Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы, открывающиеся перед ЕврАзЭССодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня можно констатировать, что та модель многоуровневой и разноскоростной интеграции, которая реализуется на пространстве СНГ, прошла испытание временем. В интеграционном ядре «Беларусь - Казахстан - Россия» темп роста объема взаимной торговли в 2012 г. составил почти 9%, это в три раза выше, чем в торговле с третьими странами. Это совершенно четкий показатель того, что интеграция - реальный двигатель развития. Она работает на экономический рост и, в конечном счете, на улучшение жизни населения наших стран. Однако при замедлении темпов роста мировой экономики позитивных прогнозов остается мало. Об этом главы правительств говорили 31 мая 2013 г. в г. Минске на саммите СНГ. Взаимный товарооборот стран ЕЭП по итогам I кв. снизился на 10%. Поэтому важно действовать проактивно, не мириться со сложившимися обстоятельствами, а создавать источники и факторы роста. Для ЕЭП, их три: общий рынок, интеграция бизнеса, институты развития. В принципе, все они активно декларируются и обсуждаются, но пока реально не работают. А общий рынок - это полная либерализация торговли, которой тоже пока нет. Эффективность участия в интеграционном проекте ЕЭП очевидна. В 2011 г. белорусский экспорт в страны Таможенного союза увеличился на 45%, в 2012 г. - еще на 12%. А ведь это происходит на фоне кризисных процессов в мировой экономике. Сегодня, накануне возможной второй волны мирового кризиса, наши договоренности в ЕЭП важны как никогда: они страхуют от негативных сценариев. Растет не только взаимная торговля - создаются новые совместные производства и компании, реализуются научно-технические программы и проекты. Сегодня в Беларуси работает 2120 компаний с капиталом из России и Казахстана. Необходимо отметить основные факторы, отрицательно сказавшиеся на росте экономики, экспорта и повлекшие за собой увеличение складских остатков нереализованной продукции. Это - негативные тенденции в мировой экономике и падение спроса, производство отечественных товаров с невысокими конкурентными преимуществами, неоптимальная структура доходов и расходов физических и юридических лиц в условиях жесткой денежно-кредитной политики, издержки планирования, неумение продавать, рисковать, осваивать новые рынки. Необходимо кратко рассказать о сути этих факторов. Положение дел в мировой экономике не вызывает оптимизма. И Евросоюз, и США, и Китай, и Россия не имеют ожидаемых темпов роста своих экономик. Неконкурентоспособность отечественной промышленности состоит в том, что как «сборочный цех» она не дает долгосрочного эффекта по добавленной стоимости. При росте заработной платы, стоимости сырья, других издержек производства и обращения цены на готовую продукцию или не растут, или темпы их роста ниже темпов роста затрат. Многие предприятия запоздали с модернизацией и неконкурентны. В производстве машин и оборудования две трети составляет промежуточное, в основном импортное, потребление. Поэтому при проведении модернизации Правительство требует вкладывать средства в производство продукции с высокой добавленной стоимостью. О некоторых вопросах экономики предприятий и доходов физических лиц. Рост реальных располагаемых денежных доходов граждан на 21,6% за 4 месяца текущего года увеличил потребительский импорт на 400 млн. долл. США. Экспорт продукции также увеличился, но рост импорта создал дополнительные трудности для белорусских предприятий, производящих товары народного потребления. Недостаток работы Правительства в том, что мы не связали дополнительные доходы граждан с расходами на услуги, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспорте, которые в 2013 г. в объеме порядка 25 трлн. руб. (2,8 млрд. долл. США) финансируются промышленностью и бюджетом. Предприятиям тяжело нести такое дополнительное бремя, конкурировать с зарубежными компаниями, у которых этой нагрузки нет. Следует признать, что система, в которой работает наша экономика, порождает определенные проблемы. В рыночных условиях эффективность работы предприятия обеспечивается ростом или снижением объемов производства. Нам же надо выполнить задания по валовому производству, не допустить при этом роста складских запасов на фоне проблем экспорта и иметь прибыль. Когда существуют проблемы с