Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. Предмет философии техникиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Философия техники как особый раздел философского знания. Предмет философии техники. 2. Понятие техники. Техника как «постав» в философии М. Хайдеггера. 3. Технический стиль мышления. Список литературы Основная 1. Голубинцев ВО. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 2. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / А.С. Лебедев. – М.: Юрайт, 2011 3. Курс лекций по философии: учеб. пособие / под ред. А.С. Борщова. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2008. Ч. 2. 4. Черняк В.З. История и философия техники: пособие для аспирантов / В.З. Черняк. – М.: КноРус, 2006 5. Философия: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Наука, 2010 6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Дополнительная 1. Митчем К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995 2. Хайдеггер М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Наука, 2007 3. Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986. 4. Тавризян Г. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации» / Г. Тавризян – М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. 5. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / Ю. Хабермас. – М.: Праксис, 2007. Методические указания Раскрывая предмет философии техники, необходимо отметить, что философия техники – самостоятельная область философского исследования, в рамках которой рассматриваются проблемы сущности техники, места техники в развитии человека и общества. Философия техники начинает свое развитие с XIX в. Впервые этот термин употребил Эрнст Капп в работе «Основы философии техники». Сущность технических предметов по Каппу − продолжение (проекция) человеческих органов. Сущность технической деятельности − самопознание. Следует подчеркнуть, что в современном обыденном сознании представление о технике сводится к определенным предметам, используемым человеком в быту. Однако техника включает в себя совокупность технических знаний по использованию и производству технических устройств, машин и инструментов; совокупность различных видов деятельности по проектированию и изготовлению предметов техники. Таким образом, технику можно определить как деятельность человека по преобразованию объектов природы на основе знаний, а также машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека. М. Хайдеггер в XX в. определил, что предметом философии техники является сущность человека. По его мнению, техника есть способ самореализации человека, она есть выведение истины из потаенного. Человеку необходимо понимать, что техника есть один из способов выведения истины, которому родственна и противостоит другая область культуры – искусство. В данной теме следует знать особенности технической культуры мышления, такие, как установка на безграничные возможности техники, рационализация, стандартизация мышления, направленность на создание новой реальности в соответствии с человеческими замыслами. Раздел 2. Философия истории техники и технознания Тема Проблема эволюции техники и общества 1. Концепции эволюции техники. Научно-технический прогресс. Научно-техническая революция. 2. Научно-технический прогресс и интеллектуально-биологическая эволюция человека. 3. Смысл истории в научно-техническую эпоху. Список литературы Основная 1. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: учеб. пособие / А.А. Шейпак. – М.: МГИУ, 2009. Ч. 1, Ч. 2. 2. Будущее человечества. Научный анализ и прогноз / Ю.Ю. Ермалавичюс. – М.: Корина-Офсет, 2009 3. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск: Попурри, 2009 4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Избранное / А.Дж. Тойнби. – М.: АСТ, 2010. Дополнительная 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Academia, 1999 2. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. 3. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники / В.Ф. Шаповалов. – М.: КноРУС, 2004. 4. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века / Г.М. Тавризян. – М.: Наука, 1986. 5. Авдулов А.Н. Парадигма современного научно-технического развития / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. – М.: РАН, ИНИОН, 2011. 6. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники: в 2 кн. / Ц.Р. Зайчик. Кн. 2. История науки и техники. – М.: Дели Принт, 2011 7. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии 8. гуманитарного знания / Л.А. Микешина. – М.: Канон+, 2009. Методические указания В оценке феномена техники существует множество подходов, рассмотрим некоторые из них. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место как на индивидуальном, так и особенно на национальном, классовом и государственном уровнях. Техника используется господствующими в обществе силами и, следовательно, она не является нейтральной в политическом и идеологическом отношении. Естественно-научный подход рассматривает технику как прикладную науку. Жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода смягчаются в рациональном подходе. Здесь техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социокультурного порядка. Их развитие приводится к этическим аспектам технической деятельности, которые заслуживают особого обсуждения. В данной теме важно раскрыть наличие ряда концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Технические функции, осуществляемые человеком в ходе развития общества, переносятся на технические устройства. Американский философ и социолог Л. Мэмфорд предлагает основной вид энергии и основное структурное вещество технических средств в качестве критерия периодизации развития техники. Выделяется три эпохи. «Эотехническая» (1000-1750) имеет в основе технологию «воды и дерева». Вторая «палеотехническая» (со второй половины XVIII в. до середины XX в.) опирается на комплекс «угля и железа». Последняя, «неотехническая», современная использует комплекс «электричества и сплавов». Испанский мыслитель Ортега-и-Гассет выделяет три значительные стадии технической эволюции: техника случая, техника ремесла, технико-технический человек. Критерием выделения стадий является отношение между человеком и техникой, иначе представление или мнение, которое сложилось у человека о технике и её функциях. Развивая тему, можно подчеркнуть, что научно-технический прогресс способствует эволюции познавательных способностей человека, которая является продолжением общего процесса эволюции всех живых существ. В результате эволюции познавательных способностей увеличивается спектр врожденных интеллектуальных способностей. Это относится к человеческому роду в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.007 с.) |