Положение доллара США в национальной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение доллара США в национальной экономике



 

В современных условиях Соединённые Штаты Америки - это локомотив мировой экономики, и их политика в области денежного регулирования и кредита оказывает серьёзное воздействие не только на макроэкономическую обстановку в других странах, но и на мировую экономику. В этой связи такие современные проблемы экономики США, как дефицит бюджета, нестабильность экономического роста, нестабильность курса доллара и появление евро (валюты, способной подорвать позиции доллара в мировой экономике) способствуют развитию негативных процессов, способных отразиться на экономике других стран, в том числе и России.

Начавшийся в США финансовый кризис не только служит угрозой стабильности во внутренней экономике страны, но и является причиной значимых ухудшений в экономике других стран. В связи с этим изучение денежно-кредитного регулирования, мер, предпринимаемых США в целях решения возникших проблем, и того, каким образом политика в этой сфере может отразиться на мировой экономике, становятся особенно актуальными.

Проблемы валютного регулирования обусловливают необходимость дальнейшей разработки теоретических основ денежно-кредитной политики и с учётом того, что американская валюта фактически является второй валютой для проведения расчётов на территориях многих стран, включая Россию.

В данной связи дальнейшая динамика курса доллара США и развитие событий, связанных с финансовым кризисом в США являются теми факторами, которые окажут сильное влияние на состояние мировой экономики в ближайшем будущем. Данные обстоятельства формируют потребность государственных и частных финансовых институтов в использовании более взвешенных подходов к оценке валютных рисков при формировании резервов и осуществлении операций.

Несмотря на то, что текущий уровень процентных ставок призван повысить деловую активность субъектов экономики, имеющий место финансовый кризис фактически ограничивает приток инвестиций в экономику, что значительно затрудняет сглаживание негативных процессов в США.

В свою очередь, как инструмент денежно-кредитной политики минимальные резервы выполняют двойную роль: они служат текущему регулированию уровня ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

При этом в условиях кризиса ликвидности складывается весьма неоднозначная ситуация, связанная с текущими нормами обязательного резервирования коммерческих банков США. С одной стороны, можно говорить о том, они способствовали образованию факторов, приведших к перекредитованности американской экономики, что в частности нашло своё отражение в возникновении ипотечного кризиса. С другой стороны, они позволили уберечь от банкротства ряд коммерческих банков с наибольшей депозитной базой.

Другой механизм резервных требований реализуется посредством применения маржи при приобретении ценных бумаг в качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже и риска финансового кризиса. Однако практика показала, что лишь комплексное применение мер денежно-кредитного регулирования способно успешно противодействовать кризисным факторам в экономике. В этой связи проведённое исследование позволило продемонстрировать неспособность нынешнего руководства ФРС спрогнозировать возникновения сначала жилищного и ипотечного, а затем финансового кризисов, что лишило ФРС возможности минимизировать ущерб для экономики США.

Операции на открытом рынке являются наиболее распространённым инструментом денежно-кредитной политики стран с развитой экономикой, и США не являются исключением. Однако их положение характеризуется тем фактором, что большое количество американских государственных ценных бумаг находится за пределами самих США. Это служит потенциальной угрозой дефолта, в случае если наиболее крупные держатели данных бумаг, такие как Япония и Китай, примут решение об их продаже. Правда, подобное развитие событий представляется весьма маловероятным, поскольку способно серьёзным образом отразится на международных экономических отношениях, в которых США играют ключевую роль.

Особое место в комплексе направлений денежно-кредитной политики США занимает валютная политика, что связано, в первую очередь, с функционированием доллара, как ведущей мировой валюты, несмотря на конкуренцию со стороны евро.

Доллар занимает лидирующее место как валюты и цены платежа в международных торговых и финансовых операциях, хотя его доля имеет тенденцию к снижению, что напрямую связано с появлением конкурирующих валют, в первую очередь, евро, а также нестабильностью курса американской валюты в последние несколько лет.

ВВП США в целом по итогам 2009 года снизился, по данным МВФ на 2,5% (по сравнению с ростом 0,4% в 2008 г.). Начиная с IV квартала 2007 г. непрерывно сокращалось валовое накопление в частном секторе американской экономики, включая вложения в основной капитал.

