Воздействие на духовную составляющую человека. Самореализация и йога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействие на духовную составляющую человека. Самореализация и йога



Почему йога притягивает абсолютно разных людей? «Многие психологи гуманистического и экзистенциального направлений придерживаются мнения, что полное удовлетворение базовых потребностей не может автоматически разрешить проблемы идентичности, построения ценностной системы, жизненного предназначения, смысла жизни» (там же).

Человеку свойственно стремиться к чему-то большему, нежели то, что он уже есть, ему нужна какая-то объединяющая, даже не обязательно конкретная цель, то, что называется смыслом

Обычно человек чувствует в одном мире, но мыслит в другом, это и обуславливает отсутствие этого самого смысла. Этот разрыв непреодолим и порождает страдание, йога – один из наиболее эффективных способов наведения мостов между этими мирами.

По ряду причин, о части которых индивид не имеет понятия, поскольку они были уже в младенческом возрасте, а более поздние вытеснились и ушли из памяти Эго, исходная генетическая структура психосоматики “сминается” в результате травмирующих воздействий. Эти деформации и являются недостатками о которых идет речь. Практика йоги создает условия для восстановления изначальной структуры, когда индивид по всем параметрам возвращается к своему исходнику

“Невежество” это основополагающий недостаток, из которого развиваются все остальные (клеши). Пороки могут быть скрытыми, незначительными, конфликтующими или ярко выраженными”

Патанжали утверждает что главной причиной страданий является непонимание собственной природы. Пока человек не познает собственной сущности, он обречен в той или иной форме испытывать напряженность и страдания

Что же представляет собой главный недостаток? Обратимся к первоисточнику. Патанджали объясняет это следующим образом:

“Невежество можно определить как принятие неверного за вечное, не чистое за чистое, страдание за счастье и не себя за себя”

Невежество это непонимание собственной природы (сварупа). Это основная причина все страданий. Оно устраняется регулярной практикой йоги. В действительности сознание само по себе является причиной невежества, поскольку действует по принципам разделения и различия. Невежество исчезает вследствие углубления в природу, а затем - ее преодоления. Именно сознание ответственно за ошибочное отождествление Эго с телесно-умственным носителем. Если достигнуто отделение (вийога) осознанности от телесно-умственного конгломерата, тогда человек движется к избавлению от невежества и вместе с ним - менее серьезных причин страдания. Невежество ведет к эгоизму, о чем говорит сутра следующая: “Эгоизм можно определить как ложное отождествление видящего (пуруши) с телесно-умственным инструментом

Люди ошибочно принимают психосоматику за свою суть, что ведет к ощущению личной обособленности. Каждый старается навязать свою волю другим ради наживы, любой ценой счет самоутверждения, и цена эта, как правило, неудовлетворенность и страдание, так как желания Эго не имеют предела.

Ощущение Эго ведет ведет к отвержению либо к привязанности к материальным вещам этого мира

“Привязанность можно определить как поглощенность мирскими удовольствиями. Отвращение - как ненависть к явлениям мира”.

Два этих недостатка - привязанность и отвращение, привязанность и антипатия- ведут к постоянным конфликтам и страданиям, поскольку реальные ситуации редко соответствуют нашим потребностям и ожиданиям

Пока мы ощущаем отделенность от нашей истинной сущности, мы всегда будем страдать духовно. Адхьятмическая тапа — это боль, которая обязана своим происхождением жизни без постижения своей внутренней сущности, и здесь существенным является то, что мы прилагаем усилия к тому, чтобы иметь более чистое переживание.

Боль, привнесенная внешними обстоятельствами, также является неизбежной. Течение природных явлений всегда приносит с собой некоторые климатические или геологические неуравновешенности, такие как потопы, засухи, землетрясения, ветры, штормы и так далее, которые влияют на уравновешенность функционирования человеческого тела и, в общем случае, вносят возмущения в нормальное течение жизни.

Эти явления влияют на бизнес человека, на урожай и на многое другое. Кроме того, имеется еще и физическое страдание. Природа непрерывно подвергает тело испытаниям, иногда переизбытком бактерий, иногда несчастными случаями, иногда ментальными или эмоциональными шоками. Существенно поэтому, что занимающиеся хатха-йогой подготавливают себя не только физически, но также ментально, эмоционально и психически, чтобы быть в состоянии противостоять этим трем типам внешних воздействий.

  Вывод: Тело и ум должны быть структурированы таким образом, чтобы оставаться не подверженными мирским обстоятельствам окружающего их физического мира. Таким образом, тело и ум становятся подобными черепахе, которая может высунуть свои конечности, когда это ей необходимо, и укрыться в убежище своего панциря в случае угрозы опасности. Ее конечности являются символами внешних органов чувств, которые должны выдвигаться наружу в случае необходимости; но по нашей команде они могут убираться внутрь и не подвергаться воздействию событий внешнего мира. Чтобы совершенствовать это качество, Сватмарама советует нам практиковать хатха-йогу, потому что именно она дает такую силу и контроль над телом и умом.

Коммуникация «тело-сознание» – первый шаг внутрипсихической интеграции – дает возможность восстановить и сохранять в первозданном виде то, что во все времена называлось душой.

А радость - это природа вашего внутреннего Я, вашей души (Шри Шри Рави Шанкар)

Самореализация может иметь место только тогда, когда читта вритти прекращает свое действие, когда ум или читта более не подвергается влиянию игры трех гун и меняющихся настроений и более нет отождествления с миром объектов. Поскольку наше понимание очень ограничено, мы не в состоянии познать или понять не только состояние кайвальи, самореализации, но даже постичь более высокие состояния сознания [в сравнении с обычными], которые развертываются в самадхи.

Реализация приходит изнутри и не может быть постигнута умом, находящимся на существующем уровне осознавания, поскольку ум «окрашивается» и обусловливается влечением и отвращением, ложной верой, ошибочными концепциями, неправильным мышлением и т. д., которые все относятся к асмите — эго или я-принципу. Чистота ума, полное владение собой, отсутствие желаний и т. д. — всего этого необходимо добиться перед тем, как будет получена способность достижения цели йоги, которой является кайвалья или самореализация. Слово «авастханам» указывает на восстановление своего исходного состояния, и это будет обсуждаться в четвертой главе.

Иначе — отождествление с типовыми проявлениями читты. Что происходит с пурушей — самостью или душой, когда он не пребывает в своей сущностной природе, о которой здесь идет речь? Когда читта-врити не находится в состоянии ниродхи, тогда пуруша пребывает «под сильным впечатлением» от типовых проявлений читты или ее видоизменений.

Мы все знакомы с типом ошибочного отождествления. Когда мы смотрим кинофильм или театральную постановку, мы склонны отождествлять себя с тем, что происходит на экране или на сцене, и испытываем соответствующие эмоции: горе, радость, страх, влечение, отвращение и т.д. Хотя это всего лишь игра актеров, мы имеем склонность отождествляться с тем, что видим, и забывать, что мы просто зрители того, что происходит на сцене. Таким же образом пуруша, [хотя и] является только свидетелем сознания, забывает свою истинную природу и отождествляется с читтой и ее типовыми проявлениями или видоизменениями в такой степени, что очень трудно вывести себя из этого отождествления.

Наука йоги, как она представлена Патанджали, рекомендует различные техники, предназначенные для людей, имеющих различный темперамент, чтобы они могли привести материю ума или читту в состояние ниродхи. В этом состоянии пуруша становится сознательным к своей собственной природе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.007 с.)