Слушателя республиканских курсов повышения квалификации руководящих кадров в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слушателя республиканских курсов повышения квалификации руководящих кадров в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций



МЧС ДНР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ» МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 


СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела по вопросам гражданской обороны и военно-мобилизационной работы

администрации г.Донецка

___________________ В.Н. Панов

«__» _____________________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР

полковник службы гражданской

защиты

___________________ Т.Э. Климков

«__» ____________________ 2017 г.


 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Слушателя республиканских курсов повышения квалификации руководящих кадров в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

методического совещания

УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР

Протокол № 9

от «21» сентября 2017 г.

 

 

2017

РЕЦЕНЗИЯ

НА ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Введение

В наше время риск возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Донецкой Народной Республики очень велик. С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций и решения задач в области гражданской обороны были разработаны и приняты органами власти Республики законодательные и нормативно-правовые документы, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Постановлением Совета Министров ДНР №3-22 от 12.03.2015 года «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в сфере гражданской обороны, обучения населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Успешное решение задач в области гражданской обороны зависит от уровня подготовки населения Республики к действиям при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

1. Защита населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от их последствий, а также в условиях ведения военных действий обеспечивается выполнением комплекса превентивных мероприятий.

2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполнением комплекса превентивных мероприятий.

3. Государственный контроль и надзор в области гражданской обороны, взаимодействие органов управления сил и средств гражданской обороны, предназначенных для предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации.

4. Подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, обучение населения действиям при чрезвычайных ситуациях.

5. Организация и проведение спасательных и других неотложных работ в районах возникновения чрезвычайной ситуации.

6. Организация жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Непосредственное управление и ответственность за реализацию задач гражданской обороны возлагается на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.

Для повышения качества знаний сотрудников МЧС разработана и утверждена Приказом МЧС ДНР от 4 апреля 2017 года №101 «Об организации занятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с государственными гражданскими служащими, работниками Министерства» тематика проведения занятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2017 год. 

Конспект может быть использован для подготовки руководителей групп занятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с государственными гражданскими служащими, проведения занятий с неработающим населением.

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ. ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА, ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫЕ С ВОЗМОЖНЫМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

СООБЩЕНИЕ

Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС

Общая характеристика системы ГО на объекте, основных планирующих и распорядительных документов

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняет мероприятия по предупреждению и защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.

Наиболее полное и организованное выполнение задач достигается заблаговременным планированием, с тем, чтобы получить максимально положительный результат при минимальных моральных, психологических, физических затратах.

Для достижения этой цели необходим оптимальный вариант действий, а это возможно только в результате продуманного планирования.

Вопросам планирования законодателем уделено внимание во многих нормативных правовых актах ДНР, в частности:

ü статья 15 - Закона ДНР «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 20.02.2015 г (с изменениями) указывает, что организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры защиты работников, предупреждения, ограничения и ликвидации последствий аварий в организациях и на подведомственных объектах производственного и социального назначения;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций, обеспечению эксплуатации подведомственных производственных объектов с минимально возможным риском возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях;

ü пункты 22-25 главы V Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Совета Министров ДНР от 09.04.2015 г. № 5-11 обязывают органы управления осуществлять планирование на всех уровнях построения Единой системы

ü пункты 4 – 7 Порядка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Совета Министров 26.04.2017 года № 6-35 акцентируют внимание на заблаговременном планировании эвакуационных мероприятий

ü Приказ МЧС ДНР «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации местного уровня территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 25.12. 2015 г. № 1033 (с приложением)

ü Приказ МЧС ДНР «Об утверждении Положения по разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций» от 22.06.2015 г. № 399 (с приложением)

ü другие.

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций изложены в ст. 4 Закона ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 20.02.2015 г.:

- Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

- Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

- Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Планирование осуществляется на основе соответствующих нормативных правовых документов.

