Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательный рассказ воспитателя

Поиск

«Живые барометры».

-Как узнать какая будет погода? Есть научные предсказания- по данным наблюдений метеорологических станций. Но составить прогноз –это сложная задача. Синоптики не могут дать точных сведений о погоде для каждой конкретной местности.

Предсказать погоду можно и по местным признакам. Для этого надо постоянно следить за различными явлениями природы, поведением животных и растений-«живых барометров». Они теснее, чем человек, связаны с природой, более приспособлены к ней, и раньше, чем человек, чувствуют приближение ненастья или ясных дней.

На лугу «живым барометром» является чертополох. Если колючки отогнуты от головки цветка, то ожидайте ясную погоду и наоборот. Листья клевера перед плохой погодой прижимаются к стебельку. Точно прячутся от дождя.В сухую погоду пушинки одуванчика легко разлетаются, а перед дождем, как ни дуй, остаются на месте. Горицвет перед дождем начинает сильно пахнуть. Мать- и –мачеха складывает перед дождем свои пушистые шарики.

Как же расселяют своих «деток» растения?

Отцветает одуванчик, и на месте золотой корзинки образуется красивый шар из семянок. Каждая семянка снабжена парашютом. Порывы ветра подхватывают их и легко уносят. Н вот семянка опустилась, парашют отвалился, а зубчики крепко впитываются в землю. Они не позволяют ей выбраться назад.

Услугами ветра пользуются также колокольчик, гвоздика. У них семена рассеиваются из коробочек во время сильного ветрапри большом качании стеблей. Когда созревают семена, коробочки раскрываются. У разных растений они открываются по - разному. У гвоздики коробочка растрескивается наверху. Казалось бы, семена, лежащие на дне,  не могут высыпаться. В сильный ветер коробочка раскачивается, и из нее вылетают семена.

Плоды – летучики, которые распространяются с помощью ветра, чаще наблюдаются у мать- и –мачехи, одуванчика, козлобородника, осота желтого, василька, ястребинки и др.

«Секрет полевых цветов».

В поле, на лугу летом цветут цветы самых разных раскрасок.Будто разломалась на кусочки радуга. И ее осколки рассыпались по траве.

Когда мама ездит на дачу,то возвращается с большущим букетом и ставит его в красивую вазу. А ты не заметил, что в маминой вазе цветы с луга не так красивы, как в поле, на лугу? В чем здесь секрет?

Мама сорвала голубые колокольчики, но она не смогла захватить с собой летнее небо. А без голубого неба  колокольчики не так уж голубы. Мама принесла с поля самые крупные и лучшие ромашки, но ни солнце, ни ветер она не смогла принести. В комнате желтые сердцевинки ромашек уж не так ярки - нет солнца, которое их золотило. В комнате лепестки ромашек уж не так воздушны-нет ветра, который покачивал их. Мама поставила в вазу дикие гвоздички. В зеленой чаще травы они горели,как искорки. В комнате полевые гвоздички закрыли свои венчики, в вазе они не горят. Им нужны ветер и солнце, простор.

Через день- два букет выбрасывается. Кому нужны завядшие цветы?! Почему же они так быстро  завяли? Потому что луговые и полевые цветы очень нежны, а их измяли, стиснули, они задохнулись от тесноты.

Заступись за гвоздички, колокольчики, ромашки, за все полевые цветы. Возле больших городов их уже осталось немного. Скажи об этом своей маме, сестренке, всем знакомым во дворе. Полевые цветы- цветы родной земли. Без них померкшими, погасшими кажутся лужайки и пригорки, без них уже не так сладко дышится, запах лета уже не тот. Полевые цветы- цветы для всех. Так пусть они всех и радуют.

Описание методов работы.

В начале года я старалась установить доброжелательные отношения детей друг с другом, которые отвыкли за лето от детского учреждения. Я провела диагностику уровня экологической воспитанности, в результате которой выяснила, насколько дети интересуются уголком природы, как они относятся к природным объектам, действиям взрослых с ними, отметила различные высказывания детей, их самостоятельные наблюдения за растениями и животными, игры с использованием природного материала.

