Глава 2. Литературоведческие и культурологические предпосылки изучения современной региональной поэзии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Литературоведческие и культурологические предпосылки изучения современной региональной поэзии



2.1. Актуализация проблемы изучения современной
региональной поэзии

В начале XXI века российские исследователи, филологи и литературоведы различными способами проявляли интерес в изучении и продвижении региональной литературы. Перечислим лишь некоторые из них. В 2001 году издательство «Новое литературное обозрение» выпустило антологию «Нестоличная литература: Поэзия и проза регионов России», в предисловии к которому составитель Дмитрий Кузьмин замечает, что если региональные авторы и становятся значимыми в российской литературе (хотя и здесь «больше десятка имен вряд ли кто-то назовет»), по этим немногочисленным фигурам, смешавшимся со столичными авторами, «невозможно составить общую картину: что пишется сегодня по всей России» [34]. В 2002 поэт Игорь Шкляревский выпустил авторскую антологию «Провинциальная поэзия, составленная Игорем Шкляревским», на которую рецензией для журнала «Знамя» (№1, 2003) отозвалась Татьяна Бек. В 2007 запустился проект «Новая карта русской литературы», одной из задач которого было привлечение внимания к максимально возможному количеству региональных литературных центров, авторов, изданий, литературных акций и т.п. В 2008 году Евгений Степанов отмечал: «Важнейшая особенность нынешнего времени — очень высокий уровень поэзии российских регионов и не выведенной в мейнстрим поэзии столичных городов» [52]. Это заметит журнал «Литературная учеба», который в 2010 году запустит рубрику «Региональный контекст», отметит важность современной литературы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и обеспечит ей внимание со стороны критиков и читателей [44]. Наконец, спустя почти 10 лет Ольга Брейнингер в журнале «Дружба народов» выскажется в похожем, поддерживающем региональную литературу, ключе: журнал как в 1939 году был платформой поддержки и развития этнического и культурного многообразия, так и в 2019 «специализируется на поиске новых имен за пределами крупных российских городов и России вообще» [8].

Стоит ли отмечать, что научные и критические работы на тему региональной литературы также появляются с завидной регулярностью: каждый год появляются работы, описывающие и анализирующие поэзию конкретного региона (например, «Урбанистическая поэзия современных челябинских авторов» Смышляева Е. А. или «Смена тональности и доминантных образов в уральской поэзии нового времени» Головановой Е.И.), региональную литературу вообще (Баков Х.И. «К проблеме региональных литератур народов Российской Федерации на современном этапе») или региональную специфику в текстах конкретных авторов (Баскакова В.П. «Семантическое сужение как средство формирования региональной специфики поэтических текстов М. К. Агашиной»). Также интерес заметен по тематикам научных конференций («Литература Урала» в Екатеринбурге, «Жизнь провинции как феномен духовности» в Нижнем Новгороде, «Повседневность русской провинции» в Перми).

Такой рост интереса к региональной литературе в современном мире, ориентированном на размывание границ, космополитизм и глобализацию, не совсем объясним. Впрочем, в задачи этого исследования и не входит поиск предпосылок подобного подъема в рамках российской и постсоветской литературы. Также в его задачи не входит попытка объять необъятное и выявить особенности абсолютно всей региональной поэзии России, как можно было решить по названию (к тому же, учитывая размеры страны и ее национальный состав, это вряд ли возможно).

В данной работе мы остановимся на поэзии одного конкретного региона — Удмуртской Республики, опишем некоторые литературные процессы и выделим структурно-семантические особенности современной поэзии республики. Сразу хотелось бы уточнить: государственными языками Удмуртской Республики в равной степени являются русский и удмуртский. Но когда в этой работе мы будем говорим об удмуртской литературе или удмуртской поэзии, то будем подразумевать литературу, написанную в Удмуртии или авторами из Удмуртии, т.е. как выразился поэт Андрей Гоголев, «удмуртскую по географическому признаку» [13]. Естественно, она включается в себя и литературу на удмуртском языке.    

