Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
РАЗДЕЛ 1. Предметная сфера философии техники↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Структура курса
Раздел 1. Предметная сфера философии техники. Раздел 2. Философия истории техники и технознания. Раздел 3. Теоретические основы философии техники. Раздел 4. Гносеологические аспекты изучения техники. Раздел 5. Методология технознания Раздел 6. Динамика развития техники и технознания
Одним из важнейших компонентов успешного освоения курса «Философские проблемы науки и техники» является организация самостоятельной работы. Она заключается в освоении работ классических работ по философии науки: М. Хайдеггера, Т. Куна, П. Фейерабенда, В. Гейзенберга, М. Бунге и др. Знание и конспектирование текстов предполагают семинарские занятия, а также коллоквиумы, подводящие письменный или устный итог работы студента по определенному разделу. В процессе преподавания предполагается использование материала общетехнических и специальных дисциплин, освоенных студентами, на основе консультаций преподавателей профильных кафедр. Итогом является написание рефератов, творческих эссе, решение тестовых заданий. Методический порядок проведения лекций и семинарских занятий содержит возможность использования интерактивных форм обучения. Итогом освоения курса «Философские проблемы науки и техники» является экзамен.
РАЗДЕЛ 1. Предметная сфера философии техники Тема № 1. Предмет философии техники 1. Философия техники как особый раздел философского знания. Предмет философии техники. 2. Понятие техники. Техника как «постав» в философии М. Хайдеггера. 3. Технический стиль мышления. Список литературы Основная 1. Голубинцев ВО. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 2. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / А.С. Лебедев. – М.: Юрайт, 2011 3. Курс лекций по философии: учеб. пособие / под ред. А.С. Борщова. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2008. Ч. 2. 4. Черняк В.З. История и философия техники: пособие для аспирантов / В.З. Черняк. – М.: КноРус, 2006 5. Философия: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Наука, 2010 6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Дополнительная 1. Митчем К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995 2. Хайдеггер М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Наука, 2007 3. Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986. 4. Тавризян Г. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации» / Г. Тавризян – М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. 5. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / Ю. Хабермас. – М.: Праксис, 2007. Методические указания Раскрывая предмет философии техники, необходимо отметить, что философия техники – самостоятельная область философского исследования, в рамках которой рассматриваются проблемы сущности техники, места техники в развитии человека и общества. Философия техники начинает свое развитие с XIX в. Впервые этот термин употребил Эрнст Капп в работе «Основы философии техники». Сущность технических предметов по Каппу − продолжение (проекция) человеческих органов. Сущность технической деятельности − самопознание. Следует подчеркнуть, что в современном обыденном сознании представление о технике сводится к определенным предметам, используемым человеком в быту. Однако техника включает в себя совокупность технических знаний по использованию и производству технических устройств, машин и инструментов; совокупность различных видов деятельности по проектированию и изготовлению предметов техники. Таким образом, технику можно определить как деятельность человека по преобразованию объектов природы на основе знаний, а также машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека. М. Хайдеггер в XX в. определил, что предметом философии техники является сущность человека. По его мнению, техника есть способ самореализации человека, она есть выведение истины из потаенного. Человеку необходимо понимать, что техника есть один из способов выведения истины, которому родственна и противостоит другая область культуры – искусство. В данной теме следует знать особенности технической культуры мышления, такие, как установка на безграничные возможности техники, рационализация, стандартизация мышления, направленность на создание новой реальности в соответствии с человеческими замыслами. Список литературы Основная 1. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учеб. пособие / А.А. Шейпак. – М.: МГИУ, 2009. Ч. 1, Ч. 2. 2. Будущее человечества. Научный анализ и прогноз / Ю.Ю. Ермалавичюс. – М.: Корина-Офсет, 2009 3. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск: Попурри, 2009 4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Избранное / А.Дж. Тойнби. – М.: АСТ, 2010. Дополнительная 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Academia, 1999 2. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. 3. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники / В.Ф. Шаповалов. – М.: КноРУС, 2004. 4. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века / Г.М. Тавризян. – М.: Наука, 1986. 5. Авдулов А.Н. Парадигма современного научно-технического развития / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. – М.: РАН, ИНИОН, 2011. 6. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники: в 2 кн. / Ц.Р. Зайчик. Кн. 2. История науки и техники. – М.: Дели Принт, 2011 7. