Как Мишка охарактеризовал человека, написавшего письмо его 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как Мишка охарактеризовал человека, написавшего письмо его



маме? Почему?

Как чувствовал себя Мишка после того, как мама прочла письмо?

Й класс (4 четверть)

Э.Шим

Подорожник

Отгадайте: что за доктор Айболит у дороги сидит?

Подорожник.

Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая. Растёт, где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрес-калась. Наступишь на него – вытерпит. Грузовик по листьям прокатит – всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся. Сам себя лечит подорожник.

А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.

- Подорожник, вылечил!

- Давай вылечу.

Сорвал я листик подорожника. Приложил к больному месту. И всё зажило.

(84 слова)

Вопросы:

Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?

Чем подорожник полезен людям?

Й класс (4 четверть)

Г. Снегирёв

 

Рысь – лесная кошка

 

Рысь – лесная кошка. И повадки у неё кошачьи. Втянет когти и, как на подушечках, ходит бесшумно, ищет добычу. Рысь тоже охотится на лесных мышей, но не только на мышей, а и на зайцев, косуль и оленей. Затаится на ветке над оленьей тропой и терпеливо ждёт, когда мимо пройдут олени. Тогда бросится, вцепится в шею последнего оленя. Бежит олень по глубокому снегу, но не сбросить ему хищную рысь.

Летом на лесной поляне можно увидеть, как играют рысьи котята. Но помни: мать где-то близко – и долго не смотри на них.

Можно приручить тигра, льва, но трудно приручить рысёнка. Хоть слепым котёнком возьми его в дом, всё равно он будет царапаться, кусаться и вырываться на волю.

 

                                                              (113 слов)

 Вопросы:

1. Что ты узнал о лесной кошке?

2. Как ты думаешь, почему рысь невозможно приручить?

Й класс (1 четверть)

Л. Феликс

Страшная встреча

Вот что со мной случилось.
Шёл я через тайгу, смеркалось, и кусты и деревья по сторонам от дороги будто замирали в ночи.
Дорога, по которой я шёл, была пустынна.
Чтобы не скучно было, я стал про себя считать шаги. Досчитал до ста и сбился, бросил.
В полутьме каждый куст, все деревья в лесу преображаются. Вот затаился у самой дороги сгорбленный старичок-лесовичок с носиком. Подошёл я, пригляделся к нему – это же скрюченная берёзка.
И вдруг – что такое? Посреди дороги прямо передо мной выросло что-то живое, огромное, на четырёх ногах. Медведь!
Я остановился: что делать? Ружьё заряжено дробью, стрелять нельзя: только разозлишь зверя. Я замер и только слышал в тишине, как стучит у меня в груди сердце. Я не мог больше выдержать и шагнул навстречу. Медведь тоже приблизился. Я стал, и он стал.
"Что если бежать? – мелькнула мысль. – Ещё хуже будет".
– Пошёл прочь! – прохрипел я. Мне показалось, что медведь отозвался – негромким, но решительным басом.
Тогда я замахнулся ружьём, как дубинкой, и пошёл на медведя! Когда мне показалось, что медведь рядом, я открыл глаза и увидел в двух шагах от себя… корягу.
В сердцах я пнул корягу ногой.
Я думаю, что такое с каждым может случиться. Да только не каждый признается в этом.

(200 слов)

Вопросы и задания

1. Какой случай произошёл с автором ночью в лесу?
2. Какие мысли проносились в его голове?
3. Чем закончились ночные страхи?

Й класс (1 четверть)

Г.Скребицкий

Скоро зима!

Люблю я бродить по лесу поздней осенью, перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то примолкло, будто ждёт чего-то, кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой, по всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском.
А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков.
Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.
Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно таким – угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть, через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобра-зится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю.

(159 слов)

Вопросы и задания:

1. Что слышит, что видит, что чувствует автор в лесу перед началом зимы?
2. Каким лес выглядит перед зимой и каким он станет после первого снега?

