Институт педагогики и психологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт педагогики и психологии



Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии детства

Учебный год

Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Студентов III курса заочного отделения

По направлению: 44.03.01 Педагогическое образование.

Профиль: Дошкольное образование

Семестр: 5

Продолжительность: 2 недели

1. Цели и задачи практики:

Цели практики:

расширение и закрепление теоретических знаний студентов в области общей и детской психологии, а также методологии и методики психолого-педагогических исследований;

совершенствование диагностических умений студентов по оценке психического развития детей.

Задачи практики:

уточнение представлений бакалавров о деятельности педагога- психолога;

развитие представлений студентов о методах и методиках оценки особенностей развития дошкольников;

расширение и конкретизация теоретических знаний о возрастных закономерностях психического развития детей;

развитие умений планировать исследование по актуальным проблемам детской психологии, анализировать эмпирические данные, обобщать и интерпретировать их.

Учебная практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений. Студенты закрепляются за педагогом – психологом.

Содержание практики:

· Установочная конференция в вузе.

· Знакомство с базой практики: экскурсия по учреждению, беседа с администрацией и специалистами.

· Составление перспективного плана работы с указанием конкретного содержания деятельности на каждый день, целей каждого вида деятельности. План работы заверяется у педагога-психолога.

· Беседа с педагогом-психологом.

· Изучение документации педагога-психолога.

· Определение темы исследования в соответствии с запросом специалиста или самостоятельно (может быть связана с темой курсового исследования) для дальнейшей работы с 2 детьми; это могут быть дети тревожные, агрессивные, гиперактивные, с низкой или высокой самооценкой, непринятые в группе;

·  Проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Обоснование актуальности выбранной темы, формулирование цели исследования.

· Выбор методов исследования (подобрать 4 – 5 методик в соответствии с темой исследования). Оформление диагностического альбома со стимульным материалом и бланками фиксации результатов по проблеме исследования.

· Сбор первичных данных об особенностях психического развития 2 выбранных детей с помощью анализа документации (медицинская карта, характеристики на ребенка и др.), анализа продуктов деятельности, бесед с воспитателями, специалистами, родителями (по возможности).

· Проведение наблюдений за 2 детьми в разных видах деятельности в 1 и 2 половину дня (свободная деятельность, игровая деятельность, образовательная деятельность, режимные моменты). Оформление протоколов наблюдения с указанием даты и времени, цели наблюдения, речи и действий наблюдаемого ребенка и других лиц, анализа и выводов по результатам наблюдения (не менее 4 протоколов), беседы/анкетирования с их родителями и специалистами по проблеме исследования.

· Проведение обследования 2 детей согласно разработанному диагностическому альбому по проблеме исследования. Оформление протоколов. Все бланки методик и работы ребенка прилагаются к протоколам.

· Качественный и количественный анализ результатов исследования детей.

· Составление заключения по проблеме исследования.

· Разработка психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации педагогического взаимодействия с детьми на основе выявленных индивидуальных и возрастных особенностей.

· Изготовление пособия для педагогов группы, или оформление информационного стенда для родителей, или разработка конспекта консультации для родителей или для педагогов по теме исследования.

· Оформление документации.

· Итоговая конференция в вузе, сдача документации по практике.

Отчетная документация:

1. Диагностический альбом со стимульным материалом и бланками фиксации результатов по проблеме исследования.

2. Программа проведения исследования (1. Титульный лист с указанием темы исследования; 2. Актуальность исследования, адресат, описание запроса, цель исследования (1 – 2 страницы); 3. перечень и обоснование методов и методик исследования, 4. анализ и интерпретация данных, выводы по результатам обследования детей, 5. заключение по проблеме исследования, 6. рекомендации по оптимизации педагогического взаимодействия с детьми на основе выявленных индивидуальных и возрастных особенностей, 7. Конспект мероприятия для родителей или педагогов или описание изготовленного пособия; 8. Список литературы; 9. Протоколы обследования, работы ребенка).

