Прочитайте слова. Спишите эти слова, раздели их для переноса. Найдите и подчеркните согласные буквы, которые при письме нужно проверять. Как проверить парный согласный звук в корне слова? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте слова. Спишите эти слова, раздели их для переноса. Найдите и подчеркните согласные буквы, которые при письме нужно проверять. Как проверить парный согласный звук в корне слова?



ФОНЕТИКА


ярко - ____________

песня - ___________

майор - ___________

счастье - ____________

касса - ______________

метро - _____________

съёмка - _____________

листья - _____________

лестница - ____________

праздник - ___________

красная - _____________

мороз - ______________


 


[р’ика] - _____________

[дарога] - ____________

[в'исло] - _____________

[т’эма] - _____________

[й’эл’] – _____________

[й’акар’] – ____________

[ч’исы] – _____________

[дуп] – _______________

[й а м а ] - ____________


 

[м’эсный] – _________________________

[каз’ба] – ___________________________

[зб'эгат'] – __________________________

[см’ий’аца] – _______________________

 

 В семенах репейника есть масло.         

   ________________________________________________________

Оно нужно для приготовления мыла.

___________________________________________________________

Из стеблей репейника делают бумагу.

__________________________________________________________

Настой его корня на масле улучшает рост волос.

_________________________________________________________

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Оз…ро Балхаш – ж…мчужина Казахстана толстым льдом покрыто озеро только в проруби видна в…да в глубокой т…шине на дне з…мует рыба.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                       
судак
 
сом
сазан
 
маринка
   
лещ
 
 карась

 

 


 

 


                                                                                                                                                                                   

1 слог   2 слога   3 слога
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

озеро   окунь   гимназия
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заво… -                         , сне… -                , голу…ь -             ,

арбу… -                  , хле… -                   .

 

 

 

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Найди исправь ошибки:


о- гонь - ____________________

по-д ъ ем - ___________________

кон ь -ки - ___________________   

зме- я - _____________________

ле- й ка - ____________________

ва- нн а - ____________________


 

Составь словосочетания верно, выдели и прокомментируй орфограммы:


лисья логово

медвежья нора

заячьи рога

волчье берлога

оленьи следы


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вставь пропущенные буквы, прокомментируй орфограммы:

П…чен…е, (К, к)оля, лис…и, ден…, плат…е, п…ют, руч…и, мал…чик, п…лёт, к…лос…я, п…л…ёт, с…м…я, д…рев…я, олен…и.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Соотнесите фразеологические обороты и их значения:

 

1. Сапоги каши просят.                         Похожие люди, особенно по их недостаткам.    

2. Быть под сапогом.                             Продырявились, износились, требуют ремонта.

3. Два сапога пара.                                 Заискивать, угодничать, унижаться.

4. Стлаться под сапогом.                      Быть в полном подчинении у кого-либо.

Во второй столбик запиши имена прилагательные – антонимы, раздели их для переноса:

 

близкий –__________________ новый – __________________ широкий – ________________ шершавый – _______________ добрый – _________________ трудный – ________________ мокрый – _________________ горячий – _________________ храбрый – ________________ чёрный – _________________

 

Прочитайте слова. Спишите эти слова, раздели их для переноса. Найдите и подчеркните согласные буквы, которые при письме нужно проверять. Как проверить парный согласный звук в корне слова?

Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     
ЗАПОМНИ!   Переноси слова по слогам: му-ра-вей, сравни: здесь. Слог из одной гласной не оставляй на строчке и не переноси на другую: ово-щи, аист. Буквы Ь, Ъ, Й не отделяй от стоящей перед ними буквы: ма-лень-кий, объ-яв-ле-ние, му-ра-вей-ник. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, другую переносят: суб-бота, сум-ма.  

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В каждом столбике подчеркни слово, которое правильно разделили для переноса:

деньки отъезд зайка семья группа
деньк-и отъ-езд зайк-а семь-я групп-а
день-ки отъе-зд за-йка се-мья груп-па
де-ньки от-ъезд зай-ка сем-ья гру-ппа

 

Фонетический разбор слова МЕБЕЛЬ.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Во второй столбик запиши имена прилагательные – синонимы:

известный – ___________________ гигантский – __________________ печальный – ___________________ забавный – ____________________ знойный - __________________ влажный – _________________ мощный – __________________ увлекательный – ______________

 

 

       

 


ЛЕКСИКА

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1. Записать, что общего:

- у человека, у корабля, у чайника,

- у ежика, у ели, у шприца,

- у гриба, у стола, у ребенка,

- у велосипеда, у двери, у телефона

 

ОМОНИМЫ

1. Коса – девичья коса, прическа

2. Коса – орудие труда для срезания травы

3. Коса – песчаная отмель

- Омонимы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лук____________________________Лук__________________________________________

 

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула. Но стул не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», – говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

– Где вы были? – У Лисички!