Наблюдение за детьми и фиксация его результатов помогают выявить индивидуальные особенности воспитанников, составить общее представление о степени их развития. Это мне позволило определить перспективу воспитательно - образовательной работы.

Мои наблюдения за детьми показали, что дети недостаточно хорошо отличают деревья от кустарников, путают их с цветами. В непринужденной беседе я помогла детям выяснить, что растет на участке, где деревья, где кустарники, а где цветы. Останавливались около каждой клумбы, разговаривали с цветами, обращали внимание на их красоту, особенно осенью, уточняли их название, особенности их внешнего вида. Я побуждала детей к сравнительным высказываниям, употреблению эпитетов, показывая тем, что красота цветов заключается в проявлении разных признаков               (окраске, форме и т.д.)

Рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, георгины, гладиолусы  побуждала описывать их внешний вид, пытаясь «разгадать» названия. Дети рассказывали: «Золотые шары очень высокие, намного выше нас, выше даже некоторых взрослых. Их цветы похожи на шарики, поэтому их так и назвали. Они желтые как лимон.»

В наблюдении включались действия с цветами: показать руками какой высоты,, н-р, ноготки. Поднять руки, сравнить их по высоте с золотыми шарами, осторожно погладить цветы,изобразить форму цветка (руками), положить на ладонь лист и рассмотреть его форму; понюхать цветы, прижаться к ним щекой и т. д. После наблюдения я предлагала поиграть в дид. игру «Живая клумба цветов», в ходе которой дети расширяли свои знания о цветах,стали бережно к ним относиться, перестали их рвать и топтать, стали воспринимать их красоту, беречь прекрасное творение природы, украшающее наши города и поселки, стали уважать людей, посадивших цветы для общей радости. Этому также способствовала дид. игра «Цветы», в которой кроме воспитания нравственных качеств, дети закрепили названия садовых цветов.

Читая стих. Т. Собакиной:

-Если я сорву цветок, если ты сорвешьцветок… я подводила детей к тому, что цветы нельзя рвать  на клумбах, газонах, в скверах. Для букетов цветы специально выращивают. Во время экскурсии на луг я знакомила детей с луговыми цветам - гвоздикой, ромашкой, васильком, колокольчиком. Дид. игра «Венок» позволила расширить знания детей о луговых растениях, их внешнем виде, обучая их описанию: «Белая рубашка, желтенький глазок…», «Цветик –невеличка, алый огонек, как зовут? Гвоздичка, цветик луговой.

«Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет», «Не в глуши ль еловой видела тебя? Кто же ты? –Лиловый колокольчик я.»

 Читала стих. В. Донникова «Цветы»

 -Цветы полевые просты, но мед в них заряжен душистый.

Мы любим простые цветы, что выросли в зелени чистой.

Мы лютик сорвем золотой и розовый клевер медовый.

Мы в зелени леса густой найдем колокольчик лиловый.

В простых лугах наберем охапки росистых ромашек.

С цветами домой мы пойдем, поставим их в комнате нашей.

 Стих. «Букет» учит бережному отношению к луговым цветам.

-Цветок на лугу я сорвал на бегу, сорвал, а зачем? Объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял, а сколько бы он на лугу простоял?!

Дети упражнялись в описании: «Стебли гвоздики тонкие, листья шильцем, с нижней стороны по краям шершавые. Цветок состоит из 5 зазубренных лепестков, вроде маленькой звездочки. В народе гвоздичку величали – зорьками, искрами, полевыми слезками.

О ромашке мы говорили: «Затмила своей белизной всех поселенцев луга», «Ромашковое «, «Листья вроде морковных, цветки 2-х видов: красивые (белые) лепестки привлекают насекомых, за ними желтые, они скручены, их так много, что выглядят сплошным белым пятном. Они-то и дают семена». Рассматривали в пальцах эту головку цветка, вдыхая ароматный запах, похожий на яблочный- это аптечная ромашка, чья целебная сила известна людям с с давних времен- для полоскания при простуде, в виде примочек и припарок. Дети пополнили свои знания о целебных свойствах ромашки.