3. Отчет о прохождении практики, выполненный на отдельных листах.

4. Справка из учреждения, на базе которого студент проходил практику, заверенная заведующим ОУ, руководителем практики и печатью.

По итогам учебной практики студенты получают дифференцированный зачет.

Руководитель: Стельмах Юлия Борисовна, 89114075645, juliastel@yandex.ru

Основная литература:

  1. Веракса А., Гуторова М. Практический психолог в детском саду. Для занятий с детьми 3 -7 лет. – М.: Мозаика- Синтез, 2017. – 144 с.
  2. Майборода, Т.А. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебное пособие / Т.А. Майборода; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 102 с.
  3. Николаев, Н. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка (5 – 7 лет) / Н. Николаев – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 64 с.
  4. Психодиагностика ребенка: учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. —М.: ИНФРА-М, 2018. —400 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста. Монография. – М.: АРКТИ, 2016. – 560 с.
  6. Стельмах Ю. Б. Теория и практика проведения психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста (с учетом требований ФГОС). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Белобрыкина, О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 320 с. (Рекомендовано редакционно-издательским советом общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество для психологов, школьных педагогов, воспитателей детских садов)
  2. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
  4. Дилео, Джон Детский рисунок: Диагностика и интерпретация; Пер. с англ. Е. Фатюшиной / Джон Дилео – Москва: Апрель Пресс, Психотерапия, 2009. – 256 с.
  5. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.: ВЛАДОС, 2008.
  6. Калинина, Р. Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 144 с.
  7. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480о: ил.
  8. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – Спб.: Речь,2006. – 198 с.
  9. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов – Москва: Просвещение: Владос, 2001. – 508 с.
  10. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреж­дений. — М.: Генезис, 2011. — 80с.
  11. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста. Психолого- педагогическая характеристика: Методическое пособие/Сост.:И.Л. Гольдфельд, В.Н. Колесников, Л.К.Минакова.- Петрозаводск, 2007.
  12. Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие./ Ред. – сост. Г. В. Бурменская. – М.: УМК «Психология, 2003. – 352 с.
  13. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)./ Автор-сост. Е. В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 297 с.
  14. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  15. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты / Под ред. А. А. Реана – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
  16. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  17. Стребелева Е. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста (с приложением). – М.: Просвещение, 2004.
  18. Урунтаева Г.Л.,Афонькина Ю.Л. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. – 304 с.
  19. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т. В. Чередникова – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 304 с.
  20. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
  21. Детская практическая психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. – Москва: Гардарики, 2004. – 225 с.
  22. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

 

Петрозаводск 2020 г.

Приложение 1.

Схема истории развития ребенка.

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях.

2. Особенности перинатального периода. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения.

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования. Случаи госпитализации, диспансерный учет. Особенности сна и питания с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок с момента рождения. Опреде­ление ребенка в ясли, сад и другие детские учреждения.

5. Развитие в младенчестве и в раннем возрасте. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Ак­тивность в освоении окружающего, отношение к близким и незнако­мым людям. Овладение предметными действиями. Формирование навыков самообслуживания, опрятности. Проявление самостоятельности, настойчивости. Трудности в поведении ребенка. Любимые за­нятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками, чле­нами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок кружки, студии, секции, специальные занятия? Как прово­дит досуг? Раннее появление способностей к музыке, рисованию, танцам и т.д. Проявляет ли ребенок инициативу? В чем отмечаются страхи или какие-либо другие нежелательные явления?

7. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Рекомендуемая схема ведения протокола обследования.

Протокол №…

Дата и время проведения методики (фиксируется время начала и окончания выполнения ребенком заданий):

Испытуемый: ИМЯ, возраст

Исследователь:

Название методики

Цель методики:

Речь и действия исследователя Речь и действия ребенка Эмоциональные реакции ребенка Примечания
Инструкция:      

В протоколе фиксируются дословно все высказывания ребенка, ответы и действия исследователя, любые действия и эмоциональные реакции ребенка во время выполнения задания, даже если они кажутся вам неважными.

