Одновременно с созданием союза российских архивных деятелей в России был разработан еще один законопроект архивной реформы, автором которого был Ф. А. Ниневе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одновременно с созданием союза российских архивных деятелей в России был разработан еще один законопроект архивной реформы, автором которого был Ф. А. Ниневе.



18 марта 1917 г. Ф.А. Ниневе направил Временному правительству «Записку об организации архивов в России». Одновременно он обратился к начальнику 1-го отделения Государственной думы Я.В. Глинке с предложением о проведении общего архивного преобразования. В записке и в письме в Думу автор проекта указывал на неупорядоченное состояние российских архивов, хотя «архивный вопрос, – по его мнению, – государственный вопрос, и не последней важности».

Говоря об основных направлениях планируемой реформы, Ф.А. Ниневе попытался увязать вопрос централизации архивов Морского министерства и Военного ведомства с финансовыми вопросами, отметив, что расходы на архивы при этом не увеличатся, а уменьшатся. Например, концентрация архивов в одном центральном архиве Военного министерства (а их только в Петрограде было более 20, не считая полковых архивов) привела бы к сокращению численности штатов, а, следовательно, и к значительной экономии средств. Ф.А. Ниневе считал, что этот подход необходимо распространить не только на военное, но и на другие министерства. Таким образом, его проект фактически выходил за ведомственные пределы. Документы невоенных ведомств и учреждений он предлагал сосредоточивать не только в общих архивах министерств, но и на местах, в окружных архивах. Начать же реформу Ф.А. Ниневе предлагал с архива Государственной Думы и выражал готовность лично взяться за это дело. Ф.А. Ниневе предлагал позаимствовать французский опыт использования после революции конца XVIII в. свободных дворцовых помещений под архивы и музеи и деления страны на провинциальные архивные округа. К расходам на архивы в провинции он считал необходимым привлечь органы городского самоуправления и другие местные учреждения.

Зная инерцию и консерватизм бюрократического аппарата российского государства, Ниневе рассчитывал обойтись при продвижении своего проекта к статусу закона без комиссий. Создать комиссию он предлагал лишь «при окончательном рассмотрении и одобрении проекта, куда бы вошли опытные, практически подготовленные лица из историков, юристов и строителей-архитекторов». Но, с другой стороны, Ниневе считал, что проект реформы должен базироваться на официальных данных, сбор которых «недоступен для частного лица» и возможен лишь при помощи высших государственных учреждений. Письмо и брошюра были посланы профессору П.Н. Милюкову, министру Временного правительства, в марте 1917 года. Однако Ниневе не получил никакого ответа на свои предложения ни от Временного правительства, ни от Думы.

Таким образом, проанализировав правовые акты Российской империи, а также проекты законов о централизации архивного дела в России, необходимо отметить, что царское правительство не выработало единой политики в области реорганизации архивного дела, хотя реформаторы XIX в. создали для этого прочную базу.

Научная интеллигенция России поставила вопрос о сохранности национального достояния – архивов. Основными идеями всех известных проектов реорганизации архивного дела в России были концентрация архивных документов, недробимость фондов и централизация системы архивных учреждений. Но ни один из известных проектов не нашел практического воплощения.

В дореволюционной России сложилась огромная сеть архивов. Всего в стране до 1917 г. насчитывалось свыше 120 тыс. правительственных и общественных архивов. Над ними не было единого руководящего органа, они находились в подчинении различных ведомств. Документы передавались из канцелярии в текущие архивы, а оттуда в исторические архивы нерегулярно, задерживаясь на десятилетия. Частновладельческие архивы оставались без правительственного контроля, и их гибель носила массовый характер.

Деятельность созданных на местах ученых архивных комиссий можно охарактеризовать как попытку научной общественности сохранить архивное наследие, однако ряд причин препятствовали этому: во-первых, отсутствие закона об архивах в Российской империи, отсутствие поддержки царского правительства в решении этого вопроса; во-вторых, сложность политической обстановки в России. Как следствие этих причин – отсутствие финансовой базы для создания государственных архивов.

Но, несмотря на очевидные провалы проектов реформирования архивного дела, именно в конце XIX – начале XX в. окончательно сформировалась научно-теоретическая база закона об архивном деле, что в дальнейшем нашло воплощение в декрете 1918 г. Совета Народных Комиссаров РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.005 с.)