Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы эстетического воспитания в ДОО

Поиск

 Процесс эстетического воспитания ребенка должен начинаться как можно раньше, буквально с первых дней его жизни, именно от этого зависит результативность воспитания. Чем раньше ребенок попадает в систему адресного эстетического воздействия, которое осуществляется при соблюдении ряда принципов, тем больше вероятность его эффективности. Правильно организованное эстетическое воспитание совмещает все виды деятельности ребенка и все стороны его жизни.

Современная система эстетического воспитания личности имеет следующие направления:

· развитие у детей элементарных эстетических знаний, на базе которых в последующем формируются эстетические умения и навыки;

· развитие способности испытывать эстетические переживания, формирование качеств, которые способствуют полноценному восприятию и оценке произведений искусства, а также получению удовольствия от их созерцания, прослушивания или обладания.

Правильный подход к организации воспитательного процесса предполагает сочетание и варьирование нескольких методов одновременно. Методы имеют различия в: способах передачи информации; практической форме организации.

Методы эстетического воспитания делятся на следующие группы:

· наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);

· словесные (взрослые рассказывают, объясняют);

· практические (проведение тестирования, творческих работ).

 Побуждение к развитию творческих способностей ребенка, заложенных в нем от рождения. Основными методами для решения задач, направленных на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного, являются убеждение, приучение, постановка проблемной ситуации, побуждения к сопереживанию,  показ, наблюдение и др. [5]

Общий принцип отбора методов – находить методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать что-либо своими руками, импровизировать, творить, выступать, учувствовать в художественной деятельности разных видов. Одним из основных методов на музыкальных занятиях должен быть метод творческих заданий.

Творческие задания можно и нужно применять при обучении детей танцевальным движениям, при создании музыкально-игровых образов, при выборе музыкальных инструментах, инсценировании и других видах деятельности. Это очень эффективный педагогический метод, так как всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.

Существует ряд многих других эффективных методов, которые способствует становлению у дошкольников эстетических чувств, суждений, практических действий, оценок, отношений, рассмотрим некоторые из них.

1. Метод убеждения. Он направлен на развитие эстетического восприятия, оценки и первоначальных проявлений вкуса. Его следует использовать в тех случаях, когда явление, которое воспринимается – прекрасно, и ребенок  хорошо это видит, а также в сравнении;

2. Метод приучения. Данный метод подразумевает практическое действие, направленное на освоение эстетических навыков или умений (например, правила поведения за столом или в обществе).

3. Метод проблемных ситуаций. Метод способствует развитию творческих способностей ребенка, желанию действовать и творить. Педагог предлагает детям самостоятельно воплотить свой художественный замысел. Например, по итогу прочтения художественного произведения можно предложить детям нарисовать того героя, который им понравился больше всего.

4. Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающей действительности. Данный метод является эффективным тогда, когда взрослые используют произведения искусства с высокой художественностью, а при слушании дошкольниками музыки, сказок, стихов не только точно воспроизводят текст, но также исполняют его эмоционально-образно. Лишь в этом случае можно добиться воспитательного эффекта.

5. Рассказ. Для достижения основной цели эстетического воспитания, рассказ должен быть эмоциональным, познавательным, влиять на воображение и способствовать появлению самостоятельной оценки действия.

6. Диспут. Предусматривает рассмотрение и обсуждение разных точек зрения на один и тот же предмет или явление. Важным является правильно подготовить и провести диспут (научить детей аргументировать своё мнение, выслушивать собеседника и т.д.) [2]

В дошкольном детстве очень активно применяются игровые методические приемы. Дошкольник более успешно усваивает различную деятельность при создании педагогом игровых ситуаций, при представлении художественного материала в увлекательной форме, при возникновении между ребятами игровых соревнований. Важнейшее значение игры состоит в том, что она является такой формой организации жизни дошкольников, при которой между ними складываются определенные взаимоотношения, происходит формирование их чувств, в том числе эстетических. Часто простые по своей сути потешки, их участники инсценирование, доставляют ребятам много радости и, в то же время способствуют развитию их воображения, наблюдательности, фантазии, обостряют восприятие прекрасного.

В целом только комплекс различных методов способен обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка. Эстетический вкус также развивается в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта. Многообразие жизни способствует появлению многообразия жанров и видов искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с живописью, графикой, музыкой, литературой, декоративно-прикладным искусством и скульптурой, у каждого из которых есть свои жанры. [14]

Также дошкольники усваивают главные эстетические понятия, которые отражают самые существенные эстетические стороны и особенности окружающей действительности. Под руководством взрослых дети должны понять, освоить главные критерии безобразного и прекрасного, комического и трагического, низменного и возвышенного, приобрести знания о них, с тем чтобы освоить ряд умений и навыков использовать их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

При помощи произведений искусства: музыку, песни, изобразительное искусство, стихи – дошкольники закрепляют свои знания о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: безобразно, уродливо, некрасиво или прекрасно, красиво. Особое значение имеет ознакомление ребят с произведениями народного искусства.

Дети старшего дошкольного возраста постепенно, через понимание героического, через романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической категорией, как возвышенное.

Средства эстетического воспитания:

1) Эстетическое общение. Это особое средство и условие эстетического воспитания, которое направлено на то, чтобы заинтересовать дошкольников, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом малыше веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить красоту и добро, приносить радость людям;

2) Природа. Она содержит в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и за счет этого имеет большие возможности для понимания ребятами, согласно Л. Леонову, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа благоприятствует тому, чтобы и малыши открылись ему всей душой; [15]

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель совместно с музыкальным руководителем могли показывать детям свои чувства, свое отношение, владели способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта музыкального руководителя и педагога вообще, - артистичность. [4]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.009 с.)