Й класс (1 четверть)

По С. Алексееву

Олени

Произошло это недалеко от Берлина. Места здесь красивые. Лес. Равнина. Лес слева. Лес справа. Широкое поле между.
Укрывшись на обочине леса, советские батареи вели огонь. Уходили снаряды в небо. Возвращались из леса эхом.
Здесь большие велись бои. У крайней пушки был старший сержант Сорокин. Глянул Сорокин, что там такое. Вышло из леса оленье стадо. Вожак во главе.
Богатырь. Красавец. Развесил рога, как ветви.
Остановились олени. Ясно, хотят перейти через поле. То ли к водопою их вёл вожак, то ли спугнула война оленей. Застыли звери.
– Да ступайте! – кричит им Сорокин. Стоят. Не решаются. Посмотрел командир орудия на солдат.
– Стой! – закричал заряжающему. – Отставить!
Прекратило огонь орудие.
Рядом с этой стояли вторая, третья и четвёртая пушки.
Замолчали орудия. Прекратила огонь батарея.
Стихла канонада над лесом, над полем. Идут, как в строю, олени.
Вдруг телефон затрещал на батарее. Звонили с командного пункта:
– Что там такое? Почему прекратили огонь?!
Отвечают:
– Стадо оленей.
– Что олени?
– Идут через поле.
– Олени? Да ну! Красавцы?
– Красавцы!
– Понятно, – ответил голос.
Пересекло поле оленье стадо. Скрылись в лесу олени.

(166 слов)

Вопросы и задания

1. Какое историческое событие описывает С. Алексеев в рассказе?

2. Какая неожиданная ситуация произошла на поле боя?

3. Как поступили артиллеристы, когда увидели оленье стадо?

Й класс (1 четверть)

Б.Ржевский

Чтобы люди всегда помнили

Гордой поступью шагают по нашим лесам могучие лоси. Ноги у них стройные, длинные, а голова увенчана ветвистыми рогами, которые похожи на какой-то сказочный цветок.
Красив и страшен лось в гневе, беспощаден в бою с волками. Его оружие – острые копыта и ветвистые рога. Железные мускулы играют под шёлковой кожей.
На территории нашей Родины издавна водилось множество лосей. Но на них так усердно охотились, что этот обитатель леса едва уцелел.
Лось – очень ценный зверь, охоту на лося запретили. Животные были взяты под охрану. Теперь лоси уже часто встречаются в наших лесах.
А чтобы люди всегда помнили об этом могучем красавце и берегли его, лосю поставили памятник в городе Выборге.

(117 слов)

Вопросы и задания:

1. Опиши гордого и величественного обитателя леса.
2. В чём проявилась забота человека о лесном красавце?
3. Где поставлен памятник лосю?
4. Какие ещё памятники животным ты знаешь? Вспомни, в каких городах?

Й класс (2 четверть)

Е. Чарушин

Мышка

(Отрывок)

 

Случилось мне жить одному в чужом городе. Ни знакомых, ни друзей у меня там не было.

И я очень скучал.

Приду я вечером к себе в комнату, а комната пустая, громадная. Зажгу лампу-коптилку, достану скрипку из футляра, настрою её и долго-долго играю. Один себе.

Играю я плохо, но раз никто не слышит, так всё равно. Я играю, и грустно становится мне и весело, - и не так скучно.

Вот однажды я, как всегда, пришёл домой, сел на кровать и стал потихоньку наигрывать какую-то песенку.

И вдруг я увидел: из угла, из дырки в стене, осторожно, потихоньку вышла маленькая мышка. Выбежала она на самую середину комнаты, села, умыла себе мордочку передними лапками, потом сложила лапки на животик и так стала меня слушать.

Долго я играл в этот вечер. Я сыграл мышке все песенки, все танцы и марши, какие только знал. И маленькая мышка внимательно меня слушала. Сидела посреди пола, глядела на меня своими глазками-бусинками и не шевелилась. Под конец я уже не знал, что ей играть, а просто водил смычком по струнам. Мышке и это нравилось. Но только я перестал играть, она и убежала.

                                                                                       (185 слов)

Вопрос:

Что необычного ты заметил в поведении мышки? Расскажи.

