Наблюдение за деятельностью и поведением ребёнка в естественных условиях и при проведение экспериментального исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение за деятельностью и поведением ребёнка в естественных условиях и при проведение экспериментального исследования.



На протяжении всего обследования фиксируется внимание на реакции ребёнка на ситуацию обследования:

· интерес к педагогическим заданиям,

· устойчивость и целенаправленность интересов и действий,

· осмысленность работы,

· правильность оценки результатов своих действий.

Наблюдение за игрой.

 Оценивается:

• проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);

• выбор игрушек (отбор тематический или случайный, с целью набора игрушек побольше, безотносительно к их назначению);

• адекватность использования игрушек, неадекватное использование (рвут, ломают, берут в рот), нелепые действия с предметами (не диктуемые логикой игры или качеством предмета);

• возможность организации и уровень самостоятельной игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

• поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослых).

Наблюдение за поведением и общением детей в группе.

Цель: определить форму общения со взрослыми и со сверстниками и тип поведения.

Схема анализа протоколов наблюдения:

I.    Общение со взрослым.

1. Как часто обращается к взрослому, по какому поводу.

2. Называет ли взрослого по имени, отчеству, может ли спокойно выразить своё желание, просьбу, употребляет ли вежливые слова, какие, в каких ситуациях.

3. Как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, на положительную оценку.

4. Как реагирует на просьбы и требования взрослого, как относится к его поручениям.

5. Выполняет ли правила поведения.

II.    Общение со сверстниками.

1. Называет ли сверстника по имени, умеет ли обращаться вежливо, спокойно.

2. Старается ли помочь сверстнику, умеет ли не мешать ему во время выполнения деятельности, считается ли с его мнением, как часто общается со сверстниками, в каких ситуациях, широта крута общения.

4. Содержание общения со сверстниками.

5. Как часто и по какой причине возникают конфликты, как ребёнок их разрешает. Как ведёт себя в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерётся, обзывается, обращается за помощью взрослого и т.д.

6. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные, равнодушные, скрыто негативные, открыто негативные, избирательные.

В ходе наблюдения фиксировать любые проявления детей по списку категорий, на основе наиболее часто встречающихся проявлений определить тип поведения, руководствуясь схемой:

Тип поведения Действие Речь
1.Асоциальное Отворачивается Убегает Защищается Хнычет Плачет Кричит о помощи
Антисоциальное Разрушает Отнимает  Гонится Бьет Угрожает Требует Дразнит Ругает
Пассивно социальное Присоединяется Приветствует Старается овладеть Беседует Приветствует Просит
Активно социальное   Предлагает Ласкает Показывает Помогает Исправляет Берёт инициативу Инсценирует Информирует Советует Критикует Призывает               к сотрудничеству

Наблюдение за ребёнком на занятии.

Цель: определение способностей ребёнка к обучению, особенностей развитиям познавательных процессов.

Схема анализа протоколов:

1. Эмоциональное отношение к заданию и результатам деятельности

а) устойчивый интерес к заданию, положительное эмоциональное отношение к работе над ним, осмысленное стремление к результату Ь) интерес к заданию неустойчив, довольствуется любым результатом с) не проявляет большого интереса к заданию, деятельность не  вызывает положительного эмоционального отношения.

2. Уровень понимания задачи и регуляции деятельности - степень полноты принятия задачи, ориентировка на условия задачи, качество самоконтроля и оценка деятельности:

а) желание понять и выполнить   задания правильно, умение на нем сосредоточиться, адекватная оценка результата Ь) не удерживает задание в полном объёме до конца занятия, часто отвлекается, деятельность затягивается во времени, использует нерациональные приёмы выполнения, требует неоднократного повторения, уточнения с) нет стремления выполнить задание, оценка результата завышена, акцентирует внимание на несущественных признаках

3. Особенности познавательной деятельности: запас знаний об окружающем, умение их использовать. Развитие познавательных процессов:

- активность восприятия

- сосредоточенность в процессе деятельности

- устойчивость познавательных процессов

- интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

- преобладающий тип мышления

 

Приложение 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.006 с.)