Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как маленькие рыбёшки спасались от жары?

Поиск

Как автор описал чистоту речной заводи?

Й класс (4 четверть)

Э.Шим

Лкино платье

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются:

 - Не трогай нас!

 - Подумаешь, тихонечко задел.

 - И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём.

 - Да что за одежда у вас такая особенная?

 - Иголки наши зелёные – не листья, не не меняются каждое лето.

 - Так что?

 - Вот выросла свеженькая еловая лапка, а иголки на ней сменятся только через семь лет.

 - Да, это не скоро.

 - Вот и приходится беречь!

(62 слова)

Вопрос и задание:

Почему ёлочки так берегут свою одежду?

Найди предложение, где говорится, сколько лет «живут» иголочки у

ёлки.

Й класс (4 четверть)

К.Д.Ушинский

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.

Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Послушал хозяин этот спор и говорит: "Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте".                                                                 

                                                                                            (81 слово)

 

Вопросы и задания:

1. О чём спорили лошадь, собака и корова?
2. Какую пользу приносят человеку все эти животные? Расскажи.
3. Что хозяин ответил животным? Найди в тексте эти слова и прочти их.
4. Объясни значение выражения "спорить по-пустому".

Й класс (4 четверть)

Астрид Линдгрен

Малыш и Карлсон

Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий. Потому что у папы, например, была мама. И у мамы был папа. Даже брат с сестрой всегда гуляли вместе. Только у Малыша никого нет. Сколько раз он просил, чтобы ему купили собаку! И что же? Ровно столько раз ему отказывали. Не нужно объяснять, как одиноко человеку, когда у него нет собаки.
И вот в эту минуту Малыш увидел Карлсона. Сначала он растерялся. В воздухе перед ним висел человек, который летает без самолёта, а просто сам по себе.
– Садитесь, пожалуйста, – испуганно ответил Малыш.
Человек сказал, что его зовут Карлсон, который живёт на крыше и предложил:
– Давай побалуемся…
И начал медленно облетать комнату.

(120 слов)

 

Вопросы и задания:

1. О чём говорится в первой части этой замечательной истории? Как бы ты озаглавил её?
2. Что за друг появился у Малыша? Каким был этот смешной Карлсон?
3. Прочитай книгу и подружись с её героями.

Й класс (4 четверть)

Большое счастье

К.Д.Ушинский

Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
"Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь приглянусь". Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
Снеговик стал самым счастливым снеговиком в  мире!

(113 слов)

 

 

Вопросы и задания:

1. Как ты читал самое начало рассказа? Настороженно? Весело? Удивлённо? Почему так?
2. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
3. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
4. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
5. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
6. Определи жанр этого произведения:

Это рассказ. Это сказка. Подчеркни нужное.

Й класс (4 четверть)

О. Тихомиров

Кот Тимофей

Как-то на даче подошёл к нам соседский Славка. И говорит:
– Мой кот Тимофей за рыбой нырял.
 Мы с усмешкой взглянули на Славку. К его выдумкам все уже привыкли.
– Не верите? – загорячился Славка. – Айда на реку!
– Сто раз тебе говорили – не  завирай.
– Ладно, не верите, значит. А он нырял там, где тростник. Вообще он у меня всё ест.  

Вчера ел грибной суп и рисовую кашу с вареньем. Не верите? Пошли – сами увидите.
Я не выдержал.
– Идём, – говорю.
И мы отправились к Славке. Кот увидел нас и скрылся.
…На днях снова пришёл Славка и выпалил:
– Мой кот стащил и умял целый банан. Сенсация!
Все рассмеялись. Только папа серьёзно спросил:
– С кожурой?

(108 слов)

 

 

Вопросы и задания:

1. Каким ты представляешь себе Славку? Опиши его.
2. Зачем Славка пригласил к себе домой своих друзей? Что он решил им доказать?
3. О чём он сообщил друзьям на второй день? Почему он это делал?
4. Как ты думаешь, почему папа задал Славке вопрос: "С кожурой?"
5. Как дети относились к выдумкам Славки? Нравилось ли им это?
6. Что бы ты посоветовал Славке?