У василька одиночный стебель, покрытый пушистым «войлочком». Листья узкие, похожие на крошечные весла. Цветки синие, собраны в диск. Своей яркостью зазывают насекомых. Много прозвищ у василька «синьки, волюшка, лоскутница. Само же название связано с древними преданиями (легенда о древнем, мифологическом существе Кентавре, лечившем болезни с помощью трав). Когда-то люди получали из него красители: синий, голубой.

В дид. игре «Что растет на лугу» я закрепляла названия растений луга, их условия жизни, взаимосвязь с др. растениями. Начинала игру с чтения стих. «На лугу растет ромашка, лютик едкий, клевер кашка…». Загадывала загадки: «Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит. У него согнулись ноги, неприметен его вид». (подорожник), «Желтый сарафанчик, прямо как желток, это…одуванчик - полевой цветок», «Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце» (ромашка).

В дид. игре «Насекомые» дети уточняли свои представления о внешнем виде насекомых, особенностях поведения, условиях жизни, формировали осознанное отношение к окружающему миру. Дети находили сходство между цветами и бабочками. В древности люди верили, что бабочки произошли от цветков, оторвавшихся от растений. Своей красотой они обязаны чешуйкам, покрывающим тело. Они очень малы, похожи на мешочки- в них крошечные цветные зернышки. От зернышек и расположения чешуек зависит цвет и рисунок крыльев бабочки. Достаточно взять ее пальцами за крылышки, как чешуйки сотрутся, и бабочка погибнет. Дети узнали о том, что бабочки питаются нектаром, спрятанным у цветков в глубоких чашечках, который они достают своим хоботком, что бабочки живут рядом с цветами на лугу, поляне, а не в густом еловом лесу, питаются только луговыми растениями, для полета им нужен сухой теплый воздух. Бабочки нужны растениям, чтобы их опылять. Если этого не будет, не будет и семян, а значит и растений. Дети уточняли знания о стрекозах, кузнечиках, пчелах, осах, шмелях.

Загадки: - Все жужжит она, жужжит, над цветком она кружит.

Села, сок с цветка взяла, мед готовит нам …пчела.

Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.

Встрепенулся, всколыхнулся, взвылся вверх и улетел… бабочка.

-Бабочка-коробочка, ветер или дождь?

Полетишь- так ветер, упадешь- так дождь!

-Свет- светлячок, посвяти в кулачок!

Посвяти немножко, дам тебе горошка,

Кувшин молока и кусок пирога.

-Мотылек–ветилек, принеси нам ветерок,

От ворот в поворот гнать кораблик в ручеек.

-Ты, дружок, смотри неподкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахини сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей.

В дид. игре «Собери букет» я углубила навыки и умения детей подбирать сочетания цветов, умение составлять целое, расширять знания о растениях клумбы: тюльпан, нарцисс, анютины глазки, ноготки. Дети упражнялись в составлении целого из частей.

Учила умению подбирать одежду в связи с погодными условиями. В дид. игре «Оденем куклу на прогулку» в гости стала приходить картонная кукла Маша, которая не умела подбирать соответствующую погоде одежду. В результате дети с интересом не только одевали куклу, но и научились рассказывать о погоде, подбирать соответствующую картинку в календаре наблюдений за сезонными явлениями природы, ежедневно наблюдая погоду и отражая ее особенности в календаре.

Во время листопада дети играли в дид. игры «Мы- осенние листочки», «С какой ветки детки», в которых дети закрепляли знания о том, какому дереву принадлежит листок.

-Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался, начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат!

-Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели.