экспортом, необходимы поставки с рассрочкой платежа. Но при этом растет внешняя дебиторская задолженность, что у нас в стране жестко контролируется, и есть соответствующий спрос. Наши основные конкуренты - предприятия стран ВТО. Вступление в ВТО Казахстана может еще более снизить конкурентоспособность товаров Республики Беларусь и инвестиционную привлекательность страны. Процесс вступления в ВТО - длительный и непростой. Поэтому МИД и Минэкономики поручено с коллегами по ЕЭК, обеспечить подписание соглашений о создании зон свободной торговли между Таможенным союзом и другими странами, интеграционными объединениями, в первую очередь АСЕАН. Формирование интеграционных структур направлено, безусловно, на решение актуальных социально-экономических проблем развития отдельных государств. При этом общим для всех стран мира становится сегодня развитие на основе науки и инновационной деятельности. Постиндустриальный мир движется к новой экономике - экономике, основанной на знаниях. Развитие же науки и инноваций обусловлено особенностями инновационного развития отдельных регионов мира, наличием материально-технической и ресурсной базы, финансовыми возможностями и кадровой политикой. Все эти компоненты инновационной экономики тесно взаимосвязаны. Одновременно следует учитывать в практической деятельности вопросы образования, подготовки кадров высокой квалификации, работу с детьми и молодежью, т.е. то, что формирует новое общество, которое будет способно воспринимать новые знания и технологии. Не случайно, например, российская «Стратегия-2020» в качестве приоритетов предусматривает: деловой климат, международную интеграцию, глобальное технологическое обновление, государственное управление и др. Наукоемкость и выгодные условия ведения бизнеса - факторы привлекательности любой экономики. Именно на них делает ставку Правительство Беларуси, реализуя свою экономическую политику. Всемирный банк поместил Беларусь на 45 место из 146 стран по индексу знаний. Наша страна шестая в мире по количеству заявок на изобретения. Беларусь системно продвигает свои идеи открытых платформ и технологического трансфера в ЕЭП, сконцентрировав усилия на прорывных направлениях, где мы наиболее сильны: биотехнологии, информационные и космические технологии, энергетика, транспорт, лазеры, фармация и тонкая химия. Для развития научно-технической интеграции стран СНГ, в том числе в рамках ЕЭП, имеется объективная основа, включающая наличие и развитие в странах-участницах подсистем научных исследований и производств на основе взаимодополняющей специализации и разделения труда; общую систему институтов, регулирующих межличностные взаимодействия, и отсутствие языковых барьеров; накопленные профессиональные и научные контакты, особенно среди ведущих ученых, возглавляющих научные школы; работающие сети и схемы международного сотрудничества. Воссоздание общего научно-технологического пространства на основе единой стратегии научно-технологической интеграции в целях преодоления кризисных явлений в сфере науки и технологии было объявлено уже несколько лет назад правительствами СНГ. В качестве ключевого инструмента предлагалось использование межгосударственных пилотных программ и проектов инновационного сотрудничества. Приоритеты научно-технической деятельности Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, в целом, совпадают с приоритетами стран ЕС, США и других высоко развитых стран. Вместе с тем понятно, что и в развитие промышленности необходимо вкладывать больше средств, чтобы сохранить статус промышленной страны, устойчиво формирующей треть своего ВВП за счет индустрии. Поэтому в 2012 г. вложено 3 млрд. долл. США и оказана господдержка на 380 млн. долл. В 2013 г. будет также обеспечен рост капитальных вложений. Определяя долгосрочные приоритеты, мы делаем ставку на отрасли и производства новой формации: умные лекарства, в том числе на основе биотехнологий; наноэлектроника и биофотоника - для формирования технологий, основанных на новых физических принципах и эффектах, новых приемниках и излучателях, новой элементной базе; комплексные автоматизированные системы проектирования; новые материалы, пластмассы и полимеры; высокоточная механика и новые энергетические технологии; новые агропромышленные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Для достижения современного уровня