Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретическое обоснование музыкального искусства как средства  эстетического воспитания старших дошкольников

Поиск

Эстетическое воспитание старших дошкольников

Как педагогическая проблема

Дошкольный возраст – один из начальных этапов онтогенеза, в котором выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка. Особую роль в дошкольном возрасте играет психомоторное развитие, формирование различных двигательных умений и навыков, особенно значимо овладение навыками самообслуживания, ручного труда и др. [27]

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая часть жизни каждого человека. Именно в этот период формируются личностные черты. Это происходит по средствам общения, социализации, знакомство с окружающим миром, предметами, знакомством с миром искусств. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

С каждым годом в детских садах становиться больше детей замкнутых, не общительных. Им сложно описывать окружающий мир или высказывать свое мнение, впечатление. Как только разговор между детьми заходит о компьютерных играх и мультфильмах про роботов и монстров, они сразу же оживляются. Это происходит по причине занятости, усталости родителей, им удобнее дать ребенку в руки телефон или усадить за компьютер, а самим заниматься своими делами. Вследствие чего, ребенок не получает необходимых навыков и знаний, отсутствует отзывчивость к прекрасному, да и вообще никакого прекрасного в их детстве нет. В связи с этим детские сады стали больше времени уделять художественно-эстетическому развитию. Даже во время проведения других занятий, уделяется время наблюдениям за окружающим, природой и прослушиванию музыки.

А ведь современное общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Нужно разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем мире и к самим себе

Формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики.

В философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др. эстетическому воспитанию уделяется большое значение.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность[25].

Изучив научные исследования учёных, видно, что эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне развитой личности.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие. [29]

В энциклопедическом словаре педагога эстетическое воспитание определяется какодно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегчает усвоение его учащимися. Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у детей эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду.  

Содержание эстетического воспитания включает: развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения учащихся; эстетическое просвещение учащихся; формирование механизмов эстетического самовоспитания и самообразования; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся. Содержание эстетического воспитания – это знания о признаках прекрасного, художественных жанрах и творениях; навыки и умения, например, по анализу эстетических объектов и творческие умения создавать эстетически ценные объекты. В ходе эстетического воспитания у учащихся формируются эстетические отношения, восприятие, чувство, вкусы, идеалы. [25]

С точки зрения философов эстетическое воспитание в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось воспитательное значение разных видов искусства: напр., музыки – в античности, литературы – в 19 в., в настоящее время стремятся выявить воспитанность возможности всех сфер искусства.

Влияние искусства на человека вызывало интерес уже с древних времен: учение пифагорейцев о воздействии музыки на душу, идеи Платона об искусстве, формирующем моральные установки и создающем внутри гармонию человека, концепция Аристотеля об очищающем воздействии искусства. [10]

Со стороны этики эстетическое воспитание это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. [39]

Воспитание в словаре профессионального образования рассматривается как в широком, так и в узкоспециальном определении.

1) в широком смысле — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;

 2) педагогическая деятельность педагогических работников, направленная на формирование качеств, определяющих нравственно-этическую позицию человека, его социальное поведение (гражданственность, ответственность, чувство долга), формирование черт характера, таких как сила воли, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей.  [29]

Эстетическое развитие в словаре профессионального образования С.М. Вишняковой описывается, как, процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни и эмоционально-психологического отношения к ней; необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и постижение ее языка, участие в художественном творчестве. [29]

Выделяют такие структурные составляющие эстетического воспитания старших дошкольников:

1) эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;

2) художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении, которое формирует художественную культуру личности в единстве ценностных ориентаций, знаний, вкусов, навыков;

3) эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на самосовершенствование личности;

4) воспитание творческих способностей и потребностей [28; 59].

На основе работ Н.А. Ветлугиной и Т.С. Комаровой мы разработали свое определение эстетической воспитанности старших дошкольников, под которым мы понимаем интегрированное качество личности, включающее когнитивно-ценностный и эмоционально-оценочный компоненты. При этом когнитивно-ценностный компонент может включать представление о красоте поступков человека и понятие о прекрасном в природе,  эмоционально-оценочный компонент – суждение о художественном образе музыки и оценку эмоционального содержания произведений живописи.

Таким образом, проблема эстетического воспитания старших дошкольников  заключается в формировании творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.008 с.)