Дети узнали о том, что опавшие листья – это не мусор, что «нет безобразия в природе» (Н. А. Некрасов). Опад убирают только с асфальта и твердых покрытий. Его нельзя сжигать. Это не только загрязняет воздух, но и противоречит естественным процессам, происходящим в природе- мешает деревьям хотя бы частично вернуть в почву те питательные вещества, которые они получили во время роста.

В дид. игре «Узнай на вкус» дети уточнили и расширили знания о том, что овощи можно есть в сыром и вареном виде, они полезны, т. к. в них много витаминов, необходимых для здоровья.

-Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи. (капуста)

-Сарафан на сарафан, платьице на платьице.

А как станешь раздевать – досыта наплачешься. (лук).

-Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Вкусный и сырой. Кто же я такой? (огурец).

-Весной одну закапывают, а осенью семью получают. (картофель.)

-Что такое: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собой красно? (свекла)

Читала стих. Ю. Тувима «Овощи».Дети уточняли, что свекла твердая и сладкая, капуста хрустит на зубах, а по вкусу несладкая, но приятная. В дид. игре «Фрукты и овощи» дети учились различать плоды и объединять их по сходному признаку, а также закрепляли их названия, форму, цвет, вкус, запах. Чтобы вызвать у детей интерес в гости приходил Винни-Пух, предлагавший ребенку ощупать, погладить, рассмотреть и понюхать плод. Дети уточняли его название, описывали форму (круглая, удлиненная, продолговатая, острая), поверхность (гладкая, шероховатая, в пупырышках, блестящая).

В дид. игре «что растет в лесу?» дети закрепляли знания о том, что в лесу растут орешник и бузина-высокие кустарники, малина –ниже, деревья- сосны, ели, березы.

-Ее всегда в лесу найдешь- пойдешь гулять и встретишь…(ель)

-В белом сарафане встала на поляне…(береза)

Я знакомила со стих. «Осинка», «Ива»,учила детей бережно относиться к деревьям и кустарникам,не ломать ветки, не обрывать листья.

-Сорвал красивый гриб в лесу, любуюсь на его красу:

Он на белой ножке, на шляпе белые горошки… (мухомор).

-Грибы эти вовсе не надо искать, а если увидишь, не стоит их брать.

Почти что на каждой полянке растут …(поганки)

-Лета первая примета: под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке…(боровик)

-Блестящие шляпки надели ребятки,

Разбежались гуськом, оказались рядком… (маслята)

Дети пополнили свои знания о грибах, уточнили их название, научились отличать ядовитые поганки и мухоморы от съедобных грибов, научились бережному к ним отношению- не вырывать с корнем, не портить грибницу, узнали о пользе грибов для организма человека.

В дид. игре «Кто где живет?» дети стали отличать диких животных от домашних, уточнив, что одни живут в лесу, а др. имеют свой дом, о том, как надо заботиться о них. В дид. игре «Две белочки» дети соревновались, кто быстрей и правильней отберет необходимый корм для белочки. В конце игры дети пели в хороводе:

Собрали для белочки белые грибочки, крепкие груздочки, подосиновички.

Собрали для белочки орешки и желуди, мы ребята из дет.сада-друзья природы.

В дид. игре «Кто что ест?» дала знания о том, что ежи едят насекомых, а яблоки носят на иглах, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать к себе клещей. Но чаще всего они накалывают на иглы опавшие листья. Дети узнали, что диких животных нельзя брать из природы, только раненых, чтобы ухаживать.

-Все от тополя до забора до большого темного бора.

И от озера до пруда – окружающая среда.

И еще и медведь и лось, и котенок Васька, небось?

Даже муха –вот это да! Окружающая среда.

Дид. игры «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает», «У кого какой дом?», «Живое-неживое» оставили отпечаток в сознании детей: для чего же нужно беречь природу, как источник радости и красоты, что же означают слова: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, дружба, скромность; зло, трусость, лень, грубость и т. д.