Й класс (2 четверть)

Ф.Лев

Поморы

По берегу Белого моря стоят деревни. В них живут люди, которые называют себя поморами.
А Серёжа живёт далеко, в городе. Он только на лето сюда приехал. Здесь живут его бабушка и дедушка. Дедушка говорит, что и Серёжа теперь станет помором – вот поживёт с ними...
Все поморы – рыбаки. Они ходят в море на своих лодках – карбасах. Карбас – большой, деревянный, из толстых досок, а как уплывёт подальше от берега – кажется меньше тоненькой щепочки. А то и совсем пропадёт, скроется за волнами. Такое море огромное. И в нём всегда волны. Но рыбаки не боятся, привыкли.
Серёжин дедушка тоже рыбак. Он очень хороший рыбак и привозит всегда много рыбы.
Серёжа сказал дедушке, что он тоже ничего не боится. И дедушка обещал взять его с собой в море, только потом.

 

 (125 слов)

Вопросы и задания

1. Что ты узнал о поморах? Почему их так называют?
2. Используя слова из текста, дай разъяснение значения слова "карбас".
3. Найди слова в тексте, в которых слышится снисходительность к маленькому Серёже.

 

 

Й класс (2 четверть)

Туман

Июль. Раннее утро. Мы бежим на электричку. Люди спешат в город на работу. Дорога шла лесом. Вот кончился сосновый лес и мы остановились. Перед нами раскинулось широкое молоч-ное поле. Дорога пропала, растворилась в белой пелене. Белый ночной туман спустился в лощину. В двух шагах ничего не видно. Рожь колышется и кажется, что туман живой. Кусты по обочине дороги завёрнуты в мягкие пушистые конвертики. Их тёмные головки видны сверху. Под тяжёлой росой они склонили их к земле.
Но вот небо порозовело. Выкатился огромный огненный шар солнца. Не прошло и получаса как туман стал отступать. Сол-нышко быстро взялось за работу. Оно просушило рожь, цветы, траву и дорожки. День обещал быть хорошим. Лето в разгаре!

(112 слов)

 

Задание и вопросы:

1. Расскажи, какую красоту люди наблюдали ранним июльским утром?
2. Какие сравнительные обороты тебе особенно понравились?
3. Если бы этот рассказ написал ты, сколько частей с помощью красной строки ты бы выделил?

 

Й класс (2 четверть)

По Д. Кайгородову

Разноцветные кораблики

 

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые – целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И всё ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами. Много ещё прилетит их сегодня, завтра, послезавтра… большой ещё запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш большой пруд. Пока летят всё больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывёт целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клёна, который красуется на берегу.

Й класс (2 четверть)

А.Митяев

Первый полёт

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле "Восток" 12 апреля 1961 года.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплы-вали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно... Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексе-евич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.

(169 слов)

Вопросы

1. Вспомни, кто и когда совершил первый полёт в космос?
2. Что необычного увидел и почувствовал Юрий Алексеевич в космосе?
3. Как ты думаешь, какому человеку могла страна доверить столь ответственное дело?

 

Й класс (2 четверть)

Три дочери

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трёх своих дочерей.
И выросли дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли дочери замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, посылает она к своим дочерям рыжую белочку:
– Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
– Ой! – вздохнула старшая, услыхав печальную весть. – Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
– Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили и обхватили старшую дочь. И уползла она из дому большой черепахой.
Постучала белочка ко второй дочери.
– Ой! – отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
– Ну и тки теперь всю жизнь, – сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
– Приноси всегда людям радость, – сказала ей белочка, – и люди будут беречь и любить тебя и твоих детей.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето собирает пчёлка мёд людям, и её лапки всегда в сладком тесте. Зимою же пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся – ест только мёд и сахар.

 

Вопросы и задания

1. Расскажи, как мать растила своих детей.
2. Как ответили дочери на призыв своей матери?
3. Поразмышляй над поступками белочки. Обсуди их.
4. Прочитай концовку сказки и подумай: соблюдается ли принцип сказки – «добро побеждает зло»? Докажи.