– Что вы ели там? – Лисички.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ,

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну,

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОМОФОРМЫ

 


вода стекла – ваза из стекла

косить косой – косой взгляд

пчелиный рой – рой землю

жаркая печь – печь пироги

острая пила – пила компот

лечу самолетом – лечу горло


Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи, называются омоформами.

 

ОМОФОНЫ

А есть ещё омофоны, которые доставляют много неприятностей, звучат одинаково, а пишутся по-разному:

 


гриб – грипп

вышел - вышил

палить – полить

сторожил – старожил

съезд – съест

сидеть – седеть

порок – парок

луг – лук

плод – плот

бал – балл

предать – придать


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

ОМОНИМЫ ОМОФОРМЫ ОМОФОНЫ
Одинаково звучат и пишутся Одинаково пишутся, звучат по-разному Одинаково звучат, пишутся по-разному
     
     

Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

Сложный код. Пушистый кот.

У Маши длинная коса. Коси, коса, пока роса!        

Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок.     

На грядке рос зелёный лук. Мы с ребятами пошли на луг.                                     

ФРАЗЕОЛОГИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1. Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары:


кот наплакал

ходить вокруг да около

слова не вытянешь

семи пядей во лбу

дать маху

рта не закрывает

олух царя небесного

попасть в точку

куры не клюют

брать быка за рога


 

2. Замените одним словом следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза __________________________________

Точить лясы _____________________________________

Клевать носом ___________________________________

Бить баклуши ____________________________________

 

3. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:


Делить шкуру неубитого______________;

Купить _____________________ в мешке;

__________________ в мешке не утаишь;

Беречь как ______________________ ока.

Согнуть в _______________________ рог;

Толочь ______________________ в ступе;

Не в бровь, а в ______________________;

Выйти ______________________ из воды;

Надуться как _______________ на крупу.


 

Найдите ошибку

 


- Первый блин колом

- Своя ноша не тонет

- Не в деньках счастье

- Комар косу не подточит

- Нет козы без шипов


 

6. Вместо точек вставить названия животных.


Голоден как ________________________
Хитёр как __________________________          
Здоров как _________________________         
Изворотлив как _____________________     

Нем как ____________________________

Труслив как ________________________             

Грязный как ________________________
Упрям как __________________________

Болтлив как _________________________

Колючий как ________________________

Надут как __________________________

 


 

7. Определить, где выражение "ни пуха, ни пера" употреблено в переносном смысле. Объяснить смысл фразеологизма.

Ни пуха, ни пера


Рано утром мама квочка                                 

В класс отправила сыночка                            

Говорила: - не дерись,                                   

Не дразнись, не петушись                             

Поспеши, уже пора                                       

Ну, ни пуха, ни пера                                    

Через час едва живой,

Петушок идёт домой

Ковыляет еле - еле

Он со школьного двора

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, не пера


 

Три «ОПАСНЫХ» падежа

  1 склонение 2 склонение 3 склонение
Р.п. - Ы, - И - - И
Д.п. - Е - - И
П.п. - Е - Е - И

 

 

  1 склонение 2 склонение 3 склонение
Им.п. рябина помидор фасоль
Р.п.      
Д.п.      
В.п.      
Т.п.      
П.п.      

Оценочный лист.

Критерии оценивания:

Умею +

Затрудняюсь -

Умею выделять имя существительное   Умею определять вопросы, на которые отвечает имя существительное.   Умею изменять имя существительное по числам и падежам   Умею определять начальную форму имени существительного   Умею определять постоянные признаки имени существительного.   Умею определять непостоянные признаки имени существительного.   Умею писать безударные падежные окончания имен существительных.   Умею склонять (изменять по падежам) имя существительное.  

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».                                                                                   К.Г.Паустовский.

 

Со…нц… скрылос… и н…чн…. туман медл…нно п…днимался с оз….ра.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

И кисточки атласные

Под жемчугом росы

Горят, как серьги ясные

У девицы-красы.

А рядом, у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

             С.Есенин

 

Равносторонн… прямоугольник                    жираф

Самое больш… животное в мире                   нефть

Последн… день недели                                   Луна 

Самое глубок… озеро                                     воскресенье

Самое высок… животное на земле                 квадрат

Чёрн.. золото                                                   голуб… кит    

Естественн… спутник Земли                            Байкал

 

____________________________:       __________________________________:

Улица узка – ____________________ улица узкая - ________________________

Человек больной – _______________ человек болен -_______________________

Комната низкая – ________________ комната низка - ______________________

Она добрая – ____________________она добра - __________________________

Родина прекрасная – ______________Родина прекрасна - ___________________

М.р - естественн…, обворожительн…, гигантск…, техническ…, областн…, сдержан….

Ж.р. - внешн…,  никчемн…., конопат…., маслян…, самоуверен..., малограмотн….                              

Ср.р. - дружеск…, апельсинов…, первобытн…, равнозначн…, голуб...., быстротечн...

 

1) Мой друг самый честнейший человек.

_______________________________________________________________________

2) На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее.