В дид. игре «Зоопарк» закрепляла умение детей различать и называть некоторых животных жарких стран, их повадки, корм, воспитывала гуманное отношение к ним. Дети в игре сравнивали количество животных с размерами клетки, чтобы им не было тесно. Дети готовили клетки,кассу, билеты, деньги, талоны- разрешения на поимку животных, сети, картинки-мясо, фрукты, овощи, зерно. Дид. игра переходила в сюжетно- ролевую.

О правилах поведения в лесу дети закрепили свои знания в дид. играх «Выбери правильную дорогу», «Лесные правила». По изображениям на картинках рассказывали, что нельзя в лесу стрелять из рогаток, громко включать магнитофон, не разорять птичьих гнезд, не оставлять после себя мусор и т. д.

Дид. игра «Птицы- рыбы – звери» помогла детям классифицировать птиц, рыб, зверей. Проводила циклические наблюдения за рыбками: «Кто живет в аквариуме?», «В каких условиях живут рыбки?», «Как можно улучшить условия жизни рыбок?», «Как выглядит рыбка?», «Зачем рыбкам глаза?», «Как рыбки отдыхают?».

В дид. игре» Что за птица?» дети закрепили названия зимующих птиц. Проводились циклические наблюдения«Какие птицы прилетают на участок?», «Какая ворона? Какой воробей?», «Как птицы ведут себя на кормушке?», «Сколько ног у птиц и как они ходят?», «Птичьи следы на снегу». Читала детям стих. «Воробышки» В. Звягиной, «Где чей дом?». Волжиной, инсценировали р- з Е. Чарушина «Курочка», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок», слушали, какие звуки издают птицы,.  Дети рассказывали о том, сколько ног у птиц и как они ходят. Свои наблюдения они фиксировали в «Календаре наблюдений за птицами». На занятиях «В гостях у Курочки Рябы», «Знакомство с птичьим двором» дети уточнили представления о домашних птицах: как они выглядят, «разговаривают», передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые от птенцов. Чтение стих. «Покормите птиц зимой»,инсценировка «Зимнего разговора через форточку» способствовали воспитанию у детей гуманных чувств к живому, желание заботиться, оберегать птиц, не сажать их в клетки. Родители вместе с детьми развешивали кормушки, приносили ягоды рябины, кусочки сала, зерна для подкормки птиц на участке дет. Сада.

-Птичка, птичка, вот тебе водичка.

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

-Голуби, голуби, раз, два, три.

Прилетели голуби- сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Для обогащения знаний о повадках птиц проводила физминутки«Гусь», «Грачи прилетели».

-Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде все по -справедливости.

Отражение в воде учит нас правдивости.

Приход в гости доктора Айболита помог сформировать у детей представление о ценности здоровья. Желание вести здоровый образ жизни, испытывать сочувствие к заболевшим, знать о пользе витаминов, содержащихся в овощах, фруктах, ягодах призывал мудрый Айболит. Также он интересовался здоровьем детей, их образом жизни, осматривал их, отмечал розовые щечки, блестящие глаза, выяснял, много ли дети гуляют, хорошо ли спят, проветривают ли помещение, делают зарядку.  Он предлагал посадить лук - полезный особенно в зимний период.

В дид. игре «Узнай, что за фрукт» дети с закрытыми глазами узнавали фрукты  по вкусу, мягкости, твердости, сочности.

Айболит угощал детей настоем шиповника. Они узнали, что в шиповнике много витаминов, его собирают осенью и сушат. Дети просили мам дома приготовить им чай из шиповника.

Вместе с Чиполлино дети наблюдали за ростом лука, делали зарисовки и отмечали ежедневно изменения, происходящие с его ростом. Перед 8 марта дети решили дома вырастить лук в подарок маме и бабушке. «А что может быть лучше зеленого лука, выращенного своими руками!»

Проведение дид. игры «Чудо- дерево» помогло детям закрепить характерные признаки времен года, познать последовательность жизненных процессов в природе.