Й класс (2 четверть)

В.И. Белов

Последняя синичка

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл к окну и забыл синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жару снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару и ловила. Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился за это лето. Ночью Федя проводил меня за околицу на автобус. Мне не хотелось покидать эти места.                                                                               (148 слов)

Вопросы и задания:

1. Есть ли в тексте описание внешнего вида синички?
2. Как автор представил нам героиню рассказа – деревенскую синичку?
3. Что забавляет наблюдательного человека в поведении птиц и животных?
4. Сумел ли автор донести до читателя картину уютного деревенского уголка? Как он это сделал?

Й класс (2 четверть)

В.И. Белов

Только-только дед с бабкой Катей сметали стог, а Вовка только всласть наелся малины, как начали собираться тучи. Побелела на синеве неба старая церковь. На горизонте за дальним лесом переворачивался с боку на бок по-стариковски капризный гром. У дороги притихла рожь. Но вот набежал и запутался в траве холодок, дунул настоящий ветер.
Едва мы прибежали домой, как хлестнул дождь. Бабушка Катя закрыла трубу, спрятала в шкаф самовар и, торопясь, поставила под застреху пустую бадью. В бадью, как из водопровода, забарабанила звонкая дождевая вода.
Они сели на крыльцо – дед, Вовка, бабушка Катя. Вовка радовался, что кругом столько воды, а тут не мочит.
– Запряжёт, батюшка, он свою колесницу, Илья-то Пророк, да и ездит, и ездит по небу-то, – объясняла бабушка Вовке.
– Не слушай ты её, Владимир, – вступился дед, – не слушай, наплетёт она тебе с три короба. И ездит, и ездит! Брала бы ступни да шла корову доить.
– Да что ты, старый, ещё и коров-то не пригоняли.
– И ездит, и ездит! Ты сама посуди, какую надо телегу, чтобы такой стук получился. Кто тебе нынче поверит? Пойдём, Владимир, в избу.
Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. Полная бадья чистой воды стояла под крышей. Трава у крылечка зеленела сильнее и дымилась, обсыхая. Вылез из-под крыши круглый воробей, чирикнул дважды и улетел по делам. Радостно заметались по улице ласточки. Большой дождевой червяк старательно переползал дорогу. Весь мокрый прибежал откуда-то кот Кустик, отряхнулся и обдал Вовку холодными брызгами.
Пришли коровы, закатилось солнце. Бабушка отвела Вовку в чуланчик и приказала спать. А не то придёт запечный дедушка, положит в мешок и унесёт.
Так прошёл и ещё один день, и ещё, но Вовка их не считал.

Вопросы и задания:

1. Расскажи, как начиналась гроза.
2. Расскажи, как автор описал пробуждение природы после дождя.
3. Какими ты себе представляешь стариков, у которых гостил внук?
4. Какое чувство возникало у тебя, когда ты читал этот рассказ?

 

Й класс (2 четверть)

Счастливый мальчик

(Иранская народная сказка)

Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу. А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
– Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы.
Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку – золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
– Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море. В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев – жёлтых, зелёных, красных, коричневых – и стал вы-резать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.

(172 слова)

 

Задание и вопрос:

1. Перескажи сказку.
2. Какие сказки тебе напоминает этот отрывок?

 

Й класс (2 четверть)

Чьи руки краше

(Индийская сказка)