технологического развития приоритетных отраслей экономики этим документом предусматривается формирование технологических платформ. Создание и развитие технологических платформ в рамках Евразийского экономического пространства должно обеспечить появление эффективной промышленной, научной и образовательной кооперации внутри ЕврАзЭС. Результатом такой кооперации станет не только появление инновационной продукции и передовых технологических разработок, но и внедрение разработанных инноваций в производство, и получение государствами ЕЭП практической отдачи при их реализации на внутреннем и внешнем рынках. С началом функционирования ЕЭП и создания ЕЭК стал возможен быстрый переход к более глубокой интеграции трех стран и присоединение Беларуси и Казахстана к российским технологическим платформам. Это позволяет перейти к поисковым и прикладным исследованиям и их внедрению в промышленное производство, минуя длительный организационный период. Принципиальный вопрос, который стоит на повестке дня в условиях формирования новых интеграционных объединений, работы в условиях ВТО, - это повышение конкурентоспособности наших товаров и услуг. Регулирование общих рынков факторов производства, недопущение монополизации этих рынков - вторая из имеющихся проблем, тесно связанная с первой. Конечно, мы должны в разумных пределах снижать интенсивность внутренней конкуренции, особенно за ресурсы, и объединять усилия для борьбы с товарами третьих стран, что актуально в условиях присоединения наших государств к ВТО. Сегодня же, например, из-за некоторых несогласованностей в совместных действиях мы уступаем рынок грузовых автомобилей в ЕЭП нашим конкурентам. В то же время мы имеем и примеры успешных совместных действий, когда путем введения сначала временной, а в ближайшей перспективе и постоянной, защитной пошлины на импорт зерноуборочных комбайнов и их модулей удалось отстоять позиции наших производителей. Товары стран ТС и ЕЭП пока имеют определенные конкурентные преимущества на мировом рынке, обусловленные относительно низкими затратами на энергоносители, многие виды сырья и (по сравнению с ЕС и США) заработную плату. Однако по законам глобального мирового рынка цены на факторы производства со временем неизбежно выравниваются. Масштабные программы модернизации производства дадут отдачу только в среднесрочной перспективе. В этих условиях целесообразно, по опыту Евросоюза, рассмотреть вопрос о придании особого статуса товарам и услугам, произведенным на территории ЕЭП, ввести понятие «товар Единого экономического пространства» и критерии его определения для равного доступа к государственным закупкам и тендерам. Такие товары должны пользоваться всеми видами государственной поддержки, не запрещенными правилами ВТО. Кроме того, для данной категории товаров должна осуществляться согласованная политика в области развития экспорта, в том числе в области создания совместных организационно-финансовых инструментов их продвижения в третьи страны. В этом вопросе, думаю, важную роль должны играть Евразийский банк развития и Банк развития Республики Беларусь. Очевидно, статус «сделано в ЕЭП» следует установить сначала только для новых товаров, только выходящих на рынок, производство которых требует на первых порах большей степени защиты. Со временем - а эту задачу надо ставить и решать - он должен превратиться в своеобразный «знак качества». Также принципиален вопрос и о конкуренции между товарами, производимыми «интегрирующимися» государствами. На ее развитие направлен проект Модельного закона о защите конкуренции Единого экономического пространства, который сегодня проходит обсуждение в наших странах. И это правильно - всем хорошо знакомы последствия монополизма как государственного, так и частного. Конкуренция, как известно, - это «двигатель прогресса». Она ориентирует производителя на потребности покупателя и «убивает» неэффективные производства. Однако в отличие от Европы у стран ЕЭП нет столетий и даже десятилетий на формирование конкурентных отраслей и производств путем «естественного отбора». В то же время опыт программноцелевого управления, накопленный Республикой Беларусь, говорит о возможности и необходимости формирования единой промышленной политики ЕЭП. К сожалению, как отмечено выше, пока этот процесс идет по нисходящей. Причина - в разновекторности интересов производителей, в