Анализ (качественный и количественный).

Вывод:

 

Приложение 8. Схема наблюдения за деятельностью ребенка    

 

1. Внешний вид. - особенности физического сложения ребенка; - состояние здоровья; - особенности мимики. 2. Установление контакта со взрослым и отношение ребенка к обследованию. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь вступать в контакт с незнакомыми взрослыми. Мимика: 6 типов эмоционального отношения со взрос­лыми. 1. Интимно-личностное отношение. 2. Активно-положительное отношение. 3. Спокойно-положительное отношение. 4. Пассивно-положительное отношение. 5. Конфликтное (амбивалентное). 6. Равнодушное. Отрицательное отношение ко взрослым у тревожных и заторможенных детей. Чувство дистанции ребенка. Понижение: фамильярное отношение к взрослым (ЗПР, психопатоподобное развитие, отсутствие воспитания). Повышение: робость, взрослый как стоящий на пьедестале (как тревожность, авторитарная среда). Проявление коммуникационной инициативы по отно­шению ко взрослым, задает вопрос по собственному жела­нию. Отсутствие тревожности или не сформированности полноценного общения, позитивного образа себя. Доминирующее содержание контакта. Что ребенка интересует в ситуации обследования. 3. Особенности внимания и организованности поведе­ния ребенка. - Устойчивость внимания. - Переключаемость внимания. - Организованность деятельности. - Самоконтроль. 4. Работоспособность. Общая продуктивность деятельности и то, что ей меша­ет (утомляемость: быстрое понижение результатов, особен­но в однотипичных заданиях). 5. Особенности мотивации. - Степень мотивации и ее содержание. - Степень вовлеченности ребенка в работу. Типы мотивов: · общение; · игровые; · познавательные; · мотивы достижения. 6. Оценка ребенком своих результатов. Выяснить, хорошо ли ребенок выполнил задание, дово­лен ли — выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оцен­ки? - Реакция на одобрение. - Реакция на замечание. - Реакция на трудности. - Реакция капитуляции. - Реакция мобилизации. 7. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон. - Отдельные эмоциональные реакции (от эйфории {не-мотивировано настроение}, дисфория.) - Эмоциональная лабильность (астения, инфантильность). - Тревожность (высокая, средняя, низкая.) 8. Динамические характеристики. - Общий темп работы. Срочная скорость выполнения задания — высокий темп (подвижный тип ЦНС). - Неравномерность. - Медлительность. Импульсивные реакции — стремление делать до выс­лушивания инструкции. 9. Обучаемость. - Принятие помощи ребенком. - Самостоятельное использование предложений по­мощи. 4 основных этапа помощи: оказание сначала минимальной помощи — в случае не­удачи — более развернутой. а) стимулирующая (эмоционально-регулирующая) помощь, поддержка ребенка, особенно для обидчивых и ранимых детей; б) направляющая помощь (организация выполнения задания) — для импульсивных, слабо пассивных детей; в) организующая помощь — четкая помощь в планировании выполнения задания, контроль за выполнением шагов — за психологом; г) развернутая - полный показ способа, совместное выполнение. 10. Особенности речевого развития. - Правильность (фонетич.) речи — фиксировать (звукопроизношение). - К началу школьного обучения все звуки должны быть поставлены. - Фиксировать правильность употребления, согласо­вания слов, наличие аграмматизмов. - Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка. - Фиксировать словарный запас (богат, беден, вы­чурность). - Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока. - Легкость и точность выражения мыслей или затруд­нения в речи (заикание). 11. Особенности развития моторики. - Тонкая моторика (по результатам рисования, конст­руктивных проб). - Макромоторика (устойчивость походки, координация, ловкость движений). 12. Другие особенности. - Могут быть клинические проявления - консультация с врачом. - Дурные привычки (кусание ногтей, сосание паль­цев, мастурбация).

