Онтогенетическое развитие связной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтогенетическое развитие связной речи.



Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Связная речь – любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Основная функция связной речи – коммуникативная.

Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе (М.М. Алексеева, В.И. Яшина) (лингвистическая классификация).

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах действительности (А.Р. Лурия, Л.И. Федоренко). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентаций на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее определенно говорящим и предварительно планируется.

Диалогическая речь состоит из реплик, из цепи речевых реакций, осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность ситуации, знание того, о чем идет речь. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в диалоге ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Интенсивное овладение монологической речью начинается в 5-6 лет.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной (психологическая классификация). Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли.

Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.

Первой у ребенка появляется ситуативная речь, понятная только в конкретной ситуации. Позже появляется контекстная речь. Ситуативная речь при этом не пропадает. В общении со сверстниками дети чаще используют контекстную речь, в общении со взрослыми – ситуативную (от взрослого требует то, что срочно хочет получить).

Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения. На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложненная структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

В школьном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)