Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина



В произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса историка КПСС должны интересовать, во-первых, все программные работы основоположников научного социализма для изучения почти всех периодов и основных проблем истории КПСС и того нового, что внес в марксизм основатель нашей партии В. И. Ленин; во-вторых, все высказывания Маркса и Энгельса о России XIX в. для изучения периода распространения марксизма в России.

 

Из программных трудов К. Маркса и Ф. Энгельса назовем лишь важнейшие, без которых невозможно приступить к изучению истории нашей партии.

 

Первый программный документ научного коммунизма «Манифест Коммунистической партии» является отправным источником при изучении истории Коммунистической партии Советского Союза. В этом историческом документе К. Маркс и Ф. Энгельс впервые изложили мировоззрение пролетариата, научно обосновали неизбежность гибели буржуазии и завоевания пролетариатом политической власти. Основная идея «Манифеста» — идея пролетарской революции и диктатуры пролетариата — краеугольный камень учения марксизма и главное программное положение пролетарской партии. Об этом говорят прямые указания К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии» (глава I), что ближайшая цель коммунистов «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти» (глава II) и эта цель может быть достигнута «лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя» (глава IV)[2]. Вся последующая борьба К. Маркса и Ф. Энгельса за пролетарскую партию, вся история борьбы В. И. Ленина за создание марксистской партии в России и борьбы рабочего класса за власть направлены на осуществление этой идеи. Признание или отрицание диктатуры пролетариата со времени написания «Манифеста» и до наших дней является основным водоразделом между марксизмом и ревизионизмом.

 

Термин «диктатура пролетариата» в «Манифесте» отсутствует. Он появляется впервые в 1850 г. в работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции», где автор «Манифеста» на основе исторического опыта революции 1848-1849 гг. дает точную и яркую формулировку цели пролетарской революции, указав, что «социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще…»[3]. Дальнейшее развитие идеи диктатуры пролетариата дано в известном письме К. Маркса к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г.[4] и в «Критике Готской программы», написанной в 1875 г.[5].

 

Выдвинутая К. Марксом и развитая В. И. Лениным теория диктатуры пролетариата не случайно подвергалась и подвергается самым ожесточенным нападкам со стороны ревизионистов всех времен, от Бернштейна до авторов программы СКЮ, которые подменяют идею диктатуры пролетариата идеей борьбы «за контроль над механизмом управления государственными средствами производства» путем завоевания «решающего влияния в государственной власти»[6].

 

В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы учения о партии как передовой части рабочего класса, владеющей революционной теорией. Они выдвинули принцип интернационального построения партии. В IV главе «Манифеста Коммунистической партии» К. Марксом и Ф. Энгельсом изложены основы тактики пролетарской партии, ее отношения к другим партиям. «Манифест Коммунистической партии» содержит также указания о том, какие основные мероприятия должен осуществить пролетариат, взявший власть[7].

 

К «Манифесту Коммунистической партии» тесно примыкает другой документ — «Устав Союза коммунистов»[8], в котором К. Маркс и Ф. Энгельс впервые выдвинули организационный принцип демократического централизма в построении пролетарской партии, определили условия членства партии, предусматривающие подчинение постановлениям Союза и обязательную работу в одной из его общин, за которую каждый член Союза должен был регулярно отчитываться.

 

Последовательная защита принципа демократического централизма, а в условиях подполья — строгого централизма в построении партии проходит через всю борьбу В. И. Ленина за партию, за ее единство и боеспособность. В основе ленинской формулировки § 1 Устава РСДРП также лежит обязательность активного участия в работе партийной организации, указанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

Созданию «Манифеста» предшествовала работа Ф. Энгельса «Принципы коммунизма»[9], написанная им осенью 1847 г. по поручению Парижского окружного комитета Союза коммунистов. Эта работа является предварительным проектом программы Союза коммунистов и написана в традиционной форме вопросов и ответов. Такую форму Ф. Энгельс в письме к К. Марксу в ноябре 1847 г. предложил отбросить и «назвать эту вещь «Коммунистическим манифестом»»[10].

