потому, что я свободен. Свободен для того дела, которое только я могу выполнить.

       Ницше – «Свободным именуешь ты себя? Лучше властную мысль свою покажи мне, а что мне в том, что ты бежал из-под какого-то ярма? Из тех ли ты, которым дозволено сбросить с себя ярмо? Много есть таких, которые, отбросив свое подчинение, отбросили с ним и последнюю свою ценность. Свободен от чего»?

Невыразимость.

Объяснить нечто можно лишь через другое – свет через длину волны, звук – через частоту колебаний.

Но как объяснить, что такое человек?

Поскольку он несводим ни к чему – ни к вещам, ни к теориям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить, выразить его через другое невозможно.

Человека нельзя изучать объективно, как некий внешний предмет.

Тесты – субъективны.

Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества (стихи, музыка, картины).

Человек хочет выразить себя сеемого, свою сущность, но поскольку она не сводима, ни к словам, ни к нотам, то полного выражения никогда не получается.

Человек – непостижимая тайна. Не загадка.

Мы знаем, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, но зарождение жизни – непостижимое чудо. Мы знаем, как работает мозг, но не знаем, как приходит в голову мысль. Если бы мы это знали, то были бы гении. Самое главное и глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым.

Достоевский Ф.М. – «Всегда остается, что ни за что не захочет выйти из-под вашего черепа и останется при вас навеки; с тем вы и умрете, не передав никому, может быть, самого-то главного из вашей идеи».

Познание самих себе, разгадывание этой вечной загадки и составляет основное содержание человеческой истории и культуры. Если мы эту загадку разгадаем, то вся наша история заканчивается. Не будет смысла продолжать ее дальше.

Способность выбора

С субъективной стороны возможность выбора означает способность выбора. Человек, несмотря на огромные возможности, которыми он располагает, может оказаться неспособным выбирать. Это происходит либо по незнанию, либо по слабости ума, воли, либо вследствие неумения.

Люди обладают разной степенью и разными видами способности выбора. Вероятно, общая способность выбора выражается в понятии " самостоятельность ". Чем большей способностью выбора (в количественном и качественном отношении) обладает человек, тем он более самостоятелен (при прочих равных условиях).

Способностью выбора обладают не только люди, но и животные и вообще живые организмы. Правда, для простейших живых организмов — одноклеточных — эта способность является минимальной. Они могут только осуществлять выбор между пищей и тем, что не является пищей. По мере усложнения и совершенствования организмов возрастает и их способность выбирать. Простейшие организмы и растения, например, не могут выбирать среду обитания, а животные могут. Животные ведут, как правило, активный поиск благоприятной среды.

Не способны выбирать неорганические тела (кристаллы, камни, планеты и т.п.). Это и понятно. Они не осуществляют никакой деятельности. Их "поведение" целиком обусловлено либо необходимостью (например, движение планет вокруг Солнца), либо случайностью (например, движение пылинок в воздухе), либо вероятностью — промежуточным состоянием между необходимостью и случайностью.

Способность выбора определена выше как субъективный момент свободы. В свою очередь она распадается на два момента: сознательный и волевой (речь идет, конечно, о человеческой способности выбора).

Сознательный момент способности выбора означает, что человек способен обдумывать, "отмеривать", рассчитывать прежде, чем принять решение по какому-либо варианту действия, т.е. способен действовать "со знанием дела". Здесь действует правило: "семь раз отмерь, один отрежь". Лейбниц писал: "уже Аристотель удачно заметил, что свободными действиями мы называем не просто те, которые спонтанны, но те, которые вдобавок обдуманны". Лейбниц имел в виду то место в "Никомаховой этике", где Аристотель подробно рассматривает вопрос о том, что такое сознательный выбор. Вспомните немецкую пословицу: "Кому выбирать, тому и голову ломать". Уместно привести здесь и знаменитое изречение из Евангелия от Иоанна "Познайте истину, и истина сделает вас свободными". (У меня тоже есть подобное высказывание: "чем объективнее взгляд человека на вещи, тем он более независим от них"). Конечно, эти высказывания односторонни, но они заостряют мысль и тем заставляют думать.

