Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий и вследствие этих действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий и вследствие этих действий



Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне – это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

1. Защита населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от их последствий, а также в условиях ведения военных действий обеспечивается выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих:

а) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и постоянное информирование его о сложившейся обстановке;

б) обеспечение укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны;

в) обеспечение средствами индивидуальной защиты;

г) эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

д) инженерную, медицинскую, биологическую, радиационную и химическую защиту;

е) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих:

а) государственную стандартизацию, экспертизу и лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности в соответствии с законами ДНР;

б) декларирование безопасности объектов повышенной опасности;

в) выполнение инженерно-технических мероприятий ГО;

г) создание систем мониторинга (наблюдения и контроля) за радиоактивным, химическим, бактериологическим заражением, источниками опасности на потенциально опасных объектах, опасными природными явлениями.

3. Государственный контроль и надзор в области гражданской обороны, взаимодействие органов управления сил и средств ГО, предназначенных для предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации.

4. Подготовка и переподготовка руководящего состава ГО, ее органов управления и сил, обучение населения действиям при чрезвычайных ситуациях.

5. Организация и проведение спасательных и других неотложных работ в районах возникновения чрезвычайной ситуации.

6. Организация жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Положение о гражданской обороне, утвержденное постановлением Совета Министров № 5-10 (с изменениями) конкретизирует нормы Закона ДНР «О гражданской обороне» и определяет, что основными мероприятиями по гражданской обороне являются:

1)   Оповещение населения о возникающих опасностях в военное время, угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или информирование о них обеспечивается путем:

заблаговременного создания и поддержания в постоянной готовности автоматизированных систем централизованного оповещения, управления этими системами с мест постоянной дислокации органов повседневного управления и пунктов управления гражданской обороны;

заблаговременного создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения в организациях и организационно-техническое соединение этих систем с автоматизированными системами централизованного оповещения; заблаговременного создания и организационно-технического соединения систем оповещения с системами раннего выявления чрезвычайных ситуаций;

централизованного использования общегосударственных, отраслевых систем связи, радиопроводного, телевизионного вещания, радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

2) Наблюдение (мониторинг) за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и территориях, обнаружение радиационного, химического, бактериологического загрязнения при применении современных средств поражения путем:

создания и поддержания в постоянной готовности системы наблюдения и контроля (мониторинга) с включением в нее существующих сил и средств контроля министерств, муниципальных органов и организаций;

прогнозирования на основе данных мониторинга чрезвычайных ситуаций, моделирования возможных сценариев их развития, определения степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций, их опасности для населения и территорий;

обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению, оценки степени загрязнения и заражения окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

Организация, построение, задачи, порядок сбора, обработки и передачи информации систем мониторинга определяется Советом Министров ДНР.

3) Предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение тяжести их последствий, защита объектов для устойчивого функционирования экономики и выживания населения путем:

учета во время разработки генеральных планов населенных пунктов и ведения градостроительства возможных проявлений опасных и катастрофических явлений;

создания комплексных схем защиты населенных пунктов и объектов хозяйственной деятельности от опасных природных процессов;

рационального размещения потенциально опасных объектов, объектов экономики и инфраструктуры с учетом возможных последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в процессе их деятельности в соответствии с требованиями строительных норм и правил, правил осуществления инженерно- технических мероприятий гражданской обороны;

разработки и внедрения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

экспертной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

планирования подготовки и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время, и системах жизнеобеспечения населения;

заблаговременного создания запасов материально-технических средств для сохранения и (или) восстановления производственных процессов;

создания страхового фонда документации;

повышения устойчивости работы в военное время объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения;

создания запасов оборудования, запасных частей для ремонта и восстановления систем газо-, энерго-, водоснабжения, запасов реагентов, консервантов, дезинфицирующих средств. Подготовка резервов мобильных средств для очистки и транспортировки воды, резервуаров, емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергоснабжения.

4) Световая маскировка населенных пунктов и организаций путем:

выполнения строительных норм и правил при проектировании и проведении световой маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при проведении военных действий;

создания и поддержания в постоянной готовности запасов материально- технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

определение перечня объектов, подлежащих маскировке.

5) Предоставление медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения и местах размещения эвакуированного населения путем:

планирования и использования существующих сил и средств учреждений охраны здоровья независимо от форм собственности;

своевременного проведения санитарно-эпидемиологических мер;

заблаговременного создания и поддержания в готовности специальных медицинских формирований;

создания резервов медикаментов, медицинских средств защиты, медицинского и специального имущества и техники;

подготовки медицинского персонала и общей медико-санитарной подготовки населения;

проведения психологического восстановления (медико-психологической реабилитации) пострадавшего населения;

проведения комплекса административно-хозяйственных, режимно-ограничительных, специальных противоэпидемиологических и медицинских мероприятий при возникновении очагов биологического заражения.