 

Кроме указанных источников, историку КПСС необходимо изучение и других работ основоположников марксизма, в которых ими разработаны программные, тактические и организационные положения пролетарской партии.

 

В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852) на основании обобщения опыта революции 1848-1849 гг. К. Маркс делает важный политический вывод о том, что рабочий класс не сможет победить без поддержки крестьян, а в свою очередь «крестьяне находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ни опровергнуть буржуазный порядок»[11]. К. Маркс подтвердил этот вывод в письме к Ф. Энгельсу от 16 апреля 1856 г. «Все дело в Германии, — писал он, — будет зависеть от возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием крестьянской войны. Тогда все будет прекрасно…»[12].

 

В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» содержится важный политический вывод о необходимости слома буржуазной государственной машины[13], а в работе «Гражданская война во Франции» (1872) Маркс указывает на Парижскую коммуну как на искомую форму диктатуры пролетариата[14].

 

Одним из важнейших источников изучения теории научного коммунизма является «Обращение ЦК к Союзу коммунистов», написанное К. Марксом и Ф. Энгельсом в марте 1850 г. Этот документ подтверждает и развивает основные идеи «Манифеста» и дает формулировку идеи непрерывной революции[15], которую В. И. Ленин развил в новых условиях, в период революции 1905-1907 гг.

 

Названные важнейшие труды и высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса являются необходимыми источниками для изучения первой темы курса по истории нашей партии, начального периода истории КПСС.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс были современниками периода, непосредственно предшествовавшего созданию в России социал-демократической рабочей партии, и поэтому некоторые труды и высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса относятся непосредственно к истории революционного движения в России. В ряде трудов К. Маркс и Ф. Энгельс дали оценку социально-экономическому положению пореформенной России и указали на перспективы рабочего движения и русской революции. В предисловии к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1882 г. указывалось, что теперь «Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе»[16].

 

Источником изучения истории КПСС является также переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, которую они вели почти полвека (1846-1895)[17]. Россия — первая страна, в которой был переведен «Капитал» К Маркса, и, естественно, что самая длительная переписка (1861 -1895 гг.) велась К. Марксом и Ф. Энгельсом с переводчиком «Капитала», Н. Ф. Даниельсоном. В переписке Маркса и Энгельса с народниками и другими русскими политическими деятелями в 70-90-х годах центральное место занимает статья Ф. Энгельса «Об общественных отношениях в России». Эта статья, написанная в 1875 г., явилась ответом на открытое письмо народника Ткачева, отрицавшего классовую основу русского государства, утверждавшего, что оно «не имеет ничего общего с существующим общественным строем» и что русские крестьяне, хотя они и «собственники», «стоят ближе к социализму, чем лишенные собственности рабочие Западной Европы»[18]. Статья Ф. Энгельса и особенно послесловие к ней (1894) являются ценным источником для изучения взглядов основоположников марксизма на судьбы русской общины и русской революции. Изучение трудов К. Маркса и Ф. Энгельса убеждает, что они допускали возможность некапиталистического пути развития России через общину, но лишь при условии победы пролетарской революции на Западе, если таковая произойдет до окончательного распада русской общины[19]. Необходимо учитывать, что Маркс и Энгельс, горячо надеявшиеся, «что русские приближаются к своему 1789 году», что революция «может разразиться каждый день»[20], преувеличивали степень революционного кризиса и роль народников в подготовке революции.

 

Последний и наиболее интересный для нас раздел сборника составляет переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с членами группы «Освобождение труда». Эта переписка может служить ценным источником для изучения деятельности группы «Освобождение труда» по распространению и пропаганде марксизма в России. Она указывает на преемственную связь первых русских марксистов с их великими учителями. «Я горжусь, — писал Ф. Энгельс В. И. Засулич, — что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса»[21]. Обмен письмами между К. Марксом и В. И. Засулич в 1881 г. касается оценки К. Марксом русской общины. Переписка Ф. Энгельса c И. Засулич в 1883-1890 гг., а затем с Г. В. Плехановым в 1893-1895 гг. отражает большую работу членов группы «Освобождение труда» по подготовке и изданию русских переводов трудов К. Маркса «Наемный труд и капитал», «Нищета философии», Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» и других трудов. Из переписки видно, что Энгельс принимал самое непосредственное участие в отборе литературы для переводов, был очень отзывчив на всякие просьбы и давал много ценных советов Г. В. Плеханову в письмах к нему и в личных беседах. Эти письма свидетельствуют о том, что Ф. Энгельс был знаком с первыми марксистскими работами Г. В. Плеханова «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и высоко их оценивал. Г. В. Плеханов подробно информировал его о походе народников против марксизма в журнале «Русское богатство», отдельные номера которого Ф. Энгельс тогда читал в подлиннике.