Й класс (1 четверть)

Н. Сладков

Рябчик

Пёрышко к пёрышку, пятнышко к пятнышку – сразу и не увидишь. А она рядом сидит, лесная курочка ряба. Не моргнёт, не дохнёт, обмерла. Наверное, яички снесла, да не простые, а золотые: очень уж бережёт! Прячет от злого глаза. Вот умница, дай-ка погляжу... А курочка – фр-р-р! – и улетела. А где сидела, там целое лукошко яичек. Не простых – золотых. Ещё и в крапинку! Как такие не прятать, как не беречь!

 (65 слов)

Вопросы и задания

1. Как Н. Сладков называет рябчика в тексте? Почему так?

2. Что у автора вызвало особое восхищение и нежное чувство? Почему?

3. Приходилось ли тебе видеть гнездо птицы? Расскажи, какое оно было.

 

 

Й класс (1 четверть)

Н. Сладков

Кувшинка

Днём кувшинка нежится на воде, и все любуются ею. А ночью ныряет под воду. Стиснет белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой. Спит всю ночь в глубине.
 Ясное будет утро – снова вынырнет из воды. Снова развернёт лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.
Ну а если облачко, если дождь и туман, то весь день под водой проспит. И носа наружу не высунет! И будут смотреть на неё одни только рыбы.

(71 слово)

Вопросы и задания

1. Как Н. Сладков описал сон кувшинки? С кем он её сравнивает?
2. Перескажи любую часть рассказа – "Ясное утро" или "Кувшинка и рыбки".

Й класс (1 четверть)

Д. Норин

Дядюшка Ау

Кто-то крикнул: "Ау!.." И тотчас по всему лесу рассыпалось великое множество "а" и "у". Одни сходились под камушками, другие – в лесной землянике, третьи за иглы сосновые да еловые зацепились, ну а некоторым совсем не повезло: они попали в муравейник, а одно маленькое "у" прямо в паутину угодило!
– Ты... ты кто такой? – прошипел огромный паук. – Или, вернее, что ты такое?
– Я... "у", – пропищало насмерть перепуганное "у".
– "У"?! – удивился паук. – Ничего не понимаю! Просто "у"?!

А где ты живёшь, просто "у"?
– В домике дядюшки Ау. Нас там много – "а" и "у".
– Ну, раз ты "у", я сейчас тебя съем! – сказал паук.
– Но ведь я совсем невкусное "у"!
– Всё равно съем! И буду не просто пауком, а паууком.
И паук стал приближаться к "у".
"Мы пропали! – подумали "а" и "у". – Только дядюшка Ау может нас спасти".
– Дядюшка Ау-у-у! – крикнули они.
В ответ раздалось: "Ау-у-у!!!"
Вслед за ним появился и сам дядюшка Ау. На голове у него была шляпа, сплетённая из больших разноцветных букв "а" и "у"

(163 слова)

Вопросы и задания

1. Какие чудеса происходили в сказочном лесу?
2. Как выглядит дядюшка Ау? Опиши его.
3. Почему как персонаж дядюшка Ау не вызывает у нас страха?

Й класс (1 четверть)

С. Алексеев

Аз, буки, веди...

На Руси в то время было мало грамотных людей. Учили ребят кое-где при церквах да иногда в богатых домах имели приглашённых учителей.
При Петре в городах и посадах стали открываться школы. Назывались школы цифирными. Изучали в них грамматику, арифметику и географию.
Открыли школу и в городе Серпухове, что на полпути между Москвой и Тулой. Приехал учитель. Явился учитель в школу, ждёт учеников.   

Ждёт день, второй, третий – никто не идёт.
Собрался тогда учитель, стал ходить по домам, выяснять, в чём дело. 