В своей работе я применяла новые технологии, элементы ТРИЗ в занятиях «Необычайные приключения золотой рыбки», «Уголок водного царства» и д.р. Проводила опыты: где вода быстрее превращается в невидимкунад свечой, на батарее, на окне? Что произойдет с веткой дерева, долго пробывшей в воде? Что произойдет с листком бегонии, если его поместить в воду? Что произойдет с водорослями, если их оставить без воды? И др.

Для развития познавательных процессов у детей по экологическому воспитанию я применяла разнообразные методы и приемы работы, но большая роль принадлежит дид. игре. А. М. Горький писал: «Ребенок до 10 лет требует забав, и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает мир прежде всего и легче всего в игре игрой».

Большая роль в осуществлении экологического образования у детей принадлежит родителям, к чьей помощи я постоянно прибегала. Проводила родительское собрание» Войди в природу другом», выпустила экологические газеты «Прикоснись к природе сердцем», «Тайны природы», изготовила ширмы и папки- передвижки «Защитники друзей леса», «Зеленая аптека», мною также проводились беседы «Поклонись ягодке», «Пусть цветут травы», «Не причиняй вреда природе», привлекала родителей к изготовлении кормушек для зимующих птиц, поделок из природного и бросового материалов «Фантазии природы».

Выводы:

Работая с детьми средней группы, применяя разнообразный материал, мне удалось систематизировать у детей знания,умения и навыки, полученные ранее.

Дети стали самостоятельно наблюдать за растениями и животными, бережно обращаться с насекомыми.

Дети стали высказываться на экологические темы, задавать вопросы о природе.

Дети стали интересоваться обитателями уголка природы, выражать готовность ухаживать за ними, обращать внимание на красоту природы.

В играх детей появилось природное содержание, в свободном рисовании они пытаются изображать явления и объекты природы.

Дети повысили уровень экологической воспитанности.

 

Введение:

Как известно, есть «время разбрасывать камни, и есть время собирать камни».

И последнее уже приблизилось. Каких только экологий сейчас нет: и радиоэкология, и гелиэкология, и экология души. А проблема не решается, наоборот, и с природой дело не улучшается, и человек не становится лучше. Где же выход? Если исходить из позиции «собирания камней», то станет понятно: на самом деле должна быть одна- единственная Экология – знание о Доме, причем под домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Домом может быть и сам человек- носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, ели у него не будет необходимых знаний о себе и о своем доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь – все бесплодно. На самом деле, может быть, не надо было бы создавать отдельного экологического образования, если бы мы воспитывали по-настоящему знающего, нравственного и творческого человека. Такой человек был бы не способен разрушать, уничтожать. Такого человека, способного жить в гармонии со всем миром, способным любить природу, экологически грамотно вести себя в природе- это залог выживания человечества на нашей планете Земля.

Положительные эмоции, по мнению ученых, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельность в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую можно назвать средством формирования экологической направленности личности ребенка.

Из группы игр с готовым содержанием и правилами в экологическом воспитании широко используются дидактические игры, в процессе которых дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления об объектах и явлениях природы, развивают память, внимание, наблюдательность, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.

В последнее время на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Д. Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления дидактических игр в возрастном развитии ребенка, на психическое развитие, в частности на интеллектуальное и нравственно- волевое.

Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец указывают на то, что не исследованы еще многие аспекты игровой деятельности детей, не выявлены возможности ее использования в педпроцессе.

К. Д. Ушинский подчеркивал личность усвоения знаний в игре.

Такого же мнения придерживались ведущие педагоги А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Б. И. Жуковская, Д В. Менджерицкая, Л. П. Молодова и др.

О.А. Соломенникова в книге» Занятия по формированию элементарных экологических представлений  в средней группе» говорит о необходимости проводить работу по экологическому воспитанию детей, включая игровые задания, элементарные опыты.

Л.К. Горькова в «Сценариях занятий по экологическому воспитанию дошкольников «призывает к формированию у детей целостного отношения к окружающей среде, грамотного и безопасного поведения в природе, быту.

В. В. Смирнова в книге «Тропинка в природу» призывает к созданию экологической тропы в ДОУ как средства нравственного, эстетического и трудового воспитания.

