Об эффективности проводимой педагогом – психологом работы с родителями свидетельствуют: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об эффективности проводимой педагогом – психологом работы с родителями свидетельствуют:



РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ

 Сборник материалов участников Районного методического объединения педагогов-психологов по теме

«Работа с родителями в образовательной организации»

 

Управление образования администрации Очерского муниципального района,

Составитель, компьютерная верстка: Сентемова Е.Ю. – педагог-психолог МБДОУ детский сад «Жаворонок»

г.Очер – 2017; - 71с.

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………..………... 3

Родительские собрания ……. ……………………………………………...6

Дружинина Д.А.

«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» (старшая группа) …………………………..……………………………… 6

«Ты, да я, да мы с тобой» ………..……………………………………… 11

Сентемова Е.Ю. «Роль игры в развитии детей» (средняя группа) …... 15

Проекты ………………………………………….. …………………….....22

Дружинина Д.А. «Арт-терапия для детей и их родителей» ……. ………22

Мокрушина Ю.М.. «Секреты настоящей дружбы» ……………………... 27

Совместные мероприятия …………………………………..……..…… 29

Мокрушина Ю.М.. «Путешествие в страну «Дружба» …......................... 29

Маслова Е.В. Проничева И.М.

Школьный фестиваль «Семья талантов» ……………………………….. 44

Сентемова Е.Ю. «Тепло семьи»…………………………………………. 46

Приложение ……………………………………………………………… 56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Работа педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимым является профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, организованное так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу методов и форм взаимодействия с родителями. Сегодня в работе с семьей актуальными и востребованными становятся активные методы.

Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия педагога – психолога с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важным этапом работы с родителями является

диагностическая работа. Она включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и наблюдения.

Психологическое просвещение и профилактика осуществляется посредством использования педагогом – психологомгрупповых,

индивидуальных и наглядно-информационных форм работы.

1. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей:

· родительские собрания, включающие выступление психолога;

· групповые беседы, лекции и консультации психолога;

· психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга;

· дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций;

· психологические разминки;

· круглые столы, родительские конференции;

· семинары - практикумы.

Участвуя в тренингах, дискуссиях родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы, заменять нежелательные конструктивными.

2. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы.

Широкое использование педагогом – психологом в своей практике индивидуальных консультаций с родителями позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины обращения родителей к психологу:

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов;

- проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

3. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения психолога с родителями.

· информационный стенд психолога;

· страница на сайте учреждения;

· памятки;

· буклеты.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

 

МБДОУ детский сад «Берёзка»

«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» (старшая группа)

Цель:

1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям;

2. Разработка основных правил семейного воспитания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. Оформлена выставка детских рисунков "Моя семья"

2. Оформлена выставка родительских рисунков "Герб семьи"

3. На стене плакаты с написанными выражениями.

"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм "Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их" В.А.Сухомлинский.

4. Пригласительные на родительское собрание (в виде сердечка).

5. Подборка различных мелодий, магнитофон.

6. Литература для родителей; А.С. Макаренко "Книга для родителей".

7. Тест "закончи предложения".

8. Игра " отгадай слово из детских "обьяснялок"".

9. Бумажные сердечки с пословицами "объясните значение русской народной пословицы о семье".

10. Цветок настроения (на лепестках написаны слова вежливости)

11. Детские ладошки (дети обвели свою руку).

12. Памятки для родителей.

Подготовительный этап:

1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга.

2. Подготовить выставку литературы для родителей.

3. Подготовить памятки для родителей.

 

Ход собрания:

Звучит спокойная, приятная музыка.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

-Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров. Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

Игра "Цветок настроения"

Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.

Возьмите цветок - оторвите лепесток(вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече. Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

Беседа «Герб Семьи"

- А сейчас, я предлагаю вам взять свои гербы-семьи и рассказать,

что вы изобразили.

Рассказы родителей.

- Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас объединяет одно слово,-"семья".

Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главный профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Игра - отгадать слово из детских "обьяснялок"

Цель: Дать возможность родителям сделать самоанализ своих отношений к ребёнку, папе, маме, бабушке, дедушке, младшему брату или сестре, друзьям детей.

"Она любит готовить, ходить в магазин и тратить деньги, ухаживает когда я болею, ругает когда я не прибираю игрушки, обнимает и целует, говорит -"моё солнышко", папе делает замечания.(мама).

- Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей- об этом думают все родители, не зависимо от того в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас родителей - желает своим детям только самого лучшего.

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в второпях.

- Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е через телесное прикосновение подтвердить:"Я тебя люблю".

И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. - "Это наша счастливая старость; плохое воспитание- это наше будущее горе-это наши слёзы".

Пословицы "Сердечки"

Цель: Развивать социальное мышление, социальное креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.

- А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители бумажные сердечки

 с русскими народными пословицами о семье, вы достаёте из большого сердца - маленькие сердечки, подумайте и объясните значение пословицы.

1. "При солнышке тепло - а при матери добро"

2. "Мать кормит детей - как земля людей"

3. "Нет лучше дружка - чем родная матушка"

4. "Не нужен клад - когда в семье лад"

5. "Хозяюшка в дому - что оладышек в меду или пчела в саду"

6. "Не красна изба углами - красна пирогами"

7. "В гостях хорошо - а дома лучше"

8. "Дома и - стены помогают"

9. "Мой дом - моя крепость"

10. "Каковы родители - таковы и детки"

11. "Жизнь прекрасна - когда дома мир".

- Спасибо вам за ваши душевные объяснения.

- Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становиться раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам - родителям, необходимо контролировать в какие игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы смотрит.

Продолжим наше собрание с детских анкет на тему "Экскурсия по дому" а вы уважаемые родители должны угадать у кого мы в гостях. Детям предложили рассказать о своём доме:

1.- о своей детской комнате

2.- о любимой игрушке,

3.- чем ты любишь заниматься по вечерам.

4.-кто с тобой чаще проводит время из старших.

- А сейчас уважаемые родители сделайте для себя вывод.

Большое спасибо вам родители, что вы у нас такие заботливые, внимательные и живёте жизнью своих детей, интересуетесь их проблемами.

Предлагаем вам игру "Закончи предложение".

Возьмите, пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на нём свёрток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово - он учится.

1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться...(ненавидеть).

2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться...(быть агрессивным).

3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться...(жить с чувством вины).

4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться...(понимать других).

5. Ребёнка хвалят, он учиться...(быть благодарным).

6. Ребёнок растёт в честности, он учиться...(быть справедливым).

7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться...(верить в людей).

8. Ребёнок поддерживает, он учиться...(ценить себя).

9. Ребёнка высмеивают, он учиться...(быть замкнутым).

10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться...(находить любовь в мире).

Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.

Итоги собрания

- Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия

- Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И.Резник).

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей и приглашаются на чаепитие.

Цели:

1. Познакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками

2. Познакомить с играми, книгами, песнями, мультфильмами способствующими формированию межличностных отношений

3. Провести тест на выявление уровня общения ребёнка

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. Анкета. Заполняется на собрании

2. Приглашение. (За неделю до собрания)

«Венок дружбы» из ладошек.

Я всегда бываю рад (а)

Если вы со мною рядом

Пригласить хочу я вас

25 февраля к 17.30 в наш

любимый детский сад.

3. Выставка книг о дружбе, показ фотографий «мой друг».

4. Ответы анкеты №2 записаны на магнитофон.

Ход собрания

Вступление.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня!

«Песня ты да я, да мы с тобой» с презентацией детских фото из жизни д. сада, дома.

Игра «Я люблю»

Цель: Развивать внимание к другому человеку, умение выражать свои чувства.

