Шкала оценки результатов диагностики эстетической воспитанности дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала оценки результатов диагностики эстетической воспитанности дошкольников



Показатели 0 баллов 1 балл 2 балла
Представление о красоте поступков человека Ребенок не может охарактеризовать качество поступков, слабо различает плохие поступки и хорошие, не может обозначить классификацию своих поступков. Ребенок может частично охарактеризовать качество поступков, различает хорошие поступки и плохие, не может обозначить классификацию своих поступков. Ребенок может охарактеризовать качество своих поступков, различает хорошие и плохие поступки, может обозначить классификацию своих поступков.
Понятие о прекрасном в природе Не может выражать свое мнение о красоте природы, не обращает внимание на сезонные изменения в погоде, не имеет желания любоваться природой Частично может выражать свое мнение о красоте природы, обращает внимание на сезонные изменения в природе, имеет слабое желание любоваться природой Свободно выражает свое мнение о красоте природы, обращает внимание на сезонные изменения в природе, имеет желание любоваться природой.
Суждение о художественном образе музыки Не может определить художественный смысл произведения, не имеет суждения о художественном образе музыкального произведения, о настроении и характере музыки. Частично может определить художественный смысл произведения, имеет неполное суждение о художественном образе музыкального произведения, о настроении и характере музыки. Может определить художественный смысл произведения, имеет развернутое суждение о художественном образе музыкального произведения, о настроении и характере музыки.
Оценка эмоционального содержания произведений живописи Не может описать эмоции, которые испытывает при просмотре картины, эмоционально не откликается на произведение живописи, не может описать изображенное на картине. Может частично описать эмоции, которые испытывает при просмотре картины, имеет слабый эмоциональный отклик на произведение живописи, может описать, что изображено на картине. Может свободно описать эмоции, которые испытывает при просмотре картины, имеет эмоциональный отклик на произведение живописи, может подробно описать, что изображено на картине.

 

 

2.2. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях для педагогов

 

     Эстетическое воспитание на музыкальных занятиях должно проводиться целенаправленно и систематически. 

Во время работы на музыкальных занятиях необходимо придерживаться тех задач, которые были поставлены при составлении рабочей программы и реализация которых будет отвечать критериям и показателям как при первичной, так и повторной обработке диагностических данных.

На музыкальных занятиях используются следующие виды деятельности: восприятие музыки, музыкально-ритмическая деятельность, импровизация, инсценирование.

Занятие может проходить в форме беседы.

Для формирования представлений о красоте поступков человека можно использовать восприятие музыки. Для детей старшего дошкольного возраста по программе дать детям послушать произведение Е. Обуховой «Маме помогу». При первом прослушивании не называя произведение, спросить, какие чувства вызывает эта музыка, каков ее характер. Затем повторно включить, назвав произведение. Можно спросить у детей, почему музыка имеет такой характер. Выучить с детьми песню, разобрать с детьми смысл слов, и определить, можно ли назвать поступки в этой песне красивыми.

Для формирования понятия о прекрасном в природе можно совместить такие виды деятельности, как восприятие музыки и музыкально-ритмическая деятельность.

Примером для формирования понятия о прекрасном в природе может служить фрагмент концерта «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди, произведение, входящее в цикл «Времена года» отлично подойдет для этой работы. Детям необходимо включить заранее выбранное произведение, подходящее под месяц, когда проводится изучение. После первичного прослушивания можно спросить у детей, что они услышали, на что похожа музыка, и как красиво композитор передал природные явления при помощи музыки. При прослушивании музыки, необходимо включить видеоряд с изображением данного времени года. Также детей можно подвести к окну, если вид может передать описываемые в произведении явления. При повторном прослушивании дать детям возможность импровизировать в музыкально-ритмическом движении, прочувствовать и передать красоту природы через движения, что усилит их восприятие.

Работа по формированию сужения о художественном образе музыки  может проводиться на произведении Д.Б. Кабалевского «Клоуны».

При первичном прослушивании не следует называть музыкального произведение, после прослушивания важно узнать у детей о характере музыки, какие музыкальные впечатления они получили, какова динамика музыки, темп, одинаковый ли он на протяжении всего музыкального произведения?

При повторном прослушивании музыкального произведения надо сказать название произведения и композитора.  Далее дать детям возможность высказаться о том, какие клоуны описаны в произведении, сколько их, почему дошкольники так думают. Для лучшего понимания художественного образа данного произведения можно дать детям возможность изобразить этих клоунов на бумаге.

Развивая умение оценивать эмоциональное содержание произведений живописи, можно совместить просмотр изображений и музыкальное сопровождение для усиления эмоциональной отзывчивости на произведения. Музыка в данном случае поможет лучше прочувствовать эмоциональное содержание произведения живописи.