Под влиянием экономического спада и масштабного вливания бюджетных средств для поддержки экономики страны, в том числе банковского сектора, дефицит федерального бюджета составил в 2009 г., по оценкам Бюро экономического анализа США, около 1,5 трлн. дол. (более 10% ВВП) по сравнению с 816 млрд. дол. в 2008 году. Общий размер госдолга США вырос в 2009 году превысил 12 трлн. дол. (приблизился к 100% размера годового ВВП). В 2009 году в США наблюдалась дефляция на уровне - 0,4% (по сравнению с ростом цен на 3,8% в 2008 г.). Уровень безработицы в США, по данным МВФ, составил на конец 2009 г. 9,3% (5,8% в 2008 году). Отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса, несмотря на возросшую конкурентоспособность американского экспорта под влиянием снижения курса доллара, составило в 2009 г. 2,9% ВВП (- 4,9% ВВП в 2008 г.).

Предпринятые властями США беспрецедентные меры по поддержке финансово-банковского сектора и стимулированию экономики способствовали оживлению деловой конъюнктуры в стране и смене тенденции к падению ВВП на его рост. В IV квартале 2009 г. рост ВВП достиг 5,3% (вместо прогнозировавшихся 4,7%). Прогноз МВФ по ВВП США на 2010 год - рост на 1,5%.

Макроэкономическая ситуация в США в условиях мирового финансово-экономического кризиса остается примерно одинаково неустойчивой. В то же время более широкие возможности США манипулировать инструментами монетарной и финансовой политики (налоги, процентные ставки и курс доллара США) позволяют американской экономике легче адаптироваться к шоковым воздействиям, чем европейской. Об этом свидетельствуют, в частности меньший провал в падении ВВП в 2009 году (2,5% в США и 4,0% в зоне евро) и более ранний выход из стадии рецессии американской экономики по сравнению с европейской. Введение евро лишило страны-члены ЭВС самостоятельно управлять такими инструментами макроэкономического регулирования, как ставка рефинансирования и валютный курс. В распоряжении стран зоны евро остается лишь самостоятельная налоговая политика. Кроме того, в отличие от США, в Евросоюзе традиционно весьма слаба эффективность таких амортизаторов шоковых воздействий на макроэкономическую устойчивость, как мобильность трудовых ресурсов и бюджетные трансферты.

Все эти факторы во многом объясняют менее глубокий провал в падении объема ВВП в США (-2,5%) по сравнению с зоной евро (-4,0%) и более ранний выход из стадии рецессии американской экономики, чем европейской.

Кроме того, в США наблюдается меньший уровень безработицы (9,3%), чем в ЭВС (9,9%). В то же время бюджетный дефицит в зоне евро в среднем ниже (-6,8% ВВП), чем в США (-10% ВВП). В то же время в ряде стран зоны евро (Греция, Испания) бюджетный дефицит составляет около 12%.

Поэтому не случайно, что в связи с возросшей макроэкономической нестабильностью в зоне евро и узостью инструментария макроэкономического регулирования в ЕС в докладе Европейской комиссии, опубликованном в начале 2010 года, содержится рекомендация девальвировать евро для спасения проблемных стран как минимум на 15-20%. Иначе нарастающие дисбалансы в европейской экономике могут поставить под угрозу сам факт существования ЭВС.

Тенденция последнего месяца по снижению курса евро подтверждает некоторое движение в этом направлении, хотя оно связано не с политикой денежных властей ЭВС, а прежде всего, с ухудшением ситуации в проблемных странах зоны евро.

