Тема. Русская школа философии техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Русская школа философии техники



Философия техники Н.Бердяева

П.Энгельмейр. Техника как реальное творчество

Методические указания

1. Бердяев полагал, что господство техники открывает новую ступень действительности: «новая реальность», воплощением которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и органической реальности. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, виден в том воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, - на окружающую среду. Это воздействие является результатом нового типа организации, которую Бердяев называл «техносистемой» и рассматривал как совокупность экономических, промышленных и технологических организаций, распространяющих своё влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти - в кооперации друг с другом. Ими руководят не столько конкретные личности, сколько с трудом опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно рассматривать техносистему, как «новую ступень действительности». Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

2. Петр Климентьевич Энгельмейер (1855–1941) был последователем традиций Эрнеста Каппа. Его взгляд на философию техники сводились к нескольким основным положениям

1. Опыт и наблюдение являются источником наших знаний о природе, именно они служат свидетельством истинности законов науки.

2. Опыт и наблюдения показывают, что природу надо побеждать природой.

3. Если без техники человек потерян, то без науки нет техники.

4. Определение человека как «мыслящего животного» (Ж. Кювье и К. Линней) нуждается в уточнении с учетом положения о том, что ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда (Л. Нуаре и М. Мюллер).

5. Способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре.

6. Наука рождается из технических, нужд обыденной жизни.

Энегельмейер выстраивает демаркационную линию между наукой и техникой. На вопрос, в чем между ними разница, он отвечает так: наука преследует истину, техника – стремится к пользе. Техник приходит тогда, когда ученый уже сказал, в чем истина: наука знает, а техника – делает. Энгельмейер выстраивает свод требований к технике, которые она обязана соблюдать, будучи фундаментом культуры.

По его мнению, техника должна иметь чувство ответственности, основанное на «формуле воли», составляющими которой являются «Истина, Красота, Добро, Польза». А где-то на обочине – «дьявольская» воля, которая захватили современную ему Россию

 

Основная литература

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия техники. Учебник – М.; МИИТ, 2010 – 164 с.

Дополнительная литература

Основные подходы к осмыслению техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://philosophy.mitht.ru/vvedenie.htm

Тема. Американо-философская школа философии техники

1. Концепция мегамашины Льиса Мэмфорда

2.Концепция отказа от власти техники Жака Эллюля

Основная литература

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия техники. Учебник – М.; МИИТ, 2010 – 164 с.

Дополнительная литература

1. Основные подходы к осмыслению техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://philosophy.mitht.ru/vvedenie.htm

2. Философия техники в ФРГ – М.; Прогресс, 1989

Методические указания

 

1. Американо-французская школа философии техники. Сформировалась в середине XX в. Основателем является американский философ и социолог Льюис Мэмфорд. (1895-1988). Рассматривая историю развития техники, он выделяет два её главных типа: 1) биотехнику, которая ориентирована на удовлетворение жизненных запросов и естественных потребностей и устремлений человека; 2) монотехнику, которая ориентируется на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное производство. Её цель - укрепление системы личной власти. Она враждебна не только природе, но и человеку. «Мегамашина» - машина социальной организации нового типа, способная повысить человеческий потенциал и вызвать изменения во всех аспектах существования. Человеческая машина с самого начала своего существования объединила в себе два фактора: 1) негативный, принудительный и разрушительный; 2) позитивный, жизнетворный, конструктивный. Оба эти фактора действовали во взаимной связке. Мемфорд указывает на одну из черт «мега машины»: слияние монополии власти с монополией личности и мечтает о разрушении подобной «мегамашины» во всех её институциональных формах. От этого зависит, будет ли техника функционировать «на службе человеческого развития» и станет ли мир биотехники более открытым человеку.

Продолжателем идей Мэмфорда становится Р. Арон, который стремился преодолеть «разочарование» в рамках постулирования становления «единого индустриального общества».

2. Оригинальное представление о техническом прогрессе высказывал французский философ, автор концепции отказа от власти техники в угоду этики Жак Эллюль (р. 1912). Технику он рассматривает как тип рациональности. Техника - это навязанная извне сила, данность, с которой человеку приходится считаться; она навязывает себя просто тем, что существует. Техника как нечто самодовлеющее ведет весьма опасную и рискованную игру. В этой игре человек должен сделать ставку только на те действия, которые он предпринимает, чтобы достичь своих добрых целей и осуществить свои благие намерения.

Исходным принципом этой этической концепции является идея самоограничения человека: люди должны договариваться между собой, не делать всего того, что они вообще в состоянии технически осуществить. Эту установку можно назвать «антитехнологическим императивом». Однако реальной альтернативы технике всё же не существует, поэтому приходится с ней «уживаться». В этих условиях остается одно: следовать этике отказа от власти техники. Такая этика требует не только самоограничения, но и отказа от техники, разрушающей личность. Для этого, по мнению Эллюля, необходима революция: только она сможет обратить технику из фактора порабощения человека в фактор его освобождения. Философ называет эту революцию «политико-технической» - Целью «политико-технической» революции признается не захват власти, а реализация позитивных потенций современной техники, ориентированных на полное освобождение человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.192 с.)