Документы по организации системы ГО на объекте:

І. Приказ руководителя об организации системы ГО и назначении должностных лиц, которые создают органы управления, силы ГО, назначают ответственных лиц и утверждают положения (функциональные обязанности) о них:

1) руководитель предприятия, учреждения, организации ВСЕГДА - начальник ГО (ч. 2 ст. 6 Закона ДНР «О гражданской обороне»)

2) координирующий орган – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - КЧС и ПБ). Правовая основа создания – п.9, 10 постановления Совета Министров ДНР № 5-11 (с изменениями)

3) постоянно действующий орган управления – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (отдел/сектор по ГО и ЧС) или работник по вопросам ГО и ЧС. Правовая основа создания (назначения) – п. 11 постановления Совета Министров ДНР № 5-11; п. 12 постановления Совета Министров ДНР № 5-10; п. 6, 7, 10 постановления Совета Министров ДНР № 10-10

Практике известны следующие определения должностного лица как постоянно действующего органа управления на предприятиях, в учреждениях и организациях: специалист по ГО и ЧС, начальник штаба ГО, начальник штаба ГЗ, уполномоченный на решение вопросов по ГО, ответственный по вопросам ГО, инженер ГО, специалист службы охраны труда и т.д.

4) орган повседневного управления – диспетчерские (дежурные) службы. Правовая основа создания – п.12 постановления Совета Министров ДНР № 5-11; п. 13 постановления Совета Министров № 5-10.

5) эвакуационная комиссия. Правовая основа создания – п. 16-17 постановления Совета Министров № 6-35, где обозначено, что в органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время решением органа местного самоуправления, руководителя организации создаются органы по эвакуации, включающие эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, приемные эвакуационные пункты.

6) специализированные службы ГО, невоенизированные формирования ГО.

Правовая основа создания специализированных служб ГО – п. 8 Постановления Совета Министров ДНР № 19-26, где обозначено, что службы гражданской обороны создаются на основании приказа (решения, распоряжения) республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций.

Правовая основа создания невоенизированных формирований ГО – раздел 2; п. 16 раздела 3 Постановления Совета Министров ДНР № 21-6.

7) учебные группы. Необходимость создания учебных групп предусмотрена в п.7-10 Постановления Совета Министров ДНР №3-22. В п. 12 этого же постановления отмечено, что с целью надлежащей организации учебного процесса, обеспечения последовательности теоретической и практической подготовки в организациях всех видов и форм собственности разрабатываются и ведутся планирующие, учетные и отчетные документы.

В приложениях к приказу определяется персональный состав органов управления, невоенизированных формирований и учебных групп, утверждаются Положения о коллегиальных органах, функциональные обязанности должностных (ответственных) лиц.

Единых требований к форме и содержанию приказа (распоряжения) об организации системы ГО на предприятиях, в учреждениях, организациях нет, значит, руководитель действует по своему усмотрению.

Варианты:

Если издавать объемный документ нецелесообразно, можно разработать несколько локальных нормативных актов. Например, приказы:

- о создании КЧС и ПБ

- о назначении работника по вопросам ГО и ЧС

- о создании органов повседневного управления

- о создании эвакуационной комиссии

- о создании невоенизированных формирований …. и т.д.

Отдельное внимание следует уделить порядку создания штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации объектового уровня.

В соответствии с п. 3.4. постановления Совета Министров № 7-9 формирование штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно на этапе планирования действий Единой системы, в режиме повседневной деятельности.

Общее руководство в чрезвычайной ситуации на объектовом уровне реагирования осуществляет руководитель предприятия, учреждения, организации. Он назначает руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (п.2.3.), а последний, в свою очередь, формирует рабочий орган ликвидации чрезвычайной ситуации — штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации. 

Организационная структура и персональный состав штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня утверждаются руководителем организации (п.3.8).

Штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций возглавляет начальник штаба - должностное лицо, назначенное руководителем организации (п. 3.7.3).

После создания органов управления и сил разрабатываются Положения о них, где систематизируются полномочия, права, обязанности, ответственность и другие вопросы:

1) Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Для разработки документа рекомендуется изучить постановления Совета Министров №№ 2-26, 13-57, а также соответствующие распоряжения глав администраций, которыми утверждены Положения о городской или районной КЧС и ПБ.