 

Переписка содержит много интересных мыслей Ф. Энгельса об эволюции русских народников. В последнем письме к Г. В. Плеханову, 26 февраля 1895 г., Ф. Энгельс говорит о своей безуспешной попытке идейно воздействовать на народника Даниельсона. «Как видите, все ни к чему, — писал Ф. Энгельс. — Совершенно невозможно полемизировать с тем поколением русских, к которому он принадлежит и которое все еще верит в стихийно коммунистическую миссию, якобы отличающую Россию»[22]. Ф. Энгельс высказывает в этом письме мысль о том, что «народник», бывший террорист, вполне может кончить тем, что станет монархистом»[23].

 

Основные вопросы, затронутые в переписке К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, делают ее ценным источником истории КПСС.

 

В настоящее время наиболее точный научный перевод произведений К. Маркса и Ф. Энгельса осуществляется Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС во втором издании Сочинений, в котором устранен ряд искажений и неточностей переводов первого издания[24].

 

Следует учитывать, что различные переводы произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, сделанные в конце XIX в. в России, не отличались точностью. Более того, некоторые переводы искажали оригинал, отражая политические взгляды переводчика. Произведения Маркса и Энгельса переводили и народники, и «легальные марксисты», и анархисты. Для исследователя далеко не безразлично, в каком переводе распространялись произведения Маркса и Энгельса. Возьмем, например, перевод «Манифеста Коммунистической партии». Впервые его перевел на русский язык М. А. Бакунин в 1869 г. Но этот перевод искажал самый дух «Манифеста». Достаточно сказать, что слово «класс» Бакунин переводил как «сословие», «классовую борьбу» называл «борьбой сословий». Вместо «завоевание пролетариатом политической власти» говорил «завоевание политической власти через посредство пролетариата» (курсив наш. — 3. Ж.); вместо «открытое восстание» — «бунт»[25]. Бакунин выбрасывал в своем переводе самую идею диктатуры пролетариата, подделывая «Манифест» под анархическую программу. Разумеется, подобный перевод не мог способствовать распространению идей марксизма, да и широкого распространения в России он не имел.

 

В 1882 г. «Манифест» перевел Г. В. Плеханов. И в его переводе были недостатки, отражающие в зародыше меньшевистские ошибки. Г. В. Плеханов «смягчал» некоторые резкие политические формулировки К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, например, вместо «гибель буржуазии» в переводе Г. В. Плеханова было «поражение буржуазии», вместо положения «Манифеста»: «политическая власть — это организованное насилие одного класса над другим», в переводе было: «политическая власть — это организованная сила» и т. д.[26]. Однако в целом по сравнению с переводом Бакунина это был большой шаг вперед: плехановский перевод «Манифеста» хорошо передавал революционный пафос и сущность подлинника. По инициативе Г. В. Плеханова, К. Маркс и Ф. Энгельс написали предисловие к этому переводу. Ф. Энгельс высоко оценил самый перевод[27].

 

Переведенный Г. В. Плехановым «Манифест» был издан 6 мая 1882 г. в Женеве в типографии народнической «социально-революционной библиотеки». Он может считаться первым изданием группы «Освобождение труда». Г. В. Плеханов подготовил к изданию текст перевода «Манифеста» и предисловия к нему К. Маркса и Ф. Энгельса, снабдил перевод своим предисловием и примечаниями, подготовил приложение: Устав Международного товарищества рабочих и отрывок из работы К. Маркса «Гражданская война во Франции».» С этого издания «Манифеста Коммунистической партии» начинается систематическая пропаганда произведений К. Маркса и Ф. Энгельса в России группой «Освобождение труда». «Манифест» в переводе Г. В. Плеханова имел весьма большое распространение в России. Его перепечатывали различными нелегальными способами: литографией, цинкографией, гектографированием; распространяли в рукописных копиях революционные кружки Москвы, Петербурга, Казани, Харькова, Саратова.