различиях условий ведения бизнеса и структуры экономики наших стран. Сегодня, при реализации подписанных соглашений по Единому экономическому пространству, одним из приоритетов становится ликвидация барьеров в инвестиционной деятельности, свободном движении капитала, создании новых совместных производств. Речь идет о сближении налогового законодательства, унификации технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, требований законодательства по другим направлениям, что традиционно относится к данной сфере. Но мы пока только начинаем двигаться по этому пути. Где-то мы идем быстрее, где-то медленнее, но либерализация торговли уже сегодня закономерно инициировала конкуренцию в области инвестиций. Беларусь открыла свою экономику для иностранных инвесторов и приватизации. Радикально упрощены процедуры регистрации и ведения бизнеса. В рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Беларусь со 115 места из 185 стран в 2008 г. вышла на 58 место в 2012 г. Стратегия Беларуси амбициозна - войти в тридцатку стран-лидеров по благоприятному инвестиционному климату уже в 2015 г. С 1 января 2012 г. у нас один из самых низких в Европе налог на прибыль корпораций - 18%. От налога освобождаются высокотехнологические предприятия и новый бизнес в малых и средних городах. Для инвесторов вводится стимулирующий налоговый пакет. Один из важнейших трендов глобализации - ведущая роль ТНК в мировой торговле, иностранных инвестициях и научно-техническом прогрессе. Мелким игрокам трудно выживать на большом рынке. Привлечение мировых ТНК-лидеров, безусловно, остается важным фактором модернизации и повышения конкурентоспособности экономик наших стран. Очевидные преимущества ТНК - использование эффекта масштаба, внутрифирменных цен, а также обмен промышленными, маркетинговыми и управленческими технологиями, секретами производства, другими нематериальными активами. И главное - квалифицированными трудовыми ресурсами с их компетенциями. Вместе с тем вхождение в ТНК следует осуществлять продуманно, чтобы не быть обреченными на консервацию технологического отставания. Так же у нас имеется существенный потенциал по созданию новых точек роста в таких областях, как информатика, нано-, био- и аэрокосмические технологии. Поэтому, не умаляя значимости присоединения к действующим ТНК, приоритет все же должен быть, отдан крупным российско-белорусско-казахстанским интегрированным структурам. Совместные крупные высокотехнологические корпорации могли бы взять на себя роль «локомотива» в создании новых конкурентоспособных продуктов и развитии научно-инновационной сферы ЕЭП в целом. В западных странах роль такого «локомотива» выполняют частные корпорации (например, Майкрософт). Но все эти ТНК появились благодаря весьма значительным финансовым вливаниям государства в научно-инновационную сферу, созданию для нее законодательных, налоговых, организационных и прочих преференций. Ускорить появление крупных высокотехнологических корпораций может реализация следующих условий: во-первых, значительное повышение наукоемкости ВВП стран ЕЭП; во-вторых, объединение в процессе создания ТНК финансовых, научных, организационных и других ресурсов всех стран интеграционного блока. На начальном этапе создания таких ТНК, когда частные инвесторы занимают выжидательную позицию, эти компании могут иметь вид межгосударственных корпораций инновационного типа, акции которых по мере роста прибыльности будут выкупаться частниками из государств-учредителей. Преференциальные условия для работы инновационных госкорпораций, соответствующие нормам «зеленой корзины» ВТО, частично уже содержатся в белорусском Законе о государственной инновационной политике и инновационной деятельности, частично - в аналогичных российских документах. В ЕЭП следует разработать общую систему стимулирования процессов создания и функционирования совместных инновационных ТНК. Не все проблемы трансформации решены, но мы системно идем по пути развития и совершенствования рыночных институтов. Внедрение принципов и правил ВТО при применении промышленных и сельскохозяйственных субсидий в условиях ЕЭП предполагает разработку и внедрение всеобъемлющей классификации субсидий по уровням специфичности в разрезе отраслей и товарных групп применительно к странам - членам ЕЭП. При этом надо учесть, что простой перенос институтов ВТО в условия