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии 8. гуманитарного знания / Л.А. Микешина. – М.: Канон+, 2009. Методические указания В оценке феномена техники существует множество подходов, рассмотрим некоторые из них. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место как на индивидуальном, так и особенно на национальном, классовом и государственном уровнях. Техника используется господствующими в обществе силами и, следовательно, она не является нейтральной в политическом и идеологическом отношении. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. Жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода смягчаются в рациональном подходе. Здесь техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка. Их развитие приводится к этическим аспектам технической деятельности, которые заслуживают особого обсуждения. В данной теме важно раскрыть наличие ряда концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Технические функции, осуществляемые человеком в ходе развития общества, переносятся на технические устройства. Американский философ и социолог Л. Мэмфорд предлагает основной вид энергии и основное структурное вещество технических средств в качестве критерия периодизации развития техники. Выделяется три эпохи. «Эотехническая» (1000-1750) имеет в основе технологию «воды и дерева». Вторая «палеотехническая» (со второй половины XVIII в. до середины XX в.) опирается на комплекс «угля и железа». Последняя, «неотехническая», современная использует комплекс «электричества и сплавов». Испанский мыслитель Ортега-и-Гассет выделяет три значительные стадии технической эволюции: техника случая, техника ремесла, технико-технический человек. Критерием выделения стадий является отношение между человеком и техникой, иначе представление или мнение, которое сложилось у человека о технике и её функциях. Развивая тему, можно подчеркнуть, что научно-технический прогресс способствует эволюции познавательных способностей человека, которая является продолжением общего процесса эволюции всех живых существ. В результате эволюции познавательных способностей увеличивается спектр врожденных интеллектуальных способностей. Это относится к человеческому роду в целом. Методические указания 1. Бердяев полагал, что господство техники открывает новую ступень действительности: «новая реальность», воплощением которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и органической реальности. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, виден в том воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, - на окружающую среду. Это воздействие является результатом нового типа организации, которую Бердяев называл «техносистемой» и рассматривал как совокупность экономических, промышленных и технологических организаций, распространяющих своё влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти - в кооперации друг с другом. Ими руководят не столько конкретные личности, сколько с трудом опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно рассматривать техносистему, как «новую ступень действительности». Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось. 2. Петр Климентьевич Энгельмейер (1855–1941) был последователем традиций Эрнеста Каппа. Его взгляд на философию техники сводились к нескольким основным положениям 1. Опыт и наблюдение являются источником наших знаний о природе, именно они служат свидетельством истинности законов науки. 2. Опыт и наблюдения показывают, что природу надо побеждать природой. 3. Если без техники человек потерян, то без науки нет техники. 4. Определение человека как «мыслящего животного» (Ж. Кювье и К. Линней) нуждается в уточнении с учетом положения о том, что ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда (Л. Нуаре и М. Мюллер). 5. Способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре. 6. Наука рождается из технических, нужд обыденной жизни. Энегельмейер выстраивает демаркационную линию между наукой и техникой. На вопрос, в чем между ними разница, он отвечает так: наука преследует истину, техника – стремится к пользе. Техник приходит тогда, когда ученый уже сказал, в чем истина: наука знает, а техника – делает. Энгельмейер выстраивает свод требований к технике, которые она обязана соблюдать, будучи фундаментом культуры. По его мнению, техника должна иметь чувство ответственности, основанное на «формуле воли», составляющими которой являются «Истина, Красота, Добро, Польза». А где-то на обочине – «дьявольская» воля, которая захватили современную ему Россию
Основная литература Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия техники. Учебник – М.; МИИТ, 2010 – 164 с. Дополнительная литература Основные подходы к осмыслению техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://philosophy.mitht.ru/vvedenie.htm Методические указания