Организационно-методическое обеспечение выполнения мероприятий медицинской защиты осуществляется МОЗ ДНР и Государственной службой медицины катастроф.

6) Радиационная и химическая защита населения, обеспечивающаяся путем:

своевременного накопления и поддержания в готовности средств индивидуальной защиты, приборов радиационного и химического контроля для обеспечения сил и средств ГО, персонала потенциально опасных объектов;

определения зон радиационной и химической опасности для населения при возникновении чрезвычайной ситуации на радиационно, химически опасных объектах;

разработки для населения и персонала организаций, расположенных в зонах опасности типовых режимов радиационной и химической защиты;

разработки механизма предоставления возможности приобретения населением в личное пользование средств индивидуальной защиты;

планирование и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или в следствии этих действий.

Организационно-методическое руководство планированием и выполнением мероприятий радиационной и химической защиты осуществляет МЧС ДНР.

7) Предоставление населению защитных сооружений путем:

комплексного освоения подземного пространства городов и населенных пунктов с целью приспособления в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время подземного пространства для укрытия населения;

массового строительства в период перевода ГО с мирного на военное время простейших укрытий и быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием;

строительства в мирное время убежищ и противорадиационных укрытий.

Порядок создания фонда защитных сооружений гражданской обороны, утвержденный постановлением Совета Министров № 8-6 от 25 июня 2016 г. определил, что фонд защитных сооружений гражданской обороны — это совокупность существующих, заблаговременно создаваемых путем нового строительства и приспосабливаемых республиканскими органами исполнительной власти, местными администрациями, предприятиями, учреждениями, организациями (далее - Организации) защитных сооружений гражданской обороны.

Защитные сооружения гражданской обороны — это инженерные сооружения, предназначенные для защиты укрываемых в военное время от воздействия современных средств поражения, а также от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов в течение определенного времени.

Убежище — защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для укрытия людей, в котором обеспечиваются условия жизнедеятельности и исключаются влияния на укрываемых поражающих факторов при применении современных средств поражения и воздействие аварийно химически опасных и радиоактивных веществ.

Противорадиационное укрытие — защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для укрытия людей от поражающего воздействия ионизирующих излучений и обеспечения их жизнедеятельности в период нахождения в укрытии, а также снижения возможности поражения от отдельных поражающих факторов при применении современных средств поражения и источников чрезвычайных ситуаций.

Простейшее защитное сооружение (укрытие) — цокольное или подвальное помещение, которое снижает комбинированное поражение людей от воздействия средств поражения во время проведения боевых действий.

Сооружения двойного назначения - инженерные сооружения подземного пространства городов, других населенных пунктов, подвальные помещения, горные выработки, приспособленные в установленном порядке под защитные сооружения гражданской обороны, для защиты людей от поражающих факторов при применении современных средств поражения и снижающие поражения от поражающих факторов источника чрезвычайных ситуаций.

Быстровозводимое укрытие — защитное сооружение, строящееся в военное время из специальных конструкций в короткие сроки для защиты людей от поражающих факторов при применении современных средств поражения.

Фонд защитных сооружений гражданской обороны создается для защиты:

а) в убежищах:

работников наибольшей работающей смены организаций, предприятий, учреждений, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, предприятий, учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов, организаций, предприятий, учреждений;

нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала организаций охраны здоровья, размещенных в зонах возможных сильных разрушений;

работников (персонала) узловых железнодорожных станций и организаций, предприятий, учреждений, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций.

б) в противорадиационных укрытиях:

работников организаций, предприятий, учреждений, размещенных за границами зон возможного сильного разрушения, а также населения, которое проживает в не категорированных городах, населенных пунктах районов и населения, которое эвакуируется в указанные города и населенные пункты;

больных, медицинского и обслуживающего персонала организаций охраны здоровья, размещенных за границами зон возможных сильных разрушений.

в) в простейших защитных сооружениях (укрытиях):

населения не обеспеченного убежищами и противорадиационными укрытиями гражданской обороны.

Создание фонда защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в мирное время путем:

а) комплексного освоения подземного пространства городов и населенных пунктов для размещения в нем сооружений, помещений социально-бытового, производственного, хозяйственного назначения с учетом приспособления и использования их части для защиты населения:

приспособления под защитные сооружения гражданской обороны подвальных помещений проектируемых, строящихся и существующих зданий и сооружений различного назначения;

приспособления под защитные сооружения гражданской обороны проектируемых, строящихся, существующих отдельно расположенных заглубленных сооружений различного назначения;

приспособления, для защиты наибольшей работающей смены, подземных горных выработок, других подземных пространств;

б) приспособления под защитные сооружения гражданской обороны помещений в цокольных этажах существующих и строящихся зданий и сооружений;

в) нового строительства защитных сооружений гражданской обороны.

