Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ромашов С марксистской точки зренияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Продолжая исследовать, что разные литературоведы, писатели и критики писали о «Поединке», стоит обратиться к другому важнейшему аспекту повести – главному герою Ромашову. Как уже было сказано выше, разногласий в характеристике этого героя советскими литературоведами практически не было, а если и были, то очень незначительные. Различие можно найти лишь в оценках этого героя. Исследователи находят в Ромашове склонность «к экзальтации, к мучительным раздумьям»[89], живой ум, искренность («Постепенно этот молчаливый, робкий и некрасивый подпоручик внутренне раскрывается перед читателем, привлекая своей свежестью, чистотой и наивностью, а также и своим хотя и не дисциплинированным, но несомненным природным умом»[90]) и болезненное переживание несправедливости окружающего мира («на Ромашова противоестественность и бесчеловечность такой службы производят впечатление отталкивающее»[91]). При этом не одним исследователем выделено совмещение в главном герое двух идейно-нравственных противоположностей («Социальное и индивидуальное тесно переплетено в характере героя повести»[92]). Берков пишет о «борьбе в Ромашове индивидуалистического, эгоистического начала (его мысли о своем "Я") и социального, альтруистического (его отношение к солдату Хлебникову). В "Поединке" не показано, какое начало берет в Ромашове верх. Ясно только одно: совместить гуманное отношение к Хлебникову с презрением Назанского к своему "ближнему, подлому рабу, зараженному, идиоту" невозможно». В целом, рассматривая далее работу Беркова, можно найти достаточно резкую оценку по отношению к главному герою. Он называет философию, к которой тот приходит в ходе своих размышлений «глупым утешение для изломанных жизнью, безвольных и эгоистичных людей», не давая, таким образом, Ромашову ни поблажки, ни сочувствия. «Во всех его рассуждениях и размышлениях о жизни совершенно нет места вопросу о революции и о революционерах. <…> Он не в состоянии понять, что каждый человек не только "Я" (для себя), но в то же время и "не-Я" (для другого), что человека нельзя рассматривать вне общества, вне коллектива, умозрительно, отвлеченно»[93], – утверждает учёный, и, конечно, он прав. Однако, он прав лишь со своей точки зрения, он рассматривает и критикует самые слабые места философии Ромашова с позиции марксизма, игнорируя остальные, не такие уж плохие жизненные положения. Возможно, поэтому мнение остальных исследователей по поводу Ромашова не так резко, и оценки не так суровы. В работах других литературоведов обращается внимание не только на «неправильные» мысли Ромашова, но и на то, что может быть зачатком социалистической мысли. Акцент делается на правильном пути Ромашова, на его человеколюбии, доброте, на его стремлении оторваться от армейской буржуазии и их ценностей, на протесте против жестокого отношения к солдатам («нельзя не симпатизировать ему, когда он борется с общественной несправедливостью, когда он протестует против пошлости и сам показывает примеры человечности в отношениях к людям»[94]). Для Катаева, например, важным является не наивность героя и не по-юношески максималистские пацифистские убеждения, а «сам разрыв Ромашова с окружающим, понимание того, что у каждого из солдат — свое “я”»[95]. «Он не трус, парализована лишь его воля, ибо он принадлежит к поколению усталой и разочарованной интеллигенции. И все же в нем есть та любовь к правде, справедливости, то уважение к человеку, которые подчас могут толкнуть на решительные поступки»[96], – ещё одна скорее положительная характеристика. Обвиняется Ромашов разве что в «расплывчатом демократизме порядочного человека, которому неприятно издевательство над людьми», то есть в отсутствии понимания, что является причиной (по мнению, опять-таки, людей советского толка) такого издевательства. Но даже после такого обвинения, Волков пишет: «Но и он [демократизм] возвышает Ромашова над остальными, показывает, на что способен этот молодой офицер». Снова со стороны этого исследователя ощущается стремление найти в главном герое как можно больше положительных черт, амнистировать героя, которого и так в целом не считали отрицательным. «В противоположность другим офицерам, Ромашов относится к солдатам по-человечески», – Волков нередко в своей монографии противопоставляет Ромашова остальному его окружению, подчёркивая таким образом достоинства главного героя. Приведу ещё одну негативную оценку, и тут же следующее за ней суждение, выравнивающее мнение на более положительное: «Ромашов — это тип пассивного мечтателя, тип человека, для которого мечта служит не источником творческого вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, для борьбы, а преимущественно средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность этого героя — в его искренности, в его человечности <…> Ромашов страдает — страдает за себя и за всех “униженных и оскорбленных”»[97]. В целом, обобщая работы нескольких исследователей, можно сказать, что, по их мнению, значение главного героя в том, что он является своеобразным промежуточным звеном между «старым» и «новым» миром, символом борьбы в человеке «неправильного» и «правильного» («Начиненный предрассудками, наивно-романтическими представлениями, эгоистическими намерениями "старый" Ромашов вступает в разлад с "новым", стремящимся осознать свое место в борьбе за освобождение народа»[98]). Он ещё не имеет воли для того, чтобы жить новой жизнью, но уже понимает необходимость сопротивления окружающей его бесчеловечности, он, так называемый, «человек, начавший расправлять крылья»[99] («Куприн стремился показать интеллигента, сходящего с проторенной дорожки буржуазного благополучия, освобождающегося от груза буржуазных чувств и представлении, мешающих ему стать на новый путь. Но сам Куприн не был готов к тому, чтобы повести своего героя по этому новому пути, по которому пошли подлинные герои нового времени»[100], «это слабый герой, но уже способный в процессе «прозрения» к сопротивлению»[101]). «В «Поединке» показано растущее активное сопротивление человека социальной и нравственной бесчеловечности среды»[102], – считает Соколов. Размышления и нравственный поиск Ромашова, полный «ошибок» и заблуждений оправдывается тем, что его «страдания заставляют его все более внимательно вглядываться в социальные отношения»[103], а значит быть на пути к идеалу «нового человека». «Ромашов гибнет, вступив на путь сопротивления ненавистному миру, и это сообщает всему произведению, несмотря на ряд мрачных картин, оптимистическую перспективу»[104], – характеристика прямо-таки революционера, а не пассивного эгоистичного мечтателя. Так что несмотря на недостатки мировоззрения подпоручика Ромашова, он в целом признаётся как положительный тип, вызывающий симпатию и сочувствие, чего нельзя сказать об образе Шурочки Николаевой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.008 с.) |