1. Американо-французская школа философии техники. Сформировалась в середине XX в. Основателем является американский философ и социолог Льюис Мэмфорд. (1895-1988). Рассматривая историю развития техники, он выделяет два её главных типа: 1) биотехнику, которая ориентирована на удовлетворение жизненных запросов и естественных потребностей и устремлений человека; 2) монотехнику, которая ориентируется на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное производство. Её цель - укрепление системы личной власти. Она враждебна не только природе, но и человеку. «Мегамашина» - машина социальной организации нового типа, способная повысить человеческий потенциал и вызвать изменения во всех аспектах существования. Человеческая машина с самого начала своего существования объединила в себе два фактора: 1) негативный, принудительный и разрушительный; 2) позитивный, жизнетворный, конструктивный. Оба эти фактора действовали во взаимной связке. Мемфорд указывает на одну из черт «мега машины»: слияние монополии власти с монополией личности и мечтает о разрушении подобной «мегамашины» во всех её институциональных формах. От этого зависит, будет ли техника функционировать «на службе человеческого развития» и станет ли мир биотехники более открытым человеку. Продолжателем идей Мэмфорда становится Р. Арон, который стремился преодолеть «разочарование» в рамках постулирования становления «единого индустриального общества». 2. Оригинальное представление о техническом прогрессе высказывал французский философ, автор концепции отказа от власти техники в угоду этики Жак Эллюль (р. 1912). Технику он рассматривает как тип рациональности. Техника - это навязанная извне сила, данность, с которой человеку приходится считаться; она навязывает себя просто тем, что существует. Техника как нечто самодовлеющее ведет весьма опасную и рискованную игру. В этой игре человек должен сделать ставку только на те действия, которые он предпринимает, чтобы достичь своих добрых целей и осуществить свои благие намерения. Исходным принципом этой этической концепции является идея самоограничения человека: люди должны договариваться между собой, не делать всего того, что они вообще в состоянии технически осуществить. Эту установку можно назвать «антитехнологическим императивом». Однако реальной альтернативы технике всё же не существует, поэтому приходится с ней «уживаться». В этих условиях остается одно: следовать этике отказа от власти техники. Такая этика требует не только самоограничения, но и отказа от техники, разрушающей личность. Для этого, по мнению Эллюля, необходима революция: только она сможет обратить технику из фактора порабощения человека в фактор его освобождения. Философ называет эту революцию «политико-технической» - Целью «политико-технической» революции признается не захват власти, а реализация позитивных потенций современной техники, ориентированных на полное освобождение человека. Методические указания
Всего несколько десятилетий назад техникой занимались в основном специалисты. Когда же стало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники, то как-то исподволь резко возрос интерес к ее социальным аспектам. К изучению феномена техники подключились экономисты, социологи, антропологи, философы. В результате проблемы техники были переведены из узко технологических в разряд междисциплинарных. В результате были выделены основные философские проблемы техники, часть из которых анализируется ниже. 1. Различении естественного и искусственного. Технические объекты, артефакты, как правило, имеют физико-химическую или биологическую природу. Кроме того, технические объекты представляют собой результат опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, их необходимо оценивать не только с природной, но и с социальной точки зрения. Какой оценки, положительной или отрицательной, заслуживает феномен технико-символического бытия человека? Немецкий философ М.Хайдеггер обычно акцентировал внимание на том, что техника противостоит человеку как "постав", через технику человек как бы отказывается от своего подлинного существования. Поэтому неудивительно, что развитие техники ведет человека ко все более неразрешимым проблемам. Для Хайдеггера техника есть неподлиннное существование человека. Если допустить, что современный человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, то придется признать необходимость оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия человека. 2. Наряду с вопросом о различении естественного и искусственного в философии техники обсуждается проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе. Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. В последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать — лозунг искусственно-технологического подхода. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. К сожалению, в вузовских условиях всегда проще реализовать естественно-научный подход, чем искусственно-технический. Будущие инженеры внимательно изучают естественно-научные и технические дисциплины, причем вторые часто строятся по образу первых. Что касается собственно искусственно-технологического подхода, то его осуществление требует развитой материально-технической базы, которая во многих российских вузах отсутствует. Неэффективное культивирование инженерно-технического подхода — одно из главных обстоятельств, не позволяющих встать России вровень с развитыми индустриальными странами. 