Как стало понятно, и научное сообщество, и исследователь заинтересованы в изучении поэзии Удмуртии, но существует ли достаточное количество материала, достойного анализа? Вполне, ведь как раз к 2000-м годам литература Удмуртии достигла своего расцвета [5]. Этот расцвет обусловлен следующими процессами: в течение трех столетий формировался миф о Великой России и мессианском предназначении русского народа, но эта идея, утверждаемая русской религиозной философией, обесценилась и рухнула после распада СССР. Единая страна раскололась, став собранием республик и областей. В попытках заглушить боль от утраты «большой родины» творческая интеллигенция нашла отдушину в причастности к «малой родине»: постепенно росло количество произведений об Удмуртии и на удмуртском языке, а вместе с тем постепенно выросло и качество. Несмотря на длительный период самоопределения, зависимость от российской литературы и общую неуверенность в праве на индивидуальность, которая заложена в ментальности жителей Удмуртии, региональная литература республики наконец достигла своего расцвета. Отдельные исследователи полагают, что произошедшее вправе называться «удмуртским культурным Ренессансом». [49, с. 7]

Однако в каких бы количествах не возникала поэзия в Удмуртии, как бы ни было сильно читательское внимание к современной региональной литературе, научные круги в основном фокусируют свое внимание на региональной литературе XX века. Это вполне объяснимо, ведь исследователи стараются проанализировать и описать те процессы, тех авторов, которые в значительной степени были обделены научным осмыслением — и мы не можем осудить стремление отрефлексировать поэзию прошлого века. В конце концов, теоретические выкладки по следам этой эпохи помогают понять происходящее в современном литературном процессе. Но в стремлении обозначить важность творческого наследия поэтов прошлого, научное сообщество упускает из виду литературный процесс, протекающий на наших глазах.

В основном исследователей интересует национальная словесность XX века, в особенности первой его половины — в частности поэзия такого столпа литературы Удмуртии, как Кузебай Герд. Это закономерный интерес, обусловленный стремлением описать процесс становления авторской литературы на удмуртском языке. Но, концентрируясь на данной персоналии — и на персоналиях вообще — из вида упускается, например, русскоязычная литература Удмуртии первой половины XX века, процессы и особенности, присущие всем авторам из Удмуртии.

Литература XX века побуждает ученых на написание монографий, учебных пособий, статей, часто затрагивается проблема неомифологизма и этнофутуризма, исследователи занимаются поиском новаторских теоретико-методических подходов. Но, к сожалению, творчество авторов XXI века практически не становится предметом полноценной научной рефлексии. Круг исследователей этого периода ограничивается 3–4 именами и практически не пополняется с годами.

Тем временем, за последние 20 лет молодые авторы Удмуртии не только искали новые формы и смыслы внутри своего творчества, но и начали довольно активно заявлять о себе, используя различные художественные форматы. Поэты создают творческие объединения различного толка с четкими эстетическими и художественными задачами, выпускают личные и коллективные сборники, организуют вечера поэзии, музыкально-поэтические концерты, поэтические слэмы, участвуют во всероссийских литературных фестивалях («Компрос» в Перми) и поэтических резиденциях («Реновация» в Самаре). Люди, заинтересованные в развитии поэтической культуры региона, также организовали школу современной поэзии с лекциями от ведущих поэтов и ученых Удмуртии и России.

В условиях такой бурной литературной жизни количество критических и научных работ, в которых бы осмыслялся и описывался современный литературный процесс, представляется нам недостаточным. Данной исследование призвано восполнить этот пробел. Как нам кажется, именно современная поэзия Удмуртии нуждается в осмыслении, ведь интерес к ней до сих пор не был в полной мере воплощен в критике и научных работах. Эту точку зрения также подтверждают слова А. Ахматовой, которая еще в 60-е годы заметила: «Стихами всегда ведает молодежь» [10].

Однако, прежде чем приступать к анализу современной региональной поэзии, стоит обратиться к процессу становления поэзии Удмуртии в XX веке, чтобы обозначить предпосылки возникновения тех или иных особенностей современной поэзии, описать влияние поэтов прошлого и выявить связи между поколениями авторов, если они вообще существуют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.005 с.)