С.Н. Николаева в «Методике экологического воспитания в дет. Саду» освещает такие вопросы, как познание детей ряда функций человеческого организма, значение чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих.

Цель работы и ее задачи.

Расширять представления детей о природе.

Иметь представления о домашних и некоторых диких животных. Знать, какую пользу домашние животные приносят человеку.

Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

Знать и называть характерные признаки отдельных овощей и фруктов.

Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

 

 

Введение.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозойбудущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем, и то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Необходимо помочь ребенку войти «в жизнь другого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, воспитывать доброту, сопереживание всему живому, стремление и готовность оберегать природу.

Общение с растениями и животными, звуки природы помогают снять у детей стресс, восстановить эмоциональный комфорт, поэтому нужно стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели прекрасные цветы, щебетали и распевали свои трели птицы…

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Важно научить детей по- настоящему любить и беречь природные сокровища- леса, поля, реки, дары природы и живых его обитателей и в этом большая роль принадлежит игре. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование А.А. Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего» (Н. К. Крупская). Дидактическая игра- это «взрыв удивления «от восприятия чего-то нового, неизведанного, это поиск и открытие, это радость, путь к мечте.

Психолог А.В Запорожец, оценивая роль дид. игры, указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дид. игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила бы формированию и развитию его способностей».

Проблема экологического воспитания детей очень значима для всего человечества на Земле. Это подтверждают и ученые С.Н.Николаева в «Методике экологического воспитания в дет. Саду» освещает такие методические  вопросы, как познание детьми ряда функций человеческого организма, значение чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих.

О.А.Соломенникова в «Занятиях по формированию элементарных экологических представлений» предлагает систему занятий, включающих экскурсии в природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты.

И.Э.Куликовская в книге «Детское экспериментирование» считает, что в ДОУ необходимо проводить экспериментально- познавательную деятельность, позволяющую знакомить детей с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

В.В.Смирнова в «Тропинке в природу» призывает к созданию экологической тропы в ДОУ как средства нравственного, эстетического и трудового воспитания.

 

 

Задачи:

Расширять представления детей о растениях и животных, их детенышах.

Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых.

Дать представления о свойствах воды, песка, снега.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Знакомить с правилами поведения в природе, проявлять к ней бережное отношение.

Описание методов работы.

В начале года я провела с детьми беседу на тему: «Как я провел лето» с целью наладить контакт на основе приятных воспоминаний о досуге на природе.

Для знакомства детей с комнатными растениями фикусом и геранью провела занятие, в ходе которого уточнила внешний вид, строение растений, воспитывала желание ухаживать за ними.

В процессе проведения занятия «Овощи с огорода» я учила различать овощи по внешнему виду и вкусу, расширила представление о выращивании овощных культур, о их пользе для организма человека, вызвала желание участвовать в инсценировке р.н. сказке «Репка».

Проводила циклические наблюдения за цветником, в ходе которых уточняла знания детей о том, что в цветнике растут цветы, их много. Закрепляла их названия, цвет (ноготки - оранжевые, астры белые, розовые, фиолетовые), уточняла строение растений, воспитывала желание ухаживать за ними, любоваться их красотой.

Я предложила детям создать свои «Сокровищницы»,вызывая у них желание делится своими секретами, предметами ценными и значимыми для них, систематизировала знания о природе.

Для расширения кругозора о дарах осени, отложении в памяти приятных воспоминаний об этом прекрасном времени года я создала для детей копилку «Подарки осени», в которую мы помещали засушенные листья, цветы, веточки, детские рисунки и др.

Я дала элементарные представления о свойствах песка (сухой- рассыпается, влажный – лепится).

В наблюдении за листопадом воспитывала у детей желание любоваться плавным кружением листьев, определять их окраску, форму, развивать эстетический вкус.

Припроведении экскурсии «В гости к листопадику» знакомила с листопадом: в какое время года он бывает, что это за явление, почему опадают листья, воспитывала интерес к осени.