3. В настоящее время все большее число экспертов по оценке техники указывает на необходимость преодоления применительно к технике парадигм фрагментации и редукционизма. При первой парадигме выделяется один из фрагментов техники. При второй парадигме техника сводится, редуцируется к ее природным основам. Выход из обеих ситуаций связан с систематической оценкой техники, сопоставлением альтернатив, предотвращением нежелательных технических действий. Оценка техники не может проводиться иначе, как с опорой на идеалы. Когда философы техники анализируют различного рода оценки техники, то они неизбежно обнаруживают идеалы, которые часто используются неосознанно. Философия техники выявляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемыми. Следовательно, принимающий технические решения должен быть осмотрительным и осторожным, способным к опережающему отражению действительности. Но кто должен принимать технические решения? Политик, менеджер, эксперт? Очевидно, что именно последний наиболее компетентен в вопросах систематической оценки техники. В силу обстоятельств экспертом в области техники обычно является коллективное лицо, коллективный орган, который может функционировать как в государственных, так и в негосударственных структурах. Эксперт по вопросам техники в силу необходимости использования разнообразных знаний тяготеет к философии, к философским обобщениям. Он и есть философ, но не просто философ, интересующийся исключительно проблемами максимальной общности, а философ техники, представитель особой философской дисциплины - философии техники. Тема. Бытие техники 1. Техника как средство труда 2. Техника как способ действия 3. Техника как совокупность знаний 4. Техника как элемент культуры
Основная литература Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия техники. Учебник – М.; МИИТ, 2010 – 164 с. Дополнительная литература Основные подходы к осмыслению техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://philosophy.mitht.ru/vvedenie.htm
Методические указания 1. Когда речь идёт об искусственных предметах, под техникой понимается, прежде всего, система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Техника служит облегчению и формированию нашего бытия и представляет собой уравновешенную совокупность методов и вспомогательных средств по овладению природы. В древнем мире техника совпадала с магией, а технология была насквозь сакральной. Переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, штучных товаров к их массовому производству. С этого момента взаимосвязь между искусством и техникой, которая сохранялась на протяжении существования ремесленного производства, разрушается. Теперь обезличенные товары промышленности уже не являются предметами искусства.
2. Когда речь идёт преимущественно о деятельности человека, тогда под техникой понимают наиболее эффективный способ достижения чего-либо. Техническая деятельность - это совокупность действий, обеспечивающих реализацию научных, производственных и социальных задач, которые могут быть рассмотрены на двух уровнях: 1) теоретическом (как техническое творчество); 2) практическом, который начинается с проектирования, проходит стадию конструирования, и завершается созданием промышленных образцов. Техническое творчество — это процесс создания нового технико-технологического объекта, включающий систему взаимосвязанных этапов: 1) постановка конкретной технико-технологической идеи (проблемы) и выявление направления её решения; 2) идея приобретает более отчетливые технико-технологические формы выражения, т.е. создаётся действующая модель соответствующего объекта или прогресса. Техническое творчество реализуется в двух формах: изобретательство и открытие. Открытие — это выявление естественных вещей, явлений, закономерностей и др., реально существующих в природе, но не известных прежде. В основе открытия лежат внутренние потребности изобретателя, а не внешние условия и обстоятельства. Изобретательство представляет собой процесс создания новых принципов действия и способов их реализации в конкретных технико-инженерных устройствах. Практический уровень технической и инженерной деятельности осуществляется как инженерные исследования и проектирование и как конструирование.
3. Техника как система знаний. Когда речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. В узком смысле слова под техническим знанием понимают науки, направленные на достижение какого-либо практического результата. Близкое по смыслу к понятию «техника» является понятие «технология», под которым понимают деятельность и знание, связанные с обслуживанием, применением или изготовлением технических устройств.
4.Когда же речь идёт о технике, как показателя уровня развития культуры и цивилизации, мы имеем в виду, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится и какими средствами труда. (Маркс) Развитие техники испытывает воздействие со стороны экономической, политической и прочей обстановки. И в то же время техника сама стимулирует развитие экономики и общества в целом. Но закономерности развития техники не сводимы к социально-экономическим закономерностям;
Методические указания 1. Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными ма шинами. С появлением «машины», инженером начинают называть творца всяких хитроумных технических устройств. В XVI веке в Голландии появилось понятие «гражданский инженер» применительно к строителям мостов и дорог. В современном значении слово «инженер» начинают употреблять в XVIII в. в связи с возникновением крупного машинного производства. Именно в это время формируется целая система особых технических наук, которые призваны соединять научное познание с практикой. Инженер - человек, профессионально осуществляющий техническое творчество, это специалист с высшим техническим образованием, который в своей деятельности соединяет науку с производством, т.е. становится проводником науки в производстве.