 

Находясь в Самаре в 1889-1893 гг., В. И. Ленин сделал перевод «Манифеста» с немецкого. Ленинская рукопись перевода ходила по рукам, но была уничтожена перед обыском[28]. В настоящее время мы располагаем переводами лишь отдельных мест «Манифеста», которые делал В. И. Ленин в своих работах. Эти переводы использованы Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС для подготовки русского текста перевода в юбилейном издании 1948 г.[29].

 

В 1900 г. Г. В. Плеханов подготовил второе издание «Манифеста», так как первое стало библиографической редкостью, а ревизия марксизма оппортунистами требовала последовательной защиты и пропаганды идей «Манифеста».

 

Издание 1900 г. — второе типографское издание русского перевода «Манифеста». Третье типографское издание «Манифеста» на русском языке вышло в переводе В. А. Поссе в 1903 г. в Женеве, но это было ревизионистское издание со множеством искажений. Одним из лучших дореволюционных переводов «Манифеста» считается перевод В. В. Воровского, изданный в 1906 г. легальным большевистским издательством «Знание»[30].

 

Изучая начальный период распространения марксизма в России, исследователь должен выяснить, в каком издании и чьем переводе распространялись произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

С 90-х годов начинается революционная деятельность основателя и вождя нашей партии В. И. Ленина. Источником для изучения рассматриваемого периода являются труды В. И. Ленина, написанные в 1893-1894 гг. Они направлены на разгром народнической теории и составляют неразрывное целое с последующими трудами В. И. Ленина 90-х годов. Ввиду этого их целесообразно рассмотреть ниже.

 

Источником для изучения периода распространения марксизма в России и появления первых марксистских групп являются также работы и отдельные высказывания В. И. Ленина, написанные много лет спустя, в которых дается оценка данного периода, деятельности Г. В. Плеханова и группы «Освобождение труда».

 

Нельзя обойтись, например, без ленинской оценки пореформенной России, приводимой в статьях 1911 г.: «Пятидесятилетие падения крепостного права», ««Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция»[31].

 

В «Конспекте «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844- 1883 гг.»», составленном в 1913 г., В. И. Ленин не только конспектирует высказывания основоположников марксизма о русском революционном движении, но и развивает некоторые их мысли. Так, в конспекте письма Маркса от 13 декабря 1859 г. положение о том, что «в России движение идет быстрее вперед, чем во всей остальной Европе», В. И. Ленин дополняет замечанием: «конституционное и крестьянское движение в России — его успехи и важность (1859-1860)»[32].

 

В ряде трудов В. И. Ленин выступает как историк русского революционного и социал-демократического движения. Научная периодизация истории русского революционного движения, данная В. И. Лениным в статьях «Памяти Герцена» и «Из прошлого рабочей печати в России»[33], очень важна для историка партии. Вслед за дворянским и разночинным периодами истории революционного движения в России наступает период пролетарский, который В. И. Ленин датирует с 1895 г. Этот рубеж означает качественно новую ступень в развитии рабочего движения в России — начало соединения его с научным социализмом под руководством ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Известна также научная периодизация истории русской социал-демократии, данная Лениным в заключении книги «Что делать?»[34]. Начало соединения рабочего движения с социализмом совпадает по ленинской периодизации с появлением социал-демократии как общественного движения, как политической партии.

 

Таким образом, труды классиков марксизма-ленинизма являются важнейшим источником для изучения периода начала рабочего движения и распространения марксизма в России, для изучения истории выработки теоретических, программных, тактических и организационных положений марксистской партии в России. Труды В. И. Ленина содержат наиболее точную марксистскую оценку этого периода, его места в истории КПСС и научную периодизацию истории русской социал-демократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.024 с.)