Описание: Играющие, сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: «Меня зовут Тамара. Я люблю путешествовать» и т. д.

-Тема нашего собрания звучит «Ты да я, да мы с тобой», как вы догадались эта тема дружеских взаимоотношений. Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становится для вашего ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем с взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен.

- Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное в этом возрасте дети стремятся завоевать уважение сверстников. В нашей группе все это делают по-разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо.

Дети разучились общаться друг с другом, т. е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что-то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же, самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо, в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи и к ребёнку, если ребёнку всегда объяснят причину, почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив. Этому пока мы в группе учимся. Мы много говорим с детьми о дружбе, как поступают настоящие друзья, проигрываем ситуации различные, где детям надо проявить сочувствие к другу, суметь договориться именно с помощью слов, а не кулаков. Часто случаются ссоры между детьми именно из - за того, что дети не умеют договариваться, уступать другому, пожертвовать чем- то ради другого, больше проявляется эгоизм.   

Поэтому видя возникший конфликт между детьми, мы его обязательно разбираем, даём каждому ребёнку высказаться, подумать правильно ли он поступил, а как именно надо сделать. Ну а если возникла ссора, то надо уметь и помириться. Нередко у нас детская дружба не выдерживает серьёзного испытания: так интересно было играть вместе, а вот чем- то поделиться, что- то сделать в ущерб себе ради друга, мы не можем и не хотим. Поэтому приходится объяснять их неправоту.

- Мы проводили с детьми беседы и занятие о друзьях и дружбе. Послушайте и посмотрите, что они рассказывали.

Воспитатель включает аудиозапись или съемку.

Игра «Волшебный микрофон»

А теперь предлагаем вам оказаться на месте ваших детей и ответить на вопрос: «Как вы думаете, зачем нужна дружба в дошкольном возрасте?»

Продолжи предложение:

1. Друг – это тот, кто ___

2. Лучший друг – это тот, кто ___

3. Я переживаю, когда мой друг ___

4. Я радуюсь, когда мой друг ___

5. Мне приятно, когда мой друг ___

6. Мне неприятно, когда мой друг ___

7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг ___

8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг___

 «Фейерверк знаний» по очереди говорит мультфильмы, книги, читает стихотворение, песни о дружбе,

 «Слово - эстафета»

«Мой ребенок научится дружить, если я ….». При этом передаем друг другу сердечко, сделанное руками детей. передаем цветочек.

Станция «Мы решили…» ( Подводится итог собрания, определяемся с темой следующего собрания, планируем помощь родителей при его подготовке.)

-Сейчас каждый из вас может ответить на вопрос: что вы вынесли с родительского собрания для себя? Стоит ли проводить такие родительские собрания? Чему вы научились? Взглянули ли вы на вашего ребенка другими глазами?.Мы надеемся на то, что это родительское собрание помогло вам познакомиться с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками, расширить ваш кругозор в области игр, мультфильмов, книг, песен, способствующих формированию межличностных отношений ребят, узнать, что наши дети знают и думают о дружбе и друзьях.

В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе. Также и человек, один он повянет, а если у него есть друг или друзья, то ему, как говорится и море по колено.

 

Сентемова Елена Юрьевна

Задачи:

- дать родителям знания о значении игры в развитии ребёнка;

- стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребёнком.

Участники: воспитатели, родители, педагог-психолог.

Подготовительная работа: анкетирование родителей, папка-передвижка «Игра в жизни ребёнка, буклеты для родителей «В какие игры можно поиграть вместе с детьми».

План собрания:

1. Вступительное слово воспитателя

2.Показ презентации «Во что играют наши дети»

3. Выступление педагога-психолога

4.Практическая часть

5.Итоги анкетирования

6.Рефлексия собрания

Оборудование:   проектор, фишки разных цветов, атрибуты для игр, презентации

Ход собрания

Вопросы игры:

- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

- Рассказываю о своих играх в детстве

- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком

- Купив ребенку игрушку, объясняю как с ней играть, показываю разные варианты игры

- Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках

- Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, не лишаю его на время игры или игрушки

- Часто дарю ребенку игрушку

Обобщение:

- Если на столе больше красных фишек, значит игры в вашем доме присутствуют всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами. Ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.