Особенности монетарной в двух регионах, которые непосредственно влияют на положение доллара и евро, обусловлены следующими факторами:

а) целями денежно-кредитной политики. В ЕЦБ - приоритет поддержания ценовой устойчивости в зоне евро с использованием количественных ориентиров ДКП (1.85-2,00% в год); в ФРС - приоритет поддержания стабильных темпов экономического роста и низкого уровня безработицы, наряду с обеспечением ценовой стабильности;

б) различиями в структуре финансово-банковских секторов в США и зоне евро и отношением денежных властей двух регионов к их поддержке. Если в странах ЭВС главенствующую роль в инвестировании экономики играют банки (кредиты частному сектору в зоне евро составляют 145% ВВП по сравнению с 63% ВВП в США), то в США доминирующая роль в инвестициях принадлежит рынку акций и облигаций. Денежные власти Евросоюза постоянно подчеркивает связь поддержки банковского сектора с приоритетной целью обеспечения ценовой стабильности. Как считает генеральный управляющий Банка Франции К. Нуайе, политика ЕЦБ в условиях кризиса должна быть направлена на поддержку банковского сектора, но без ущерба для достижения стратегической цели - обеспечения стабильности цен. Политика же ФРС, как показывает практика 2007-2009 годов, во главу угла ставит цель приоритетного обеспечения ликвидности финансового сектора и поддержку его главных участников - инвестиционные и страховые институты, независимо от последствий для устойчивости доллара США.

в) различиями в положении доллара США как ведущей мировой валюты и евро как второй по значимости и соответственно ведомой мировой валюты. Курсы обеих валют являются свободно плавающими, и из этого следует, что, во-первых, их динамика является разнонаправленной, учитывая примерно равный вес экономик двух регионов и, во-вторых, курс евро, как правило, определяется динамикой курса доллара США, а не наоборот. Конечно же, на положение евро, как показывают события конца 2009 г.-начала 2010 г. влияет также ситуация в самой зоне евро, а именно бюджетные кризисы в ряде стран ЭВС (с ноября 2009 г. по начало февраля с.г. курса евро доллара снизился с 1,50 дол./евро до 1,37 дол./евро). В целом, учитывая хронический и постоянно растущий двойной дефицит в США (объективный фактор) и сознательную политику ФРС в условиях кризиса (субъективный фактор) по поддержанию заниженных процентных ставок, курс доллара на протяжении практически всего 2009 года (до ноября 2009 г.) падал, обеспечивая рост внешнего спроса на американский экспорт, прежде всего, в зону евро.

Учитывая слабость фундаментальных макроэкономических показателей в США и резко возросшую потребность в дополнительной ликвидности для поддержки финансово-банковского сектора ФРС с самого начала ипотечного кризиса в стране стала проводить агрессивную политику по снижению базовой процентной ставки - ориентира по федеральным фондам. С осени 2007 г. по декабрь 2008 г. базовая ставка ФРС снижалась восемь раз - с 4,5% до 0-0,25% годовых. Это позволило повысить ликвидность в финансовом секторе страны, оживить со второй половины 2009 г. экономический спрос при том, что с начала 2009 года в стране наблюдается дефляция.

Важно отметить, что процентная политика денежных властей США проводится без сколь-либо значимого учета ее влияния на валютный курс доллара США. Этим в значительной степени обеспокоены практически все регионы миры, учитывая роль доллара как глобальной валюты. Более того, денежно-кредитная политика ФРС сознательно ориентирована на слабый доллар, позволяющий надеяться денежным властям на более быстрый выход экономики страны из рецессии, чем другие развитые страны.

Учитывая традиционную политику денежных властей так называемого «благожелательного пренебрежения» по отношению к курсу доллара США европейцы и японцы, обеспокоенные его, в том числе, искусственным сознательным занижением, были вынуждены предложить ФРС поддержку курса доллара в условиях кризиса через операции «валютный своп». В декабре 2007 г. ЕЦБ, ФРС и Банк Японии заключили соглашения своп, чтобы иметь возможность предоставлять национальным банкам, прежде всего ФРС США ликвидность в долларах и других валютах, полученных в обмен на национальную валюту. На середину декабря 2008 г. общий объем операций своп, представленных в активной части баланса ФРС, составил почти 600 млрд. дол., или 25% его общих активов Около 50% этой суммы, (или 200 млрд. евро), отражено в пассиве баланса ЕЦБ, а 20% (11 трлн иен) - в пассиве баланса Банка Японии.