Зашёл в один дом, вызвал хозяина, местного купца.
– Почему, – спрашивает, – сын в школу не ходит?
– Нечего ему там делать! – отвечает купец. – Мы без грамоты жили, и он проживёт. Бесовское это занятие – школа.
Зашёл учитель в дом к сапожных дел мастеру.
– Да разве это нашего ума дело – школа! – отвечает мастер. – Наше дело – сапоги тачать. Нечего понапрасну время изводить, всякую брехню слушать!
Пошёл тогда учитель к серпуховскому воеводе, рассказывает, в чём дело. А воевода только руками разводит.
– А что я могу поделать? – говорит. – Дело оно отцовское. Тут кому что: одному – грамота, а другому поди грамота и не нужна.
Смотрит учитель на воеводу, понимает, что проку от него не будет, обозлился, говорит:
– Раз так, я самому государю отпишу.
Посмотрел воевода на учителя. Вид у него решительный. Понял: сдержит свою угрозу учитель.
– Ладно, не торопись, – говорит, – ступай в школу.
 Вернулся учитель в школу, стал ждать. Вскоре слышит за окном топот.  

Посмотрел, видит – идут солдаты, под ружьём ведут ребят. Целую неделю ребят сопровождали солдаты. А потом ничего, видать, отцы смирились, привыкли. Ученики сами стали в школу бегать. Вскоре научились ребята и буквы писать, и цифры складывать. Знали, где есть Каспийское, где Чёрное и где Балтийское море. Много чему научились ребята.
А как-то раз через Серпухов в Тулу ехал Пётр. Заночевал царь в Сер-пухове, а утром решил зайти в школу. Прослышал Пётр, что отцы неохотно отдают детей учиться. Решил проверить. Входит Пётр в класс, а там полным-полно ребят. Удивился Пётр, спрашивает учителя, как он столько учеников собрал.
Учитель и рассказал всё, как было.
– Вот здорово! – засмеялся Пётр. – Молодец воевода. Это по-нашему. Верно. Накажу-ка, чтобы и в других местах в школу ребят силой тащили.

 (362 слова)

 

 

Вопросы

1. Почему Пётр I по всей России стал открывать школы для всех?
2. Как молодой учитель сумел собрать всех ребятишек с округи в школу?
3. Чему удивился и обрадовался царь Пётр в серпуховской школе?

Й класс (2 четверть)

По Р.Панову

Лакомки

Пахнет хвоей и смолою в лесу. Дед Иван загадочно молчит. Я знаю, опять чем-то хочет удивить меня.
И не ошибся.
В берёзовой роще мы услышали стук дятла. Подошли к молоденькой берёзке.
Дед заметил моё нетерпение и шепнул:"Сейчас всё поймёшь".
  Дятел спустился с ветки – "тюк, тюк" – и замер. Прошло две-три минуты. Дятел передвинулся на новое место и опять "тюк, тюк". И снова передышка.
– Странный он какой-то, – сказал я.
Дед Иван собрал лукавые морщинки на лбу.
– Он же сок пьёт!
В рощице нашли мы много берёз с дырочками в стволах. Тут добывали сок дятлы-лакомки.

(92 слова)

Вопрос и задания:

1. Почему рассказ называется "Лакомки"?
2. Попробуй объяснить, какие отношения сложились у деда с внуком.

 

Й класс (2 четверть)

По Е. Пермяку

Волшебные краски

 

В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

_ Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! – говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настоящего человека.

 

Й класс (2 четверть)

Э. Шим

 

 

* * *

 

На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.

Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.

Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка.

Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь берёзка или сосенка.

3-й класс (2 четверть)

Э. Шим

Ландыш

 

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?

 - Конечно, я, ландыш!

 - Какие же у тебя цветки?

 - Цветки у меня – будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!

 - А что же сейчас висит у тебя на стебле на месте беленьких колокольчиков?

 - Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

 - Отчего же?

 - А они ядовитые!

 - Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

 - Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

 

                                                             (80 слов)

Задание и вопрос:

1. Опиши ландыш, когда он цветёт.

2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?

3-й класс (2 четверть)

Е. Чарушин

 

Сорока

 

Кого сорока увидит – стрекочет. Что плохо лежит – она тут как тут.