 

Сюжетно - ролевые игры

Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

Игра с родителями «Семья»

Предложить родителям разделиться на команды. Каждой команде предложены сюжетно-ролевая игра: «Семья». Родители команд должны продемонстрировать игру с ребенком. (В каждой команде выбирается «мама» и «ребенок»). Вовлечение ребенка в игру. В конце игры мама просит собрать игрушки на место.

 

Игры – драматизации

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки.

Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

 

Показ фото с играми детей

Строительные игры

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Иногда взрослым надо помочь ребенку построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игра «Квадрат Воскобовича»

Дидактические игры

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

 

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Подвижные игры

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы.

В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Результаты анкетирования

ПРОЕКТЫ

МБДОУ детский сад «Берёзка»

«Арт-терапия для детей и их родителей»

 

Данный проект является долгосрочным

Продолжительностью с ноября 2016 г.- апрель 2017 г.

Участники проекта: дети, педагог-психолог, родители.

Актуальность:

Данный проект адресован тем, для кого общение с ребенком открывает новые возможности. У детей можно многому научиться — спонтанности, непосредственности, гибкости, открытости и нешаблонному мышлению. Являясь родителями, мы стараемся уберечь ребенка от проблем, передать ему свой опыт и свое восприятие жизни. Арт-терапия расширяет диапазон общения с ним, помогает лучше понимать взрослые и детские переживания, создает «площадку» для благополучного развития.

Родители, психологи и педагоги в той или иной степени применяют арт-терапевтические методы. Что значит быть хорошим родителем? Лучше быть требовательным или понимающим? Как помочь ребенку, когда он сам не может справиться с трудной ситуацией (поступление в детский сад, в школу, развод родителей, разлука); как поддерживать ребенка, если он боится и не уверен в себе; как относиться к детской лжи; как справляться с упрямством детей? Эти и многие другие вопросы будут предметом нашего обсуждения. Быть родителем — это интересный, увлекательный процесс, в котором взрослый может раскрыться как индивидуальность и помочь ребенку стать личностью.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

Психолог в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала ребенка, так как это является одним из эффективных методов коррекции и развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую

возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и родителей и гармонизации их личности посредством проведения занятий.

Задачи проекта:

● повышение уровня психологической и художественно­эстетической культуры в семье;

● сплочение семьи;

● освоение опыта совместного семейного творчества, творческое развитие каждого члена семьи;

 ● формирование общих интересов у детей и родителей, утверждение общих семейных ценностей;

● развитие навыков эффективного общения и взаимопонимания между детьми и родителями;

● повышение уровня педагогического мастерства родителей;

● раскрытие уникальности и индивидуальности каждого члена семьи;

● снятие эмоционального напряжения детей и родителей;

● формирование творческой биографии семьи.

Главное – это удовольствие от совместного творчества. Ну и еще творческое выражение накопившихся чувств (приятных и неприятных), выявление и трансформация автоматических поведенческих схем в детско­родительских отношениях, прояснение сложных конфликтных ситуаций, получение опыта

развивающего взаимодействия, опыт альтернативного время препровождения. Это возможность лучше понять себя и своего ребенка.

Предполагаемый результат:

· Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его фантазии и креативности.

· Развитие нестандартного подхода к жизненным вопросам и ситуациям, способствует более легкой адаптации к новым жизненным условиям.

· Раскрытие ребенка в своем уникальном самовыражении.

· Повышение самооценки и уверенности в себе.

· Справится с бессознательными страхами ребенка.

· Посмотреть на жизненную ситуацию с новой необычной стороны, увидеть ее в новом ракурсе и найти нестандартные решения.