ЕЭП мало приемлем. Разработанные, главным образом, в интересах развитых стран, эти правила не предполагают проведения какой-либо целенаправленной промышленной политики, столь необходимой для ускоренного развития стран, недостигших еще высокого уровня доходов на душу населения. Евразийский интеграционный процесс является частью политики экономического развития, включающей активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства. В ноябре 2011 г. президенты Беларуси, Казахстана и России, подписав Декларацию о евразийской экономической интеграции, поставили задачу к 1 января 2015 г. завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз. В дополнение к общему рынку товаров, услуг, капитала и труда такой Союз предполагает формирование общей стратегии развития, которая должна включать проведение общей промышленной, сельскохозяйственной и научно-технической политики. Для этого необходимы совместные программы развития, что, в свою очередь, потребует формирования общего бюджета Союза. Именно за счет дополнения общего рынка единой политикой развития достигается основная часть синергического эффекта интеграции. Объединение рынков дает лишь треть от 15%-го прироста ВВП, ожидаемого в десятилетней перспективе в результате успешной евразийской интеграции. И хотя уже за два года полномасштабной работы ТС был получен почти двукратный прирост взаимной торговли, дальнейший экономический эффект интеграции будет определяться результатами формирования общей политики развития. Для направления процесса евразийской интеграции на решение целей экономического развития необходима единая торгово-экономическая, научно-техническая, энергетическая и транспортная стратегии, единая промышленная и сельскохозяйственная политика. В дальнейшем требуется создание системы стратегического планирования развития ЕЭС, включающей долгосрочные прогнозы, среднесрочные концепции, а также основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и налоговой политики. Беларусь видит как конечную цель - построение полноценного Евразийского экономического союза, включающего не только экономическую составляющую, но и вопросы сотрудничества в военно-технической, социальной и гуманитарной областях, а также в сферах образования, науки, культуры, юстиции и здравоохранения. Самое пристальное внимание должно быть уделено явным вопросам, несовместимым с достижением данной цели. Например, в рамках ЕЭП общий рынок товаров не подкреплен общим рынком услуг грузоперевозок. По примеру Евросоюза, вопросы координации промышленной политики включают многие аспекты, среди которых пока отсутствующие в ЕЭП: выравнивание развития регионов государств-участников, поддержка предпринимательства, создание антикризисных фондов для финансового сектора, общая научно-технологическая политика. В Европейском союзе политика сбалансированного развития на региональном уровне относится к числу приоритетных. В документах ЕЭП, функциях ЕЭК, в проектах документов о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС) вопросы регионального развития должны найти свое отражение. В то же время существует значительное неравенство в региональном развитии государств - участников ЕЭП и СНГ. Поэтому нужно рассматривать вопросы гармонизации регионального развития в качестве приоритетов ЕЭП и ЕЭС, включить эти вопросы в соглашения, формирующие ЕЭП и ЕЭС, определив ответственных за проведение политики сбалансированного регионального развития. Пока не достигнута полная унификация и по отдельным вопросам социальных прав и гарантий: граждане Беларуси на территории России и граждане России на территории Беларуси по-прежнему имеют статус иностранных граждан. Деятельность совместно созданных учреждений в сфере здравоохранения и образования должна регулироваться необходимыми подзаконными нормативными правовыми актами. В настоящее время на решение вопросов ускорения инновационных процессов в ЕЭП и СНГ направлены как отдельные межгосударственные инновационные проекты, так и Межгосударственная программа инновационного сотрудничества стран СНГ на период до 2020 г. Это - ключевые инструменты научно-технической интеграции. Основной целью Межгосударственной программы инновационного сотрудничества стран СНГ является создание интегрированного инновационного пространства, объединяющего научно-технические, производственные и интеллектуальные потенциалы