Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Литературоведческие и культурологические предпосылки изучения современной региональной поэзии
2.1. Актуализация проблемы изучения современной В начале XXI века российские исследователи, филологи и литературоведы различными способами проявляли интерес в изучении и продвижении региональной литературы. Перечислим лишь некоторые из них. В 2001 году издательство «Новое литературное обозрение» выпустило антологию «Нестоличная литература: Поэзия и проза регионов России», в предисловии к которому составитель Дмитрий Кузьмин замечает, что если региональные авторы и становятся значимыми в российской литературе (хотя и здесь «больше десятка имен вряд ли кто-то назовет»), по этим немногочисленным фигурам, смешавшимся со столичными авторами, «невозможно составить общую картину: что пишется сегодня по всей России» [34]. В 2002 поэт Игорь Шкляревский выпустил авторскую антологию «Провинциальная поэзия, составленная Игорем Шкляревским», на которую рецензией для журнала «Знамя» (№1, 2003) отозвалась Татьяна Бек. В 2007 запустился проект «Новая карта русской литературы», одной из задач которого было привлечение внимания к максимально возможному количеству региональных литературных центров, авторов, изданий, литературных акций и т.п. В 2008 году Евгений Степанов отмечал: «Важнейшая особенность нынешнего времени — очень высокий уровень поэзии российских регионов и не выведенной в мейнстрим поэзии столичных городов» [52]. Это заметит журнал «Литературная учеба», который в 2010 году запустит рубрику «Региональный контекст», отметит важность современной литературы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и обеспечит ей внимание со стороны критиков и читателей [44]. Наконец, спустя почти 10 лет Ольга Брейнингер в журнале «Дружба народов» выскажется в похожем, поддерживающем региональную литературу, ключе: журнал как в 1939 году был платформой поддержки и развития этнического и культурного многообразия, так и в 2019 «специализируется на поиске новых имен за пределами крупных российских городов и России вообще» [8]. Стоит ли отмечать, что научные и критические работы на тему региональной литературы также появляются с завидной регулярностью: каждый год появляются работы, описывающие и анализирующие поэзию конкретного региона (например, «Урбанистическая поэзия современных челябинских авторов» Смышляева Е. А. или «Смена тональности и доминантных образов в уральской поэзии нового времени» Головановой Е.И.), региональную литературу вообще (Баков Х.И. «К проблеме региональных литератур народов Российской Федерации на современном этапе») или региональную специфику в текстах конкретных авторов (Баскакова В.П. «Семантическое сужение как средство формирования региональной специфики поэтических текстов М. К. Агашиной»). Также интерес заметен по тематикам научных конференций («Литература Урала» в Екатеринбурге, «Жизнь провинции как феномен духовности» в Нижнем Новгороде, «Повседневность русской провинции» в Перми).
Такой рост интереса к региональной литературе в современном мире, ориентированном на размывание границ, космополитизм и глобализацию, не совсем объясним. Впрочем, в задачи этого исследования и не входит поиск предпосылок подобного подъема в рамках российской и постсоветской литературы. Также в его задачи не входит попытка объять необъятное и выявить особенности абсолютно всей региональной поэзии России, как можно было решить по названию (к тому же, учитывая размеры страны и ее национальный состав, это вряд ли возможно). В данной работе мы остановимся на поэзии одного конкретного региона — Удмуртской Республики, опишем некоторые литературные процессы и выделим структурно-семантические особенности современной поэзии республики. Сразу хотелось бы уточнить: государственными языками Удмуртской Республики в равной степени являются русский и удмуртский. Но когда в этой работе мы будем говорим об удмуртской литературе или удмуртской поэзии, то будем подразумевать литературу, написанную в Удмуртии или авторами из Удмуртии, т.