Эти документы регулируют порядок создания и деятельности государственной и комиссий органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Юридическая сила указанных постановлений Совета Министров на КЧС и ПБ объектового уровня не распространяется.  

К тому же следует отметить, что постановление Совета Министров № 2-26 утратило силу как нормативный правовой акт, однако его можно использовать в качестве литературного источника для ознакомления с понятием, задачами, формами деятельности КЧС и ПБ как координирующего органа.

В целом, принцип создания и функционирования КЧС и ПБ объектового уровня идентичен порядку создания и документального оформления КЧС и ПБ местного или государственного уровня. Просто речь идет об объектовом уровне построения Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Круг полномочий этого координирующего органа управления значительно уже и распространяется исключительно на отношения в рамках конкретного предприятия, учреждения и организации.

Примерная структура Положения о КЧС и ПБ объектового уровня:

1. Общие положения: что представляет собой координирующий орган, какими нормативными актами руководствуется в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации

2. Порядок создания, реорганизации, упразднения КЧС и ПБ, утверждения Положения и функциональных обязанностей членов комиссии

3. Задачи КЧС и ПБ в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации

4. Полномочия (права и обязанности) КЧС и ПБ

5. Форма деятельности (условия, порядок планирования, организации и проведения заседаний, оформления решений) в режиме повседневной деятельности и в условиях ЧС.

2) Положение об управлении, отделе (секторе) ГО и ЧС.

В соответствии с п. 5 постановления Совета Министров № 10-10 и приложения № 1 в администрациях задачи, функции и полномочия управления, отдела, сектора как органа управления по вопросам гражданской обороны определяется положением, разработанным в соответствии с указанным постановлением и Положением об администрации. Разработанное Положение об управлении, отделе, секторе ГО и ЧС должно быть утверждено главой администрации и согласовано с МЧС ДНР.

Так, в городе Донецке создан и функционирует отдел по вопросам гражданской обороны и военно-мобилизационной работы администрации города Донецка.

В городе Шахтерске – отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации города Шахтерска.

В городе Торезе – сектор по вопросам гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций города Тореза.

Аналогичные структурные подразделения созданы по всем городам ДНР. В районах назначены специалисты по вопросам ГО и ЧС.

Согласно п. 6 постановления Совета Министров № 10-10 органами управления по вопросам гражданской обороны на предприятиях, в учреждениях и организациях являются отделы, сектора или иные структурные подразделения предприятия, учреждения, организации или назначенные работники по вопросам ГО и ЧС.

Задачи, функции и полномочия отделов (секторов, иных структурных подразделений по ГО и ЧС) определяются Положением об органе управления, которое разрабатываются с учетом требований постановления Совета Министров № 10-10 и уставных документов организаций.

Положения утверждаются в установленном порядке руководителем организации, по согласованию с органами управления по вопросам гражданской обороны, на территории которого расположена организация.

В организациях, находящихся в сфере ведения министерства, положение согласовывается с органами управления по вопросам гражданской обороны министерства.

Примерная структура Положения об отделе (секторе) ГО и ЧС на предприятии, в учреждении, организации:

1. Общие положения: что представляет собой отдел, сектор; какими нормативными актами руководствуется

2. Порядок создания отдела (сектора, иного структурного подразделения), утверждения Положения и функциональных обязанностей руководителя органа управления и специалистов

3. Задачи отдела (сектора, иного структурного подразделения) в области ГО и ЧС

4. Полномочия (права и обязанности) руководителя отдела и специалистов в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации

5. Иные вопросы.

3) Положение об эвакуационной комиссии. В соответствиис постановлением Совета Министров № 6-35 задачи, структура, состав и порядок функционирования органов по эвакуации определяются положениями о них, разрабатываемыми органами местного самоуправления, организациями, создающими эти органы в соответствии методическими рекомендациями МЧС ДНР.  

После определения персонального состава вышеперечисленных органов управления – для каждого члена разрабатываются функциональные обязанности по направленности.