Интересно рассуждение В.Э. Шляпентоха о связи свободы и знания (информации): "Свобода действия и возможность принятия решений появляются только тогда, когда существует возможность выбора различных вариантов поведения. При этом понятие "свобода" в принципе может быть квалифицировано: свобода тем "больше", чем больше существует вариантов выбора... Знание возможных вариантов поведения является непременным условием существования "свободы" для индивида или группы. В противном случае имеет место "свобода в себе". Действительно, чем больше информирован школьник о существующих профессиях, покупатель — о наличных в торговле товарах и т.д., тем большей степенью свободы в своих действиях они обладают. Отсюда такая связь понятия свободы с категорией информации, хотя очевидно, что информация является необходимым, но отнюдь не достаточным условием свободы. Если индивидуум точно осведомлен о том, что во всех кинотеатрах города демонстрируется только один фильм, то свобода выбора тем не менее благодаря этой информации у него не увеличилась".

Волевой момент способности выбора означает, что человек способен принять решение по какому-либо варианту действия несмотря на недостаточность знаний, опыта или времени на обдумывание. Способность к волевому выбору, решению позволяет также избежать ситуации буриданова осла. В философской притче, приписываемой Буридану, осел сдох из-за того, что так и не решился выбрать одну из двух равных охапок сена. Он не мог решить задачу предпочтения одной из двух равных возможностей.

В реальной жизни у людей сознательный и волевой моменты способности выбора не всегда одинаково выражены или развиты. У одних людей может быть более выражен сознательный момент способности выбора. Они хорошо и много обдумывают, "отмеривают”, рассчитывают, но порой бывают нерешительны в окончательном выборе или облекают свои выводы, решения в осторожные, не всегда ясные, четкие формулировки. У других людей может быть более выражен волевой момент способности выбора. Тщательному обдумыванию, взвешиванию они явно предпочитают волевой подход, уповают на счастливый случай и даже на "авось".

Зависимость и независимость

Прогресс в деле свободы можно представить и как движение от зависимости к независимости, от большей зависимости к меньшей зависимости. Человек как живое существо, безусловно, более независим от окружающей среды, чем животные. Современный человек более независим от нее, чем первобытные люди. Выйдя в космос и осваивая его, он даже стал преодолевать земное тяготение. (Кстати, фактом выхода в космос человечество решило задачу, превосходящую всё, что могла сделать живая природа на Земле.)

Зависимость и независимость — это еще две диалектически взаимосвязанные противоположные стороны свободы.

Так, ребенок в раннем возрасте максимально зависим от родителей. В зрелом возрасте человек минимально зависим и, соответственно, максимально независим от родителей.

Нельзя однозначно связывать зависимость с необходимостью, а независимость — со случайностью. Зависимость ребенка от родителей содержит в себе как элемент необходимости (создание благоприятных условий для жизни и развития), так и элемент случайности (например, зависимость от прихотей, ошибок, просчетов родителей, их незнания и неумения). Или другой пример. Человек тысячами нитей связан с обществом, в полном смысле слова "живет в обществе”. И зависимость человека от общества — это не только его зависимость от многоликой социальной необходимости в моральном, правовом, экономическом, политическом смысле, но и зависимость от случайностей социальных изменений, конфликтов, потрясений, от случайности рождения и воспитания в данном обществе в данную историческую эпоху.

Так же и независимость может быть следствием не только субъективной или объективной случайности, но и субъективной или объективной необходимости. Тот же выход человека в космос, преодоление им земного тяготения — результат действия многих факторов, в том числе и такого как логика научно-технического прогресса. Или поведение человека в исключительно опасных для его жизни обстоятельствах. Такая субъективная необходимость как жажда жизни здесь всегда к услугам.

Соотношение зависимость - независимость выражает степени свободы (и, соответственно, несвободы) субъекта по отношению к другому, к объекту.

Человек, пока жив, всегда свободен, является свободным существом. Он изначально обладает каким-то минимумом свободы просто как живое существо. Но в то же время в человеке заложено стремление к большей свободе, причем безграничное стремление. Отсюда все проблемы.

Когда говорят о несвободе, рабстве, гнете, то не надо это понимать в смысле полного отсутствия свободы. Даже в самых стесненных обстоятельствах человек обладает определенным минимумом свободы, прежде всего, способностью выбирать. Это как раз и позволяет ему бороться за освобождение, за расширение свободы.

Контрольные вопросы.

ЛЕКЦИЯ № 13

Тема:. Личность. Свобода и ответствкнность.

План:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.03 с.)