· Возможность прожить и пережить свои негативные эмоции (злость, гнев, обиду) на бумаге, и не идти с этим дальше по жизни.

  • Сблизиться и получить удивительный, уникальный совместный опыт ребенка и родителя.

Организация занятий, кадровое обеспечение, необходимые материалы:

Предлагаемый вариант программы рассчитан на 20 занятий продолжительностью 1,5 часа. 11 занятий практических (ребенок+ родитель) и 9 занятий теоритических (родители). Занятия проводятся один раз в неделю.

Желательно, чтобы занятия вели два специалиста (психолог и психолог; психолог и педагог), что позволяет осуществить более эффективную помощь детям: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро организовать необходимое пространство для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности поведения детей.

Оптимальное количество участников – 10­12 человек.

Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений.

Групповой арт­терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

· развитие воображения, творческого мышления (Все арт­терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам. У участника упражнения появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций);

· выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);

· самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля над своими действиями);

· социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Каждое практическое занятие строится по единому принципу:

· Приветствие (позволяет настроить участников занятия на работу в группе);

· Вводные разминочные упражнения (раскрепощают участников, погружают в тематику занятия);

· Реализация арт­техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

· Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия,

подведение итогов);

Ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной, а также так называемой функциональной музыки, способствующей созданию позитивного эмоционального фона, выражению чувств и воображению. Использование музыки помогает участникам занятия успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Во время арт­терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. При желании автора могут производиться исправления содержания материала, что случается обычно после

получения «обратной связи» и собственных прозрений.

Сама атмосфера напоминает увлекательное путешествие­игру. При этом человек испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по­другому, более эффективно, чем решал их раньше.

Все упражнения выполняются совместно — родители, бабушки, дедушки и дети, вместе выполняя данные упражнения, учатся лучше взаимодействовать, что способствует взаимопониманию и гармонизации отношений

Для занятий необходимы бумага для рисования, ватман, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, краски акварельные, гуашь, кисти, клей, цветная бумага, старые журналы, газеты.

Мокрушина Юлия Михайловна

Задачи:

1) приобщать родителей к совместной деятельности с детьми;

2) способствовать установлению доброжелательных внутрисемейных отношений;

3) показать ценность и важность друзей в жизни каждого человека;

4) развивать умения дружить и дорожить дружбой;

5) формировать навыки взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

- для детей: сформировано понятие «дружба»; дошкольники научатся практиковать навыки взаимопомощи при решении проблем; приобретут навыки работы в сотрудничестве.

- для родителей: осознание существования проблемы формирования доброжелательных отношений дошкольников; принимают активное участие в жизни группы и ДОУ.

Практическая значимость: взрослые и дети приобрели навыки взаимодействия.

Перспектива проекта: планируется продолжить работу в данном направлении, используя совместную деятельность детей и родителей, как эффективную форму взаимодействия.   

Трансляция:

- уровень ДОУ (родители воспитанников, педагогический коллектив, сайт);

- уровень района, края (публикации в СМИ, выступление на конференции с докладом по формированию доброжелательных отношений дошкольников).

СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Мокрушина Юлия Михайловна

Еж:

«Не пожмёшь! И не старайся!

И отсюда убирайся!

Друга съесть тебе не дам!

Лапы прочь! А то поддам!»

Автор:

Видит зайка: из-под ёлки

Выбегает ёж из норки,

Палкой он лисе грозит.

Ну, а та как побежит!

И лишь пятки засверкали,

Только лиску и видали.

 

2. Выступление родителей: «Сказка про домик, в котором никто не хотел жить»

Ведущий: Жил – был в детском саду домик - красивый, уютный, новый, просторный и долго жил один…Никто из игрушек не хотел в домик этот поселиться, а почему, мы сейчас и узнаем. Надоело домику одному жить, решил он объявление дать (показывает). А во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.211 с.)