В дид. играх «Чудесный мешочек», «Сварим вкусный суп из овощей» упражняла в умении на ощупь определять овощи, называя их цвет, форму, вкус, познакомила с процессом приготовления овощного супа, дала знания о пользе овощей для организма человека.

Большой интерес у детей вызвали циклические наблюдения за обитателями аквариума- золотыми рыбками, в ходе которых у детей возник интерес и положительные эмоции к рыбкам, желание за ними ухаживать, находить отличия между живыми и игрушечными; за птицами уголка природы: волнистыми попугайчиками. Дети узнали, чем кормят птиц, что они живые, нуждаются в воде и пище. Благодаря этому у детей возникло желание наблюдать и ухаживать за зимующими птицами, прилетающими на участок детсада. Дети просили родителей изготовить кормушки для зимующих птиц. Стих. «Покормите птиц зимой» было выучено детьми с удовольствием, из которого они узнали, что:

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Отгадывали загадки:

Непоседа- невеличка желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее…синичка.

Чернокрылый, красногрудый он везде найдет приют.

Не боится он простуды с первым снегом тут как тут…снегирь.

В дид. играх «Назови птицу», «Что есть у птицы?», «Угадай, чей след» дети закрепили свои знания о птицах, стали эмоционально отзываться на общение с живыми существами.

Знакомя детей с домашними животными и их детенышами провела занятия «В гостях у бабушки», рассматривание картины «Коза с козлятами», «Корова, коза, лошадь- домашние животные», «У меня живет котенок» и др., в ходе которых дети научились правильно обращаться с ними, заботливо к ним относиться.

В дид. игре «Отгадай, что за животное?» отгадывали загадки:

Рыжий молокозавод день жует и ночь жует.

Ведь траву не так легко переделать в молоко… корова.

Хвост колечком лежит на крылечке.

Громко лает, а в дом не пускает… собака.

Заучивали стихи:

Это ничья кошка,имени нет у нее.

У выбитого окошка какое ей тут житье?

Холодно ей и сыро,у кошки лапа болит.

А взять ее в квартиру соседка мне не велит.

На лужайке, как звонок заливается щенок.

Собирает он ромашки для любимого коняшки.

-Ты их в гриву заплети и лети, лети, лети.

Будет козочку с утра петушок речистый:

-Хватит спать! Бежать пора на лужок душистый.

-Не кричи ты,петушок, дай мне лучше гребешок.

Причешу я шерстку гладко и пойду на луг за травкой.

Свои знания и впечатления от заучивания художественных произведений, просмотра иллюстраций, участия в театральной деятельности, наблюдений дети применяли в дид. играх: «Кто у кого?», «Кто как кричит?», «Пустите в теремок», «Собери животное» и др.

Зимой я знакомила детей с зимними явлениями природы, формировала эстетическое отношение к окружающей природе, обогащала и активизировала словарный запас.

Провела занятие «В январе, январе много снега во дворе». Наблюдали за небом, которое зимой бывает синим, голубым и серым в зависимости от погоды, а перед снегопадом оно становится темным. Рисовали «Зимний пейзаж». Наблюдали за ветром: если ветер холодный, то люди поднимают воротники, ветер поднимает и кружит снег, воет. Применяли вертушки, имитировали звуки ветра в дид. игре «Дует ветер».

Давала представление о свойствах снега. Проводила наблюдения, опытническую деятельность (измеряли глубину снежного покрова снегомером в разных местах участка), заучивание стих.

Вьюга- пряха, к нам приди, снежной пряжи напряди.

Из нее сотки скорей одеяла для полей.

Вот и к нам пришла зима: на деревьях бахрома,

Из окна не виден двор-все стекло покрыл узор.

Я учила детей видеть красоту заснеженных деревьев. Проводила циклические наблюдения за елью: «Как узнать ель», «Что есть у ели?» и т. д. Наблюдали за рябиной: сохранились  ягоды, на которы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.230.165 (0.018 с.)