2. Инженерная деятельность - это профессиональная техническая деятельность человека (получившего высшее техническое образование), которая является средством его жизнеобеспечения. Инженерная деятельность дифференцируется на инженерно-исследовательскую, инженерно-конструкторскую и инженерно-технологическую. Деятельность инженера в отличие от деятельности других слоёв интеллигенции по своей роли в общественном производстве является производительным трудом. В современной своей сущности инженерная деятельность - это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей. В процессе деятельности инженера законы науки из своей теоретической формы трансформируют в технические принципы, которые находят своё практическое применение. По своему характеру инженерная деятельность является преимущественно духовной деятельностью в сфере материального производства.
3. Можно выделить следующие этапы развития инженерной деятельности: 1) праинженерный - время строительства крупных и сложных сооружений древности; 2) прединженерный - период мануфактуры, этап становления инженерной деятельности в социальном плане (конец XVIII - начало XIX вв.); 3) период развития инженерной деятельности на основе системы машин и технических наук; 4) современный этап, который связан с переходом к информационной технологии.
4. В основе инженерной деятельности лежит техническая деятельность - это совокупность действий, обеспечивающих реализацию научных, производственных и социальных задач. Эти задачи могут быть как теоретическими (как техническое творчество), так и практическими, которые начинаются с проектирования, проходят стадию конструирования, и завершаются созданием промышленных образцов. I. Теоретический уровень инженерно-технической деятельности осуществляется в процессе технического творчества. Техническое творчество - это процесс создания нового технико-технологического объекта. Этот процесс включает в себя систему взаимосвязанных этапов: 1) постановка конкретной технико-технологической идеи (проблемы) и выявление направления её решения, когда человеческий (субъективный) фактор материализуется в процессе создания новой идеи; 2) создание действующей модели соответствующего объекта или прогресса, когда идея приобретает более отчетливые технико-технологические формы выражения. Исторически техническое творчество реализуется в двух формах - изобретения и открытия. Ключевые понятия Инженер, Изобретение, открытие, конструирование Список литературы Основная 1. Горелов А. А.Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Центр, 2011 2. Черняк В.З. История и философия техники / В.З. Черняк. – М.: КноРус, 2006. 3. Попкова Н.В. Техногенное развитие и техносферизация планеты / Н.В. Попкова. – М.: ИФ РАН, 2004. 4. Фатуев В.А. Научно-техническая деятельность: история и методология / В.А. Фатуев. – Тула: Тул. гос. ун-т, 2001 5. Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности / Б.В. Литвинов. – М.: Машиностроение, 2005 6. Горохов В.Г. Нонаэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе / В.Г. Горохов // Вопросы философии. – 2008. № 10 7. Никифоров А.Л. Фундаментальная наука умирает? / А.Л. Никифо- ров // Вопросы философии. – 2008. № 5 8. Лебедев С.А. Гносеологическая специфика технических и технологических наук / С.А. Лебедев, Н.М. Твердынин // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2008. № 2 Дополнительная 1. Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / В.В. Миронов. – М.: Гардарики, 2007. 2. Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. – Л., 1977. 3. Степин В.С. Введение в философию науки и техники / В.С. Степин, В.Г.. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. 4.Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Горохов Г. – М.: Гардарика, 2007. 5. Забавников А.Е. Исторические предпосылки формирования тех- нических наук и философии техники / А.Е. Забавников. – Тамбов: ТГУ, 2004. 6. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. – М.: Наука, 2004 7. Попкова Н.В. Философия техносферы / Н.В. Попкова. – М.: URSS, 2008. Методические указания Подготовка вопросов семинарского занятия по предложенной теме требует введения четкого разграничения между техническим знанием и феноменом техники. Что касается технического знания, то данный класс наук и его предметность постепенно завоевывает мышление в связи с присутствием и огромной ролью в бытии артефактов – искусственно произведенных продуктов деятельности человека. Это происходит лишь к середине XX в. Они (артефакты), порождая «вторую природу», создают совершенно особый тип реальности, постоянно поддерживаемый человеческой мыслью и деятельностью. Именно поэтому метафизическая идея прогресса является для технического знания априорной («доопытной»), а деятельностный подход вводится в ранг наиважнейшего. Целью развития технического знания является полезность и удобство. Самоцелью – поддержание созданной искусственной реальности, выстроенной на основе логоцентризма, повторяемости, поддержание через производство, информационности и пр. смыслах. Предметом технического знания является исследование уже существующих артефактов, их среды обитания, схем и систем «пригнанности» друг к другу, оправдывающего и поддерживающего себя существования. В связи с этим в развитии технических наук особую роль играет прогностическая функция, определяющая через промысливание вероятных стратегий и проектов пути модификаций искусственной реальности, места и роли в существовании человека. Список литературы Основная 1. Основы философии: учебник / под ред. А.