Птичье гнездо приметит – яйца расклюёт, птенцов нелётных съест. И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:

 - Я вижу! Вижу! Вот он где!

Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он – туда и она.

Он по полю – сорока над ним стрекочет:

 - Я тебя вижу! Не беги – догоню! Не ешь – отниму!

Вот она какая, сорока!

 

                                                            (78 слов)

 Вопросы:

1. Почему звери не любят сороку?

2. О каких ещё повадках сороки ты прочитал?

3-й класс (2 четверть)

Л. Толстой

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь – вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

 

Вопросы и задания:

1. Какая история приключилась с белкой?
2. Какой вопрос мучил и изводил волка?
3. Что ответила ему белочка?
4. Какие чувства испытывали лесные звери белочка и волк, когда повстречались в лесу?

 

3-й класс (2 четверть)

Г. Снегирёв

Слон сильный и умный

 

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

 

                                                           (106 слов)

 Вопросы:

1. Какую работу может выполнять домашний слон?

2. Как слоны оберегают своих детёнышей?

3-й класс (2 четверть)

Э. Шим

Брат и младшая сестра

 

Идут Санька И Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

 - Что ж ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая-то больше набрала!

 - Ещё бы, - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет…

Идём обратно. У Вари ягод больше. У Саньки – меньше.

Встречается бабушка.

 - Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растёт!

 - Высоко, - соглашается Санька.

 - Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

 - Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас работница. За ней не угонишься!

 

                                                             (112 слов)

 Вопросы:

1. Почему маленькая Варя всегда приходила с полной корзиной?

2. В каких словах особенно проявляется забота брата о младшей сестре?

3-й класс (2 четверть)

Е.Чарушин

Томка

                                                                               

 

У охотника я увидел пёсика.

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля. От этого пёсика, говорит, есть щенки. Приходите – поглядите.

И мы с ним пошли.

Щенки небольшие – только что научились ходить.

«Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто  толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.

А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется.

Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл.

И вот он стал нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

                                                                                          (171 слово)

 

Вопросы:

1. Расскажи, как охотник выбирал щенка.

2. Какого щенка он выбрал и почему?

Й класс (2 четверть)

Н.К. Абрамцева

Загадка

Стояла отвратительная погода. Темнели последние осенние лужи. Возле одной лужицы стоял задумчивый воробей. Он так напряжённо размышлял, что его перышки шевелились. Воробей не мог понять, почему те снежинки, что падают на асфальт, лежат – сверкают, а те, что в лужу, – исчезают. Почему? Непонятно.
Разгадывая загадку, воробей ни на что не обращал внимания. Напрасно: за ним давно следил тощий бродячий кот.
«Сейчас, – думал кот, – прыжок и...» Он собрался в тугой комок и прыгнул.
Воробей был так занят снежинками, что даже не испугался.
– Не мешайте! – воробей махнул крылышком и попал коту в глаз.
Кот удивился и возмутился.
– Ты понимаешь, кто я? – прошипел он.
Воробей, наконец, понял и испугался, но продолжал следить за снежинками. «Ну и ну, – удивлялся голодный кот. – Что же я не съем его?» Что-то мешало коту кинуться на воробья.
– Съем ведь... – нерешительно сказал он и вдруг заинтересовался: – Ты что в лужу уставился?
– Чудо получается, – робко пятился воробей. – Лужа снежинки глотает. – И неожиданно взлетел.
А коту было уже не до воробья. Его очень заняла загадка снежинок. Он сидел у лужицы и думал: «Почему так? Упала снежинка на асфальт – сверкает, упала в лужицу – исчезла. Почему же так? Ну почему? Непонятно».

Вопросы и задания:

1. Каким автор показал нам воробья? Расскажи.
2. Какая загадка увлекла вдумчивого воробышка?
3. Каким автор показал кота в начале текста?
4. Какое чудесное превращение произошло с котом? Почему?
5. Как бы ты решил эту загадку?