На берегу реки Джамны сидели три знатные женщины, плескались водой и хвастались одна перед другой своими руками.
– У меня руки красивые, – сказала одна.
– И у меня красивые и нежные! – подхватила вторая.
– А у меня красивей, чем у вас обеих! – сказала третья.
Но вот подошла к женщинам голодная хромая старуха и попросила у них что-нибудь поесть.
Ничего не дали ей знатные женщины, спросили только:
– Скажи-ка, старая, у которой из нас руки красивее?
– Вот поем немножко, тогда скажу, – прошамкала старуха и побрела прочь.
А дальше на берегу сидела бедная крестьянка. Она до того загорела на работе в поле, что кожа у неё стала чёрной. Старуха и у неё попросила милостыни:
– Изголодалась я! Коли найдётся у тебя какой кусочек, покорми меня!
– Бери, матушка! У меня есть немножко еды, возьми себе половину, – сказала крестьянка.
Старуха поела, выпила воды и от всей души поблагодарила крестьянку. Потом взяла её за руку, привела к трём знатным женщинам и сказала:
– Вот теперь я скажу, чьи руки краше. Чёрные-пречёрные руки вот этой бедной женщины, что накормила меня, голодную и хромую старуху, в тысячу раз прекраснее ваших белых-белых нежных холёных рук!
Так сказала старуха и поплелась своей дорогой. А три знатные женщины сгорели от стыда.

(196 слов)

Вопросы и задание:

1. Хвастаясь своими холёными руками, о чём забыли эти знатные женщины?
2. Почему бедная крестьянка по-иному отнеслась к старой женщине?

Й класс (2 четверть)

В.Сухомлинский

Зимние сумерки

Тихий зимний вечер. Небо обложили тучи, падают снежинки. Ранние сумерки. Мы с мамой сидим возле окна и смотрим в поле. Перед нами бесконечный белый ковёр. На нём, где-то вдалеке, – чёрная точка. Она движется.
– Что это такое? – спрашиваю я маму.
– Может быть, собака, а возможно, и хитрая лисичка. А может, и серый волк, – тихо отвечает мама.
– Серый волк? – с удивлением повторяю я. – Откуда он мог взяться здесь, серый волк?
– Из сказки, – говорит мама. – Это же перед нами не просто белое поле, а сказочное поле.
– А лес? – спрашиваю я. – Вон там на горизонте, это ведь настоящий лес...
На всю жизнь запомнились мне те зимние сумерки. Как они дороги мне! Ведь это частица и моей родной Отчизны.

(113 слов)

 

Вопросы и задания:

1. Как ты думаешь, почему этот вечер запомнился мальчику?
2. Были ли такие чудесные моменты в твоей жизни? Если можешь, расскажи о них.

 

 

Й класс (2 четверть)

На реке

Брат пригласил меня и маму покататься на лодке по тихой речушке. Мы удобно устроились. Я крепко вцепился в бортик лодки. Брат тихо насвистывал песенку и ловко работал вёслами. Мама широко открытыми глазами смотрела на проплывающие берега, на белые кувшинки и жёлтые лилии. Моё внимание привлекла большая щука. Она стрелой мчалась к стае мальков и врезалась к ним в самую середину. Маленькие рыбки бросались врассыпную. Напуганные хищницей малышки блёстками выпрыгивали из воды и плюхались в чистую прозрачную воду. Насытившись, щука гордо вильнула хвостом и ушла в тёмные водоросли.
А мы плыли и наслаждались чудной русской природой. Вдыхали полной грудью свежий речной воздух и отдыхали.

  (103 слова)

 

Вопросы и задание:

1. Сколько частей в этом рассказе? Озаглавь их.
2. Какие картины русской природы привлекли внимание мамы? Мальчика?
3. С каким чувством ты читал этот рассказ?

Й класс (2 четверть)

Финист – ясный сокол

(Отрывок)

...И вот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках – вертится. Говорит Марьюшка:
– Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба Яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела Баба Яга Марьюшку, зашумела:
– Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
– Ищу, бабушка, Финиста – ясна сокола.
– О красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придёшь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу – бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать – не продавай. Просись Финиста – ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу Ягу и пошла. Потемнел лес, страшно стало Марьюшке, боится и шагнуть, а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал:
– Не бойся, Марьюшка, иди вперёд. Будет ещё страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся...

(182 слова)

Вопрос и задание:

1. Какие признаки сказки ты можешь выделить в этом отрывке?
2. Пофантазируй, чем закончится эта сказка? (Знай, что Марьюшка посетит три Бабы Яги, у неё будут волшебные предметы: серебряные пяльцы и золотая иголочка; серебряное донце, золотое веретёнце.)

