Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Теоретическое обоснование музыкального искусства как средства эстетического воспитания старших дошкольниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эстетическое воспитание старших дошкольников Как педагогическая проблема Дошкольный возраст – один из начальных этапов онтогенеза, в котором выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка. Особую роль в дошкольном возрасте играет психомоторное развитие, формирование различных двигательных умений и навыков, особенно значимо овладение навыками самообслуживания, ручного труда и др. [27] Дошкольный возраст – яркая, неповторимая часть жизни каждого человека. Именно в этот период формируются личностные черты. Это происходит по средствам общения, социализации, знакомство с окружающим миром, предметами, знакомством с миром искусств. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. С каждым годом в детских садах становиться больше детей замкнутых, не общительных. Им сложно описывать окружающий мир или высказывать свое мнение, впечатление. Как только разговор между детьми заходит о компьютерных играх и мультфильмах про роботов и монстров, они сразу же оживляются. Это происходит по причине занятости, усталости родителей, им удобнее дать ребенку в руки телефон или усадить за компьютер, а самим заниматься своими делами. Вследствие чего, ребенок не получает необходимых навыков и знаний, отсутствует отзывчивость к прекрасному, да и вообще никакого прекрасного в их детстве нет. В связи с этим детские сады стали больше времени уделять художественно-эстетическому развитию. Даже во время проведения других занятий, уделяется время наблюдениям за окружающим, природой и прослушиванию музыки. А ведь современное общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Нужно разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем мире и к самим себе Формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики. В философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др. эстетическому воспитанию уделяется большое значение. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность[25]. Изучив научные исследования учёных, видно, что эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне развитой личности. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие. [29] В энциклопедическом словаре педагога эстетическое воспитание определяется какодно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегчает усвоение его учащимися. Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у детей эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду. Содержание эстетического воспитания включает: развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения учащихся; эстетическое просвещение учащихся; формирование механизмов эстетического самовоспитания и самообразования; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся. Содержание эстетического воспитания – это знания о признаках прекрасного, художественных жанрах и творениях; навыки и умения, например, по анализу эстетических объектов и творческие умения создавать эстетически ценные объекты. В ходе эстетического воспитания у учащихся формируются эстетические отношения, восприятие, чувство, вкусы, идеалы. [25] С точки зрения философов эстетическое воспитание в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось воспитательное значение разных видов искусства: напр., музыки – в античности, литературы – в 19 в., в настоящее время стремятся выявить воспитанность возможности всех сфер искусства. Влияние искусства на человека вызывало интерес уже с древних времен: учение пифагорейцев о воздействии музыки на душу, идеи Платона об искусстве, формирующем моральные установки и создающем внутри гармонию человека, концепция Аристотеля об очищающем воздействии искусства. [10] Со стороны этики эстетическое воспитание это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. [39] Воспитание в словаре профессионального образования рассматривается как в широком, так и в узкоспециальном определении. 1) в широком смысле — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 2) педагогическая деятельность педагогических работников, направленная на формирование качеств, определяющих нравственно-этическую позицию человека, его социальное поведение (гражданственность, ответственность, чувство долга), формирование черт характера, таких как сила воли, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей. [29] Эстетическое развитие в словаре профессионального образования С.М. Вишняковой описывается, как, процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни и эмоционально-психологического отношения к ней; необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и постижение ее языка, участие в художественном творчестве. [29] Выделяют такие структурные составляющие эстетического воспитания старших дошкольников: 1) эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности; 2) художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении, которое формирует художественную культуру личности в единстве ценностных ориентаций, знаний, вкусов, навыков; 3) эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на самосовершенствование личности; 4) воспитание творческих способностей и потребностей [28; 59]. На основе работ Н.А. Ветлугиной и Т.С. Комаровой мы разработали свое определение эстетической воспитанности старших дошкольников, под которым мы понимаем интегрированное качество личности, включающее когнитивно-ценностный и эмоционально-оценочный компоненты. При этом когнитивно-ценностный компонент может включать представление о красоте поступков человека и понятие о прекрасном в природе, эмоционально-оценочный компонент – суждение о художественном образе музыки и оценку эмоционального содержания произведений живописи. Таким образом, проблема эстетического воспитания старших дошкольников заключается в формировании творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.008 с.) |