Формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.



Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Слово – это номинативная единица языка, которая служит названием предмета, его признака, явления и действия.

Лексика – совокупность слов, входящих в состав языка.

Факторы, влияющие на усвоение лексики в онтогенезе: развитие представлений ребенка об окружающей действительности, биологические факторы и социальная среда.

Пассивный словарь (импрессивная лексика) – те слова, которые ребенок знает, понимает их значение.

Активный словарь (экспрессивная лексика) – те же слова, которые ребенок использует в общении с окружающими.

В норме пассивный словарь преобладает над активным.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие лексического строя речи в онтогенезе. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Важнейшими факторами развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступают неречевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием слов, связанных с определенной конкретной ситуацией.

В связи с этим развит ие лексики во многом определяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Формирование речи, овладение словом и лексико-грамматическим строем, развитие связной речи детей многосторонне рассматриваются в работах многих авторов, таких как Е.Н.Винарская; А.Н.Гвоздев; Н.И.Жинкин; Н.И.Красногорский; А.Р.Лурия; Г.Д.Розенгард-Пупко; С.Л.Рубинштейн; Т.В.Туманова Т.Б.Филичева; Д.Б.Эльконин и другие.

E диного подхода к периодизации не существует.

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в концепции «речевого онтогенеза» А.А.Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий»:

1 период - подготовительный (с рождения до года) - это доречевой этап, в котором выделяются периоды гуления и лепета;

2 период - преддошкольный (от года до трех лет): 2-й год жизни - этап первичного освоения языка (дограмматический), 3-й год жизни - этап усвоения грамматики;

3 период - дошкольный (от трех до семи лет) - этап наиболее интенсивного речевого развития ребенка, когда происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, формируются навыки словообразования и словоизменения, развиваются умения морфолого-синтаксического оформления предложений, формируется способность к построению связных развернутых высказываний (после 5 лет);

4 период - школьный (от семи до семнадцати лет) - продолжается совершенствование лексико-грамматического строя, связной речи, формируется письменная речь.

Формирование грамматического строя в онтогенезе. Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н.Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, А.М.Шахнаровича, Д.Б.Эльконина и др.

А.Н.Гвоздев выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи:

1 период - период предложений, состоящих из аморфных слов корней, который включает два этапа:

1 этап однословного предложения (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 8 мес.);

2 этап предложений из нескольких слов-корней (1 г. 8 мес. до 1 г.10 мес.).

2 период - период освоения грамматической структуры предложения, состоящий из трех этапов:

1 этап формирования первых форм слов (1 г.10 мес. – 2 г. 1 мес.);

2 этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 г. 1мес. – 2 г.6 мес.);

3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических выражений (2 г.6 мес. – З г.);

3 период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (3 - 7 лет).

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.008 с.)