ü КЧС и ПБ: для председателя, его заместителя (ей), секретаря, членов

ü эвакуационная комиссия: для председателя, его заместителя (ей), секретаря, членов

ü орган постоянного управления: для руководителя и специалистов отдела, сектора (иного структурного подразделения) или назначенного работника по вопросам ГО и ЧС. При составлении функциональных обязанностей специалистов (работника) необходимо ориентироваться на п.п. 9-10 постановления Совета Министров № 10-10, в котором предусмотрены их функции.

Внимание! Постановление Совета Министров № 5-10 гласит:… «В организациях порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, утверждаемым руководителем организации.

Если организация находится в сфере управления республиканского органа исполнительной власти, положение об организации и ведении гражданской обороны разрабатывается республиканским органом исполнительной власти» (абз. 3,4 п. 33).

Примерная структура Положения об организации и ведении гражданской обороны в организации:

1. Общие положения: нормативная правовая база, на основании которой создается система ГО, ее цели. Здесь же важно указать, что функционирование системы ГО в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивается в соответствии с законодательством, регулирующим создание Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Органы управления (рассмотренные выше)

3. Силы гражданской обороны (порядок создания и условия деятельности специализированных служб, невоенизированных формирований ГО)

4. Режимы функционирования системы ГО

5. Мероприятия гражданской обороны (с учетом п. 4 постановления Совета Министров № 5-10)

6. Планирование в области ГО и ЧС

7. Финансовое и материально-техническое обеспечение гражданской обороны.

Планы по законодательству ДНР:

1) Отделами, секторами и специалистами по ГО и ЧС всех администраций ДНР разработаны Планы действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (основание - Приказ МЧС ДНР № 1033).

В случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации местного или государственного уровня на определенной административно-территориальной единице органы управления, силы и средства ГО и ЧС будут действовать в соответствии с положениями этого Плана.

Иными словами, если город Донецк накроют сугробы снега, вследствие которых остановится городской транспорт, то обязанность по очистке дорог, восстановления движения будет возложена на соответствующие администрации, а не пассажиров или руководство автопарков.

2) Аналогичную систему действий по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации объектового уровня должны разработать предприятия, учреждения и организации. Этот документ называется План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций (правовая основа разработки и согласования – Приказ МЧС ДНР № 399). Сразу следует отметить, что указанный план ориентирован на мирное время, разрабатывается сроком на 5 лет, но подлежит ежегодной корректировке. В нем должны предусматриваться мероприятия по защите сотрудников от чрезвычайных ситуаций исключительно природного и техногенного характера (см название документа).

Вопросы реагирования на опасности военного времени целесообразнее рассматривать в соответствующих инструкциях, памятках, правилах и в Плане гражданской обороны.

К слову, предприятия, учреждения и организации должны были разработать Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на протяжении 2016 года, о чем указывалось в приложении к Распоряжению Совета Министров ДНР № 25 от 24.12.2015 года «О подготовке системы гражданской обороны Донецкой Народной Республики в 2016 году». Однако до сих пор отдельные объекты не разработали, не согласовали указанные Планы. 

3) План основных мероприятий в сфере гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Донецкой Народной Республики на 2017 год. Правовая основа разработки для министерств и администраций - п. 2 Распоряжения Совета Министров № 66 от 17.12.2016 года «О подготовке системы гражданской обороны Донецкой Народной Республики в 2017 году».

Однако предприятиям, учреждениям и организациям также придется разработать аналогичные планы, поскольку такое указание будет содержаться в соответствующих распоряжениях глав администраций или министерств, в ведении которых находятся объекты.

Внимание! Такой план разрабатывается ежегодно!

В Плане основных мероприятий отражаются следующие вопросы:

ü Участие в мероприятиях, проводимых МЧС ДНР в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах, например:

- участие в проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории Донецкой Народной Республики

- участие в проведении инвентаризации средств радиационной, химической защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля

- участие в проведении тактико-специальных учений с силами и средствами пожарно-спасательных подразделений МЧС ДНР на различных объектах и территориях по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

- другие.