Приложение 9.

                                Схема психологического заключения.

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Посещаемость на момент обследования образовательного учреждения. Адрес, состав семьи. Краткие сведения о родителях, их возраст, род занятий.

3. Причина обследования. Краткая запись жалоб или основание запроса.

4. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным.

5. Краткое содержание обследования

6. Диагностическое заключение. Включает общую оценку психического развития с точки зрения соответствия возрастной норме и особенностей индивидуального развития.

7. Анализ причин установленных трудностей или нарушений.

8. Построение прогноза развития (условно-вариативный, ближайший).

9. Рекомендации. Советы по воспитанию, обучению. Предложения по коррекционной работе.

Дата написания заключения. Подпись психолога.                                                                    Данные, полученные при обследовании, не должны распространять­ся, чтобы не навредить ребенку. Это одно из основных требований профессиональной этики.

 

 

Приложение 10.

Приложение 11.

Беседа со специалистами учреждения (психолог).

Цель: ознакомление со спецификой деятельности специалиста.

Вопросы для беседы:

  • ФИО, должность, образование, стаж;
  • Функциональные обязанности;
  • Контингент детей группы, их особенности;
  • Задачи и направления деятельности, специфика их планирования;
  • Характеристика программ (типовые и индивидуальные);
  • Сотрудничество с педагогами, семьей, администрацией;
  • Результативность работы.

Приложение 12.

Вопросы для анализа документации специалиста.

  • Виды документации, их взаимосвязь и целесообразность.
  • Целевое назначение каждого вида документа.
  • Структура документов (схема).
  • Опорные документы, типовые программы.
  • Преемственность программного содержания типовых программ развития детей с ОВЗ.
  • Каким образом отражаются типовые нормативные документы и их положения в планировании профессиональной деятельности?
  • Отражение в документации комплексного отношения к ребенку. В чем проявляется?
  • Взаимосвязь деятельности учителя-дефектолога с педагогическим коллективом и семьей.
  • Ведение работы по самообразованию (задачи, содержание, формы реализации).
  • Оценка эффективности педагогической деятельности.

Приложение 13.

Примерная схема отчета студента о прохождении педагогической практики (оформляется отдельным документом)

Оформление титульного листа:

ОТЧЕТ                                                                      

О учебно-педагогической практике

(указывается вид практики)

Исполнитель: (Ф.И.О. студента, курс, факультет)

Преподаватель-методист: (Ф.И.О., должность, звание)

1.      Сроки практики.

2.      Реализация целей задач педагогической практики.

3.      Объем и содержание проведенной работы.

4.      Умения планировать и анализировать самостоятельную деятельность.

5.      Изменения профессионального уровня, развитие профессионально значимых личностных качеств.

6.      Развитие научно-теоретических представлений в период учебно-педагогической практики.

7.      Трудности и их причины.

8.      Пожелания к организации практики. Суждения о полезности практики.

Приложение 14.

Примерная план-схема характеристики студента педагогом, курирующим педагогическую практику.

  1. Характеристика пишется в свободной форме. В тексте характеристики указываются:
  2. Сроки и место прохождения студентом практики.
  3. Время пассивной и активной практики.
  4. Сколько детей было обследовано студентом.
  5. Степень активности и заинтересованности студента на всех этапах прохождения практики.
  6. Уровень теоретической подготовки и степень самостоятельности студента.
  7. Способность к овладению навыками практической работы.
  8. Способность к анализу собственной профессиональной деятельности и деятельности своих коллег.
  9. Коммуникативные способности. Этика общения.
  10. Изменение профессионального уровня в процессе практики.
  11. Дисциплинированность и ответственность.
  12. Пожелания к дальнейшему профессиональному совершенствованию.

В конце характеристики нужно указать дату ее написания, а саму характеристику заверить подписями специалиста, курирующего практику и заведующего учреждения.

 

 

 

Институт педагогики и психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)