Н. Ерыгина. – М., Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 2. Розин В.М. Философия техники: От египетских пирамид до вирту- альных реальностей: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. – М.: Nota bene, 2001. 3. Кастельс М. Галактика Интернет / М. Кастельс. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 4. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики / Р. Пенроуз. – М.: ЛКИ, 2011. 5. Емелин В.А. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека / В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2010. № 5. 6. Кочетков В.В. К вопросу о генезисе постиндустриального общества / В.В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Вопросы философии. – 2010. № 3. Дополнительная 1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. 2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М.: Изд-во полит. литературы, 1991. 3. Философия техники в ФРГ: сб. статей; пер. с нем. и англ. – М.: Прогресс, 1989. 4. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн. 2. Философия науки и техники / Ц.Р. Зайчик. – М: Дели Принт, 2011. 5. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.Б. Иванов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 6. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства / Н.А. Носов. – М: Магистр, 1997. 7. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде / Е.Ю. Журавлева // Вопросы философии. – 2011. № 5. 8. Груздева Е.Н. «Властелин колец» как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества / Е.Н. Груздева, В.В. Калмыкова // Вопросы философии. – 2011. № 8.
Методические указания При изложении вопросов темы нужно подчеркнуть, что в информационном обществе теоретическое знание приобретает огромное социальное и экономическое значение. Наука становится производительной силой общества. В то же время наиболее ценным объектом потребления является информация. Человек создает все более сложную окружающую среду, перегруженную информацией, в которой он часто не может справиться с ее избытком. Скорость развития информационных технологий нередко приводит к тому, что естественной способности человека обработать информацию становится недостаточной для того, чтобы ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Возникает своеобразная «искусственная» неполноценность мышления. Проблема создания искусственного интеллекта заключается в выяснении возможности создания интеллекта, подобного человеческому на основе современных технологий, поэтому в данном вопросе необходимо рассмотреть особенности мышления и сознания человека. Следует отметить, что мозг человека – это открытая система, сформированная собственной историей и находящаяся в непрерывном взаимодействии с природным и общественным окружением, которое изменяет их. Неопределенность на уровне отдельных компонентов может, однако, обеспечить предсказуемость на уровне всей системы. Поэтому сознание, разум, память возникают как свойства мозга в целом, а не как свойства отдельных элементов. В результате развития информационных технологий, в процессе взаимодействия искусственного и естественного интеллектов возникла виртуальная реальность. Термин «виртуальный» имеет двоякий смысл: во-первых, означает «фактический, отражающий действительное состояние», во-вторых, возможный, который может или должен проявиться при определенных условиях». В первом значении этот термин встречается в религиозной и философской традиции. Во втором значении виртуальная реальность – это информационная система, возникающая в процессе взаимодействия естественного и искусственного интеллекта и претендующая на статус особого мира, построенного по законам и принципам автономного существования. Виртуальная реальность, в которой преобладают технические законы, создает угрозу существованию человека как свободно мыслящего, сознательного существа.
Структура курса
Раздел 1. Предметная сфера философии техники. Раздел 2. Философия истории техники и технознания. Раздел 3. Теоретические основы философии техники. Раздел 4. Гносеологические аспекты изучения техники. Раздел 5. Методология технознания Раздел 6. Динамика развития техники и технознания
Одним из важнейших компонентов успешного освоения курса «Философские проблемы науки и техники» является организация самостоятельной работы. Она заключается в освоении работ классических работ по философии науки: М. Хайдеггера, Т. Куна, П. Фейерабенда, В. Гейзенберга, М. Бунге и др. Знание и конспектирование текстов предполагают семинарские занятия, а также коллоквиумы, подводящие письменный или устный итог работы студента по определенному разделу. В процессе преподавания предполагается использование материала общетехнических и специальных дисциплин, освоенных студентами, на основе консультаций преподавателей профильных кафедр. Итогом является написание рефератов, творческих эссе, решение тестовых заданий. Методический порядок проведения лекций и семинарских занятий содержит возможность использования интерактивных форм обучения. Итогом освоения курса «Философские проблемы науки и техники» является экзам
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.014 с.) |