наших стран для создания конкурентоспособного на мировых рынках продукта, инфраструктурной модернизации и совместного решения актуальных задач социальной сферы в интересах всех стран-участниц. Реализация совместных проектов стран СНГ - это устремление в будущее. Именно на это нацелены мероприятия в рамках председательства белорусского государства в СНГ. В формате Содружества каждое государство-участник может выбирать именно те области сотрудничества, которые для него представляют особый интерес. Именно в этом и заключается суть разноуровневой интеграционной модели. Особого внимания заслуживают вопросы электронной коммерции, включая торговую инфраструктуру и технологии. Внедрение общей стратегии и единых стандартов электронного бизнеса, совместимых технологических платформ, позволит нам вырваться вперед в этом важном вопросе. Речь идет о единой логистической системе на базе RFID-технологий, электронных платежах для налоговых и таможенных служб ЕЭП, Интернет-торговле и банкинге. И эти разработки и технологии есть в наших странах. Именно за счет дополнения общего рынка кооперацией субъектов бизнеса и единой политикой развития достигается максимальный эффект нашей интеграции. Ее плодами должны пользоваться все страны тройки. Половинчатые решения и желание получить одностороннюю выгоду вредны. Интеграция должна быть выгодна всем ее участникам, с минимальными, а лучше без таковых, изъятиями из общих правил. Одним из действенных механизмов обеспечения конкурентных преимуществ производителей в условиях свободного перемещения товаров и услуг на рынке ЕЭП выступает интеллектуальная собственность. Глобальной конкурентоспособности наши страны могут достичь только с опорой на интегрированный инновационный потенциал с мощной системой исследований и разработок, сфокусированной на небольшом количестве прорывных направлений. Важными задачами являются: применение единых торговых режимов с третьими странами с выходом на полноценное участие Евразийского экономического союза во Всемирной торговой организации; оформление и обеспечение практического применения понятий «товар Евразийского экономического союза» и «субъект хозяйствования - резидент Евразийского экономического союза», а также единой маркировки и сертификата происхождения товара Евразийского экономического союза. Работу по формированию полноценного общего рынка товаров и услуг на новых принципах необходимо проделать очень быстро, практически в течение одного года - до 1 января 2015 г. Важную роль в этой работе отводится наднациональному органу нашего интеграционного объединения - Евразийской экономической комиссии. В ближайшее время ей будет передана еще одна важная функция - контроль соблюдения единых правил конкуренции. Именно с этого момента в рамках ЕЭП фактически будет введена двухуровневая система противодействия антиконкурентным действиям хозяйствующих субъектов, органов власти сторон. Это поможет выиграть конкуренцию с бизнесом третьих стран. Предприятиям Беларуси, Казахстана и России следует не конкурировать на внешних рынках, а использовать возможность создания на территории ЕЭП крупных транснациональных корпораций, продукция которых сможет успешно конкурировать на внешних рынках. Главная цель, которую мы преследуем, - рост внешней торговли, создание дополнительных условий для привлечения иностранных инвестиций и, в итоге, увеличение ВВП государств - участников нашего будущего Союза. Поэтому общий рынок - питательная среда для промышленной интеграции, крупных бизнес-проектов в машиностроении, микро- и наноэлектронике, IT- и биотехнологиях, других сферах, определяющих лицо глобальной экономики. Учреждая Евразийский экономический союз, мы надеемся на создание условий для роста экономики наших стран на основе объединения рынков с понятными и открытыми правилами для бизнеса. По сути, речь идет о задаче превращения интеграционного процесса в понятный и привлекательный для бизнеса и населения стран-участниц, устойчивый и необратимый межгосударственный проект. Евразийский экономический союз должен стать международной организацией, действующей на основе взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон, соблюдения общепризнанных норм международного права, принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции. [33, с. 4-17]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.013 с.) |