Й класс (2 четверть)

Меч и Роза

Поспорили как-то Меч и Роза. Меч сказал:
– Я сильнее! Меня не согнут самые злые ураганы и бури. А ты слабая и тоненькая. Быстро пропадёшь!
– За что же ты так меня обижаешь? – сказала Роза. – Ведь я такая красавица!
– Что толку в твоей красоте? – заметил Меч с издёвкой.
В это мгновение на дороге показался старый человек, и Роза сказала Мечу:
– Давай спросим у старца!
Меч согласился и спросил у Мудреца:
– Рассуди нас, скажи, в ком больше пользы для человека – в мече или в розе?
Мудрец задумался на мгновение и сказал так:
– Человеку на земле нужны и роза, и меч вместе. Меч оберегает его от опасностей, а роза приносит человеческому сердцу радость.
Меч с Розой обрадовались тому, что сказал Мудрец, и перестали спорить.

 

Вопросы и задания:

1. Почему Меч так пренебрежительно отнёсся к пышной Розе?
2. Как Мудрец рассудил спор Меча и Розы?
3. Прочти самые главные слова текста. Как ты их понимаешь?

Й класс (2 четверть)

С.Иванов

Ха-ха-ха!

Если б не было смеха, люди умерли бы от скуки. В жизни без шутки не проживёшь. Кто умеет шутить – молодец!
А если пошутили над тобой... не обижайся, не отворачивайся – смейся в ответ.
Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту.
Идут люди по улице, на дорожках скользко. Толстяк руками взмахнул и упал. Портфель в одну сторону, шапка в другую. Один сосед смеётся до слёз, а другой – может быть, ты – подойдёт, шапку поднимет, отряхнёт снег.
Ведь и так бывает!

(77 слов)

 

Вопросы и задания:

1. Когда смех бывает уместен, а когда нет?
2. В чём преимущество жизнерадостного человека, человека понимающего юмор?
3. Посмотри на себя со стороны – это полезно каждому человеку. Есть ли необходимость прочесть рассказ ещё раз? Прочти его.

 

Й класс (2 четверть)

О.Тихомиров

У бабушки

Летом я жил у бабушки в деревне. Как же там здорово! Зелёный бор одаривает запахом сосен. Под холмом речка блестит, будто рассыпали среди заливных лугов серебро. Вьётся она, вьётся и где-то исчезает вдалеке. Накупаешься досыта, а потом и на берегу хорошо посидеть, погреться на солнышке. Почему каникулы пролетают так быстро? Только во вкус войдёшь, а тут и сентябрь подкрался. В саду стало больше жёлтых листьев. Там теперь поутру сыро. Вообще как-то уже и по школе скучать начинаешь. Но, скажу честно, жаль расставаться с деревней.

(83 слова)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, где отдыхал мальчик и почему ему так не хотелось возвращаться в город?
2. Отыщи образные слова и выражения, которые тебя удивили и восхитили.
3. Вспомни памятный случай из своего летнего отдыха.

 

Й класс (2 четверть)

В. Голявкин

Хочу лошадь

– Эх, – говорит Васька, – была бы у меня лошадь, сел бы я на неё да поскакал бы во весь дух из города до самого поля и дальше, дальше в лес, помчался бы по лесной дорожке, выскочил бы на полянку и дальше!
Лечу стрелой, а рядом поезд несётся. Перегнал бы поезд и дальше скачу, скачу себе, скачу без остановки...
– Ну и до какого же места ты доскакал бы? – спрашивают ребята.
– А ни до какого, до того же самого.
– Как это понять?
– А очень просто. Земля круглая, так по кругу обратно и вернулся бы.
– Ишь ты, – смеются ребята. – Вот на ракете – вжик! А не на лошади.
– А я хочу на лошади, – говорит Васька.
– Вот чудак, – смеются ребята, – зачем тебе лошадь? Машину бы гоночную! И – вжик!
– А я лошадь хочу, – говорит Васька. Ребята говорят:
– А ещё мотоцикл неплохо. Стоящая, между прочим, вещь. Сел – вжик!
– Лошадь хочу, – твердит Васька.
– Самое лучшее велосипед, – говорят ребята, – крути себе педалями – и вжик!
– Мне лошадь надо, – говорит Васька.
– А самолёт? Ка-ак – вжик!
– Эх, лошадь бы мне, – вздыхает Васька, – я бы за гриву крепко держался, ни за что на свете бы не упал, скакал бы, всё скакал без передышки семь дней и семь ночей и назад возвратился... А вжик я не хочу, потому что мне лошадь охота...