е. как выразился поэт Андрей Гоголев, «удмуртскую по географическому признаку» [13]. Естественно, она включается в себя и литературу на удмуртском языке. Как стало понятно, и научное сообщество, и исследователь заинтересованы в изучении поэзии Удмуртии, но существует ли достаточное количество материала, достойного анализа? Вполне, ведь как раз к 2000-м годам литература Удмуртии достигла своего расцвета [5]. Этот расцвет обусловлен следующими процессами: в течение трех столетий формировался миф о Великой России и мессианском предназначении русского народа, но эта идея, утверждаемая русской религиозной философией, обесценилась и рухнула после распада СССР. Единая страна раскололась, став собранием республик и областей. В попытках заглушить боль от утраты «большой родины» творческая интеллигенция нашла отдушину в причастности к «малой родине»: постепенно росло количество произведений об Удмуртии и на удмуртском языке, а вместе с тем постепенно выросло и качество. Несмотря на длительный период самоопределения, зависимость от российской литературы и общую неуверенность в праве на индивидуальность, которая заложена в ментальности жителей Удмуртии, региональная литература республики наконец достигла своего расцвета. Отдельные исследователи полагают, что произошедшее вправе называться «удмуртским культурным Ренессансом». [49, с. 7]
Однако в каких бы количествах не возникала поэзия в Удмуртии, как бы ни было сильно читательское внимание к современной региональной литературе, научные круги в основном фокусируют свое внимание на региональной литературе XX века. Это вполне объяснимо, ведь исследователи стараются проанализировать и описать те процессы, тех авторов, которые в значительной степени были обделены научным осмыслением — и мы не можем осудить стремление отрефлексировать поэзию прошлого века. В конце концов, теоретические выкладки по следам этой эпохи помогают понять происходящее в современном литературном процессе. Но в стремлении обозначить важность творческого наследия поэтов прошлого, научное сообщество упускает из виду литературный процесс, протекающий на наших глазах. В основном исследователей интересует национальная словесность XX века, в особенности первой его половины — в частности поэзия такого столпа литературы Удмуртии, как Кузебай Герд. Это закономерный интерес, обусловленный стремлением описать процесс становления авторской литературы на удмуртском языке. Но, концентрируясь на данной персоналии — и на персоналиях вообще — из вида упускается, например, русскоязычная литература Удмуртии первой половины XX века, процессы и особенности, присущие всем авторам из Удмуртии. Литература XX века побуждает ученых на написание монографий, учебных пособий, статей, часто затрагивается проблема неомифологизма и этнофутуризма, исследователи занимаются поиском новаторских теоретико-методических подходов. Но, к сожалению, творчество авторов XXI века практически не становится предметом полноценной научной рефлексии. Круг исследователей этого периода ограничивается 3–4 именами и практически не пополняется с годами. Тем временем, за последние 20 лет молодые авторы Удмуртии не только искали новые формы и смыслы внутри своего творчества, но и начали довольно активно заявлять о себе, используя различные художественные форматы. Поэты создают творческие объединения различного толка с четкими эстетическими и художественными задачами, выпускают личные и коллективные сборники, организуют вечера поэзии, музыкально-поэтические концерты, поэтические слэмы, участвуют во всероссийских литературных фестивалях («Компрос» в Перми) и поэтических резиденциях («Реновация» в Самаре). Люди, заинтересованные в развитии поэтической культуры региона, также организовали школу современной поэзии с лекциями от ведущих поэтов и ученых Удмуртии и России. В условиях такой бурной литературной жизни количество критических и научных работ, в которых бы осмыслялся и описывался современный литературный процесс, представляется нам недостаточным. Данной исследование призвано восполнить этот пробел. Как нам кажется, именно современная поэзия Удмуртии нуждается в осмыслении, ведь интерес к ней до сих пор не был в полной мере воплощен в критике и научных работах. Эту точку зрения также подтверждают слова А. Ахматовой, которая еще в 60-е годы заметила: «Стихами всегда ведает молодежь» [10]. Однако, прежде чем приступать к анализу современной региональной поэзии, стоит обратиться к процессу становления поэзии Удмуртии в XX веке, чтобы обозначить предпосылки возникновения тех или иных особенностей современной поэзии, описать влияние поэтов прошлого и выявить связи между поколениями авторов, если они вообще существуют.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.005 с.) |