Преимущества формирования Единого экономического пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества формирования Единого экономического пространства



Процесс интеграции обычно начинается с большей или меньшей либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов. И постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона [13, с. 377].

К основополагающим принципам Соглашения о формировании ЕЭП можно отнести следующие:

политический союз не предусматривается;

правовая база на основе норм и правил ВТО;

использование интеграционного опыта Европейского союза;

поэтапная интеграция;

разноскоростной и разноуровневый подходы;

возможность присоединения к соглашению для других стран.

Такое соглашение предусматривает гармонизацию макроэкономической политики в следующих областях: налогообложение и фискальная политика; обменные курсы; процентные ставки; единые правила валютного регулирования.

Формированию региональных интеграционных объединений способствуют объективные процессы экономического и политического характера, действующие в направлении сближения стран, особенно географических соседей. Вместе с тем, региональная экономическая интеграция несёт в себе как преимущества, так и недостатки.

Создание единого рынка предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет создания благоприятных равных условий для инвестиций, проведения единой конкурентной политики, установления общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий, унификации практики предоставления субсидий, отказа от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизации технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров, упрощения трудовой миграции.

Указанные особенности формирования ЕЭП предполагают уровень экономической и торговой интеграции более высокий, чем в других сравнительно успешных региональных торговых объединениях, таких как НАФТА.

Развитие интеграции в формате ТС-ЕЭП свидетельствует об очевидных и важных преимуществах, состоящих в том, что:

согласованная таможенно-тарифная политика и применение мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе в соответствии с соглашениями ВТО делают процесс как внутрисоюзного, так и внешнеторгового регулирования более предсказуемым и сбалансированным;

при разработке нормативно-правовой базы ТС-ЕЭП основой являлись международные нормы, заложенные в соглашениях ВТО, а также лучшая практика стран - участниц данного международного соглашения, что делает более интегрированным союз «троих» в международное экономическое пространство;

при отсутствии таможенных тарифов в торговле между странами ТС, с одной стороны, улучшаются условия конкуренции для субъектов хозяйствования каждого из государств ТС в сравнении с третьими странами, с другой стороны, усиливается соревновательный дух, здоровая конкуренция в каждом государстве ЕЭП за создание более эффективного делового климата, привлекательных условий для инвестиций.

Новые возможности для экономик Украины, России, Казахстана и Беларуси открываются в связи с сужением в последние годы зоны экспортной экспансии стран Запада, которые все больше ориентированы друг на друга. Например, доля экспорта из одних развитых стран в другие в их общем объеме выросла с 38% в 1953 году до 76% в 1990 году и продолжает увеличиваться.

Наконец, интеграция в ЕЭП, при одновременном вхождении в ВТО, позволит производителям из стран группировки снизить стоимость импортных комплектующих, повысить конкурентоспособность национальной продукции и занять новые ниши на внешних рынках.

Изменения в характере взаимодействия стран ЕЭП в сфере взаимной торговли связаны в первую очередь с импортными пошлинами. В отличие от СНГ в целом, в торговле между странами ЕЭП от пошлин постепенно будут освобождаться практически все товары. В плане либерализации взаимного импорта на территории ЕЭП постепенно начинает реализовываться принцип свободной торговли, причем контроль над ценами и субсидиями соответствует нормами правилам ВТО. Не менее важно, что страны союзницы смогли договориться в отношении взимания косвенных налогов во взаимной торговле.

Развитие единого экономического пространства предполагает также интернационализацию хозяйственной жизни, то есть создание крупных производственных объединений между предприятиями одной или нескольких отраслей интегрирующихся стран.

Сегодня интеграция стран ТС-ЕЭП находится на качественно новом уровне. Об этом свидетельствуют следующие факты:

в рамках углубления региональной интеграции уже введена маркировка «товары Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана»;

применяется национальный режим в сфере государственных закупок, они осуществляются в электронном формате;

введены единые правила предоставления промышленных субсидий, запрещающие субсидии, наиболее сильно искажающие торговлю (экспортные и импортозамещающие) - аналогичные запреты предусмотрены нормами ВТО;

Евразийская экономическая комиссия активизирует расследования для защиты общего рынка Таможенного союза от чрезмерно агрессивного импорта. [34, с. 71]

Интернационализация хозяйственной жизни - главная материальная база развития международной экономической интеграции. Опыт множества интеграционных объединений показывает, что они формируются в основном на двух базовых принципах: мощная инициативная роль государства (классический пример - создание и развитие ЕС); преобладающая роль крупного корпоративного предпринимательства, которое по существу заставляет государство встать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (например, договор между США, Канадой и Мексикой - НАФТА).

Таким образом, выигрыши от формирования Единого экономического пространства очевидны для бизнес-сообщества. Прежде всего, это улучшение условий работы на рынках стран-участниц. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процессов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.

Важно подчеркнуть, что разработка правовой базы ЕЭП осуществляется на основе норм и правил ВТО и опыта интеграции Европейского союза, что в перспективе делает совместимым Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим европейским экономическим пространством (ОЕЭП).

Для стран ЕЭП появился шанс использования эффекта «проложенной лыжни» (в качестве стран первопроходцев можно использовать опыт США и ЕС). И даже при существовании ряда разногласий между интегрирующимися государствами уже на начальном этапе формирования ЕЭП четко прослеживается ускорение экономического взаимодействия в торговой, производственной и инвестиционной сферах. [9, с. 62]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.005 с.)