Развитие лексики детской речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие лексики детской речи



Имеющиеся данные о процессе овладения лексикой родного языка позволяют выделить основные этапы развития лексикона ребенка.

1. Развитие лексикона начинается с его пассивной части – существует непродолжительный этап, когда ребенок уже проявляет первые признаки понимания обращенной к нему речи, но еще не говорит (примерно с 7-10 до 11-13 месяца жизни). На этом этапе ребенок не использует слов в своей речи, выражая свои коммуникативные намерения с помощью вокализаций определенной интонационной структуры, жестов и мимики, но уже начинает понимать и реагировать на обращенную к нему речь. По данным И.Н. Горелова, к первому году отмечается адекватное понимание 60 слов в различных простых предложениях и ситуации. Понимание слов и в дальнейшем опережает их использование в речи, поэтому пассивная часть лексикона всегда шире активной.

2. Второй этап начинается с момента появления слов в активной речи и продолжается до появления первых двусловных предложений (примерно от 1 года до 1.8-1.9). Слово на этом этапе используется ребенком в основном для установления контакта, выражения требований, удовлетворения насущных потребностей. Плавный и относительно медленный прирост словаря на данном этапе (обычно за этот период накапливается около 50-60 слов) связан с продолжением активного использования системы невербальных знаков в общении. Количество понимаемых слов значительно больше количества активно используемых – И.Н. Горелов отмечает ко второму году адекватное понимание различных простых предложений на базе 470 слов в ситуации.

3. Третий этап в развитии лексикона совпадает с периодом усвоения грамматической структуры предложения (примерно от 1.9 до 3-3.5 лет). Качественное изменение лексикона на данном этапе по сравнению с предыдущим состоит в обретении словами устойчивой предметной отнесенности и первичных грамматических признаков. К четырехлетнему возрасту активный лексикон достигает 2-2.5 тысяч слов. Такой интенсивный рост количественных показателей связан с расширением коммуникативных и познавательных потребностей ребенка, с переходом к использованию речи как основного средства общения. Слово начинает функционировать уже в присущей ему номинативной функции и приобретает грамматическую оформленность, появляются существительные, глаголы, прилагательные. Состав лексикона отражает предметы ближайшего окружения маленького ребенка, действия с ними, а также их отдельные признаки. Ребенок познает мир поэтому преобладают конкретные существительные.

4. На четвертом этапе начинается понятийное структурирование лексикона: ребенок овладевает системой житейских понятий, применительно к своему ближайшему окружению. Объем лексикона дошкольника быстро растет, и к 6-7 годам активная его часть достигает в среднем 3.5-4 тысяч слов.

Состав лексикона дошкольника отражает продолжающееся освоение ребенком окружающей его действительности. Описывая тематическое разнообразие используемой дошкольником лексики, исследователи (В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, Т.Б. Филичева и др.) отмечают, что дети этого возраста употребляют слова – названия предметов: одежды, обуви, посуды, мебели, продуктов питания, транспортных средств; названия частей тела человека, животных, названия природных объектов и явлений. В процессе освоения предметного мира, изучения особенностей (прежде всего сенсорно воспринимаемых) предметов дошкольник овладевает названиями материалов (бумага, стекло), учится называть признаки предметов (форму, размер), состояния (физическое, душевное). Активно используется лексика, отражающая ориентировку во времени и пространстве (утро, вечер; вперед, назад).

5. Значительные изменения в лексиконе ребенка, возникающие с началом школьного обучения, знаменуют новый этап его развития. Лексикон младшего школьника быстро пополняется: количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 тысяч до 7-15 тысяч к 10-11 год ам, усваиваются новые значения уже известных слов.

Развитие значения слова продолжается по линии обогащения содержания слова вербально-логическими, иерархически выстроенными отношениями; наряду с житейскими, начинают формироваться научные понятия, что приводит к уточнению или даже перестройке значения употребляемого ребенком слова. Неполноценное понимание значения слова, его системных связей приводит к ошибкам при восприятии и создании высказываний. Особую трудность для осознания представляет переносное значение слова, особенно если в основе переноса не конкретный, наглядный признак, а отвлеченное понятие (ползли слухи).

Таким образом, качественные изменения лексикона, происходящие в процессе когнитивного развития ребенка и отражающие его растущие познавательные возможности и коммуникативные потребности, проявляются прежде всего в особенностях семантики и функционирования единиц лексикона в речи, а также в тех связях между единицами, которые определяют структуру лексикона на каждом этапе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.194 (0.007 с.)