Примером может служить более глубокое знакомство с художником И.И. Левитаном. Среди большого количества произведений живописи у художника можно взять «Золотая осень». При просмотре произведения живописи узнать у детей, какие эмоции вызывает данная картина, что изображено на ней. Рассказать детям о сюжете, включить фоном произведения уже знакомого композитора П.И. Чайковского «Времена года», например, «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года»

Осуществляя эстетическое воспитание на музыкальных занятиях  целесообразно использование разных методов и форм работы, используя выше перечисленные виды деятельности.

Музыкально-эстетическое воспитание даёт иной способ видения, чувствования и понимания жизни и искусства. Чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений в обществе. Поэтому эстетическое воспитание  является важным аспектом музыкальной работы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретически обосновав музыкальное искусство как средство эстетической воспитанности старших дошкольников, можно сделать  выводы о значимости музыкального искусства в жизни человека, которое влияет на многие аспекты человеческой жизни.

Эстетическое воспитание старших дошкольников было рассмотрено в качестве педагогической проблемы.

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности: людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики. Нами были изучены понятия «эстетического воспитания» и «эстетической воспитанности старших дошкольников», раскрытие которых помогло лучше понять необходимость и важность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Одним из важнейших факторов эстетического воспитания является музыкальное искусство. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из главных составляющих эстетического воспитания, которая играет ключевую роль во всестороннем развитии дошкольника.

Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в музыкальном искусстве, можно заложить основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Главная задача музыкального руководителя, воспитателя  систематически подходить к музыкальному развитию детей. Нельзя забывать о комбинировании видов музыкального искусства. Основными методами для решения задач, направленных на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Для проверки эффективности методов эстетического воспитания необходимо 2 раза в год проводить диагностику, которая поможет определить, правильно ли выбрано направление, оценить качество своей работы и внести коррективы в дальнейшую работу по эстетическому воспитанию. 

Таким образом, можно сделать выводы о том что, музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников имеет практическую необходимость в условиях организации образовательного процесса ДОО.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г.Березина. – СПб.: Изд-во Буковского, 1994. – 60с.

2. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду / Э. Богуславская. – М.: Просвещение, 2005. – 284 с.

3. Бычков В.В. Эстетика: учебник / Рецензенты: А.В Новиков, Н.Б. Маньковская. – М.: КноРус, 2012. – С. 123. – 528 с.

4.  Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1978. – 207 с.

5. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка // Н.А.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

7. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. / М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с

8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.

9. Воспитание: Философская Энциклопедия: В 5-ти т. / Под редакцией Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

10. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников /  К.В. Гавриловец. – Минск, 2004.

11. Дубровина И.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2001. – 464 с.

12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. – М., 2005.

13. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. – М., 2006.

14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова – М.: Академия, 2009. –162 с.

15. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / C. А. Козлова // Дошкольное воспитание. 2001. - № 9. – 98-101 с.

16. Лихачев Б.Т. Общение, личность и психика ребенка / Б.Т. Лихачев, М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 2007.

17. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2005. –  592 с.

18. Маркс К. Об эстетике и эстетическом воспитании: Сборник / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин; [Авт. предисл. К. М. Долгов и др.]. – М.: Политиздат, 1988. – 293 с.

19. Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель  - 2009. – №2 - 52 с.

20. Матюхина Т.С. Педагогика / Т.С. Матюхина, Н.Ф. Михальчик и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.

21. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М.: 2008. – 456 с.

22. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. - М., 2008.

23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова, М.: 2006. – 265с.

24. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). –Екатеринбург / В.С. Безрукова. 2000.

25. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушаева. – М.: 2005. 384с.

26. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова  – М.: Просвещение, 2005. – 322 с.

27. Психомоторика: словарь - справочник / В.П. Дудьев – М.: ВЛАДОС .. 2008.

28.  Программа воспитания и обучения в детском саду / авт.-сост. А. В. Антонова/ под ред. М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 208 с.

29. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / C/М. Вишняков – М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.

30. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман  – М.: Педагогика, 1985 – 346с.

31. Рубинштейн С.Л.. Человек и мир. – М.:  2010–224с.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

33. Сафонов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности / Б.В. Сафонов. М.: 1984

34. Сухомлинский С. Сердце отдаю детям. Киев, Радянська школа / С. Сухомлинский 1969 – 320с.

35. Сухомлинский С. Павлышская средняя школа. – М., «Просвещение», 1969.

36. Ткемаладзе, А. В. Вопросы эстетического воспитания / А. В. Ткемаладзе. – Тбилиси: Хеловнеба, 1982. – 179 с

37. Улашенко Н.Б. Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия / Н.Б. Улашенко – Волгоград. ИТД Корифей. 2008. – 128 с.

38. ФГОС ДО Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года

39. Эстетика: Словарь. – М.: Политиздат. / Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.

40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

41. Ямбург Е.А. интервью в журнале «здоровье школьника» №7 2006г [Электрон. ресурс] URLhttps://point.md/ru/novosti/nauka/plod-sposoben-zapominatj-zvuki-uzhe-za-shestj-nedelj-do-rozhdeniya

42. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А.Дубровской. – М.: Академия, 2002. –367с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.031 с.)