Качественное ухудшение денежно-кредитной политики в условиях кризиса во многом обусловлено трансформацией его роли - из регулятора в активного участника финансового рынка, поскольку финансовый рынок, в отличие от зоны евро, играет определяющую роль как источник финансирования предприятий. Скупка ФРС обесценившихся активов банков, ипотечных компаний и поддержка страховых компаний привела к значительному ухудшению качества активной части баланса ФРС.

В этих условиях на качество на качество денежно-кредитной политики ФРС влияет также то, что ее действия становятся все более зависимыми от Администрации и Минфина США. Осенью 2008 г. администрация президента США Б. Обамы предложила внести в Закон о ФРС поправку, согласно которой предоставление чрезвычайных кредитов потребует письменного разрешения министра финансов. Это несомненно значительно расширит полномочия последнего в контроле за политикой ФРС в области ликвидности даже при наличии у заемщиков адекватного обеспечения.

Вмешательство президента Б. Обамы в деятельность регулятора связано также с высказанной им в начале 2010 года инициативой исключить инвестиционные подразделения из структуры американских коммерческих банков с тем, чтобы уменьшить риски и масштабы спекулятивных операций на финансовом рынке страны. Предполагается, в частности, ввести в действие так называемое «правило Волкера» (одного из авторов законопроекта об ограничении биржевой деятельности банков), означающее на практике требование к банкам ликвидировать подразделения по инвестированию на финансовых рынках. Негативная реакция американского финансового рынка на эту инициативу президента США была предсказуема и обусловлена тем, что банки наибольшую часть прибыли получают именно от биржевых сделок, а не от кредитования и обслуживания клиентов.

В конце 2007 г. в США созданы и запущены в действие новые механизмы предоставления ФРС ликвидности финансовому рынку, большинство которых касались новых реципиентов не только из числа банков, но и инвестиционных, ипотечных и страховых компаний (AIG).

В 2008 г. ФРС во избежание краха системообразующих учреждений выделила срочную денежную помощь банку JP Morgan Chase для покупки банка Bear Stearns и кредит в 85 млрд. дол. сроком на два года страховой компании AIG. Также ФРС вкупе с министерством финансов и Федеральной корпорацией страхования депозитов предоставила гарантии по убыткам по пулам токсичных активов Citigroup и Bank of America в 424 млрд. дол. ФРС активно выкупает обеспеченные ипотекой облигации, выпуск которых был организован ипотечными агентствами Fannie Mae и Freddie Mac, а также собственных долговых обязательств этих агентств. В результате ухудшения финансового состояния этих агентств запланированные объемы покупки с марта 2009 года были увеличены соответственно с 500 млрд. дол. до 1,25 трлн. дол. и со 100 млрд. дол. до 200 млрд. дол. Эти программы будут действовать, по крайней мере, до конца I квартала 2010 года.

Следствием реализации этих мер стало их неблагоприятное воздействие на раздувание размера и самое главное на структуру баланса. В период с конца 2006 г. по июнь 2009 г. совокупные активы ФРС увеличились - с 852 млрд. дол. до 2 трлн. дол. (или на 235%). Ухудшилось обеспечение этих активов: только 29% от их общей суммы составляют надежные казначейские ценные бумаги по сравнению с 91% в 2006 г. В результате не только увеличиваются риски регулятора, но и ставится под сомнение независимость центрального банка и его способность в условиях уменьшения доли казначейских ценных бумаг проводить эффективную денежно-кредитную политику.

В данной связи можно выделить следующие факторы, приводящие к снижению курса доллара относительно большинства валют: дефицит счёта текущих операций (это служит причиной, обусловливающей необходимость стимулирования экспорта, что возможно при низком курсе доллара); дисбаланс бюджета (дефицит бюджета повышает риск дальнейшего роста правительственного долга, что может привести к росту процентных ставок); политика по снижению курса доллара (отсутствие поддержки доллара со стороны ФРС сказывается на восприятии американской валюты всеми субъектами мировой экономики); реальные процентные ставки (допуская подорожание евро, ЕЦБ поддерживал уровень процентных ставок, способствующий обесценению доллару в последние несколько лет); снижение притока иностранного капитала (это является свидетельством поиска альтернативных способов инвестирования средств, а, следовательно, возможна продажа американских активов в собственности иностранных инвесторов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.019 с.)