ü Участие в мероприятиях по подготовке органов управления, сил и средств ГО, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС ДНР, должностных лиц, специалистов и населения, например:

- организация и проведение республиканского «Дня гражданской обороны»

- организация обучения должностных лиц, специалистов по ГО и ЧС в УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР и его филиалах – городских курсах;

- проведение в общеобразовательных, профессиональных и дошкольных учебных заведениях: «Дня гражданской обороны»; «Недели безопасности ребенка».

ü Другие мероприятия в области ГО, проводимые на непосредственно объекте, например:

- организация и проведение заседаний КЧС и ПБ;

- разработка, изменение планирующих и распорядительных документов по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения ПБ;

- обеспечение накопления и хранения материально-технических, медицинских и иных средств для целей ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения ПБ;

- проведение занятий по тематике специальной подготовки сотрудников, входящих в состав невоенизированных формирований ГО и сотрудников, не входящих в состав невоенизированных формирований ГО, по тематике общей подготовки;

- проведение тренировок по действиям сотрудников в случае угрозы или возникновения тех или иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при пожаре, артобстреле, выброса АХОВ и др.)

- оформление информационно-справочных уголков (Уголков гражданской обороны)

- другие.

4) Республиканский план ГО находится на стадии разработки. После официальной публикации соответствующего нормативного правового акта возникнет необходимость в разработке аналогичного Плана в министерствах, администрациях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Правовая основа издания – п. 34, 35, 36 постановления Совета Министров № 5-10, где обозначено, что Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий гражданской обороны по приведению ГО в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное положение, в ходе ее ведения, а также при проведении спасательных и других аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны определяется МЧС ДНР.  

4) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (Правовая основа – Горный закон от 15 мая 2015 г. ст. 25, постановление Совета Министров № 8-28 от 25.06.2016 года «Об утверждении Порядка разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», ПРИКАЗ МЧС ДНР №738 от 16.08.2016 года «Об утверждении Порядка рассмотрения и согласования планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах Министерством ЧС ДНР»).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона ДНР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности (согласно перечню Приложения 1) к Закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах.

Согласно Постановлению Совета Министров № 8-28 План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов. В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Срок действия планов мероприятий составляет:

1) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, - 6 месяцев;

2) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, - 1 год;

З) для объектов I, II класса опасности - 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах 1 и 2);

4) для объектов III класса опасности — 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах 1 и 2);

Планы мероприятий пересматриваются:

1) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

2) не позднее 1 месяца после:

• реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

• внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;

• внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте.

3) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

4) по предписанию государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления государственного надзора, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах;

5) по предписанию МЧС, в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

6) не позднее суток после:

• ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии.

Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц.

Планы мероприятий горных предприятий утверждается техническим руководителем предприятия или руководителем предприятия, учреждения или организации, в ведении которых находится такое предприятие.

Планы мероприятий согласовываются со структурными и подчиненными подразделениями МЧС ДНР, в установленном порядке (Приказ МЧС ДНР № 738 от 16.08.2016 г.)

План мероприятий предусматривает:

1) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;

2) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных

аварийно-спасательных служб;

З) организацию взаимодействия сил и средств;

4) состав и дислокацию сил и средств;

5) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

6) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

7) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

8) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;

9) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

10) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

11) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

Общие разделы плана мероприятий содержат:

1) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;

2) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;

З) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

12. Специальные разделы плана мероприятий:

1) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;

2) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными государственными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

 

Содержание и разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений, организаций (далее План действий) - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите работников и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории.

Согласно п. 2.1. Приказа МЧС ДНР № 399 План действий разрабатывается:

ü на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения источника ЧС;

ü на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты жизнеобеспечения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения);

ü на ПУО всех форм собственности с численностью работающих 50 человек и более;

ü в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях;

ü в лечебных учреждениях.

На предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, с численностью работающих до 50 человек и не имеющих в собственности или управлении объектов, указанных в п. 2.1. Положения, разрабатывается Инструкция по действиям персонала организации, учреждения, предприятия при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2.2.).

В Приказе МЧС раздел № III посвящен вопросам порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций

План состоит из текстуальной части и приложений.

Разработка плана действий (инструкции) осуществляется в т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.151 с.)