_______________________________________________________________________

3) Эта оправа для очков более женская, чем мужская.

_______________________________________________________________________

4) Такой вариант для исправления текста еще более худший.

_______________________________________________________________________

5) Сейчас наиболее интенсивнее развивается информатика.

_______________________________________________________________________

6) Новая кофточка еще коричневее старой.

_______________________________________________________________________

 


Я знаю, чтобы …

 

Я научился …

 

Я удовлетворён…

 

 

Антонимы

Синонимы

Зимний   Неряшливый   Чёрствый   Быстрый   Здоровый   Ласковый   Сытый   Мудрый   Острый   Косматый   Трусливый   Холодный   Мягкий   Смирный   Зрячий   Душистый   Кривой   Ветхий  

В…р…бей

Это мал…н…к… п…движн… птичка с …кругл… г…ловк…, к…ротк… ше…, яйц…видн… туловищ…, к…ротк…… …кругл…… крыл…ями. Клю…. Тверд…, к к…нцу за…стренн…... В х….лодн….. пору птицы с…дят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. В…р…бьи ч…ст…плотн…., постоянно ох…раш…ваются, охотно купаются з…мой в сн…гу.

 

Дятел

У этой птицы кр…сив… пестр… оп…рение: верх тела – ч…рн…, на г…л…ве и шее бел… пятна, на сложенных крыльях бел… пол…сы, подхвостье и темя красн…. Клю… прочн… и остр…. Этим клюв…. он выдалбливает глубок… дупло для гн…зда, семечки из ш…шек вылущивает. А …зык у дятла остр… и липк…, с жестк… щ…тинками на к…нце, достает насекомых из люб… щели! Лапки у него к…ротк… с цепк….. когтями, поэтому он свободно лазает по ств…лам д…ревьев, а к…ротк… упруг… хвост служ…т опорой при д…лблении. Ж…вут дятлы в дуплах, там и пт…нцов св…их выращивают.

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!                  Л.С.Петрушевская

СОЧИНИ СТИХОТВОРЕНИЕ

……………….. снежинка

………………..пушинка

………………..летала

………………..упала

Что «лишнее»?


1. Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

2. Стеклянный, хрупкий, деревянный

3. Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

4. Добрый, умный, ласковый, нежный

5. Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

6. Смелый, отважный, высокий, решительный

7. Белый, синий, нежный, зеленый.


Вставь окончания

определи у имени существительного:

ГЛАГОЛ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Д…журный –__________________________

м…роз – ______________________________

р…бота – _____________________________

б…седа – _____________________________

вес..л… – _____________________________

учит…ль - ____________________________

 

работать - _________________________________________________________

веселить - _________________________________________________

 

Мальчик споткнулся и ______________________. (растянулся, шлепнулся, упал)
Небо ____________________ тучами. (закрыло, заволокло)
Разведчики внимательно ___________________ за берегом реки. (смотрят, наблюдают)

 

Совать нос – _________________              Зарубить на носу – ___________________

Клевать носом – ______________             Чесать языком – _____________________

Надуть губы – ________________            Мозолить глаза – _____________________

Унести ноги – ___________________                                             

     
 

 


Мир строит, а вайна ________________________________.

Трут кормит, а лень ___________________________________.

Человек отлени болеет, а от труда ______________________________.

Чем зря кричять, лучше __________________________________.

Декабр год кончает, а зиму _________________________.

По одёжке встречают, а по уму _________________________________.

 

болтать                [л, у б, и т,] ____________________________      
ненавидеть          [в р а ж д а в а т,] ________________________
дружить               [м а л ч, а т,] ____________________________           


I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща.

О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок.

Картошку копать, не руками махать.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Уважают и почитают картофель во многих странах: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?

2) Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос:

Что делал? Что делать?

3) К I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на

-еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;

4) Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться) относятся к I спряжению?

5)  У глагола прошедшего времени определяется род?

6) Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?

7) Личные окончания глаголов II спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?

8) Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся ко II спряжению?

 

 

 


Наступа…шь (… спр.), пролета…м (… спр.), слыш…м (… спр.),             исчеза…шь (… спр.), чувству…м (… спр.), люб…м (… спр.), гон…м (… спр.), дыш…шь (… спр.), смотр…м (… спр.), пробега…шь (… спр.), свет…шь (… спр.), вид…м (… спр.).

   
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Единственное число

1 лицо    
2 лицо    
3 лицо    

Множественное число

1 лицо    
2 лицо  
3 лицо    

 

 

 


                                                                                                            

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Летом по лесу _____________,

Зимой в берлоге ___________.                            

                     ______________________

 

В траве _____________,                                                                                   

Хвостом _______________,

Хвост _____________,                                                                                                                                                                                          

Другой _______________.

                        _____________________                                                                                       

Через океан ______________ великан

И _______________ воды фонтан.        

                                      ______________

 

Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там _____________ и ______________,

_____________ и _______________.  

                                     ______________                                


 

 


Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.323 с.)