Й класс (2 четверть)

А.Лельевр

Дотянись до облаков

Никто никогда не видел, чтобы спортсмен шёл и горбатил спину. Все спортсмены стройные, ладные, походка лёгкая. Это потому, что они выполняют специальные упражнения. Вот и тебя мы сегодня научим, как стать стройным, иметь красивую осанку. Встань к стенке. Прислонись к ней спиной. Ноги – без обуви. Пятками коснись стены, затылком тоже и ещё лопатками, ягодицами, икрами ног. Всего пять точек. Плечи отведены назад, опущены, голова, напротив, тянется вверх, словно ты хочешь достать до облаков. Задержись в этой позиции. Запомни её. Это то положение, в котором ты должен находиться всегда. Тогда у тебя действительно будет красивая осанка. Чтобы сохранить осанку при ходьбе, сделай такую вещь. Положи на голову книгу. Теперь иди и старайся держать голову, чтобы книга не упала. Вперед!

  (118 слов)

Вопросы и задания:

1. Что необходимо человеку, чтобы сохранить красивую осанку?
2. Почему, когда идут спортсмены, на них хочется смотреть, любоваться ими?
3. Сколько частей ты выделил бы в этом рассказе? Какая часть, по-твоему, основная, главная?

Й класс (2 четверть)

В.Дмитриев

Малыш и Жучка

Когда мать Малыша, Федосья, привела его в первый раз в школу, учительница с удивлением сказала:
– Какой он маленький! Сколько же ему лет?
– Седьмой годок пошёл, – сказала Федосья.
Анна Михайловна молчала и глядела на Малыша. Он стоял перед ней такой крошечный, в рваном полушубке, с огромной, должно быть отцовской, шапкой в руках и серьёзно глядел на неё своими большими серыми глазами. Нос пуговкой смешно торчал кверху; белые, как лён, волосы завивались кудряшками.
– Да что же я с ним делать буду? – сказала она, улыбаясь. – Ведь он, я думаю, и говорить-то ещё не умеет!
Малыш потянул в себя носом, махнул шапкой и сказал:
– А у меня Жучка есть!
– Это ещё что за Жучка? – смеясь, сказала учительница.
– Да это он про собачку, – ответила за него мать, ободрённая тем, что учительница развеселилась. – Собака у нас, Жучка, и собачонка-то дрянная, а вот, привязалась, так за ним и бегает! Водой не отольёшь!
– И вовсе не дрянная! – обиженно возразил Малыш. – Она хорошая!

(155 слов)

Вопросы и задания:

1. Каким тебе представляется Малыш? Выбери слова автора из текста о Малыше.
2. Что тебя особенно тронуло в этом маленьком мальчике?

Й класс (2 четверть)

И.Полуянов

Без парашюта

На высокой сосне – бельчата. Невзрачные – ни пышности хвостов, ни чёрных кисточек на ушах. Малы ещё, возможно, впервые оставили гнездо. Ползают по стволу, цепляясь коготками за шероховатую кору, и беспомощно свисают их тонкие, скудно опушённые красной шерстью хвостишки.
Старая белка зорко присматривает за выводком. То с криком "цок! цок! цок!" взовьётся она на вершину сосны, свистнет оттуда. То, направляя полёт расчёсанным хвостом, прыгает по веткам. Здесь она сорвёт сочный смолистый побег, там поймает жука за усы. И не съест сама, всё отдаст бельчатам. Мама!
Спрыгнула белка на землю упруго, мягко. И хвост у неё уже не руль, уже как парашют.
Набила белка за щёки спелой земляники, угостила малышей на сосне.
Понравились им сладкие ягоды. Очень! Один бельчонок – скок вниз. И ушибся о землю, захныкал, тычась мордочкой в траву...
Рано тебе, маленький, с сосен прыгать, ещё "парашюта" не отрастил.

 (137 слов)

Вопросы и задания

1. С помощью каких выражений автору удалось описать белку-мать и маленьких бельчат?
2. Почему у маленького бельчонка не получился прыжок с дерева на землю?

 

Й класс (2 четверть)

По И.Павлову



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.116 с.)