(192 слова)

Вопросы

1. Какая заветная мечта была у Васьки? Почему?
2. Почему ребята не могли понять Ваську? Что они ему предлагали?

 

Й класс (2 четверть)

Как собака друга искала

(Мордовская сказка)

Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
"Неважный это друг, – подумала собака, – волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится".
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж, – отвечает волк. – Вдвоём веселее будет. Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
– Ах ты такая-разэтакая!.. Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
"И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем". Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
– Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет. "Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым". Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.                                                                                              (270 слов)

v Подумай, почему в друзья собака выбрала себе именно человека?

Й класс (2 четверть)

Алла Сурова

Метелица

(Сказка)

Однажды весёлым зимним днём у Метели родилась маленькая резвая дочка – Метелица. То-то радости было! Метелица росла очень быстро, потому что метелям некогда: пройдёт зима – и век метельный кончится, а новой зимой новые метели народятся.
Вот подросла Метелица, и мама выпустила её погулять.
Метелица надела пушистую белую шапку, такую же белую и пушистую шубку, сотканную из самых лучших снежинок, и лёгкие, мягкие, пушистые валеночки-топотунчики.
Сначала она тряхнула рукавами шубки – и снежинки закружились вокруг неё в своём волшебном танце. Потом топнула ножкой – и на солнышке вспыхнули и заискрились лукавые снежные вихорьки.
Метелица засмеялась и побежала, едва касаясь земли, по городской улице, скользя между высокими коробками-домами, стряхивая на себя снег с дремлющих яблонь.
И вдруг она увидела человека. Он шёл прямо, не сгибаясь, словно не боялся ни мороза, ни ветра, ни её, Метелицы.
"Вот сейчас я его закружу!" – подумала Метелица и завертелась перед ним, дохнула в лицо. Но человек не испугался, засмеялся, отмахнулся рукавом полушубка и даже ворот расстегнул.
Не на шутку рассердилась Метелица. Дунула она ему вслед изо всех сил – даже снежинки с неё посыпались, – но человек и не заметил этого, пошёл своей дорогой.
Метелице сразу стало скучно, не хотелось ни прыгать, ни летать, ни кружиться.
Но вот она заметила маленькую девочку. Девочка шла в школу, согнувшись под тяжестью синего ранца с приделанным к нему зачем-то грибом мухомором.
"Примёрз, что ли?" – подумала Метелица. Она сразу повеселела. Закружилась вокруг девочки, напустила столько снежной пыли, что малышка стала закрываться руками. Наконец она остановилась, не зная, в какую сторону идти, – школа куда-то исчезла. Первоклашка заблудилась и начала плакать.
Но тут всё закружилось ещё больше, и Метелица услышала низкий, протяжный голос матери:
– Как тебе не стыдно, Метелица? Разве можно обижать маленьких и слабых?
Она подняла руку, и тотчас снежинки, как стайка испуганных белых птичек, стали опускаться на её плечи, прятаться в складках плаща.
Небо засветилось, занежилось на солнышке, а девочка встрепенулась, увидела свою школу и со всех ног побежала к ней, путаясь в длинном пальтишке.
– У нас, метелей, очень много работы: надо поля, сады да леса укрыть снегом, чтоб на весну побольше влаги в земле осталось, тогда и хлебушек и все овощи уродятся, и яблочки, и ягоды, да мало ли ещё что. А февраль-то наш разлюбезный, самый метельный месяц, – коротенький, с воробьиный носок. Пройдёт февраль – и зиме конец. В марте-то где разойдёшься? Разве что от весны украдочкой. Зря думают, что метели злые, а мы и не злые вовсе, просто труженицы – некогда нам пустыми делами заниматься.
– Я только поиграть хотела... Что же мне делать, мама? Я бы хотела что-нибудь хорошее сделать, а что, не знаю.
– А вот чем маленьких обижать да на мать дуться, садись-ка лучше вместе со мной вязать. Я покрывало для земли вяжу, а ты до вечера тёплый платок свяжи, чтобы вон те ёлочки укрыть, не то замёрзнут – махонькие они ещё.
Обрадовалась Метелица, закружилась, завихрилась:
– Ой, мамочка, как ты хорошо придумала! Я платочек двойной им свяжу – не замёрзнут малыши, перезимуют.

