Кафедра педагогики и психологии детства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра педагогики и психологии детства



Учебный год

Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Студентов III курса заочного отделения

По направлению: 44.03.01 Педагогическое образование.

Профиль: Дошкольное образование

Семестр: 5

Продолжительность: 2 недели

1. Цели и задачи практики:

Цели практики:

расширение и закрепление теоретических знаний студентов в области общей и детской психологии, а также методологии и методики психолого-педагогических исследований;

совершенствование диагностических умений студентов по оценке психического развития детей.

Задачи практики:

уточнение представлений бакалавров о деятельности педагога- психолога;

развитие представлений студентов о методах и методиках оценки особенностей развития дошкольников;

расширение и конкретизация теоретических знаний о возрастных закономерностях психического развития детей;

развитие умений планировать исследование по актуальным проблемам детской психологии, анализировать эмпирические данные, обобщать и интерпретировать их.

Учебная практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений. Студенты закрепляются за педагогом – психологом.

Содержание практики:

· Установочная конференция в вузе.

· Знакомство с базой практики: экскурсия по учреждению, беседа с администрацией и специалистами.

· Составление перспективного плана работы с указанием конкретного содержания деятельности на каждый день, целей каждого вида деятельности. План работы заверяется у педагога-психолога.

· Беседа с педагогом-психологом.

· Изучение документации педагога-психолога.

· Определение темы исследования в соответствии с запросом специалиста или самостоятельно (может быть связана с темой курсового исследования) для дальнейшей работы с 2 детьми; это могут быть дети тревожные, агрессивные, гиперактивные, с низкой или высокой самооценкой, непринятые в группе;

·  Проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Обоснование актуальности выбранной темы, формулирование цели исследования.

· Выбор методов исследования (подобрать 4 – 5 методик в соответствии с темой исследования). Оформление диагностического альбома со стимульным материалом и бланками фиксации результатов по проблеме исследования.

· Сбор первичных данных об особенностях психического развития 2 выбранных детей с помощью анализа документации (медицинская карта, характеристики на ребенка и др.), анализа продуктов деятельности, бесед с воспитателями, специалистами, родителями (по возможности).

· Проведение наблюдений за 2 детьми в разных видах деятельности в 1 и 2 половину дня (свободная деятельность, игровая деятельность, образовательная деятельность, режимные моменты). Оформление протоколов наблюдения с указанием даты и времени, цели наблюдения, речи и действий наблюдаемого ребенка и других лиц, анализа и выводов по результатам наблюдения (не менее 4 протоколов), беседы/анкетирования с их родителями и специалистами по проблеме исследования.

· Проведение обследования 2 детей согласно разработанному диагностическому альбому по проблеме исследования. Оформление протоколов. Все бланки методик и работы ребенка прилагаются к протоколам.

· Качественный и количественный анализ результатов исследования детей.

· Составление заключения по проблеме исследования.

· Разработка психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации педагогического взаимодействия с детьми на основе выявленных индивидуальных и возрастных особенностей.

· Изготовление пособия для педагогов группы, или оформление информационного стенда для родителей, или разработка конспекта консультации для родителей или для педагогов по теме исследования.

· Оформление документации.

· Итоговая конференция в вузе, сдача документации по практике.

Отчетная документация:

1. Диагностический альбом со стимульным материалом и бланками фиксации результатов по проблеме исследования.

2. Программа проведения исследования (1. Титульный лист с указанием темы исследования; 2. Актуальность исследования, адресат, описание запроса, цель исследования (1 – 2 страницы); 3. перечень и обоснование методов и методик исследования, 4. анализ и интерпретация данных, выводы по результатам обследования детей, 5. заключение по проблеме исследования, 6. рекомендации по оптимизации педагогического взаимодействия с детьми на основе выявленных индивидуальных и возрастных особенностей, 7. Конспект мероприятия для родителей или педагогов или описание изготовленного пособия; 8. Список литературы; 9. Протоколы обследования, работы ребенка).

3. Отчет о прохождении практики, выполненный на отдельных листах.

4. Справка из учреждения, на базе которого студент проходил практику, заверенная заведующим ОУ, руководителем практики и печатью.

По итогам учебной практики студенты получают дифференцированный зачет.

Руководитель: Стельмах Юлия Борисовна, 89114075645, juliastel@yandex.ru

Основная литература:

  1. Веракса А., Гуторова М. Практический психолог в детском саду. Для занятий с детьми 3 -7 лет. – М.: Мозаика- Синтез, 2017. – 144 с.
  2. Майборода, Т.А. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебное пособие / Т.А. Майборода; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 102 с.
  3. Николаев, Н. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка (5 – 7 лет) / Н. Николаев – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 64 с.
  4. Психодиагностика ребенка: учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. —М.: ИНФРА-М, 2018. —400 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста. Монография. – М.: АРКТИ, 2016. – 560 с.
  6. Стельмах Ю. Б. Теория и практика проведения психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста (с учетом требований ФГОС). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Белобрыкина, О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 320 с. (Рекомендовано редакционно-издательским советом общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество для психологов, школьных педагогов, воспитателей детских садов)
  2. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
  4. Дилео, Джон Детский рисунок: Диагностика и интерпретация; Пер. с англ. Е. Фатюшиной / Джон Дилео – Москва: Апрель Пресс, Психотерапия, 2009. – 256 с.
  5. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.: ВЛАДОС, 2008.
  6. Калинина, Р. Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 144 с.
  7. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480о: ил.
  8. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – Спб.: Речь,2006. – 198 с.
  9. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов – Москва: Просвещение: Владос, 2001. – 508 с.
  10. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреж­дений. — М.: Генезис, 2011. — 80с.
  11. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста. Психолого- педагогическая характеристика: Методическое пособие/Сост.:И.Л. Гольдфельд, В.Н. Колесников, Л.К.Минакова.- Петрозаводск, 2007.
  12. Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие./ Ред. – сост. Г. В. Бурменская. – М.: УМК «Психология, 2003. – 352 с.
  13. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)./ Автор-сост. Е. В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 297 с.
  14. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  15. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты / Под ред. А. А. Реана – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
  16. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  17. Стребелева Е. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста (с приложением). – М.: Просвещение, 2004.
  18. Урунтаева Г.Л.,Афонькина Ю.Л. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. – 304 с.
  19. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т. В. Чередникова – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 304 с.
  20. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
  21. Детская практическая психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. – Москва: Гардарики, 2004. – 225 с.
  22. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.006 с.)