Местные администрации на соответствующих территориях:

организовывают выполнение требований законодательства по созданию, использованию, содержанию фонда защитных сооружений гражданской обороны;

организовывают и ведут учет существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны определяют потребности в фонде защитных сооружений гражданской обороны;

создают в мирное время защитные сооружения гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

планируют и организовывают работу в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время по сооружению быстровозводимых укрытий, дооборудованию простейших укрытий для защиты населения;

осуществляют контроль за созданием защитных сооружений гражданской обороны и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию;

организовывают и принимают непосредственное участие в проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, исключают их в установленном порядке из фонда защитных сооружений гражданской обороны;

принимают решение об дальнейшем использовании защитных сооружений гражданской обороны государственной и коммунальной собственности в случае ликвидации (банкротства) организаций, предприятий, учреждений, на балансе которых защитные сооружения гражданской обороны пребывают, а также бесхозных защитных сооружений.

Организации, предприятия, учреждения:

обеспечивают выполнение требований законодательства по созданию, содержанию, использованию, реконструкции защитных сооружений гражданской обороны;

создают по согласованию с республиканскими органами исполнительной власти, местными администрациями, в сфере которых они находятся, защитные сооружения гражданской обороны;

обеспечивают сохранность защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на их балансе.

Законодатель определяет, что использование существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны в мирное время должно обеспечивать постоянную готовность помещений, оборудования, систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

И наконец, следует отметить, что вопросы организации следования и укрытия населения, сотрудников, работников (персонала) республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций ДНР в простейших защитных сооружениях гражданской обороны во время проведения боевых действий на территории ДНР, а также Рекомендуемый перечень имущества, необходимого для укрытия в простейших защитных сооружениях (подвальных и цокольных помещениях зданий и сооружений) на территории ДНР детализированы в Рекомендациях об организации укрытия в простейших защитных сооружениях гражданской обороны во время проведения боевых действий на территории Донецкой Народной Республики (приказ МЧС ДНР № 318 от 22.05.2015 года).

8) Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон путем:

планирования проведения и управления эвакуацией населения;

оповещения руководителей организаций и населения о начале эвакуации;

заблаговременного обучения населения действиям во время эвакуации;

планирования жизнеобеспечения в местах безопасного расселения эвакуированного населения, подготовки районов, определенных для размещения населения, материальных и культурных ценностей;

заблаговременного создания и подготовки эвакоорганов для проведения эвакуации.

В Порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Совета Министров ДНР от 26.04.2017 № 6-35 дается определение безопасного района, зоны возможного катастрофического затопления, зоны возможного поражения и конкретизируются вопросы планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий.

Определение зон (территорий) для безопасного размещения эвакуируемого населения осуществляется МЧС ДНР, муниципальными органами. Утверждение зон приема населения при эвакуации осуществляется Советом Министров ДНР.

Для проведения эвакуации муниципальными органами, организациями создаются эвакуационные комиссии. Методическое руководство работой местных и объектовых комиссий осуществляет МЧС ДНР.

9) Проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в зонах чрезвычайных ситуаций путем:

создания, оснащения и подготовки необходимых сил и средств ГО, планирования их действий;

организации взаимодействия сил и средств ГО со специально подготовленными подразделениями Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики;

создания и поддержания в постоянной готовности запасов материально-технических средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

организации всех видов обеспечения, сил, которые участвуют в проведении работ (инженерное, химическое, медицинское, транспортное).

10) Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в зонах чрезвычайных ситуаций, путем:

организации основных видов жизнеобеспечения населения;

создания и поддержания в постоянной готовности запасов материально-технических средств, продовольствия, предметов первой необходимости;

организации нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами;

определения численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризации сохранившегося и оценки состояния поврежденного жилого фонда;

размещения населения, оставшегося без жилья, в общественных, оздоровительных и других объектах социального назначения, временных жилищах, а также осуществления подселения на площади сохранившегося жилого фонда.

11) Организация срочного захоронения массовых безвозвратных потерь в военное время путем:

заблаговременного определения мест возможных захоронений;

определения сил и средств для проведения захоронения, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

организации и проведения мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

организации санитарно-эпидемиологического надзора.

12) Обучение населения в области гражданской обороны путем:

создания системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

создания, оснащения учебно-методических центров по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций, других образовательных учреждений профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, курсов гражданской обороны, учебно-консультативных пунктов по гражданской обороне;

пропаганды знаний в области гражданской обороны.

Подготовка работников республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций, органов управления гражданской обороны организуются в порядке, установленном Советом Министров ДНР.

Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет МЧС ДНР.

ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ. ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА, ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫЕ С ВОЗМОЖНЫМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.049 с.)