(471 слово)

Вопросы и задания:

1. Попробуй выделить зачин и концовку сказки.
2. Какие истории произошли с маленькой Метелицей?
3. С каким настроением ты читал эту сказку? Объясни, почему.

Й класс (2 четверть)

Г.Снегирёв

Камушки

Я заметил, что пингвины идут с пляжа молча. Оказывается, они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его. Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой. Начинается драка за ка-мушек, и достаётся он самому сильному. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить. Ведь остров их весь каменный, ни одной травинки не растёт. Поэтому пингвины строят гнёзда из камушков. Пингвиниха сидит на гнезде и со всех сторон камушки под себя подгребает. А рядом стоит пингвин, посматривает кругом – караулит. Пингвин зазевается, сосед его камень схватит и положит к себе в гнездо. Из-за этого пингвины всегда кричат и дерутся – отнимают друг у друга камушки.

(118 слов)

Вопросы и задания:

1. Что интересного ты узнал о жизни пингвинов?
2. Кого они тебе напомнили?

Й класс (2 четверть)

B.Порудоминский

Золотой верблюд

Очень много слов записал Даль во время Русско-турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат.   

Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись. "Соберёшь вокруг себя солдат из разных мест, – рассказывал он, – да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовётся, как в другой, в третьей; взглянешь в книжку, а там уже целая вереница речений".
Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда.
Однажды во время стычки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину.
На Далевы тетрадки противник не позарился – не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота.

 (150 слов)

Вопросы и задание

1. Попробуй объяснить, что в жизни дороже золота, дороже богатства.
2. Для чего человеку дана жизнь?
3. Какую ценность представляет собой словарь В.И. Даля для всех последующих поколений людей?

 

Й класс (2 четверть)

В.Чиркин

Зайка-зазнайка

Жил в лесу заяц косой, косил траву косой. По лугу носился, на кочку спать ложился, друзей не сторонился. Со всеми дружно жил: с медведем воду возил, вместе грядки поливал, волка в магазин сопровождал, о ежа пятки чесал. Работал – не ленился.
Потом загордился: лежит загорает, ничего не делает, а со всеми обедает. Если не дают, поднимает бунт: ушами хлопает, ногами топает, тарелками гремит. Всё бы сидел да морковку ел.
Обиделся медведь: "Не хочу с зайцем вместе сидеть, воду возить и с лодырем дружить".
Утром солнце поднялось, в небе разлеглось да всю заячью капусту и высушило... Вспомнил заяц, что надо огород поливать, да некого запрягать. Сам кое-как воды в бочку налил, а везти нету сил. До тёмной ночи бился – ничего не добился.
Волк за хлебом сходил, медведя накормил. Зайцу помогать не стал, а в лес удрал.
Медведь наелся-напился и спать завалился.
Ёж тоже хорош: свернулся в клубок и медведю под бок.
Так заяц один и остался. Плачет, рыдает, друзей вспоминает. Понял теперь – нехорошо лениться и перед друзьями гордиться.

 

(166 слов)

Вопросы и задания

1. Каков жанр этого произведения? Докажи.
2. Раздели данный т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.014 с.)